Чичваркин и Касперский – нам учителя?

Количество бизнес-школ неустанно растет, а вместе с ним растет и конкуренция. Параллельно наблюдается упадок доверительного отношения к российским бизнес-школам. На рынке уверенно себя чувствуют только самые топовые, крупные и успевшие себя зарекомендовать за многие годы существования школы, остальным приходится несладко. Каким образом будущие слушатели останавливают свой выбор на том или ином образовательном учреждении? Что влияет на их решение? Проведенный в феврале 2011 года опрос Executive.ru и Международного института менеджмента ЛИНК, в котором принимало участие 1325 респондентов, показал, что на выбор школы прежде всего влияют: приемлемая цена, соответствие программ госстандартам, рекомендации коллег и знакомых, наличие международной аккредитации и рейтинг. Однако, понятно, что как бы то ни было, многие абитуриенты все равно уделяют немалое значение известности и узнаваемости бренда, в том числе и статусу, опытности и звездности преподавателей. Оправданно ли это? Кто такие эти «звезды», зачем они нужны и чему они могут научить?

Силиконовое лукоморье

Обратим внимание на зарубежные топовые бизнес-школы. Образование по программам MBA и Executive MBA проводится на основе кейсов. И одна из главных причин высокой популярности этих школ состоит в большом числе преподавателей, которые являются успешными предпринимателями и весьма обеспеченными людьми. А большинство бизнес-кейсов ведут сами персонажи-звезды, создавшие бизнес с нуля и приведшие их к уровню мировых гигантов и корпораций. Эти люди не только обучают, они еще и вдохновляют своих слушателей на успех, стирая границы страха перед риском. С исчезновением подобной методики обучения качество зарубежного образования упало бы во много раз, равно как и появление новых «звездочек» в мировом предпринимательском бизнесе. Возможно, именно такому количеству «образцовых учителей» мы обязаны, к примеру, популярностью и массовым распространением стартапов по всему миру… Причем наиболее быстро и прогрессивно в России развивается тот стартап, у которого основателями являются выпускники именно зарубежных бизнес-школ. «Ощущение того, что «все возможно», было связано для меня в Stanford с живыми людьми, предпринимателями, которые приходили к нам и рассказывали свои истории успеха, - признался в интервью E-xecutive Камиль Курмакаев, основатель и co-CEO стартапа «Викимарт». - Там вы начинаете считать, что вам все по плечу, и неразрешимых задач не существует. Сейчас, спустя уже два года, как я окончил MBA, я думаю: «Какие мы были безумные, затеяли сумасшедшее дело – построить аналог eBay в России…». А в Stanford нам это казалось абсолютно нормальной идеей. Каждый день приходит какой-либо «персонаж» из кейса и рассказывает, как воплотил свои проекты в жизнь, как построил свою компанию. И ты думаешь: «О, здорово! Они могут, а чем я хуже? Я тоже смогу!»

В гостях хорошо, а свое небо – ближе

Хорошо, с зарубежным образованием все понятно. Система вдохновения работает там на все 100%, и результат налицо. Возникает вопрос: а нужно ли строить программы MBA на звездных преподавателях в России? Мы берем пример с Запада, но у наших менеджеров не хватает оригинальности, большинство бизнесов сделано как под копирку и мало чем отличается от своих зарубежных братьев-близнецов. При отсутствии неких образцов мы начинаем искать их вначале у знакомых, затем пытаться что-то построить и перестроить, после чего и начинается процесс делового творчества, замечают участники Сообщества в дискуссиях. Смогут ли наши успешные предприниматели и бизнесмены вдохновить своих учеников? Особенно, когда свежие и оригинальные идеи негде реализовывать. Российский рынок не готов и не нуждается в новых разработках.

Еще одна проблема в том, что в России пока еще не состоялось сообщество людей, ставших звездными и широко известными благодаря огромному вкладу в развитие бизнеса своим интеллектуальным и честным трудом. В то время как в Европе или США их появление буквально потоково, у нас это редкие вспышки на просторах бизнес-галактики, самые яркие из которых не могут или не хотят в силу определенных причин заниматься обучением. Что касается остальных, то «нет смысла лукавить – многие предприниматели из начала 90-х были успешными, заработали немало денег, но это не те люди, которые были бы неким примером для подражания, и которых хотелось бы приводить в пример своим детям», - говорит Камиль Курмакаев.

Звездная болезнь

Интересно узнать на практике, как российские бизнес-школы справляются с вопросами звездности. E-xecutive опросил некоторые из наиболее топовых российских бизнес-школ. Оказалось, что мнения, представления о «звездности» и подходы у всех разные. В ВШБИ НИУ ВШЭ подход к преподавательскому составу во многом напоминает зарубежный. Соотношение постоянных и приглашенных преподавателей – примерно 30/70. Критерии отбора – работа в бизнесе и опыт преподавания взрослой аудитории. К примеру, в 2011 году в школе состоялись лекции глав, директоров и топ-менеджеров из Google, Яндекса, «1С-Битрикс»,«Росгосстрах», PricewaterhouseCoopers, NAUMEN.

Леся Мельниченко, к.э.н, доцент, директор центра маркетинга «Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» говорит, что «звездные» преподаватели в бизнес-образовании, безусловно, нужны, потому что от них зависит 50% успеха всего обучения: содержание и форма программы, техника преподавания, и, что особенно важно, атмосфера в аудитории. «При поиске таких профессионалов мы принимаем во внимание ряд критериев: личный успешный опыт, практический и преподавательский опыт, базовое образование, знание иностранного языка, методическую подготовленность курса. В количественном отношении мы могли бы говорить о 17 преподавателях-звездах, которые являются руководителями программ МВА. Бывает так, что «звезда» – блестящий практик, имеет собственный бизнес или занимает топовую позицию в крупной компании, но большого опыта работы со слушателями у него нет. Тогда он приходит в МИРБИС «Школу педагогики», помогающую адаптироваться в образовательной среде и выстроить свою преподавательскую траекторию».

В каждом из нас живет учитель

Не стоит слишком узко смотреть на термин «звездные преподаватели. Если в стране дефицит людей с громким именем, сколотивших себе состояние на своем честном труде, совсем не значит, что у нас нет «звезд». Ведь, в принципе, любой преподаватель, имеющий успешную практику в бизнесе, в состоянии дать ценные знания, становясь при этом не кумиром, идолом и брендом, но наставником. «Критерием для привлечения в учебный процесс преподавателя не является его «раскрученность» или «звездность». У нас, например, выступают такие эксперты, как Виктория Петрова, заместитель генерального директора компании «Базовый Элемент», и Сергей Кравченко, президент Boeing Russia. Приглашаем мы их в первую очередь потому, что они являются настоящими профессионалами, - говорит представитель ВШБ-МГУ. - Присутствие таких людей в образовательном процессе очень важно. Но, по сути, все преподаватели школы, которые работают со студентами, «звезды» в своих областях. Например, Олег Виханский – стратегическое управление, Александр Наумов – организационное поведение, Вячеслав Болтрукевич – производственные системы. Они вкладываются в учебный процесс и постоянно совершенствуют его».

Многое зависит от того, чего хотите вы, идя учиться в бизнес-школу. Спросите себя: кого вы хотите видеть своим учителем и наставником? Топ-менеджера крупной западной или российской компании, успешного стартапера или известного бизнесмена, обучающего по кейсам, основанным на собственных ошибках? Потому что, возможно, вы найдете своего учителя и источник вдохновения в преподавателе или сокурснике, успешном, но не знаменитом управленце и предпринимателе среднего или малого бизнеса. А куда идти и на кого равняться – выбирать вам.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Проблема в том, что Касперский никогда не был бизнесменом и научить ничему не может.

Боюсь, что с Чичваркиным история будет ещё хуже: он может научить, как построить компанию, имеющую перманентный долг по кредитам на несколько сотен миллионов долларов, ввозящую и продающую серый импорт, давая взятки чиновникам всех рангов. И как сбежать в Лондон, когда терпение у кредиторов лопнет.

Тиньков, напротив, пишет книги ''по бизнесу'', из которых в основном можно узнать, какой он великий, креативный и вообще.

Боюсь, якорные примеры выбраны совсем неверно.

Президент, председатель правления, Москва
Игорь Ашманов пишет: Тиньков, напротив, пишет книги ''по бизнесу'', из которых в основном можно узнать, какой он великий, креативный и вообще.
С этим трудно не согласиться. Я бы добавил книгам О.Тинькова более целевое назначение. Привлечение дополнительного внимания к монобрендовому баньку. :) :) :)
Руководитель проекта, Украина

Игорю Ашманову - если б было можно: +100 (БУКВАЛЬНО в десятку!) Видимо, ''стране нужны новые герои'', в первую очередь, как кажется, - местным МВА. Или вАЩе пора под новых гуру, и Камиль Курмакаев – их пророк? А автор текста, Анна Сергеевна – такая обаятельная девушка с проницательным взглядом, - разве не заметила всеобщего ''благополучия'' наглядно вытекшего из «с зарубежным образованием все понятно. Система вдохновения работает там на все 100%, и результат налицо»? Но E-xecutive-то тут при чем? - здесь «студенты» ПТУ?

Директор по развитию, Москва
''Проведенный в феврале 2011 года опрос E-xecutive и Международного института менеджмента ЛИНК, в котором принимало участие 1325 респондентов, показал, что на выбор школы прежде всего влияют: приемлемая цена, соответствие программ госстандартам, рекомендации коллег и знакомых, наличие международной аккредитации и рейтинг. Однако, понятно, что как бы то ни было, многие абитуриенты все равно уделяют немалое значение известности и узнаваемости бренда, в том числе и статусу, опытности и звездности преподавателей.''
Я учился в ЛИНКе, учился помодульно, с разными группами и не один год. Сказать что там низкая цена, это как пошутить неловко)) Сказать что студенты выбрали это заведение из-за статуса, звездности преподавателей или соответствия госстандартам будет лукавством. Львиная доля студентов ЛИНКа выбирает его за халявность обучения.Не надо посреди недели ехать на занятия, не надо постоянно что-то писать или усердно заниматься дома...Или вы думаете, что кто-то скажет о том, что он потратил деньги зря? Или что лучше бы он пошел туда или туда учиться!? :) Я не скажу, что данные мне в ЛИНКе знание плохи, это совсем не так, они реально меняют карьеру к лучшему. Но уж больно часто говоря об образовании МВА у нас говорят о нём и о его студентах, как о чём то высоком, чуть ли ни к небу приближённом))
Респонденты Из 1325 участников Сообщества менеджеров E-xecutive, которые уже приняли участие в опросе, 769 мужчин и 556 женщин. Наибольшее число респондентов было в возрасте 27-34 года (451 человека) и 35-42 года (412 человек), из которых 430 человека работает руководителем компании или крупного подразделения, 418 - руководителем отдела и 270 - линейным менеджером, руководителем проекта.
Что-то уж больно много ТОПов среди респондентов... на деле, по крайней мере в ЛИНКе их поменьше и это проблема. Очень сложно учиться в разношерстной группе или с теми, чей опыт значительно уступает твоему. И это на мой взгляд одна из главных проблем сейчас. Всё меньше людей готовых поделиться реальным опытом стратегического управления компанией, да и опыт преподавателей в большей степени не от оперативной деятельности, а консультационный. Теряется сама суть бизнес образования.
Партнер, Украина

Автор статьи может быть выбрала неправильные примеры, но сам вопрос задан правильно: приглашают ли в качестве преподавателей и мотивационных спикеров отечественных успешных предпринимателей или нет?
Вопрос - правильный.
И ответа на него я пока не увидел.
Приведенные в статье примеры - все больше не о предпринимателях, а о наемных менеджерах.
Наемный менеджер - не может быть примером для предпринимателя. Тем более менеджер локального подразделения крупной международной компании.
В дискуссии, к сожалению, пока одна критика приведенных в статье имен. Понятно, что автор статьи хватанула фамилии, которые просто ''на слуху''.
Может быть будет полезно сделать опрос на портале - пусть каждый предложит тех, кого он считает хорошими предпринимателями, которые могут быть достойным примером для наших студентов? Из них сформировать огромных список, из которого наши бизнес-школы смогут выбирать и приглашать себе спикеров?
Если захотят ;)

Редактор, Москва
Федор Нестеров пишет: Может быть будет полезно сделать опрос на портале - пусть каждый предложит тех, кого он считает хорошими предпринимателями, которые могут быть достойным примером для наших студентов? Из них сформировать огромных список, из которого наши бизнес-школы смогут выбирать и приглашать себе спикеров?
Федор, спасибо за интересное предложение. Обязательно его рассмотрим.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.