Марина Мелия: «Мы слишком зависим от мнения окружающих»

Сколько бы ни говорилось о плюсах рыночной экономики и достоинствах рационального мышления, свойственного личности этого времени, негативные стороны религии всеобщего поклонения Вещи берут свое - жизнь и работа во имя статуса и материальных благ стала явлением весьма распространенным. К счастью, тенденция отказа от такого смыслового наполнения встречается также все чаще – набравшая бешеную скорость гонка за прибылью заставляет некоторых ее участников задуматься о том, действительно ли они движутся в верном направлении. По мнению известного коуч-консультанта, психолога, генерального директора консультативной компании «ММ-Класс» Марины Мелия, большинство из этих «участников забега» формулирует свою систему ценностей исходя исключительно из модных и престижных тенденций. Поэтому главная проблема заключается в том, чтобы не бежать за всеми, а задуматься над тем, что нужно именно тебе, понять свои истинные интересы и цели, а это под силу далеко не каждому.

О том, что заставляет людей откладывать психологическую «реформу» в долгий ящик, об источниках силы и энергии во времена глобального экономического и личностного кризисов Марина Мелия рассказала в интервью Executive.ru.

Executive.ru: Ваша книга «Как усилить свою силу? Коучинг» ставит одной из своих целей помочь читателю по-новому взглянуть на себя и прояснить свои истинные ценности и цели. Что, на ваш взгляд, мешает людям понять свое истинное предназначение и реализовать его?

Марина Мелия: Век рыночной экономики привнес множество модных трендов. Они наводнили средства массовой информации и, как результат, общественное сознание. Противостоять этим течениям очень сложно. Так, существует набор заведомо престижных профессий – о вас будут говорить с уважением, если вы, например, банкир или менеджер крупной компании. Модно также иметь не совсем обычную работу, пусть даже и не очень прибыльную – психолога, журналиста, галериста. К сожалению, большинство людей, попадая под влияние этого мэйнстрима, выбирает профессию, даже особо не вникая в ее суть, лишь бы не быть аутсайдером.

Выступить против общего мнения, задуматься о своих истинных желаниях, выбыть из этой гонки – рискованно. Боязнь фиаско слишком сильна. Мы очень зависимы от мнения окружающих, которых интересуют, как правило, наши «количественные показатели» - зарплата, должность, социальный статус. При этом одной смелости мало, нужны единомышленники, с которыми можно обсудить свои намерения. Такой диалог возможен как раз с коуч-консультантом, который и будет этим заинтересованным слушателем. Однако коучинг – услуга эксклюзивная, воспользоваться ею могут лишь немногие, так как профессиональных коучей пока мало, да и стоимость консультирования очень высока. Думаю, что моя книга, в силу диалогичного стиля изложения, сможет стать для читателей своеобразным коуч-консультантом и поможет по-новому взглянуть на себя.

Executive.ru: Ваша теория основывается на положении, что человек должен развивать свои сильные стороны…

М.М.: Дело в том, что мы привыкли бороться со своими недостатками, но реализоваться можно, лишь опираясь на свои преимущества и свои сильные стороны, прояснив свои истинные ценности и цели, раскрыв свой талант. О том, как это сделать, я и пишу в своей книге.

Executive.ru: Какие фундаментальные психологические концепции и теории вы использовали при работе над книгой «Как усилить свою силу? Коучинг»? Есть ли у вас любимые теоретики психологии?

М.М.: В основе коучинга лежит индивидуальное психологическое консультирование. Принципы этой деятельности заложены в классических теориях психологии. К сожалению, не у всех, кто считает себя коуч-консультантами, есть соответствующая подготовка. А как всякое сильное оружие, коучинг опасен в руках непрофессионала. Конечно, в любой профессии встречаются самородки, но все-таки работать с человеком без знания основ консультирования нельзя.

Что касается гуру психологии, опыт которых я считаю основополагающим, - это, конечно, в первую очередь Карл Роджерс – основоположник активного и понимающего слушания, который определил отношение консультанта к клиенту не как ученого к объекту изучения, а как человека к человеку со всеми его достоинствами и недостатками. Я благодарна судьбе за то, что мне удалось увидеть воочию, как работает великий Карл Роджерс. Конечно, Абрахам Маслоу, который занимался проблематикой личного роста и развития, выявил отличительные черты самоактуализирующихся личностей, в том числе готовность к тяжелому, упорному труду, смелость в принятии решений, в поступках, наличие творческой жилки и внутренняя свобода. Также часто обращаюсь к работам Виктора Франкла, которого мне посчастливилось видеть и слышать не один раз. В своих выступлениях он подчеркивал исключительность каждой личности, считал, что у каждого человека свои неповторимые жизненные цели и пути их достижения, и только следуя своим, неповторимым жизненным курсом, человек может реализовать лишь ему данные возможности. Трансактный анализ Эрика Берна незаменим для коуч-консультанта при работе над жизненными сценариями, при анализе межличностных конфликтов, при работе по адекватному позиционированию. И, безусловно, Эрих Фромм, который гениально предвидел появление «рыночного человека» с его стремлением «казаться, а не быть» и обозначил главные экзистенциальные проблемы человечества, в том числе и потребность в самоидентичности.

Executive.ru: Вы возглавляли лабораторию Психологии спорта высших достижений во ВНИИ физической культуры. В чем сходства и различия спорта и бизнеса?

М.М.: Бизнес и спорт имеют четкие количественные показатели. Спорт – своеобразная модель деловой жизни. Настоящий спорт и настоящий бизнес требуют трудолюбия, творчества, концентрации усилий на процессе и результате. И в той, и в другой области добиться успеха можно только в случае, если вы увлечены тем, чем занимаетесь.

Executive.ru: Кризис открывает перед бизнесом новые возможности. Какие возможности он открывает перед коучингом?

М.М.: О новых возможностях говорить пока рано. Просто в сложных, критических ситуациях работы становится намного больше. В это время первому лицу, как никогда, требуется человек, с которым можно обсудить свои возможные действия. Этих ситуаций выбора, а значит, и альтернатив, становится все больше, и они, конечно, более значимы, чем в спокойные времена.

Executive.ru: Во время кризиса людям бизнеса надо быть особенно сильными и смелыми. Где вы рекомендуете своим клиентам искать источник сил даже в самых трудных ситуациях?

М.М.: Всегда надо помнить о том, что источник сил - в самом человеке, даже если жизнь нарушает планы. Самое главное в сложных ситуациях – не поступаться принципами и не ломать систему ценностей. В водовороте кризиса важно не потерять себя, сохранить свое «я». Важно не поддаться, например, общим, иногда паническим, настроениям и помнить, что самое ценное, что есть у нас, – это мы сами. И тогда из кризиса можно выйти еще более сильными.

Executive.ru: Кризис проявляет истинную сущность человека?

М.М.: Несомненно, как любой стресс, кризис - своеобразная лакмусовая бумажка - проявляет истинные качества человека. Кто-то начинает метаться, кто-то - отыгрываться на других, а кто-то продолжает идти своим путем, стремясь сохранить и бизнес, и людей.

Executive.ru: Поделитесь секретом успеха современной бизнес-леди – в чем ваш источник сил и энергии?

М.М.: Думаю, в том, что я занимаюсь делом, которое мне действительно нравится. Я не представляю себя ни в какой другой профессии, хотя путь к ней был непростым. Формулу успеха для себя формулирую так: «делай то, что тебе нравится, и делай изо всех сил». Желаю каждому найти свое любимое дело и заниматься им, не оглядываясь на других.

E-ecutive.ru: Самыми первыми коучами для человека становятся его собственные родители. Какие рекомендации вы могли бы дать начинающим родителям – как воспитать действительно смелую и сильную личность?

М.М.: В первую очередь, ребенка надо любить. Совет, на первый взгляд, простой, но не все родители ему следуют. Если ты любишь ребенка, то будешь поддерживать его в том, что ему важно и интересно. А для этого нужно понять, чего он действительно хочет, и помогать ему достигать желаемого. При этом также важно привить ему определенные ценности, помочь разобраться, что в жизни важно, а что – второстепенно.

Я приводила своим детям такую аналогию: в доме произошел пожар, что останется после того, как в огне сгорит все имущество? Отношения с близкими, друзьями, родственниками, здоровье, знания, опыт, любимое дело, жизненные ценности. Это и есть самое главное. Я бесконечно благодарна своим родителям за то, что они научили меня работать с удовольствием. Моя мама была врачом-онкологом, организовала первую в СССР сеть онкологических диспансеров от Калининграда до Сахалина. Когда ее спрашивали, откуда у нее столько сил, она отвечала: «Я что думаю, то и говорю, а что говорю, то и делаю». Я пытаюсь поступать так же. И еще, мои родители мне порой говорили: «Делай, что должно, а дальше будь, что будет», - это высказывание я повторяю и своим детям. Думаю, оно актуально не только в период кризиса, но и всегда.

Executive.ru: Современные условия бизнеса часто заставляют предпринимателей не просто быть хорошими стратегами, а пускать в дело хитрость, коварство, жесткость. Всегда ли хороший бизнес связан с необходимостью идти по головам?

М.М.: В «народе» очень популярно представление о том, что бизнес обязательно связан с хождением по головам. Однако я разделяю деловых людей на две группы - «пользователей» и «творцов». К первой категории относятся бизнесмены, которые получили уже готовый бизнес, при этом не всегда честным путем. Такие люди часто нарушают нравственные принципы, используют других в своих интересах. Что касается предпринимателей-«творцов», их капитал – это они сами и их люди, честные и открытые отношения с партнерами, а также упорный труд и полная самоотдача делу. В этом плане бизнес, повторюсь, очень схож со спортом. К сожалению, люди часто не видят разницы между двумя этими совершенно разными категориями людей и приписывают всем бизнесменам коварство и беспринципность. На деле это далеко не так.

Мнения участников Сообщества:

Дмитрий Бабин:

ОК, мы действительно зависим от мнения общества. Нам навязаны определенные рамки, переступить которые порой губительно для имиджа, заработка и других выгод. Предположим, некто решил заняться любимым делом и не обращать внимания на общественное мнение. Общество ему навязывает, что при занятии им определенной должности, скажем, среднего или высшего звена, он просто обязан носить дорогие костюмы, ездить на машинах люкс-класса, говорить по дорогим телефонам. Иначе бизнес-партнеры не поймут, да и не примут такого человека. Согласитесь, что в подобной ситуации серьезные аргументы, чтобы подчиниться воле общества. Но как быть человеку, имеющему свой взгляд на мир, делающему своё дело? Или надо ввести четкое ограничение: ты занимаешься своим любимым делом, опираясь на свои сильные стороны, а бизнес есть бизнес, здесь придется уважать его законы? По-моему, введя это ограничение, мы уже вынуждены признать главенство общественного мнения и в скором времени 'статус' сделает из любимого дела вынужденное.

Сергей Колесников:

Не понравилось:
1. Обобщение «МЫ ПРИВЫКЛИ БОРОТЬСЯ СО СВОИМИ НЕДОСТАТКАМИ, НО РЕАЛИЗОВАТЬСЯ МОЖНО, ЛИШЬ ОПИРАЯСЬ НА СВОИ ПРЕИМУЩЕСТВА И СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»
Лично я никогда не боролся со своими недостатками - их у меня нет.
Понравилось:
1.Ссылка на Фромма. В свое время его «Man for Himself» был настольной книгой.
2.Сопоставление бизнеса и спорта
3. Девиз ««делай то, что тебе нравится, и делай изо всех сил». В моей интерпретации это звучит так: «Без стремления к максимуму не достигнешь результата»
4.Элегантный вид (черное платье, комплект жемчуга), умный взгляд очень красивой женщины :)
5.Фраза: «В первую очередь, ребенка надо любить». Вечная фраза.

Евгений Корнев:

Кстати, у меня есть обе последние книги Марины Мелия, весьма толковые, и не стоит забывать, что ММ как психолог специализируется на первых лицах и лидерах, а кроме того, она работала как психолог с лидерами нашего спорта в сборных.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Офис-менеджер, Московская область

Ок, мы действительно зависим от мнения общества. Нам навязаны определенные рамки, переступить которые порой губительно для имиджа, заработка и других выгод. Предположим некто решил заняться любимым делом и не обращать внимание на общественное мнение. Общество ему навязывает, что при занятии им определенной должности, скажем среднего и высшего менеджмента, он просто обязан носить дорогие костюмы, ездить на машинах люкс класса, говорить по дорогим телефонам. Иначе бизнес партнеры не поймут, да и не примут такого человека. Согласитесь, что в подобной ситуации серьезные аргументы, чтобы подчиниться воли общества. Но как быть человеку, имеющему свой взгляд на мир, делающему своё дело? Или надо ввести четкое ограничение: ты занимаешься своим любимым делом, опираясь на свои сильные стороны, а бизнес есть бизнес, здесь придется уважать его законы. По-моему, введя это ограничение мы уже вынуждены признать главенство общественного мнения и в скором 'статус' сделает из любимого дела вынужденное.

Председатель совета директоров, Москва
Бабин Дмитрий пишет:Общество ему навязывает, что при занятии им определенной должности, скажем среднего и высшего менеджмента, он просто обязан носить дорогие костюмы, ездить на машинах люкс класса, говорить по дорогим телефонам.
-глупость это и понты. Я работал и общался с топами самого высокого уровня, принимал участие в масштабных проектах, да и сейчас круг моего общения это крупнейшие топы и чиновники страны (в той же ассоциации независимых директоров, членом которой я являюсь) и никто из них не заморачивается кто в чем одет и какие у кого часы. Я как бывший швейник, считаю, что средняя цена костюма с себестоимостью и прибылью 500-600$ а костюм дороже 1000$ не стоит тех денег, которые за него платят. И мне лично никто ничего навязать не может, есть правила, приличия, дресс-коды и их надо соблюдать, но не более того.
Консультант, Казань
Я работал и общался с топами самого высокого уровня, принимал участие в масштабных проектах, да и сейчас круг моего общения это крупнейшие топы и чиновники страны (в той же ассоциации независимых директоров, членом которой я являюсь) и никто из них не заморачивается кто в чем одет и какие у кого часы.
Так потому и не заморачиваются, что у всех уже единый формат установлен, в его рамках действительно никаких заморочек нет: какая разница какая у Вас марка часов, если они стоят примерно так же как у всех остальных в тусовке.
Председатель совета директоров, Москва
Михаил Сафин пишет:если они стоят примерно так же как у всех остальных в тусовке.
-не знаю, не знаю, дороже 3000$ часов не ношу :D
Виктор Шишкин Виктор Шишкин Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Примитивная и крайне убогая ахинея, о которой столь же 'гениальные' авторы написали кучу макулатуры много лет назад.Видимо 'великий' коуч не в состоянии продать свои услуги и решил подработать столь недалекой халтуркой?

Генеральный директор, Благовещенск
Бабин Дмитрий пишет:Общество ему навязывает, что при занятии им определенной должности, скажем среднего и высшего менеджмента, он просто обязан носить дорогие костюмы, ездить на машинах...
Конечно, стереотипы существуют. А куда от ни деться? Но то, как к ним относиться, зависит от меры своей самосвободы и самоуважения. Хотя знаю многих (и себя в том числе :oops: ) уважаемых мною людей, которые вынуждены поддаваться влиянию этих стереотипов. Такова жизнь. Встречают все таки по одежке.
Бабин Дмитрий пишет:...и в скором 'статус' сделает из любимого дела вынужденное.
А вот это уже не верный вывод из правильной в целом посылки. Выбор всегда за Вами: «работать, чтобы жить, или жить, чтобы работать».
Генеральный директор, Москва
Евгений Корнев пишет:-глупость это и понты. Я работал и общался с топами самого высокого уровня, принимал участие в масштабных проектах, да и сейчас круг моего общения это крупнейшие топы и чиновники страны (в той же ассоциации независимых директоров, членом которой я являюсь) и никто из них не заморачивается кто в чем одет и какие у кого часы.
Все верно, Евгений. Нормальному топ- менеджеру по барабану какие у вас часы, у него голова занята совсем другими вопросами, и отвлекаться на часы просто некогда. Все эти дешевые понты про то какими должны быть костюм, часы, трусы и т.д. это результат массовой обработки сознания начинающих менеджеров со стороны продавцов дорогих товаров. Идет массовая подмена ценностей и приоритетов у человека в корыстных и безответственных целях. Создается ложное впечатление что дорогие часы могут что-то прибавить человеку. Вместо скромности и рачительности пропагандируется бахвальство, вместо достижения карьерный высоты своим трудом и реализаций таланта - быстрый взлет за счет понтов и прочей требухи. Что здесь можно сказать? Если хотите стать топ- менеджером не читайте глянцевых журналов, лучше займитесь чем-нибудь более полезным.
Председатель совета директоров, Москва
Алексей Матвеев пишет:Если хотите стать топ- менеджером не читайте глянцевых журналов,
-особенно по утрам :evil: :D :D
Генеральный директор, Благовещенск
Евгений Корнев пишет: Я работал и общался с топами самого высокого уровня, принимал участие в масштабных проектах, да и сейчас круг моего общения это крупнейшие топы и чиновники страны (в той же ассоциации независимых директоров, членом которой я являюсь) и никто из них не заморачивается кто в чем одет и какие у кого часы.
Конечно, глупо заморачиваться такими проблемами. Однако глупость не в том, какие часы носишь, а в том, как к этим часам относишься; как к 'малиновому пиджаку' или как к удобной и красивой вещи, которую, к тому же можешь себе позволить. Все должно быть естественно.
Директор по маркетингу, Москва
Алексей Матвеев пишет:Все верно, Евгений. Нормальному топ- менеджеру по барабану какие у вас часы, у него голова занята совсем другими вопросами, и отвлекаться на часы просто некогда.
Евгений Корнев пишет:-не знаю, не знаю, дороже 3000$ часов не ношу
Лет десять назад один московский партнер пригласил моего шефа и меня на переговоры в Москву. Все сложилось хорошо, обедать поехали в «Семь пятниц» на Таганке. Во время обеда разговор зашел о часах. Москвич похвалил часы моего шефа. М- Сколько?Ш- 25(сижу думаю – хорошая цена, почти месяц мне трудиться)М- ХорошиеШ- Да у тебя тоже не плохиеМ- Да ладно, трешку всего стоят.И тут я понял, что РАЗГОВОР ИДЕТ СОВСЕМ НЕ О РУБЛЯХ! Молодой был….Кстати, я думаю что на положительный результат подписания выгодного для нас контракта повлияло в том числе и наличие ТАКИХ часов у моего шефа.А по существу статьи – Не понравилось:1.Обобщение «МЫ ПРИВЫКЛИ БОРОТЬСЯ СО СВОИМИ НЕДОСТАТКАМИ, НО РЕАЛИЗОВАТЬСЯ МОЖНО ЛИШЬ ОПИРАЯСЬ НА СВОИ ПРЕИМУЩЕСТВА И СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ,»Лично я никогда не боролся со своими недостатками - их у меня нет.Понравилось:1.Ссылка на Фромма. В свое время его «Man for Himself» был настольной книгой.2.Сопоставление бизнеса и спорта3. Девиз ««делай то, что тебе нравится, и делай изо всех сил». В моей интерпретации это звучит «Без стремления к максимуму не достигнешь результата»4.Элегантный вид(черное платье, комплект жемчуга) умный взгляд очень красивой женщины :) 5.Фраза: «В первую очередь ребенка надо любить». Вечная фраза.
Виктор Шишкин пишет:коуч не в состоянии продать свои услуги и решил подработать столь недалекой халтуркой?
Виктор, думаю все же что с клиентами у Марины пока все в порядке. У нее очень уверенный взгляд (надеюсь что и на будущее тоже) :)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила Индекс быстрорастущих компаний

Быстрорастущие компании все чаще становятся объектом интереса как со стороны исследователей, так и с позиции формирования экономической политики государства.

Студенты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ запустили AR-cтартап для парка Яуза

Студенты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, основатели стартапа mARgic, реализовали проект для столичного ГАУ «Парк Яуза».

Россияне оценили уровень лояльности к EdTech-компаниям

Разрыв в показателях лояльности клиентов разных платформ не превышает 10 пунктов — это говорит о высокой конкуренции на рынке онлайн-образования.

Каждый второй россиянин планирует изучать иностранный язык в 2024 году

По данным «Авито Услуг», в большинстве случаев респонденты начнут изучать английский и китайский языки.

Дискуссии
4
Михаил Лурье
Он на эту передачу чуть ли не каждый год ездит, он в марте 2023 года был, и они показывали, что...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний работают в гибридном формате

Только 9% работодателей назвали своим основным форматом работы в 2023 году полную удаленку.

Доходы фрилансеров в Петербурге оказались выше, чем в Москве

Также в топе по уровню дохода проектные исполнители из Новосибирска и Краснодара. 

Россияне назвали самые раздражающие качества коллег

Среди таких качеств – излишняя разговорчивость коллег и повышенную инициативность.

«Литрес» составил рейтинг самых читающих компаний

Чаще всего пользователи корпоративных библиотек в 2023 году выбирали литературу по саморазвитию и личностному росту, а также книги по зарубежной психологии.