Какие тенденции завоевывают рынок ЗОЖ-продуктов в России

Согласно данным исследования Nielsen, опубликованного в июле 2019 года, 42% наших соотечественников заявляют, что стремятся похудеть, а 84% изменили для этого пищевые привычки.

Соответственно меняется и покупательское поведение: россияне все чаще при выборе продуктов на полках магазинов оценивают их влияние на здоровье, самочувствие и вес. Проверяют их на отсутствие вредных ингредиентов и добавок.

Итак, какие тренды в потреблении ЗОЖ-продуктов на российском рынке актуальны сегодня, а появление каких ожидается уже в ближайшем в будущем?

Этикетка имеет значение

Опросы показали, что «экологичные» надписи увеличивают продажи. Выяснилось, что 41% потребителей доверяют обозначениям «био», «без ГМО», «натуральный», но чаще всего покупатели выбирают продукты с обозначением «без добавок». Особенно ярко ситуацию отражает спрос на натуральные завтраки.

Продажи завтраков с «натуральной» маркировкой — без добавленного сахара, консервантов, красителей и искусственных ароматизаторов и прочее — выросли на 30%, против 3% роста обычных завтраков. Потребитель готов переплачивать за такой продукт — цена натурального продукта в 1,5 раза больше.

Набирают популярность и другие эконадписи: продажи товаров с пометкой «Для веганов» за год с октября 2018 по октябрь 2019 выросли на 102%; «без ГМО» — на 50%; «био», «эко», «натуральный» — на 39%; «без глютена» — на 25%.

На возросший спрос реагируют и ритейлеры: в магазинах все чаще встречаются специализированные разделы или отдельные ЗОЖ-полки с продуктами, которые позиционируются как инновационные, безглютеновые, полезные, удобные или органические.

Повышению доверия населения к ЗОЖ-маркировке должен послужить вступивший с этого года закон «Об органической продукции». Единая маркировка товаров позволит покупателям быть уверенными, что органический продукт соответствует всем национальным и международным стандартам.

Тяга к разнообразию

Лидерами ЗОЖ-продукции в 2019 году стали сразу несколько категорий товаров:

  • орехово-фруктовые и протеиновые снеки;
  • растительное молоко;
  • растительное мясо;
  • сиропы из натуральных фруктов и ягод;
  • хлебцы.

Это, так называемая, «здоровая» альтернатива привычному питанию. Впрочем, интерес к этим продуктам связан не только с тягой к натуральному, но и с современной моделью потребления: люди хотят разнообразия в питании и ищут новые предложения. Что нового хотят покупатели? Экзотических вкусов, свежих текстур и новых упаковок.

Остановимся подробнее на некоторых категориях среди продуктов-лидеров.

Хит — растительное молоко

За весь прошлый год россияне выпили почти 12 миллионов литров этого напитка, что почти в семь раз больше, чем годом ранее. Если несколько лет назад растительный продукт воспринимался просто как альтернатива коровьему — его употребляли в основном люди, страдающие от непереносимости лактозы, — то теперь ореховое, соевое и овсяное молоко быстро завоевывают популярность среди сторонников ЗОЖ.

По темпам роста в этом сегменте бьет рекорды напиток из овса: рост его продаж опережает аналоги — кокосового, кокосово-рисового, гречневого и других видов молока. В целом новый продукт полностью соответствует концепции велнес-питания — у растительного молока невысокая калорийность, оно подходит веганам, не содержит гормонов, холестерина и животных белков, зато обогащено витаминами и минералами. Однако, несмотря на здоровую концепцию растительного молока, важно читать состав для избегания продуктов с добавленным сахаром.

Фокус на высокобелковую продукцию

Протеиновые линейки выходят за рамки профессиональных магазинов спортивного питания и появляются во всех федеральных сетях: от премиум сегмента до масс-маркета. Здесь все чаще можно встретить отдельные полки протеинового питания. Стремительно набирают обороты продажи батончиков на основе растительного протеина, преимущественно горохового, с высоким содержанием клетчатки и низким содержанием углеводов.

Орехово-фруктовые снеки

В первую очередь, речь идет о снэк-боксах и «здоровых» чипсах. Их готовят из дегидрированных ягод, овощей и фруктов — моркови, яблок, свеклы, ламинарии. Такие перекусы намного полезнее, чем традиционные чипсы из картофеля, и низкокалорийны.

Суперфуды и новые ингредиенты

Сегодня все больше россиян готовы покупать продукты, содержащие суперфуды — они помогают поддержать уровень элементов в организме естественным путем.

Растет объем потребления продуктов с содержанием агаптогенов — веществ, способных мобилизовать жизненные силы организма, поднять иммунитет, вернуть жизненный тонус, замедлить старение: лимонника, маки, туласи, моринги, ашваганды. Также выросло производство продукции с содержанием куркумы — слайсы, крекеры и прочее.

Ожидания рынка

В ближайшие годы ЗОЖ будет все глубже проникать на российский рынок. Это дает местным производителям товаров здорового питания и ретейлерам, сумевшим увеличить ассортимент таких товаров, стимул для роста. Понятно, что фуд-игроки, желающие попасть в струю потребительских трендов, должны не только иметь их вовремя распознавать и быстро подстраиваться, но и стараться их предугадывать.

Рынок ЗОЖ-продукции в России растет. Однако, есть на нем еще незанятые ниши. В США, которые, безусловно, можно назвать трендсетером FMCG-рынка, уже несколько лет набирает полярность комбуча. В России он известен больше как напиток на основе чайного гриба. У нас же только сейчас начинают появляться такие напитки, в основном популярностью пользуются импортные, но я уверена, что данный сегмент рынка вскоре займут и российские игроки. Тоже самое можно сказать о полезных снеках для детей.

Еще одно перспективное направление для нашего рынка — «полезное» мороженое, которое стало безумно популярным за рубежом. Это настоящий кладезь витаминов, поскольку готовится из овощей: моркови, тыквы, свеклы, шпината и не только. К тому же продукт готовится без сахара, но остается очень вкусным.

В России полезное мороженое представлено не настолько широко, как за рубежом. Пока на эту нишу могли бы обратить внимание единичные производители, но у них могут появиться конкуренты.

Ожидается рост спроса на продукты с пробиотиками — полезными микробными культурами, которые помогают нашей пищеварительной системе работать правильно. Например, в мире растет потребление гранолы, ореховой пасты, супов, батончиков, овсяных продуктов с пробиотиками.

Наконец, развитие на отечественном рынке со временем получит еще один продукт — растительное мясо. Пока эксперименты с «выращиванием» такой продукции активно ставятся за рубежом, но спрос на импортные мясозаменители со стороны российских веганов заставит в скором времени обратить внимание на этот сегмент отечественных разработчиков и производителей.

Читайте также:

 
Комментарии
Начальник участка, Волгоград

Это хорошо что есть рост, но к примеру рынок съедобных насекомых за 5 лет в мире вырос в  3 раза!!! Вот где деньги. Я уже заобщался с профильными специалистами. Оказывается в РФ есть люди которые в научных целях уже их едят. 
Надо организовывать фабрику по производтсву оборудования для домашнего выращивания. Можно запилить стартап.

Рук. службы допечатной подготовки, Москва

Однако, жили как-то без всего этого веками-тысячелетиями... Без этих "снеков" и прочих непонятных вещей. Все - пора в тайгу. Надоел этот инфантилизм :)

 

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Андрей Бровко пишет:

Однако, жили как-то без всего этого веками-тысячелетиями... Без этих "снеков" и прочих непонятных вещей. Все - пора в тайгу. Надоел этот инфантилизм :)

 

Вложений минимум! Есть место! Даже места! В центре Питера есть зоны продвинутой технозожкратов, которые десятилетиями живут бок обок с носителями кладезь протеина -- с нашими тараканами.

Алексей Уланов пишет:
Можно запилить стартап.

И, всего-то организовать пункт сбора сырья. Понесут много. Главное -- этикетка с надписями: био, натуральный протеин, инновационный витаминный комплекс адаптированный под местные условия. И, тараканы, уверен, против не будут. Ведь для этого им надо будет активно размножаться. А, они это умеют. 

Начальник участка, Волгоград
Валерий Андреев пишет:
Андрей Бровко пишет:

Однако, жили как-то без всего этого веками-тысячелетиями... Без этих "снеков" и прочих непонятных вещей. Все - пора в тайгу. Надоел этот инфантилизм :)

 

Вложений минимум! Есть место! Даже места! В центре Питера есть зоны продвинутой технозожкратов, которые десятилетиями живут бок обок с носителями кладезь протеина -- с нашими тараканами.

Алексей Уланов пишет:
Можно запилить стартап.

И, всего-то организовать пункт сбора сырья. Понесут много. Главное -- этикетка с надписями: био, натуральный протеин, инновационный витаминный комплекс адаптированный под местные условия. И, тараканы, уверен, против не будут. Ведь для этого им надо будет активно размножаться. А, они это умеют. 

В первую ночь при переезде в СПБ меня покусали клопы. Тараканов сейчас мало, на них очень негативно влияют консерванты добавляемые в современные продукты. 
Я думаю к примеру можно продавать термитов. К примеру хочешь сделать добро соседу, насыпал ему килограмм термитов, они соответственно все ненужные перекрытия, перегородки, книги и мебель в доме съедят. 

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Алексей Уланов пишет:
В первую ночь при переезде в СПБ меня покусали клопы. Тараканов сейчас мало

...видать, спрос сместился....я, как-то выпал из темы...ну, у них постоянно конкурентная борьба.

Алексей Уланов пишет:
на них очень негативно влияют консерванты

Зато, смещается в более широкий сегмент, очень сейчас актуальный -- натуральное с длительным сроком хранения и без консервантов. 

Алексей Уланов пишет:
к примеру можно продавать термитов.

Только, нужно их перенеймить в нанотермитов и можно продвигать и в МО и в строит.компании. запустил таких и, всё сожрут.

Очень актуально для мусорной отрасли. Эконанотермитные фермы и от мусора ничего не останется. И, опять же, много минеральных удобрений -- с/х поднимем.

 

Консультант, Москва
Алексей Уланов пишет:
Это хорошо что есть рост, но к примеру рынок съедобных насекомых за 5 лет в мире вырос в  3 раза!!! Вот где деньги. Я уже заобщался с профильными специалистами. Оказывается в РФ есть люди которые в научных целях уже их едят. Надо организовывать фабрику по производтсву оборудования для домашнего выращивания. Можно запилить стартап.

Знала одну целительницу - она на своем приусадебном  участке  имела оргомную муравьинную  кучу, около метра высотой и лечила туберкулез  муравьинными личинками. Добывала муравьинную кислоту и лечила болезни ЖКТ  Пастой из растертых муравьев лечила артриты.

В Китае  употребляют порошок из сухих муравьев в виде пищевых добавок, и продают по всему миру. На рынках продают "живые"  муравьинные личинки, цены на них  достаточно   высокие, но покупают. Бизнес приносит хороший доход. 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Алексей Уланов пишет:
В первую ночь при переезде в СПБ меня покусали клопы. Тараканов сейчас мало, на них очень негативно влияют консерванты добавляемые в современные продукты. 

А я последние полгода веду с внезапно появившимися тараканами упорную борьбу, только без химии, чтобы себя не потравить. В один момент они вроде исчезли, а потом опять появились, причем были черные, а появились рыжие.

Я в интернете читал, что где-то поймали злоумышленников, которые их запускали в интересах фирм, которые их травят.

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:
Я в интернете читал, что где-то поймали злоумышленников, которые их запускали в интересах фирм, которые их травят.

Стимулирование спроса это называется.

 

Генеральный директор, Москва

ЗОЖ это вера. Это философия и образ жизни. Только так и стоит рассматривать этот сектор рынка. 

Это аналогично продаже индульгенций. 

Вообще современные рынки представляют собой борьбу конкурирующих философий жизни. 

Слабым местом ЗОЖ - религии можно считать отсутстивие глобальной цели. ЗОЖ - вера не дает ответа зачем долго жить. Т.е. жить хорошо, долго и правильно нужно, но зачем. 

На эту тему был отличный анекдот "Живешь то ты правильно, но зря". 

На этот вопрос ни одно ЗОЖ-движение ответа не дает. Долго жить, как самоценность недостаточно. Это замечают как сами ЗОЖ-активисты, так и те кто с ними живет близко. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Итоги опроса: с представителями какой профессии сложнее всего общаться на работе

Сложнее всего общаться на работе с бухгалтерами и юристами, считают россияне. 

Число россиян, согласных на черную зарплату, достигло минимума за 12 лет

Россиян, готовых получать зарплату «в конверте», сегодня почти на четверть меньше, чем в разгар пандемии.

Трудоспособное население в возрасте 20-24 лет за десятилетие сократилось вдвое

Сказываются последствия невысокой рождаемости 1990-х годов.

В каких регионах РФ больше всего жителей занимаются малым бизнесом

На первом месте – Санкт-Петербург.