Юридический гайд: как открыть свой бизнес во Франции

Согласно ежегодному отчету государственной организации Business France, в 2018 году Франция вышла на лидирующие позиции среди стран Европейского союза по инвестиционной привлекательности для иностранного капитала. Количество инвестиционных проектов на территории страны возросло до 1 323 (на 16% больше, чем в 2016 году). Факторов для роста довольно много: высокое качество регулирования предпринимательства, транспортная доступность и низкие тарифы на коммунальные услуги (ниже средних показателей по Европе).

Более того, у российских инвесторов есть немало плюсов инвестирования во французскую экономику, в особенности, это касается нюансов уплаты налогов. Конвенция от 26 ноября 1996 года об избежании двойного налогообложения между двумя странами и нормы НК РФ о контролируемых иностранных организациях позволяют в большинстве случаев платить налоги только в одной юрисдикции. Так, прибыль компании, расположенной на территории Франции, облагается налогом исключительно во Франции, и наоборот.

Помимо прочего, обратим внимание на соглашение между Россией и Францией от 24 апреля 2011 года о профессиональной миграции (Rambouillet), заключенное в целях стимулирования обмена трудовыми кадрами. Соглашение упрощает получение долгосрочной визы, и делает ее бесплатной для молодых специалистов (18-30 лет), отменяет квоты на миграцию и позволяет свободно осуществлять профессиональную деятельность на территории обеих стран. Примечательно, что руководители компаний также попадают под действие соглашения.

Важно: оформить соответствующие документы на работника возможно только после регистрации компании.

Есть ли ограничения для иностранцев?

Планируя бизнес во Франции, необходимо учесть, что некоторые сферы деятельности значительно ограничены для финансирования из-за рубежа. Так, с 1 апреля 2020 года в стратегически важных для государства сферах деятельности и производства, допустимый размер иностранного капитала будет снижен до 25% (против 33%), а список таких отраслей пополнится печатной и электронной прессой, деятельностью в области продовольственной безопасности, накопления и хранения энергоресурсов, квантовых технологий.

Кроме того, если вы решили заняться регламентируемым видом деятельности (profession réglementée), следует изучить требования и критерии для получения лицензии, а зачастую и убедиться в наличии у вас необходимой профессиональной квалификации для Франции, поскольку она может быть не эквивалентна российским стандартам (например, в сфере адвокатской практики, медицины).

Какую форму компании выбрать?

Франция предлагает коммерсантам широкий выбор организационно-правовых форм компаний, наиболее популярные среди них SAS — аналог российского акционерного общества, SARL — аналог российского общества с ограниченной ответственностью, и их вариации. При этом, согласно данным Национального института статистики и экономических исследований Франции, SAS последние годы составляет более 60% вновь создаваемых компаний.

Выбор организационной формы имеет большую важность, поскольку влечет за собой определенный налоговый режим, социальные и иные обязательства. Опираться необходимо, в первую очередь, на вид и масштаб деятельности, ваши цели и финансовые возможности.

SAS и SARL имеют много сходств в момент создания: нет минимального уставного капитала и количества учредителей, ответственность участников только в размере стоимости их вкладов. Однако стоит помнить, что размер уставного капитала должен соответствовать вашему виду деятельности, чтобы избежать сомнений со стороны ваших партнеров (банков, контрагентов, клиентов).

Режим налогообложения по умолчанию для обоих обществ — налог на прибыль компании, но есть опция с подоходным налогом.

Налогообложение дивидендов

Для резидентов ставка налога для SAS и SARL единая и составляет 30%, включая налог на доход (12,8%) и социальные взносы (17,2%). Могут применяться различные вычеты из базы. Нерезиденты социальные взносы не платят.

В свою очередь, SAS обладает значительными преимуществами перед иными организационно-правовыми формами компаний. Главным аргумент в пользу SAS — это свобода закрепления отношений между акционерами, гибкая система корпоративного управления. Учредители могут детально прописать компетенцию всех органов управления, что привлекает бизнесменов, ведь у них появляется больше инструментов сохранить контроль над обществом.

SAS выгодно, если вы предполагаете в дальнейшем привлекать в компанию инвесторов. В отличие от SARL в SAS, как правило, существует свобода купли-продажи акций, не нужно получать согласие всех акционеров на их отчуждение, имеется возможность заключать конфиденциальные корпоративные соглашения.

Отметим, что особой формой SARL является общество с единственным участником EURL, которое пользуется всеми преимуществами SARL. По аналогии имеется возможность создать SASU (акционерное общество с единственным акционером). Также существует SA (классическая форма акционерного общества).

Конечно, формат SARL лишен гибкости и максимально адаптирован под семейные предприятия, где важна личность каждого участника. В свою очередь, SAS может отвечать на более масштабные вызовы, гибкая система управления способствует более оперативному принятию решений, что привлекает предпринимателей и инвесторов. Отметим лишь, что даже если цели вашего бизнеса изменились, вы легко сможете реорганизовать SARL в SAS.

Льготные налоговые режимы

Несмотря на достаточно высокие налоги, во Франции уделяется особое внимание сфере инноваций и научно-исследовательской деятельности. Для этого существует несколько специальных льготных налоговых режимов.

  • Jeune Entreprise Innovante (Молодое инновационное предприятие). Для применения этого режима не менее 15% расходов компании должны относиться на научно-исследовательскую деятельность. При этом государство полностью освобождает вас: от налога на прибыль в первый финансовый год, и 50% в следующий год; от земельных налогов и сборов в течение 7 лет; от социальных взносов на работников, вовлеченных в инновационные проекты.
  • Crédit d’Impôt Recherche (Налоговый вычет). Предприятия, осуществляющие исследовательскую деятельность, независимо от их правовой формы, могут получить вычет, который относится на налог на доход организации. Таким образом можно возместить до 30% налога (максимально от суммы 100 тыс. евро), и 5% налога от суммы, превосходящей этот лимит. Аналогичным образом льготы предоставляются инновационным предприятиям: они могут возместить до 20% расходов. Однако проект действительно должен представлять собой разработку или технологии, превосходящие уже существующие.
  • Также французское законодательство предлагает специальные режимы для компаний в сфере IT, а также компаний, расположенных в особых экономических зонах.

Порядок создания компании

1. Учредителем или CEO компании во Франции может быть иностранный гражданин, и французский закон не обязывает его получать вид на жительство либо гражданство. Вы можете ограничиться лишь регистрацией в Реестре субъектов хозяйственной деятельности и обществ (RCS) или в т.н. Каталоге профессий.

Если же для осуществления операционной, управленческой деятельности, вам необходимо находиться на территории Франции, то начать следует с получения долгосрочной визы через консульство в стране вашего проживания.

Уже будучи во Франции вам необходимо обратиться в местные органы власти за временным видом на жительство с отметкой «предприниматель/квалифицированный специалист», который действителен в течение года. Но для этого необходимо подтвердить реальную экономическую целесообразность вашего проекта по созданию компании. Затем можно подать документы на многолетний вид на жительство (действителен 4 года).

С 2016 года также существует дополнительная опция «Паспорт талант» для квалифицированных специалистов, который действителен в течение четырех лет и может быть обновлен. Основным требованием для его получения является магистерская степень или стаж более пяти лет в соответствующей области. Как и в иных случаях, соискатель должен представить реальный проект создания (коммерческого, сельскохозяйственного или промышленного) предприятия во Франции.

2. Затем по аналогии с Россией необходимо составить устав будущего общества в письменном виде и сформировать уставный капитал путем внесения денежных средств на специальный банковский счет. Организация сможет воспользоваться данным фондом в случае ее успешной регистрации.

3. После того, как вы опубликовали сведения о создании компании в журнале, нужно заполнить заявления CERFA M0/P0 для прохождения процедуры регистрации через Центр регистрации предприятий. Они работают при промышленных палатах, либо коммерческих судах, в случае с регистрацией частных компаний (SCI). Посредством данной процедуры сведения о компании вносятся в национальный Реестр субъектов хозяйственной деятельности и обществ (RCS), обществу присваивается индивидуальный номер.

С этого момента вы можете начать вашу коммерческую деятельность.

Счет в банке

Отдельные сложности могут возникнуть при открытии корпоративного счета в банке, что может создать препятствия для оплаты уставного капитала и заблокирует регистрацию общества.

Для открытия счета необходимо обратиться в банк на свой выбор с паспортом, документом, подтверждающим место жительства, и образцом подписи. Для упрощенного прохождения этой процедуры в банк желательно представить вид на жительство во Франции и подтверждение пребывания в стране на протяжении шести месяцев, а также подтверждение получения дохода на территории Франции. В рамках взаимных ограничительных мер между западными странами и Россией, банки стали более строго подходить к проверке документов в отношении иностранных граждан, не редки отказы с формальной ссылкой на возможное отмывание денег и финансирование терроризма.

Однако, в случае отказа в открытии счета в трех разных банках, резидент (даже временный) может сослаться на законное «право на счет» и обратиться напрямую в Банк Франции, который в течение одного рабочего дня должен назначить кредитную организацию, и обязать ее открыть вам счет.

Подводя итог, следует еще раз отметить значительный прогресс французского законодателя в снятии налоговых, правовых и бюрократических барьеров для притока иностранных инвестиций. Потенциальный инвестор может выбрать для себя наиболее удобный формат ведения бизнеса, привлечь квалифицированных работников из-за рубежа.

Несмотря на непростую обстановку на международных финансовых рынках и распространение новой коронавирусной инфекции, парализующей целые страны, бизнес-сообщество России и Франции продолжает тесное сотрудничество в сфере экономики и торговли. Активное взаимодействие происходит, в том числе, на уровне Франко-российской торгово-промышленной палаты (CCI France Russie). Благоприятный деловой климат и крепкие многолетние связи двух стран, безусловно, положительно сказывается на росте объема взаимных инвестиций.

Читайте также:

Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Число безработных в России выросло на 23%

Численность безработных в России в апреле 2020 года составила около 4,3 млн человек.

Qiwi оставит сотрудников на удаленке до сентября

В офис 1 июля выйдут только около 10% сотрудников.

У 45% сотрудников зарплата уменьшилась за время эпидемии

Служба исследований hh.ru опросила 4500 соискателей о том, каких перспектив они ждут на своей текущей работе и какие у них самих планы.

Назван самый отвлекающий фактор при удаленной работе

Служба исследований hh.ru провела опрос и узнала, что чаще всего мешает сосредоточиться на работе.