Умные люди ценят свободу или продают ее дорого

Летом 2013 года Сергей Белоусов стал генеральным директором компании Acronis (решения резервного копирования, хранения и восстановления данных). Эту компанию Белоусов основал в 2000 году, а через пять лет передал управление команде менеджеров, чтобы плотнее заняться другими своими растущими бизнесами, в том числе Parallels, Acumatica, а затем и венчурным фондом Runa Capital.

К декабрю 2013 года в Acronis уже произошли серьезные изменения, особенно в рядах топ-менеджмента. Вместе с Белоусовым в компанию пришла его управленческая команда, а также несколько топ-менеджеров из Microsoft, «Лаборатории Касперского» и других крупных IT-компаний.

Однако главные изменения впереди. Ведь Белоусов планирует увеличить оборот Acronis в десять-двадцать раз до $5 млрд и вывести бизнес на новые географические рынки.

Почему успешность и мощь ― это растяжимые понятия в бизнесе? Какая проблема станет основной для человечества в ближайшие десятилетия? Что нельзя отнимать у людей, которые создают лучшие продукты? И как отличить здоровую компанию от больной?

Об этом и многом другом Executive.ru беседует с известным предпринимателем и венчурным инвестором Сергеем Белоусовым.

Executive.ru: «В неспокойные времена для компании будет лучше, если у руля встанет предприниматель, а не менеджер». Так вы аргументировали свое возвращение в Acronis в одной из недавних статей. Что именно вас сейчас не устраивает в Acronis?

Сергей Белоусов: Неспокойные времена ― это наоборот хорошо. Это вовсе не означает, что меня что-то не устраивает. Зачем люди едут на Аляску во время золотой лихорадки ― это тоже неспокойное время? Тут два главных фактора: могу ли я что-то сильно испортить в Acronis? Худшее, что может произойти, ― все станет ненамного лучше прежнего, и это не так уж страшно. Второй фактор ― смогу ли я сделать все намного лучше? Да. Я вижу новые возможности для компании, которых я не видел восемь лет назад. Я постараюсь максимально реализовать возможности с командой Acronis, дополненной новыми людьми.


Вместе с Сергеем Белоусовым (слева) в Acronis пришел Станислав Протасов (справа), главный человек в Parallels по разработкам. Фото: Parallels

Executive.ru: То есть, предыдущие команды управленцев Acronis проявили себя не на полную мощность?

С.Б.: Мощность ― в бизнесе понятие растяжимое. Допустим, вам принадлежит сеть магазинов «Лента». Плохо ли вы работаете, если построили сеть гипермаркетов с оборотом в $3 млрд? При этом существует Walmart с оборотом $500 млрд.

Вот меня часто называют успешным бизнесменом. Ну, какой же я успешный? У Acronis оборот несколько сот миллионов долларов в год, а другие успешные компании в смежных областях имеют обороты в несколько десятков миллиардов. Это как обороты «Лента» и Walmart.

Executive.ru: Что будете менять в компании?

С.Б.: Главные три области для улучшения: 1) новые заточенные технологии; 2) фокус на новые географические рынки, где Acronis может быть номер один, например, на Россию; 3) фокус на облачные системы хранения, доступа, архивации, резервного копирования данных и безопасного доступа. Кардинальные перемены уже начались. С января 2014 года начнем активно объявлять о выходе новых продуктов, покупке копаний, найме лучших кадров.

Executive.ru: Чем ваша нынешняя мотивация отличается от той, что была в 2000-е годы, когда основывали компанию?

С.Б.: Раньше я был намного моложе, поэтому мало думал о мотивации. Просто делал. Тогда я относился к Acronis, как к некому способу заработать деньги. При этом в 2005 году я еще не видел, что Acronis может стать компанией с многомиллиардной прибылью.

А сейчас Acronis для меня ― не столько способ заработать, сколько возможность донести многим бизнесменами и частным пользователям о важном, простом и удобном способе решения частых проблем с потерей данных. За восемь лет ситуация изменилась, и сейчас данные имеют гораздо большее значение. Да, в этом сегменте много компаний, но у большинства технологии существенно слабее, чем у Acronis , поэтому мы можем их догнать и перегнать.

Executive.ru: В том числе и Dropbox

С.Б.: Dropbox ― не совсем наш конкурент, но компания из этой области. Наши мобильные продукты предназначены для сверхценных данных, которые вы никому не хотите показывать, а Dropbox работает с данными, которыми вы хотите делиться с миром. Это разные данные.

Executive.ru: То есть, вы больше заточены на корпоратов?

С.Б.: Почему? У каждого человека есть важные и специфические данные, которые он не хочет хранить там, где к ним теоретически кто-то может получить доступ. Сегодня про каждого можно найти много компромата, если получить доступ к его электронным данным.

Много лет назад люди верили: когда тебя хотят убить, этого точно не сделают в церкви. Но убивают и в церквях, причем уже давно. Сегодня часть мирового населения не видит ничего плохого в том, что, скажем, у Агентства национальной безопасности США есть копии всех данных. Ангела Меркель не очень нервничает, потому что вроде как в Агентстве работают хорошие ребята, они всех защищают. Но это не так. Там работают люди, они могут ваши данные использовать и в плохих целях тоже. Просто пока к вашим данным мало доступа, а чем дальше, тем больше вероятность того, что они могут прямо или косвенно быть использованы вам во вред.

Поэтому сохранить приватность ― это большая мировая проблема, которая в следующие тридцать лет станет одной из ключевых проблем людей.

Это как вирусы. В одной книге объяснялось, что сильнейшие цивилизации покоряли других не за счет высокого IQ, а потому что они производили больше еды ― плотность населения росла, распространялись вирусы. Выжившие люди вырабатывали иммунитет, а многие коренные африканцы, индейцы и австралийцы погибали от неприспособленности к вирусам, привезенными европейцами.

То же самое происходит с данными. Грубо говоря, сегодня вирусы ― это и компьютерные программы, и люди, которые с вашими данными что-то делают. Например, если ваша девушка встроит вам чип в голову и будет прослушивать все ваши разговоры и отслеживать местонахождение, будет ли она довольна вашим поведением?

Возвращаясь к предыдущему вопросу, я просто хочу сказать, что Dropbox не является сервисом, которому вы можете доверить любые личные, корпоративные или государственные данные.

Executive.ru: Что мешает «плохим парням» заполучить данные, хранящиеся у вас?

С.Б.: В этом суть истории со Сноуденом. Он объяснил, что Агентство национальной безопасности пришло к сотне компаний и получило физический доступ к данным людей. СЕО Dropbox может вскрыть жесткий диск ― там в маленьком кусочке хранятся данные пользователей. А у нас нет физического доступа, потому что этот жесткий диск находится в руках у сотен тысяч компаний и миллионов людей, он не принадлежит нам.

Executive.ru: Вернемся к вашему переходу в Acronis. Правда ли, что за вами в Acronis из Parallels и Runa ушли около десяти топ-менеджеров?


На декабрьской конференции TechCrunch Moscow Сергей Белоусов выступал уже в рубашке Acronis. Фото: tc.digitaloctober.ru

С.Б.: Из Runa со мной перешли два человека: Маша Дрокова, вице-президент по коммуникациям, и Гайдар Магдануров, мой советник. Из Parallels к команде Acronis присоединились ― Станислав Протасов, старший вице-президент по разработке, и Иван Луковников, вице-президент по разработке в бизнес-юните, который занимается облачными технологиями. Но я по-прежнему являюсь совладельцем, мажоритарным владельцем и председателем совета директоров Parallels, и большая часть команды осталась там.

Executive.ru: Насколько добровольным было решение людей о переходе?

С.Б.: Я их попросил, они были не против. Это обычная история, ничего странного тут нет. Базовый инстинкт подразумевает наличие вождя, альфа-самца. Главный самец у горилл имеет право заниматься сексом с любыми самками, а если он куда-то идет, то все должны идти за ним. В России журналисты и пиарщики часто ассоциируют компанию с одним человеком. На самом деле рост компании ― заслуга всей нашей команды, и только вместе с ней я могу быть успешным. В этом смысле лучшая компания ― Microsoft, потому что она ассоциируется со многими людьми. Еще лучше IBM, которая ассоциируется с брендом IBM. Как зовут СЕО IBM или Intel? Вы знаете?

Давно закончились времена, когда можно что-то сделать в одиночку. У меня есть команда, с которой я могу достигать успеха, ― часть этой команды пришла в Acronis.

Например, все бизнес-проекты мы делаем с моим партнером Ильей Зубаревым пополам. Вообще расширенная команда ― это примерно пара дюжин человек в любой момент времени. Без них я не могу достигать отличных результатов. Сложно объяснить распределение наших ролей, решение мы принимаем вместе, но для внешней аудитории чаще всего фигурирует Сергей Белоусов. У Цукерберга наверняка тоже есть команда, у Джобса точно была команда, и она последовала за ним в Next, а потом обратно в Apple.

Единственное: некоторые отвергнутые члены команды потом пишут гадости, как Стив Возняк, а в остальном это всегда команда.

Executive.ru: Была новость, что вы инвестируете $10 млн в московский центр Acronis Lab и будете собирать туда лучших IT-специалистов рынка. Где вы их будете брать?

С.Б.: Будем индивидуально выращивать в вузах, переманивать. Конечно, это долгий процесс. Сейчас в Acronis Lab меньше десяти человек, а нам нужно тридцать. Рынок труда программистов ― это не рынок футболистов. Например, олигарх, владелец футбольных клубов может рассуждать, купить ли ему Месси или нет. Для него вопрос только в цене. Программисты получают приблизительно одинаково, но их надо уговаривать, они хотят делать крутые продукты, им нужна автономность и возможность развивать свои таланты, им должно быть действительно интересно. У нас интересно!

Executive.ru: У вас есть договоренности, например, с Евгением Касперским о непереманивании?

С.Б.: У нас хорошие отношения с Касперским и нашими ключевыми людьми. Будь у нас такие договоренности, у нас бы не работали крутые люди, потому что у них есть базовый инстинкт ― желание быть свободными. Продвинутые люди ни в коем случае не захотят поменять свободу на что-то другое. А если захотят, то продадут ее чрезвычайно дорого, непропорционально своей себестоимости и полезности.

При этом, если люди переходят из Касперского к нам или наоборот, мы стараемся сделать такой переход вежливым. Всегда спрашиваем, что человеку не нравится там, почему хочет к нам, закончил ли он там проекты. То есть, чтобы это было честно, чтобы никто не страдал.

Есть компании, которые мы не любим, поэтому стараемся из них персонал не нанимать. Важна мотивация, а у людей, пришедших из недружественной нам компании, чаще всего поломанная мотивация. Мотивация должна быть здоровой.

Executive.ru: Олег Тиньков как-то говорил, что главная мотивация ― деньги. Как оцениваете деньги в качестве главного мотиватора? Что, если не деньги?

С.Б.: Важны ли деньги? Да, они являются важной частью мотивации. Но мотивация разделяется на первичную и вторичную. Тяжело разделить причину и следствие. У Олега, возможно, это первичная. Ну, бывает. Хотя, думаю, он не верит в это, а просто любит публичные заявления.

Мне кажется, что деньги для меня ― это не первичная мотивация. Зато у моего партнера она первична. Быть успешным бизнесменом без материальной мотивации ― тяжело. У нас баланс.

Я однажды говорю одному олигарху, тоже выпускнику Физтеха: «Дай денег, ты же добрый». А он ответил: «Нет, такие богатые, как я, не могут быть добрыми, мы все жадные». Хотя я думаю, что на самом деле он шутил. Мне проще, и я не переживаю по этому поводу ― у меня есть партнер, который играет роль жадного.

Executive.ru: То есть, не деньги ― главное?

С.Б.: Бизнес ― это всегда история про зарабатывание денег для акционеров путем решения проблем конечных потребителей. Даже в уставе написано, что основная задача ― создание добавленной стоимости и прибыли. Acronis действительно хочет вырасти в десять-двадцать раз меньше чем за десять лет.

Представьте график: слева ― больные жадные компании, у них деньги на первом месте; справа ― больные добрые; а посередине ― здоровые, у них на первом месте желание осчастливить человечество. Они наиболее успешные, в сумме они больше всех зарабатывают и больше делают полезного.

Мы всегда верили, что заработать можно, только осчастливив человечество, то есть ― делая что-то полезное.

Executive.ru: Так звучат миссии всех крупных компаний: Google, Facebook

С.Б.: Я и говорю, что есть здоровые компании, а есть больные: патентные тролли или private equity инвесторы ― они тоже зарабатывают деньги. Это все условно.

Executive.ru: Вы упомянули патенты. Как часто сталкиваетесь с вопросами патентирования?

С.Б.: Патентные суды являются частью жизни IT-компании. Сейчас нас судит компания Symantec. Патентный суд в среднем стоит $1-10 млн в год, и $2-30 млн за весь процесс. Поэтому судить компанию, у которой нет таких денег, бессмысленно. На суд больше потратишь, чем заработаешь. У Acronis это шестой суд. Это абсолютно стандартная практика для международных технологических компаний.

Обязательно нужно создавать новые патенты: не для нападения, а для защиты. Потому что для растущих компаний патенты ― средство защиты, для больших ― средство нападения на средние растущие. Но патентные войны ― это как грипп: если моешь руки и делаешь вакцинацию, то в разы снижаешь риск заболеть.

Здоровая компания может тратить на патенты 1-2% оборота, включая патентные суды и патентные расходы. Если тратить меньше, то приходишь к тому, что тратишь больше. В Acronis будем создавать в два-три раза больше патентов, чем другие компании подобного масштаба. Например, у Parallels в двадцать раз больше патентов на единицу оборудования, чем у Касперского, хотя Parallels в несколько раз меньше. У Acronis похоже. Это не хорошо и не плохо ― у нас такая стратегия, у Касперского другая.

Executive.ru: Патентные войны влияют только на юридический отдел? Или сказываются на продуктах и продажах?

С.Б.: Если бы кого-то из руководителей компании начали судить за изнасилование десятилетней девочки, то, возможно, продажи бы сильно ухудшились. А то, что мы судимся с Symantec, наших клиентов не волнует совершенно.

Executive.ru: Венчурный инвестор Мартин Цвиллинг утверждает, что сегодня процветают компании с бета-лидерством. Вы какого лидерства придерживаетесь в Acronis?

С.Б.: Успешные и долгосрочные проекты ― такие как государство Соединенные Штаты Америки ― основаны на бета-лидерстве. Потому что проекты с альфа-лидерством сильно завязаны на лидера, который недолговечен. Мы хотим, чтобы было бета-лидерство, чтобы было много лидеров, потому что творческим людям нужна свобода и самовыражение. Если они не самовыражаются, то им скучно, а если они скучают, то…


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Иван Кузнецов Иван Кузнецов Менеджер, Воронеж

Отличное интервью.

Редактор, Москва
Иван Кузнецов пишет: Отличное интервью.
С Сергеем Белоусовым всегда интересно побеседовать)
Иван Кузнецов Иван Кузнецов Менеджер, Воронеж
Александр Шенаев пишет: С Сергеем Белоусовым всегда интересно побеседовать)
А с Касперским или Ашмановым? Или вот с Валерием Ивановичем, думаю, может не менее интересное интервью получиться.
Редактор, Москва
Иван Кузнецов пишет: А с Касперским или Ашмановым?
К началу следующего года подготовим много интересного. Можно завести отдельную тему, где участники Сообщества перечисляли бы тех, чье интервью им было бы интересно (по всем отраслям)
Аналитик, Московская область

Очень познавательная и полезная статья... Желаю команде E-xe Team расширить и углубить эту тенденцию)... Всегда интересно послушать человека с ''первой линии фронта''... Особенно приятно было услышать про ''поломанную мотивацию'', которая как проказа, поражает наших людей...
Что касается недолговечности альфа-лидеров, вопрос очень спорный... Альфа лидеру не надо ни с кем делить пальму первенства, а в наше время партнерские взаимоотношения умирают иногда на этапе прохождения ''медных труб'', который, в большинстве случаев, значительно менее долговечен, чем этап продуктивности альфа-лидера... ''Фишка'' любого успешного бизнеса в уникальности его команды, а не в идее, как многие думают... Хорошо подобранная команда -это как здоровый организм, удали у него любой орган, важный для жизнедеятельности и он заболеет или умрет...
Бета-лидеры могут создать уникальную команду, но стоит их коллективу распасться, как уникальность испаряется как эфир и не факт, что при наборе новой команды, она возродится... А вот уникальность команды альфа-лидера заключается в нем самом... Яркий тому пример Стив Джобс, за все что он брался порождало огромный человеческий интерес, и как следствие глубокое и широкое признание, которое и было источником успешности и благосостояния самого Джобса и его ''детищ''...
Что касается ''обиженности'' Возняка, так он имел на то право... Не будь Возняка рядом с Джобсом, когда они собирали в гараже свой первый компьютер, вполне возможно, что Джобс и не смог бы, так ярко реализовать свой лидерский потенциал, и вполне возможно, что упустил бы момент и мир не узнал бы про Джобса и его надкусанное яблочко...:) И похоже, что и сам Джобс это тоже понимал...

Иван Кузнецов Иван Кузнецов Менеджер, Воронеж
Александр Шенаев пишет: К началу следующего года подготовим много интересного.
Ждем.
Аналитик, Московская область
Александр Шенаев пишет: К началу следующего года подготовим много интересного. Можно завести отдельную тему, где участники Сообщества перечисляли бы тех, чье интервью им было бы интересно (по всем отраслям)
Пока отдельную тему не завели, выскажу свое пожелание здесь... Было бы неплохо, чтобы взяли интервью у Билла Гейтса...) Я думаю, что для блога E-xecutive это вполне посильная задача, если сильно захотеть и постараться... Очень интересно, послушать мысли ''живого мастодонта'', вошедшего в ТОП 10 исторически значимых фигур бизнеса мирового уровня... Крайне любопытно, из первых уст услышать его отношение к Джобсу, к его детищу APPLE, его отношение к альфа- и бета- лидерству. Ведь его вполне можно отнести к альфа-лидерам, в силу того, что его бизнес пережил его участие в нем, как бизнес Джобса пережил его самого... Познавательно было бы услышать, как он относится к современным тенденциям в бизнесе? Считает ли он их положительными или скорее тенденциями переходного периода, когда система находится в точке бифуркации? Почему он покинул бизнес, из-за этой самой нестабильности и неопределенности, или из-за профессионального выгорания, или еще почему то?.. Я думаю, что это интервью смогло бы привлечь миллионы жаждущих узнать ''правду'', про ''подковерные'' интриги Большого Бизнеса... От руководства E-xecutive, нужно только волевое и решение и хорошие идеи, чтобы составить интервью, в виде предложения, от которого бы Гейтс не смог отказаться...:)
Редактор, Москва
Олег Новгородский пишет: От руководства E-xecutive, нужно только волевое и решение и хорошие идеи, чтобы составить интервью, в виде предложения, от которого бы Гейтс не смог отказаться...:)
Серьезную планку вы задали) Не обещаем, но сделаем все, что в наших силах
Татьяна Соколова Татьяна Соколова Директор по развитию, Москва

а меня почему-то на автомате ...передёргивает, когда я вижу грязную подошву ботинка. Это говорит о некоторых сторонах индивидуума;;

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.