Какие тенденции завоевывают рынок ЗОЖ-продуктов в России

Согласно данным исследования Nielsen, опубликованного в июле 2019 года, 42% наших соотечественников заявляют, что стремятся похудеть, а 84% изменили для этого пищевые привычки.

Соответственно меняется и покупательское поведение: россияне все чаще при выборе продуктов на полках магазинов оценивают их влияние на здоровье, самочувствие и вес. Проверяют их на отсутствие вредных ингредиентов и добавок.

Итак, какие тренды в потреблении ЗОЖ-продуктов на российском рынке актуальны сегодня, а появление каких ожидается уже в ближайшем в будущем?

Этикетка имеет значение

Опросы показали, что «экологичные» надписи увеличивают продажи. Выяснилось, что 41% потребителей доверяют обозначениям «био», «без ГМО», «натуральный», но чаще всего покупатели выбирают продукты с обозначением «без добавок». Особенно ярко ситуацию отражает спрос на натуральные завтраки.

Продажи завтраков с «натуральной» маркировкой — без добавленного сахара, консервантов, красителей и искусственных ароматизаторов и прочее — выросли на 30%, против 3% роста обычных завтраков. Потребитель готов переплачивать за такой продукт — цена натурального продукта в 1,5 раза больше.

Набирают популярность и другие эконадписи: продажи товаров с пометкой «Для веганов» за год с октября 2018 по октябрь 2019 выросли на 102%; «без ГМО» — на 50%; «био», «эко», «натуральный» — на 39%; «без глютена» — на 25%.

На возросший спрос реагируют и ритейлеры: в магазинах все чаще встречаются специализированные разделы или отдельные ЗОЖ-полки с продуктами, которые позиционируются как инновационные, безглютеновые, полезные, удобные или органические.

Повышению доверия населения к ЗОЖ-маркировке должен послужить вступивший с этого года закон «Об органической продукции». Единая маркировка товаров позволит покупателям быть уверенными, что органический продукт соответствует всем национальным и международным стандартам.

Тяга к разнообразию

Лидерами ЗОЖ-продукции в 2019 году стали сразу несколько категорий товаров:

  • орехово-фруктовые и протеиновые снеки;
  • растительное молоко;
  • растительное мясо;
  • сиропы из натуральных фруктов и ягод;
  • хлебцы.

Это, так называемая, «здоровая» альтернатива привычному питанию. Впрочем, интерес к этим продуктам связан не только с тягой к натуральному, но и с современной моделью потребления: люди хотят разнообразия в питании и ищут новые предложения. Что нового хотят покупатели? Экзотических вкусов, свежих текстур и новых упаковок.

Остановимся подробнее на некоторых категориях среди продуктов-лидеров.

Хит — растительное молоко

За весь прошлый год россияне выпили почти 12 миллионов литров этого напитка, что почти в семь раз больше, чем годом ранее. Если несколько лет назад растительный продукт воспринимался просто как альтернатива коровьему — его употребляли в основном люди, страдающие от непереносимости лактозы, — то теперь ореховое, соевое и овсяное молоко быстро завоевывают популярность среди сторонников ЗОЖ.

По темпам роста в этом сегменте бьет рекорды напиток из овса: рост его продаж опережает аналоги — кокосового, кокосово-рисового, гречневого и других видов молока. В целом новый продукт полностью соответствует концепции велнес-питания — у растительного молока невысокая калорийность, оно подходит веганам, не содержит гормонов, холестерина и животных белков, зато обогащено витаминами и минералами. Однако, несмотря на здоровую концепцию растительного молока, важно читать состав для избегания продуктов с добавленным сахаром.

Фокус на высокобелковую продукцию

Протеиновые линейки выходят за рамки профессиональных магазинов спортивного питания и появляются во всех федеральных сетях: от премиум сегмента до масс-маркета. Здесь все чаще можно встретить отдельные полки протеинового питания. Стремительно набирают обороты продажи батончиков на основе растительного протеина, преимущественно горохового, с высоким содержанием клетчатки и низким содержанием углеводов.

Орехово-фруктовые снеки

В первую очередь, речь идет о снэк-боксах и «здоровых» чипсах. Их готовят из дегидрированных ягод, овощей и фруктов — моркови, яблок, свеклы, ламинарии. Такие перекусы намного полезнее, чем традиционные чипсы из картофеля, и низкокалорийны.

Суперфуды и новые ингредиенты

Сегодня все больше россиян готовы покупать продукты, содержащие суперфуды — они помогают поддержать уровень элементов в организме естественным путем.

Растет объем потребления продуктов с содержанием агаптогенов — веществ, способных мобилизовать жизненные силы организма, поднять иммунитет, вернуть жизненный тонус, замедлить старение: лимонника, маки, туласи, моринги, ашваганды. Также выросло производство продукции с содержанием куркумы — слайсы, крекеры и прочее.

Ожидания рынка

В ближайшие годы ЗОЖ будет все глубже проникать на российский рынок. Это дает местным производителям товаров здорового питания и ретейлерам, сумевшим увеличить ассортимент таких товаров, стимул для роста. Понятно, что фуд-игроки, желающие попасть в струю потребительских трендов, должны не только иметь их вовремя распознавать и быстро подстраиваться, но и стараться их предугадывать.

Рынок ЗОЖ-продукции в России растет. Однако, есть на нем еще незанятые ниши. В США, которые, безусловно, можно назвать трендсетером FMCG-рынка, уже несколько лет набирает полярность комбуча. В России он известен больше как напиток на основе чайного гриба. У нас же только сейчас начинают появляться такие напитки, в основном популярностью пользуются импортные, но я уверена, что данный сегмент рынка вскоре займут и российские игроки. Тоже самое можно сказать о полезных снеках для детей.

Еще одно перспективное направление для нашего рынка — «полезное» мороженое, которое стало безумно популярным за рубежом. Это настоящий кладезь витаминов, поскольку готовится из овощей: моркови, тыквы, свеклы, шпината и не только. К тому же продукт готовится без сахара, но остается очень вкусным.

В России полезное мороженое представлено не настолько широко, как за рубежом. Пока на эту нишу могли бы обратить внимание единичные производители, но у них могут появиться конкуренты.

Ожидается рост спроса на продукты с пробиотиками — полезными микробными культурами, которые помогают нашей пищеварительной системе работать правильно. Например, в мире растет потребление гранолы, ореховой пасты, супов, батончиков, овсяных продуктов с пробиотиками.

Наконец, развитие на отечественном рынке со временем получит еще один продукт — растительное мясо. Пока эксперименты с «выращиванием» такой продукции активно ставятся за рубежом, но спрос на импортные мясозаменители со стороны российских веганов заставит в скором времени обратить внимание на этот сегмент отечественных разработчиков и производителей.

Читайте также:

 
Комментарии
Главный инженер, Санкт-Петербург

Это хорошо что есть рост, но к примеру рынок съедобных насекомых за 5 лет в мире вырос в  3 раза!!! Вот где деньги. Я уже заобщался с профильными специалистами. Оказывается в РФ есть люди которые в научных целях уже их едят. 
Надо организовывать фабрику по производтсву оборудования для домашнего выращивания. Можно запилить стартап.

Рук. службы допечатной подготовки, Москва

Однако, жили как-то без всего этого веками-тысячелетиями... Без этих "снеков" и прочих непонятных вещей. Все - пора в тайгу. Надоел этот инфантилизм :)

 

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Андрей Бровко пишет:

Однако, жили как-то без всего этого веками-тысячелетиями... Без этих "снеков" и прочих непонятных вещей. Все - пора в тайгу. Надоел этот инфантилизм :)

 

Вложений минимум! Есть место! Даже места! В центре Питера есть зоны продвинутой технозожкратов, которые десятилетиями живут бок обок с носителями кладезь протеина -- с нашими тараканами.

Алексей Уланов пишет:
Можно запилить стартап.

И, всего-то организовать пункт сбора сырья. Понесут много. Главное -- этикетка с надписями: био, натуральный протеин, инновационный витаминный комплекс адаптированный под местные условия. И, тараканы, уверен, против не будут. Ведь для этого им надо будет активно размножаться. А, они это умеют. 

Главный инженер, Санкт-Петербург
Валерий Андреев пишет:
Андрей Бровко пишет:

Однако, жили как-то без всего этого веками-тысячелетиями... Без этих "снеков" и прочих непонятных вещей. Все - пора в тайгу. Надоел этот инфантилизм :)

 

Вложений минимум! Есть место! Даже места! В центре Питера есть зоны продвинутой технозожкратов, которые десятилетиями живут бок обок с носителями кладезь протеина -- с нашими тараканами.

Алексей Уланов пишет:
Можно запилить стартап.

И, всего-то организовать пункт сбора сырья. Понесут много. Главное -- этикетка с надписями: био, натуральный протеин, инновационный витаминный комплекс адаптированный под местные условия. И, тараканы, уверен, против не будут. Ведь для этого им надо будет активно размножаться. А, они это умеют. 

В первую ночь при переезде в СПБ меня покусали клопы. Тараканов сейчас мало, на них очень негативно влияют консерванты добавляемые в современные продукты. 
Я думаю к примеру можно продавать термитов. К примеру хочешь сделать добро соседу, насыпал ему килограмм термитов, они соответственно все ненужные перекрытия, перегородки, книги и мебель в доме съедят. 

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Алексей Уланов пишет:
В первую ночь при переезде в СПБ меня покусали клопы. Тараканов сейчас мало

...видать, спрос сместился....я, как-то выпал из темы...ну, у них постоянно конкурентная борьба.

Алексей Уланов пишет:
на них очень негативно влияют консерванты

Зато, смещается в более широкий сегмент, очень сейчас актуальный -- натуральное с длительным сроком хранения и без консервантов. 

Алексей Уланов пишет:
к примеру можно продавать термитов.

Только, нужно их перенеймить в нанотермитов и можно продвигать и в МО и в строит.компании. запустил таких и, всё сожрут.

Очень актуально для мусорной отрасли. Эконанотермитные фермы и от мусора ничего не останется. И, опять же, много минеральных удобрений -- с/х поднимем.

 

Консультант, Москва
Алексей Уланов пишет:
Это хорошо что есть рост, но к примеру рынок съедобных насекомых за 5 лет в мире вырос в  3 раза!!! Вот где деньги. Я уже заобщался с профильными специалистами. Оказывается в РФ есть люди которые в научных целях уже их едят. Надо организовывать фабрику по производтсву оборудования для домашнего выращивания. Можно запилить стартап.

Знала одну целительницу - она на своем приусадебном  участке  имела оргомную муравьинную  кучу, около метра высотой и лечила туберкулез  муравьинными личинками. Добывала муравьинную кислоту и лечила болезни ЖКТ  Пастой из растертых муравьев лечила артриты.

В Китае  употребляют порошок из сухих муравьев в виде пищевых добавок, и продают по всему миру. На рынках продают "живые"  муравьинные личинки, цены на них  достаточно   высокие, но покупают. Бизнес приносит хороший доход. 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Алексей Уланов пишет:
В первую ночь при переезде в СПБ меня покусали клопы. Тараканов сейчас мало, на них очень негативно влияют консерванты добавляемые в современные продукты. 

А я последние полгода веду с внезапно появившимися тараканами упорную борьбу, только без химии, чтобы себя не потравить. В один момент они вроде исчезли, а потом опять появились, причем были черные, а появились рыжие.

Я в интернете читал, что где-то поймали злоумышленников, которые их запускали в интересах фирм, которые их травят.

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:
Я в интернете читал, что где-то поймали злоумышленников, которые их запускали в интересах фирм, которые их травят.

Стимулирование спроса это называется.

 

Генеральный директор, Москва

ЗОЖ это вера. Это философия и образ жизни. Только так и стоит рассматривать этот сектор рынка. 

Это аналогично продаже индульгенций. 

Вообще современные рынки представляют собой борьбу конкурирующих философий жизни. 

Слабым местом ЗОЖ - религии можно считать отсутстивие глобальной цели. ЗОЖ - вера не дает ответа зачем долго жить. Т.е. жить хорошо, долго и правильно нужно, но зачем. 

На эту тему был отличный анекдот "Живешь то ты правильно, но зря". 

На этот вопрос ни одно ЗОЖ-движение ответа не дает. Долго жить, как самоценность недостаточно. Это замечают как сами ЗОЖ-активисты, так и те кто с ними живет близко. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии