6 плюсов и минусов семейного бизнеса

Что такое семейный бизнес?

Это компания, созданная членами одной семьи и планируемая к передаче по наследству следующему поколению. При этом важно, что именно семья осуществляет стратегическое управление бизнесом или эффективно его контролирует, а бизнес обеспечивает ее благополучие и постоянную прибыль.

Семейным предприятием может быть как небольшая компания, так и крупная организация, собственниками которой являются родственники (супруги, братья, сестры и другие родственники). При этом они могут не являться единоличными собственниками, но контрольный пакет остается в руках семьи. В большинстве случаев на ключевых должностях таких компаний находятся члены семьи, а младшее поколение, в свою очередь, готовится к вступлению в ряды семейного бизнеса.

Плюсы семейного бизнеса 

1. Ориентация на долгосрочное развитие

Наемные менеджеры в корпоративном бизнесе обычно мыслят лагом 3-5 лет, а в семейном – горизонт планирования расширяется до поколения. Ведь предполагается, что его владельцы передадут бизнес своим детям.

2. Включенность собственников

Личные интересы каждого из них и семьи в целом тесно связаны с интересами компании. Собственники безусловно заинтересованы в развитии бизнеса, поэтому готовы напряженно работать и реинвестировать часть прибыли. Для них важен рост компании и ее стабильность в долгосрочной перспективе. К тому же многие члены семей вовлекаются в работу компании с самого раннего возраста, что помогает им освоить тонкости управления и повышает уровень их приверженности.

3. Стабильный штат

Зачастую в таких компаниях остаются работать люди, которым близки ценности основателей (собственников), поэтому они более лояльны компании. Именно так и формируется команда, которая всегда поймет и окажет поддержку.

4. Преемственность знаний

Это следствие из предыдущего пункта. Поскольку менеджеры сменяются не часто, сохраняется «память предприятия» – традиции, признание заслуг и т. п., а последующим поколениям сотрудников передаются накопленные знания, опыт и умения.

5. Фокус на репутации

Имя семейных компаний прочно ассоциируются с их продуктами или услугами. Понимая это, собственники стремятся повышать качество, а также поддерживать хорошие взаимоотношения со своими партнерами: клиентами, поставщиками, сотрудниками, бизнес-сообществом.

6. Экономия зарплат на наемных сотрудниках

Это особенно актуально для небольших компаний, где большинство ключевых функций выполняют члены семьи, и далеко не всегда они получают официальную зарплату. Кроме того, в начале развития многие компании переживают нелегкие времена, а с членами семьи можно всегда договориться об отсрочке заработной платы.

Минусы семейного бизнеса 

Однако большинство сложностей таких компаний связано именно с семейственностью бизнеса.

1. Смешение ролей

Фраза «ничего личного, только бизнес» здесь не работает. Эмоции и проблемы плавно перетекают из дома на работу и осложняют управление компанией. Стоит учитывать и то, что члены семьи играют в компании различные роли, их цели и интересы могут не совпадать, что зачастую приводит к обидам, взаимным претензиям и конфликтам.

2. Неформальные отношения

Большинство семей самостоятельно управляют своей компанией, особенно в первом и втором поколении. Как правило, они уделяют недостаточно внимания формализации практик и процедур ведения бизнеса. Многие договоренности остаются устными или «само собой разумеющимися». По мере роста семьи и бизнеса это нередко приводит к снижению производительности и внутренним конфликтам.

3. Некорректная оценка потенциала и непрофессионализм сотрудников-членов семьи

Редкий случай, чтобы все участвующие в работе предприятия родственники были хорошими специалистами в необходимых фирме областях. В делах, касающихся близких родственников, многие теряют бдительность и превращают компанию в биржу труда. При найме на работу важно понимать реальный потенциал сотрудника.

4. Непрозрачные финансы

Еще одна сложность в том, что финансы в таких компаниях зачастую абсолютно непрозрачны, а структура активов весьма хаотична.

5. Больший рост дивидендов и меньшее развитие

6. Отсутствие приемников

Создатели семейных компаний далеко не всегда отдают себе отчет в том, что последующие поколения далеко не всегда могут, а главное хотят продолжать семейное дело.


Согласно статистике, на сегодняшний день семейные компании составляют около 70% всех компаний в мире и производят около 70% мирового ВВП. Начиная семейное предприятие нужно помнить, что при всех очевидных преимуществах «семейного подряда» именно эти «особенные отношения» могут помешать успешному ведению дел. А как говорится, «предупрежден, значит вооружен». Все предвидеть нельзя, но подстраховаться от самых типичных ошибок вполне реально, если уже на старте понять, какую компанию и каким образом хотите передать дальше.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.