Как сделать такую карьеру, какую хочется

Жила-была девушка, которой было 25, и которая не думала про то, как построить карьеру. Потому что считала, что про это думать… неправильно. Однако через три года произошел в ее жизни квантовый скачок. Стала она руководителем подразделения. Перескочила одномоментно четыре ступени карьерной лестницы. И вдруг подумала, почему бы не поделиться самым надежным способом счастливого карьерного продвижения, проверенным на более чем ста сотрудниках? Что я и делаю.

Шаг первый: задать себе пять банальных вопросов

Спросите себя: а зачем мне нужна карьера? И дайте честный ответ. А затем снова: а зачем..? И добавьте в конец второго вопроса суть своего первого ответа.

Поясню на примере. Вы ответили на первый вопрос: чтобы больше зарабатывать. И дальше спросите себя: а зачем мне больше зарабатывать?

Продолжайте отвечать и задавать себе вопросы по этому алгоритму, пока не поймете, что докопались до сути, до искреннего ответа, который говорит о том, что важно именно вам. Обычно приходится спрашивать себя не менее пяти раз. Зафиксируйте ответ в ежедневнике.

Шаг второй: провести искреннюю самооценку

Для этого потребуются результаты всех видов диагностики и тестов, которые вы проходили самостоятельно и с помощью внешних специалистов. Примеры:

  • SWOT-анализ сильных и слабых сторон.
  • Диагностика личностных особенностей. Самым сильным психологическим тестом считаю СМИЛ. Подходят любые тесты, которым вы доверяете и которые могут придать чуть больше объективности вашему собственному представлению о себе.
  • Диагностика темперамента, например, ЧХТ. Темперамент тесно связан с внутренними энергетическими ресурсами.
  • Оценка по компетенциям. Отличный диагностический материал. Многие компетенции можно развить и усилить.
  • Оценка на 360 градусов. Можно провести ее усеченный и модифицированный вариант, при котором вам дадут оценку коллеги, друзья, близкие, непосредственный руководитель.

Шаг третий: обрадоваться своим сильным качествам

Собрав диагностических данных, не впадайте в уныние. Помните: что чем больше тестов, тем больше недостатков они выявляют. Это нормально, и так у всех.

Это диагностическое истязание проводилось только для того, чтобы затем крупными красивыми буквами написать свои самые сильные качества. Начинайте это список с самого понятного и самого радостного для вас.

Шаг четвертый: понять, чего ждет от вас ваша компания

Необходимо разузнать, какие компетенции, качества, навыки требуются организации, в которой вы трудитесь. Если в компании принята система координат в виде модели управленческих и/или профессиональных компетенций, это будет просто. В случае, если такая модель не разработана, можно за основу взять следующие компетенции лидера:

  • Умение работать в команде и управлять командой.
  • Ответственность лидера.
  • Системное мышление.
  • Проактивность и креативность.
  • Умение самообучаться и переучиваться.
  • Умение управлять и понимать собственные эмоции и эмоции других людей (эмоциональный интеллект).
  • Умение слушать.

Этот список более чем достаточен. Найти описание данных умений не составляет труда. А после этого следует оценить собственный стартовый потенциал. Повторяю, что большинство компетенций при желании легко и интересно развивать.

Шаг пятый: стать любопытным и заметным

Надо научиться находить интерес и пользу в том, чтобы делать больше, чем требуется. Делать больше – означает количество и качество, означает проявлять любопытство и инициативу.

Интересуйтесь широким спектром тем, которые совсем не исчерпываются вашими прямыми обязанностями. Вносите идеи по улучшению разных процессов, технологий, задач. Забудьте про равнодушие и страх ответственности за взятие обязательств.

Станьте заметным, задавайте вопросы, участвуйте в обсуждении, принимайте и поддерживайте новые проекты. С радостью и воодушевлением принимайте новые обязанности: за ними всегда следуют расширенные полномочия. Помните, что должность руководителя – это не только и не столько знания. В основе руководящей должности – полномочия и ответственность. Чем выше эти составляющие – тем выше должность.

Шаг шестой: найдите авторитетного наставника

Отличный результат в счастливой карьере гарантирован тем, кто сам находит себе Наставника. Главное, чтобы этот человек не только смог вас научить искусству управления и нюансам гибкой политики взаимоотношений в топ-среде, но и имел полномочия, если не назначать на должность, то рекомендовать к продвижению. Думаю, что здесь очевидны советы по умению наблюдать, слушать, быть полезным, внушать доверие.

Неспроста одним из самых действенных методов исследования в естественных науках является наблюдение. Умение наблюдать – очень полезный навык. Наблюдайте за действиями самых успешных, активных людей в вашей компании. Задайте себе вопрос: что они делают по-другому, не так, как другие? Запишите ответы. Придайте важность этим выводам, и незаметно ваше собственное поведение станет более успешным.

Запрашивайте и с благодарностью принимайте обратную связь. Делайте скидку на то, что в большинстве случаев давать позитивную обратную связь руководители пока не научились.

Если слова слишком задевают какую-либо чувствительную струну вашей души, попробуйте такой способ. Разделите страницу в ежедневнике на две части. Первый столбик назовем: «Мои недостатки». В него записывайте то, что говорит руководитель, полностью убирая эмоциональную составляющую, оставляя лишь суть. А второй столбик, пусть, например, называется «Позитивные выводы». Туда сразу или чуть позже пропишите в позитивном ключе рекомендации, как если бы вы сами себе давали обратную связь. Этот столбик служит ответом на вопрос, что нужно сделать, чтобы скорректировать свое поведение.

И помните две вещи:

  • Какая бы ни была внешняя критика, она касается только отдельных ваших действий, критикуют не вас и даже не ваше поведение в целом, а лишь отдельные поступки. Истина в том, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
  • В большинстве случаев есть зависимость: чем эмоциональнее люди вас критикуют, тем больше и искреннее они заинтересованы в вашем развитии. Тем больше они ожидают от вас и желают вам развития.

Цените неравнодушное и адресное послание, умейте слышать пользу, как бы критично и негативно она бы не звучала!

Шаг седьмой: наметьте индивидуальную зону роста

Если вы любите манипулировать людьми, станьте искреннее. Если вы слишком мягкий, найдите способ стать строже и четче. Если вы не умеете слушать – научитесь.

На этом этапе действия носят очень индивидуальный характер и зависят от вашей личности, подготовки, мотивации. Суть в том, чтобы понять, что именно нужно сделать еще, чтобы в ближайшем будущем стать сильным, эффективным и позитивным руководителем. И сделать это. Может быть, речь идет об обучении психологии совместной деятельности, а, может быть, речь совсем не об обучении. Решать вам. Главное, пусть это что-то будет максимально полезно вам и вашим будущим подчиненным.

* * *

Итак, шаги все пройдены. И незаметно вы становитесь другим человеком, активным, ярким, осознанным. Вначале я писала про квантовый скачок. Он бывает разной длины, и пусть он будет для вас таким, каким вы сами хотите. Пусть у вас все сложится.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Ростов-на-Дону

Спасибо) И спасибо за статью. Иногда действительно не хватает четкого плана и люди мечутся среди своих убеждений и иллюзий.

Аналитик, Москва

"- Поздравляю с ДР! Желаю тебе счастья и удачи в карьере!

- Спасибо, конечно. Но, думаю, в карьер мне пока рано..." :-)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.