Manchester Business School: обучение через действие

С момента своего основания в 1965 году Manchester Business School Worldwide является одной из влиятельных европейских бизнес-школ. Благодаря наличию широкого спектра образовательных программ, в том числе различных МВА-курсов, богатой научной работе и активной международной деятельности MBS занимает одну из ведущих позиций в рейтинге лучших европейских бизнес-школ. Школа входит в узкий круг учебных заведений, аккредитованных Ассоциацией МВА, AACSB International, а также Equis. Метод обучения, применяемый в MBS, оценивается компетентными специалистами как один из самых эффективных. Этот оригинальный подход моделирует реальные проблемы современного бизнеса, а также задействует приемы, позволяющие спроецировать получаемые знания на практическую деятельность. Согласно данным исследований, использование этого подхода многократно усиливает результаты обучения и позволяет выпускать в свет уверенных, перспективных и конкурентоспособных специалистов. Об оригинальном секрете успеха школы, особенностях предлагаемых программ, перспективах работы в России и будущем МВА-образования в эксклюзивном интервью E-xecutive рассказал исполнительный директор Manchester Business School Worldwide Hэйджел Банистер.

Executive: The Financial Times включил Manchester Business School в список 25 самых влиятельных бизнес-школ мира. У вас есть эксклюзивный секрет успеха?

Нэйджел Банистер: Мы рады, что нам удается сохранять такой высокий рейтинг в течение долгого времени. Я полагаю, дело в том, что мы вкладываемся во все стадии и уровни процесса обучения, начиная с подбора высококвалифицированных преподавателей и заканчивая исследованиями мирового класса. Мы предлагаем нашим студентам хорошие программы, благодаря этому они отлично справляются с работой после окончания школы и становятся уважаемыми и авторитетными специалистами. Поэтому у нас хотят учиться все больше людей.

Нам повезло находиться в числе 25 мировых лидеров. При этом лучшие 50 школ мира обеспечивают действительно великолепное бизнес-образование. Каждое из этих учебных заведений имеет свою специфику и сильные стороны.

Executive: Кто ваши основные конкуренты? Как удается выделяться на фоне соперников?

Н.Б.: Manchester Business School – международная европейская школа. Одно из наших главных отличий – активное использование практического подхода к обучению.

Что означает международная? Среди наших преподавателей работают представители многих стран, они выполняют как консультационную работу, так и занимаются обучением в других странах. Это позволяет им сохранять и активно развивать свои профессиональные навыки. Кроме того, это способствует своеобразной глобализации бизнес-школ.

Что касается практического подхода к обучению, то он заключается в проведении обучения через процесс выполнения определенных задач. Не стоит забывать, что школа расположена в Манчестере, городе, который в свое время сыграл роль центра индустриальной революции. Наш практический метод обучения более эффективен и результативен. При этом он используется не только при теоретическом обучении, но в ходе работе над практическими проектами. Это помогает научить успешному претворению теории в практику и последующей деятельности в реальном мире.

Именно два этих фактора отличают нас от наших конкурентов - других авторитетных мировых бизнес-школ.

Executive: Расскажите об основных программах, предлагаемых вашей школой.

Н.Б.: У нас много программ, гораздо больше, нежели в других бизнес-школах Великобритании. В частности, мы предлагаем программы для начинающих – undergraduate, программы для топ-менеджеров – executive курсы. Работают postgraduate курсы, магистерские программы. Есть курсы МВА. Мы также ведем много исследовательских программ, больше, чем любая из бизнес-школ Великобритании. Наша школа также предлагает много part-time-программ – опять же, это количество несравнимо с предложением не только американских школ, но заведений с мировым именем.

Executive: Какие из этих курсов заслуживают особого внимания?

Н.Б.: В бизнес-школе важны абсолютно все курсы. Но думаю, что программа МВА – то, в чем студенты нуждаются в первую очередь. Мы можем предложить очные - full-time-программы продолжительностью 18 месяцев. Мы также предлагаем ряд part-time программ, которые рассчитаны на студентов, живущих Великобритании или желающих приехать в нашу страну из Европы или, допустим, из России. У нас также есть филиалы в разных частях света – Сингапуре, Гонконге, Дубаи. Мы надеемся, что благодаря усилению работы по рекрутингу студентов в Москве этот город тоже станет одним из таких центров. Это, в свою очередь, даст возможность привлечь не только московских студентов, но и специалистов из российских регионов и стран СНГ.

Executive: The Financial Times назвал ваш метод обучения отличным. Это действительно так?

Н.Б.: Манчестерский метод – это метод обучения через действие. Мы вовлекаем наших студентов в решение проблем, которые ставит реальная жизнь. Так студенты full-time программ работают над международными проектами в командах, например, из трех человек. Это проекты основаны на реальных ситуациях, имевших место в компаниях, необязательно английских. Студенты работают над ними несколько месяцев, выделяют наиболее значимые для этих компаний проблемы. Эта работа происходит под наблюдением наших преподавателей, которые оценивают правильность предложенных решений. Благодаря этой системе все студенты МВА, принимающие участие в этих проектах, могут проявить активность и получить консультацию преподавателей.

Что касается наших part-time-студентов, то с ними работа ведется по другим схемам, ведь почти все они заняты на основной работе. Им интереснее и полезнее работать над проектами, которые напрямую связаны с деятельностью их собственных компаний.

Executive: На какую аудиторию рассчитаны ваши программы? О чем следует помнить будущим студентам?

Н.Б.: Если говорить о full-time-программах, то их целевая аудитория – молодые люди, которые готовы и могут потратить на обучение до 18 месяцев. Студенты part-time программ, а как раз таких мы набираем здесь, в Москве, это менеджеры с опытом работы на руководящих должностях не менее трех лет. В целом мы ищем топ-менеджеров, у которых уже есть хорошая работа, но их амбиции простираются дальше. Для part-time программ опыт работы даже более важен, нежели прежние академические показатели.

Executive: В вашей школе преобладает дух сотрудничества или соперничества? Как известно, многих потенциальных студентов отпугивает атмосфера конкуренции в классе…

Н.Б.: Я уверен, что будущие бизнес-лидеры должны быть конкурентоспособными. Но в то же время в большинстве сфер бизнеса полезно уметь работать в команде. Поэтому с самого начала во всех программах наши студенты работают над межкультурными проблемами. Это касается не только студентов part-time-программ. Но одновременно с этим эти команды должны, несомненно, соревноваться. И во время обучения оба эти качества должны развиваться.

Executive: Каковы ваши требования к педагогам? Должны ли они иметь опыт практической работы?

Н.Б.: В этом плане мы находимся в привилегированном положении - у нас больше соискателей на должности преподавателей, чем в других бизнес-школах Великобритании. Наши будущие преподаватели должны иметь очень высокую академическую квалификацию, а также опыт преподавания в США и других странах мира. Безусловно, они могут быть любой национальности.

При этом опыт работы тоже очень важен. У нас много соискателей, которые долгое время занимались бизнесом, а затем решили заняться преподавательской деятельностью.

Есть и такие, кто не слишком преуспел в ученых степенях, но достиг успеха в качестве топ-менеджеров ведущих компаний мира. Для бизнес-школы очень важно, сколько специалистов она может привлечь из реальных сфер бизнеса. При этом привлекать к академической деятельности успешных бизнесменов достаточно проблематично.

Также в последние несколько лет мы с успехом задействовали в нашей работе многих блестящих ученых из различных сфер деятельности. Например, у нас работает профессор Джозеф Стиглитс, Нобелевский лауреат по экономике. Так что у студентов нашей школы есть возможность общаться с людьми очень высокого статуса.

Executive: В каком направлении планирует развиваться школа? Какие новые программы появятся?

Н.Б.: Я уверен, что у классических программ МВА большое будущее. У этих курсов всегда будет много поклонников. Кроме того, потребность в МВА растет у развивающихся рынков. Также будут развиваться закрытые МВА-программы, корпоративное обучение, нацеленное на специфическую тематику и конкретный бизнес.

Среди предлагаемых нами МВА-программ есть part-time курсы для желающих заниматься финансовым сектором, инжинирингом. Два года назад мы предложили МВА-курс по налогообложению в строительстве. Это очень актуально для Москвы, являющейся центром строительства в России.

Мы также предлагаем оригинальную МВА-программу по спортивному менеджменту. Все больше людей хотят знать об эффективной организации игр, изучать эту область знаний. Поэтому два года назад мы решили, что такие люди должны стать учащимися нашей школы. Мы ввели эту программу и уверены, что это будет приносить как социальную, так и экономическую выгоду.

Executive: Каким образом школа отслеживает изменения на рынке труда?

Н.Б.: На рынке труда наша школа чувствует себя очень уверенно. Мы имеем очень хорошие связи с компаниями, которые берут наших слушателей МВА-программ на работу. Большинство компаний при поиске сотрудников обращают внимание, прежде всего, на наличие у соискателей лидерских качеств. Специалисты должны уметь работать в окружении, где присутствуют разные культуры. В таком менеджменте нуждаются все больше компаний. Кроме того, будущие сотрудники должны предугадывать и осознавать последствия своей деятельности и понимать необходимость сотрудничества с правительством. Многие глобальные компании хотят иметь лучшую корпоративную систему и быть успешными в бизнесе. Понимать и реализовывать эти цели - задача следующего поколения лидеров.

Executive: Какова средняя стоимость обучения по МВА-программе в вашей школе? Существует ли возможность получить гранты, стипендию или другую помощь? Что студенты должны сделать, чтобы ее получить?

Н.Б.: Обучение по программе МВА в ведущей бизнес-школе стоит очень дорого во всем мире. Part-time курсы, которые мы предлагаем московским студентам, стоят в среднем 15400 фунтов стерлингов за всю трехгодичную программу. Другие full-time программы могут быть в два раза дороже. Но это не значит, что они лучшего качества. Просто студенты, обучающиеся по таким программам, живут в кампусе.

Каждые два года журнал Forbes проводит исследование, в ходе которых оценивается в том числе и показатель возврата по инвестициям. В ходе опроса учитывается мнение порядка 18 тысяч студентов ведущих бизнес-школ мира, которые рассказывают о том, как они чувствуют себя после окончания программы МВА. Так, в последнем обзоре по этому показателю Manchester Business School оказалась на втором месте среди неамериканских школ. Так что нашим московским студентам мы можем гарантировать хорошую отдачу от своих вложений в обучение по МВА-программе.

Executive: Какова разница между современными студентами бизнес-школ и студентами, сидевшими за партами, например, десять лет назад?

Н.Б.: Я думаю, что самое большое различие между этими поколениями внесла глобализация. Те, кто учился в нашей школе, к примеру, 20 лет назад, встречались с представителями многих национальностей. Однако при этом большинство из них после окончания обучения возвращались в свои страны.

В наши дни, когда мы говорим о наших московских студентах, становится совершенно ясно, что многие из них уже включились в мировой глобальный бизнес-процесс. Эти люди путешествуют по разным странам, приобретают мультикультурный опыт.

Executive: Можете ли вы нарисовать портрет студента вашей школы, который будет учиться, скажем, через десять лет?

Н.Б.: Конечно, те, кто будет учиться через десять лет, получат возможность пользоваться многими технологическими новинками, введенными в наши программы. Без сомнения, это будет цифровое поколение. В ходе работы они будут активно использовать прежде всего цифровые технологии. Так что помимо широких возможностей общения с преподавателями мирового уровня, студентов будущего ждет большой прорыв в технологии обучения. Это затронет как full-time-студентов, живущих в кампусе, так и студентов part-time-программ.

Executive: Какие рекомендации вы можете дать студентам, которые хотят учиться в вашей школе? О чем они должны помнить?

Н.Б.: Мы ждем студентов, горящих желанием стать лучшими. Однако не стоит ожидать, что после окончания школы мир падет к вашим ногам.

Уверен, что студенты из Москвы обладают многими талантами и высоким интеллектом. Будучи творческими натурами, они ищут наиболее инновационные пути в решении бизнес-проблем. Им, скорее всего, понравится наш курс executive МВА. Так что мы, конечно, хотели бы видеть в наших стенах больше русских студентов. Это также зависит от активности наших сотрудников. Они уже начали работать с российскими компаниями, которые потенциально могут быть заинтересованы в executive-курсах.

Executive: Как Вы можете оценить перспективы российского бизнеса? Какие у него сильные и слабые стороны?

Н.Б.: Думаю, что в настоящий момент проблемы российского бизнеса менее известны всему остальному миру. Однако в будущем ситуация может кардинально измениться. Несомненно, будущие лидеры, в которых превратятся нынешние студенты, будут активно этому способствовать. Учитывая громадный экономический рывок российского бизнеса в целом, эти люди будут играть доминирующую роль в мировой экономике. А здесь многое опять же зависит от образования. Так что наша будет активно участвовать в этом процессе.

Executive: Каков рецепт создания успешной МВА-программы?

Н.Б.: Хорошая программа МВА должна обеспечить две основные категории знаний. В первую очередь, знания по общему менеджменту. Но также она должна научить студентов быть новаторами, правильно использовать открывающиеся возможности. Также важно подготовить эффективных лидеров.

На что стоит обратить внимание будущим студентам при выборе МВА-курса? Прежде всего, это должна быть авторитетная бизнес-школа, предлагающая качественные программы. В случае, когда выбор сделать трудно, важно обратить внимание на два фактора. В первую очередь, вы должны искать программу, которая ведется преподавателями из вашей же страны. Во-вторых, школа должна оказывать широкую поддержку студентам, ведь учиться, полагаясь только на себя, очень трудно. Также стоит поговорить с выпускниками, чтобы убедиться, что школа оказывает эту поддержку. Важно узнать, что это и сейчас именно так.

Неважно, изучаете вы одну из наших спортивных программ, full-time или part-time-программ, вы в любом случае получаете диплом магистра МВА. Это не всегда одно и то же, но если речь идет об одном и том же университете, то качество программ, которые он предлагает, одинаковое.

Executive: Обозначьте основные тенденции развития МВА в Европе и США.

Н.Б.: Американские программы МВА более теоретические, а программы европейских школы более сконцентрированы на практике. Европейские школы вообще стараются использовать более глобальный подход, они обращают больше внимания на практическое применение знаний. Это способствует воспитанию хороших лидеров, а не просто теоретически подкованных менеджеров. Тем не менее, по мнению английской The Times, американские топ-школы пользуются большим мировым признанием.

Executive: Каков вектор развития российского МВА образования? Должна ли наша страна внимать традициям обучения Европы или же США?

Н.Б.: Думаю, в данной ситуации эффективное и взаимовыгодное партнерство играет решающую роль. Например, наша школа предлагает МВА-программы в ходе совместных проектов с ведущими бизнес-школами Южной Америки. Благодаря этому мы больше узнали о Южной Америке, а латиноамериканские школы, в свою очередь, познакомились с Европой. В результате и их, и наши программы стали богаче. Так что в будущем возможно сотрудничество между российскими и английскими институтами. Это даст нам возможность лучше узнать друг друга.

Executive: Как вы можете оценить перспективы российских бизнес-школ? Какие из них, по вашему мнению, заслуживают особого внимания?

Н.Б.: К сожалению, я практически ничего не знаю о российских бизнес-школах. Я знаю только МГУ. Но никакими специфических знаниями о российских бизнес-школах я не располагаю и поэтому комментариев давать не могу. Я уверен, на то, чтобы российские бизнес-школы стали известными и встали в один ряд с мировыми топ-школами, потребуется определенное время и кропотливая работа.

Executive: Какие кейсы – российские или зарубежные – будут особенно полезны для российских студентов?

Н.Б.: Думаю, это должна быть комбинация того и другого материала, ведь большинство студентов любой национальности продолжают работать в своей стране. Поэтому для русских студентов важно понимать особенности, в первую очередь, российского бизнеса. Но поскольку российский бизнес активно растет и развивается, поэтому российские специалисты должны быть готовы к выходу на международный уровень. Так что понимание международных подходов к ведению бизнеса очень важно.

Фото: manchester.ac.uk

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.