Василий Пирогов, Евгений Фонталин: Flash «умирает». Да здравствует анимация для всех

Василий Пирогов, Евгений Фонталин

Слишком flash

Надо признать – flash, в свое время так много давший веб-индустрии, постепенно уходит. Отчасти потому, что теряют популярность промо-сайты, для которых он был одним из основных средств визуализации информации. При создании корпоративных порталов разработчики стараются обходить его стороной из-за плохой поисковой оптимизации. Реально «тяжелый» flash на полную катушку использует мощность процессора, практически не оставляя ресурсов остальным программам. Он заметно осложняет Интернет-серфинг пользователям в регионах, занимая всю широту канала. В конце концов, flash, как одноногий пират, всегда опирается на flash-плеер, который допускают на борт не все корпоративные стандарты.

Планшеты и смартфоны

Но это полбеды. Пожалуй, главный противник флеша – сумасшедшими темпами набирающие популярность планшеты и смартфоны, на многих из которых flash не проигрывается вовсе. Рынок планшетов, растущий темпами около 300% в год, не оставляет шансов «недружественным» технологиям, потому как огромное количество пользователей смотрят сайты именно с этих устройств. И они, без сомнения, хотят видеть все.

Web-прорыв

В принципе, пока у Adobe Flash не было альтернатив, он не казался не таким уж плохим. Но, как известно, все познается в сравнении. Совсем недавно в сетевых стандартах случился прорыв – вышел HTML5. И пятая версия – это не просто обновленный релиз языка гипертекстовой разметки. HTML5 – полноценная прикладная платформа для разработки сайтов. Используя HTML5, можно делать красивые, функциональные, но легкие и быстрозагружаемые сайты. Непрофессионал, скорее всего, даже не отличит сайт, сверстанный в HTML5, от сайта на flash. К примеру, полностью на html сделаны:

http://www.apple.com/iphone/

http://www.nikebetterworld.com/

http://www.ultranoir.com/en/#!/blog/creative_html/web_3.0/

Не так давно появилась реклама запрещенного в Германии планшета Samsung GALAXY. Производитель особо выделяет одно из его конкурентных преимуществ – работу с Adobe Flash. «Не уверен, что этим стоит хвастаться, потому как flash “съедает” 80% процессорной мощности, - комментирует Василий Пирогов, руководитель «Бюро Пирогова». К тому же flash требует установки и обновления плагина. Честно говоря последние года 2 это был единственный плагин который я устанавливал и обновлял для работы в интернете. Знаете, учитывая все недостатки Adobe Flash, я не вижу причин, почему HTML5 не смог бы стать основной технологией для создания сайтов».

HTML продает больше

Добавим конкретики: кому может быть интересен новый язык разметки? Ответ до абсурда прост: абсолютно всем. Создателям веб-ресурсов, заботящимся о комфортности работы с сайтом. Компаниям, не желающим терять клиентов из-за периодических «падений» флеш-плеера. Интернет-магазинам, активно использующим листание по страницам, укрупнение фрагментов изображения и другие подвижные элементы. (К тому же, как отмечают в «Бюро Пирогова», продажи на сайтах, сделанных на html, несколько выше, чем на flash-версиях). Да и всему Интернет-сообществу, уставшему от всех недостатков флеша.

Мы уже освоили и активно используем новую технологию HTML5 в наших проектах. Благодаря ей можно делать красивые сайты «как во флеше», не используя flash, а значит, мы можем создавать версии сайтов для планшетов и смартфонов. Сейчас на HTML5 выпускаются даже игры. Правда, и в этой бочке меда не обошлось без казуса с Internet Explorer: браузер не на 100% поддерживает HTML5 – некоторые теги-функции могут отображаться некорректно. Но, думаем, это временно.

fp01.jpg

Пример игры, реализованной на HTML5: найдите отличия от flash

С появлением HTML5 у пользователей и разработчиков появился выбор. А здоровая конкуренция, как известно, - отличный мотиватор развития. И хотя дальнейшая судьба каждой технологии пока не известна, большинство специалистов на сегодняшний день отдают предпочтение HTML5, Оно и понятно: избавившись от основных недостатков flash, новый язык разметки почти полностью заменил его, сохранив все сильные стороны.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Михаил Гамов, Алексей Кабанов
Директор по маркетингу, Москва

примеры игр на HTML5 хотелось бы увидеть.
насколько стыкуется с соцсетями?
и насколько процесс создания проще/сложнее, чем на ActionScript ?

Директор по R&D, Санкт-Петербург
Почитайте здесь http://flashgameblogs.ru/blog/html5/186.html
Что такое HTML5? Для программиста, решившего написать на нём игру — это ужос! По сути это дополнительное JavaScript API. Возможность рисовать примитивы, текст и картинки на холсте (Canvas). Ближе всего это API к OpenGL. Т.е. все трансформации вы совершаете не над отдельными объектами, но над объектом класса Canvas, на котором происходит рисование. В общем разобраться в основах не сложно, если есть опыт программирования на C-like языках и OpenGL. Теперь о грустном… На самом деле про саму игру я не расскажу, т.к. особо нечего — простая зомби-стрелялка с мобильным управлением. За-то расскажу про HTML5. ООП В JavaScript нет нормального ООП. Там есть прототипы, знакомые многим флеш разработчикам по AS2. Без специальной функции-надстройки работа с классами превратилась бы в кошмар. Но даже используя надстройку выходит не очень красиво. Например вот так выглядит вызов родительского конструктора:
this.constructor.prototype.constructor.apply(this, [param0, param1, etc...]);
Про разработку на JavaScript вообще можно долго говорить, но лучше самому попробовать и поплеваться. Опыт — штука полезная, хотя не всегда приятная… (: Примитивы и текст Никакого антиалиасинга вам тут не будет. Текст вообще может рисоваться без попиксельной точности. Контур текста может легко быть смещён на 1-2 пикселя относительно самого текста. Так же точность сильно скачет в зависимости от браузера. Звук Реализован на самом примитивном уровне — можно загрузить звук и проиграть его, поигравшись громкостью. Для дизайна сгодится, для игр — нет. Сложные звуковые эффекты сделать невозможно. Даже каналов нету. Из всех форматов наиболее поддерживаемый разными браузерами — WAVE. Т.е. размер игры на пустом месте вырастает в 2-3 раза. Эффекты и alpha-канал В стандартное API входят такие эффекты, как, например, градиентная заливка полигона или тень для элемента. Если первое работает вполне себе хорошё во всех браузерах, то второе на некоторых браузерах работает отвратительно для картинок с alpha-каналом. Проще говоря прозрачность картинок учитывается не правильно. Тень может запросто наложиться не на видимую часть картинки, на на сам прямоугольник картинки. Выглядит по идиотски. Быстродействие Не знаю, что там на счёт «скорость работы, как у нативных приложений» — у меня не было возможности потестить на мобильном браузере. Но на Венде и МакОси работало вполне себе быстро, но… Периодические лаги задалбывали очень и очень. Возможно сказывается мой небольшой опыт программирования на JavaScript, но всё равно неприятно. Сохранение Для сохранения локальных данных есть специальный объект window.localStorage. К сожалению заработал он у меня только в Хроме под Вендой. Т.ч. сохранение я не делал, хотя очень хотелось. Возможно в мобильных браузерах всё работает, но рисковать не хотелось. Защита игры Тут всё почти как во Flash. Т.е. из реальных способов защиты — только обфускация, которая почти не спасает. Но при этом чтобы выдернуть ресурсы не нужно вообще никаких программ — они лежат открыто. Проще тупо не парится и забить на защиту игры. (: Итогo: 5 коп. Писать игры на HTML5 (читай JavaScript) можно. Но чертовски неудобно и от того неприятно. Интересный опыт, но повторения не хочется… Лично моё мнение — никогда HTML5 не сможет заменить собой Flash, Silverlight или, тем более, Unity. В дизайне и UI они будут соперничать, в играх — специализированные плагины уже победили и не проиграют до выхода HTML6 (а там видно будет).
Директор по маркетингу, Москва

Спасибо Алексей! Это очень полезная информация!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.