Как сделать такую карьеру, какую хочется

Жила-была девушка, которой было 25, и которая не думала про то, как построить карьеру. Потому что считала, что про это думать… неправильно. Однако через три года произошел в ее жизни квантовый скачок. Стала она руководителем подразделения. Перескочила одномоментно четыре ступени карьерной лестницы. И вдруг подумала, почему бы не поделиться самым надежным способом счастливого карьерного продвижения, проверенным на более чем ста сотрудниках? Что я и делаю.

Шаг первый: задать себе пять банальных вопросов

Спросите себя: а зачем мне нужна карьера? И дайте честный ответ. А затем снова: а зачем..? И добавьте в конец второго вопроса суть своего первого ответа.

Поясню на примере. Вы ответили на первый вопрос: чтобы больше зарабатывать. И дальше спросите себя: а зачем мне больше зарабатывать?

Продолжайте отвечать и задавать себе вопросы по этому алгоритму, пока не поймете, что докопались до сути, до искреннего ответа, который говорит о том, что важно именно вам. Обычно приходится спрашивать себя не менее пяти раз. Зафиксируйте ответ в ежедневнике.

Шаг второй: провести искреннюю самооценку

Для этого потребуются результаты всех видов диагностики и тестов, которые вы проходили самостоятельно и с помощью внешних специалистов. Примеры:

  • SWOT-анализ сильных и слабых сторон.
  • Диагностика личностных особенностей. Самым сильным психологическим тестом считаю СМИЛ. Подходят любые тесты, которым вы доверяете и которые могут придать чуть больше объективности вашему собственному представлению о себе.
  • Диагностика темперамента, например, ЧХТ. Темперамент тесно связан с внутренними энергетическими ресурсами.
  • Оценка по компетенциям. Отличный диагностический материал. Многие компетенции можно развить и усилить.
  • Оценка на 360 градусов. Можно провести ее усеченный и модифицированный вариант, при котором вам дадут оценку коллеги, друзья, близкие, непосредственный руководитель.

Шаг третий: обрадоваться своим сильным качествам

Собрав диагностических данных, не впадайте в уныние. Помните: что чем больше тестов, тем больше недостатков они выявляют. Это нормально, и так у всех.

Это диагностическое истязание проводилось только для того, чтобы затем крупными красивыми буквами написать свои самые сильные качества. Начинайте это список с самого понятного и самого радостного для вас.

Шаг четвертый: понять, чего ждет от вас ваша компания

Необходимо разузнать, какие компетенции, качества, навыки требуются организации, в которой вы трудитесь. Если в компании принята система координат в виде модели управленческих и/или профессиональных компетенций, это будет просто. В случае, если такая модель не разработана, можно за основу взять следующие компетенции лидера:

  • Умение работать в команде и управлять командой.
  • Ответственность лидера.
  • Системное мышление.
  • Проактивность и креативность.
  • Умение самообучаться и переучиваться.
  • Умение управлять и понимать собственные эмоции и эмоции других людей (эмоциональный интеллект).
  • Умение слушать.

Этот список более чем достаточен. Найти описание данных умений не составляет труда. А после этого следует оценить собственный стартовый потенциал. Повторяю, что большинство компетенций при желании легко и интересно развивать.

Шаг пятый: стать любопытным и заметным

Надо научиться находить интерес и пользу в том, чтобы делать больше, чем требуется. Делать больше – означает количество и качество, означает проявлять любопытство и инициативу.

Интересуйтесь широким спектром тем, которые совсем не исчерпываются вашими прямыми обязанностями. Вносите идеи по улучшению разных процессов, технологий, задач. Забудьте про равнодушие и страх ответственности за взятие обязательств.

Станьте заметным, задавайте вопросы, участвуйте в обсуждении, принимайте и поддерживайте новые проекты. С радостью и воодушевлением принимайте новые обязанности: за ними всегда следуют расширенные полномочия. Помните, что должность руководителя – это не только и не столько знания. В основе руководящей должности – полномочия и ответственность. Чем выше эти составляющие – тем выше должность.

Шаг шестой: найдите авторитетного наставника

Отличный результат в счастливой карьере гарантирован тем, кто сам находит себе Наставника. Главное, чтобы этот человек не только смог вас научить искусству управления и нюансам гибкой политики взаимоотношений в топ-среде, но и имел полномочия, если не назначать на должность, то рекомендовать к продвижению. Думаю, что здесь очевидны советы по умению наблюдать, слушать, быть полезным, внушать доверие.

Неспроста одним из самых действенных методов исследования в естественных науках является наблюдение. Умение наблюдать – очень полезный навык. Наблюдайте за действиями самых успешных, активных людей в вашей компании. Задайте себе вопрос: что они делают по-другому, не так, как другие? Запишите ответы. Придайте важность этим выводам, и незаметно ваше собственное поведение станет более успешным.

Запрашивайте и с благодарностью принимайте обратную связь. Делайте скидку на то, что в большинстве случаев давать позитивную обратную связь руководители пока не научились.

Если слова слишком задевают какую-либо чувствительную струну вашей души, попробуйте такой способ. Разделите страницу в ежедневнике на две части. Первый столбик назовем: «Мои недостатки». В него записывайте то, что говорит руководитель, полностью убирая эмоциональную составляющую, оставляя лишь суть. А второй столбик, пусть, например, называется «Позитивные выводы». Туда сразу или чуть позже пропишите в позитивном ключе рекомендации, как если бы вы сами себе давали обратную связь. Этот столбик служит ответом на вопрос, что нужно сделать, чтобы скорректировать свое поведение.

И помните две вещи:

  • Какая бы ни была внешняя критика, она касается только отдельных ваших действий, критикуют не вас и даже не ваше поведение в целом, а лишь отдельные поступки. Истина в том, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
  • В большинстве случаев есть зависимость: чем эмоциональнее люди вас критикуют, тем больше и искреннее они заинтересованы в вашем развитии. Тем больше они ожидают от вас и желают вам развития.

Цените неравнодушное и адресное послание, умейте слышать пользу, как бы критично и негативно она бы не звучала!

Шаг седьмой: наметьте индивидуальную зону роста

Если вы любите манипулировать людьми, станьте искреннее. Если вы слишком мягкий, найдите способ стать строже и четче. Если вы не умеете слушать – научитесь.

На этом этапе действия носят очень индивидуальный характер и зависят от вашей личности, подготовки, мотивации. Суть в том, чтобы понять, что именно нужно сделать еще, чтобы в ближайшем будущем стать сильным, эффективным и позитивным руководителем. И сделать это. Может быть, речь идет об обучении психологии совместной деятельности, а, может быть, речь совсем не об обучении. Решать вам. Главное, пусть это что-то будет максимально полезно вам и вашим будущим подчиненным.

* * *

Итак, шаги все пройдены. И незаметно вы становитесь другим человеком, активным, ярким, осознанным. Вначале я писала про квантовый скачок. Он бывает разной длины, и пусть он будет для вас таким, каким вы сами хотите. Пусть у вас все сложится.

Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Ростов-на-Дону

Спасибо) И спасибо за статью. Иногда действительно не хватает четкого плана и люди мечутся среди своих убеждений и иллюзий.

Экономист, Москва

"- Поздравляю с ДР! Желаю тебе счастья и удачи в карьере!

- Спасибо, конечно. Но, думаю, в карьер мне пока рано..." :-)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Советские праздники отменят

С 1 февраля 2020 года могут быть отменены некоторые профессиональные праздники.

Водителей Uber взяли в штат

На новых сотрудников будут распространяться такие социальные гарантии, как страховка, декретный отпуск и др.

Ford заботится об уволенных

На выплаты и аутплейсмент для уволенных сотрудников американская штаб-квартира Ford выделила $200 млн.

Половину россиян заменят роботы

Ученые РАНХиГС подсчитали: через десять лет 45,5% человек на рынке труда России смогут быть заменены роботами.