Менеджмент и дауншифтинг: охота к перемене мест

Когда и зачем менеджера влекут дальние дороги и возникает непреодолимая тяга к перемене мест? В какой момент ему хочется оставить привычный образ жизни и совершить путешествие на край Земли, который для кого-то принимает форму жаркой пустыни или арктических льдов, а для кого-то – маленькой российской деревушки? Зачем менеджер выбирает для себя неизведанные маршруты и ищет то приключений и опасностей, то тишины и уединения?

Чтобы получить ответы на эти вопросы, Executive провел опрос среди участников Сообщества, посвященный не туристическим поездкам, а путешествиям, которые совершает человек, чтобы обрести для себя что-то новое, открыть новые грани самого себя, узнать непохожих на привычных ему людей и разрешить сложные профессиональные и личные проблемы.

В опросе приняли участие 4165 респондентов, из которых 11,3% представляют топ-менеджмент компаний, 39,3% - менеджеры среднего звена и 49,4% - менеджеры, занимающие начальные управленческие позиции. География респондентов выглядит следующим образом: чуть более половины участников исследования (54,2%) проживает в Москве, 10% - в Санкт-Петербурге, остальные регионы России представлены 26,3% опрошенных менеджеров, ближнее и дальнее зарубежье - 9,4%.

Как показали результаты нашего исследования, путешествия играют заметную роль в жизни современного менеджера – по крайней мере, ни один из предложенных вариантов ответа не остался без внимания (Рис.1). И все-таки самое главное, что побуждает участников опроса к перемене мест, - это желание почерпнуть свежие идеи, кардинально сменив обстановку и избавившись на время от повседневной рутины (60%). Почти половина респондентов отправляются в путь, чтобы узнать мир, другие культуры и людей, не похожих на нас. Чуть меньше – 45,8% - напротив, движимы потребностью внутренних открытий – стремлением к познанию своего собственного «я», рефлексии одиночества и попыткам найти ответы на вечные вопросы. Четверть участников исследования путешествуют с целью просто отдохнуть; чуть меньше заняты поисками выхода из творческого тупика.

Рис.1

Однако в очень частой кардинальной смене обстановки менеджеры не испытывают потребности – постоянная тяга к перемене мест одолевает только 3,6% респондентов (Рис.2). Почти половина участников опроса (48,8%) время от времени нуждаются в путешествиях, а треть достаточно часто чувствуют потребность сменить место своего пребывания. Новые маршруты лишь изредка становятся привлекательными для 12,9% респондентов, однако закоренелыми «домоседами» себя считают только 1,3% все менеджеров, принявших участие в опросе. При этом интересно отметить, что несколько более высокую потребность в перемене мест (варианты ответов «очень часто» и «достаточно часто») испытывают именно менеджеры, занимающие начальные управленческие позиции.

Рис.2

Путешествия и карьера

Для кого-то длительные поездки в разные уголки нашей планеты – это не более чем часть повседневной работы. Точнее - для 40% участников исследования, из которых 15,9% заявили о том, что их работа предполагает частые командировки или периодическую работу в региональных и зарубежных филиалах компаний. Для остальных респондентов либо бизнес-путешествия – скорее исключительное событие, либо их настоящая работа совсем не предполагает командировок и иных деловых туров (Рис.3).

Рис.3

Вполне закономерно выглядит тот факт, выявленный в ходе опроса, что топ-позиции чаще предполагают бизнес-вояжи и временную работу в региональных и зарубежных офисах организаций, чем работа менеджеров среднего звена и тех, кто еще только начинает свою управленческую карьеру. Cтоит отметить, что разница в числе голосов между тремя группами респондентов, заявивших, что их работа включает в себя длительные деловые поездки, не столь значительна, как между теми менеджерами разных категорий, у которых работа вообще не включает необходимость бизнес-туров. В процентном соотношении в два раза меньше менеджеров младшего звена совершают командировки по сравнению с представителями топ-менеджмента. (Рис.4).

Рис. 4

Значительное число респондентов (40%) убеждено, что управленческий опыт за пределами своей страны очень полезен для современного менеджера, и немногим меньше (37%) полагает, что подобный опыт позволяет управленцу получить новые знания и почерпнуть свежие идеи. То есть подавляющее большинство участников опроса рассматривает приобретение новых управленческих навыков за рубежом как весьма позитивное явление, а еще 11,6% даже заявили о том, что этот опыт не просто желателен, но и обязателен для управленца сегодня. И лишь каждый десятый менеджер считает работу за пределами своей страны не более чем полезным дополнением к имеющимся знаниям, и совсем незначительное число голосов было отдано за то, что такой опыт ничем не отличается от приобретенного внутри страны (Рис.5). При этом зависимости мнений от уровня менеджмента обнаружено не было. А вот большинство альтернативных ответов сводится к тому, что, несомненно, новые управленческие навыки и идеи, полученные в зарубежном бизнесе, очень полезны для карьерного и личностного развития менеджера, но применять их в своей стране нужно очень осторожно, тщательно адаптируя их к реалиям местного рынка.

Рис.5

Поскольку деловая среда и сами компании, в которых работают современные менеджеры, а также сфера их деятельности и функциональные обязанности очень разнородны, то мы попытались выяснить, полезны ли длительные путешествия нетуристического характера для каждой конкретной работы управленца. И оказалось, что для большинства респондентов это действительно так (58,6%), и еще более трети участников опроса полагает, что пусть иногда, но они также получают пользу от перемены мест своего пребывания. Как трату времени путешествия расценивает лишь незначительное число опрошенных менеджеров, остальные – тоже меньшинство - не усматривают связи между своей профессиональной деятельностью и сменой обстановки (Рис.6.). Как и в предыдущем вопросе, не было выявлено зависимости характера ответов от уровня позиций, занимаемых респондентами. Среди ответов в поле «другое» самым часто повторяющимся стало мнение, что путешествия способны дать менеджеру именно свежий управленческий опыт, способствовать его личностному росту, но на профессиональное развитие человека влияния они не оказывают.

Рис.6

Как показали результаты исследования, тяга к путешествиям полезна не только с точки зрения приобретения нового управленческого опыта и профессиональных знаний, но и в аспекте построения менеджером собственного карьерного пути. В общей сложности с той или иной степенью уверенности важность путешествий для карьерного развития современного управленца признали более 70% респондентов. 16% связывают возможность почерпнуть пользу для роста карьеры из поездок непосредственно с личностью самого менеджера. И лишь небольшое число участников опроса полагает, что путешествовать по миру управленцу, стремящемуся к карьерному развитию, совсем не обязательно (Рис.7). Распределения голосов в зависимости от уровня менеджерской позиции остаются примерно такими же, как и в общем соотношении.

Рис.7

Кроме того, мы выяснили, что длительные путешествия, с точки зрения менеджеров, могут не самым лучшим образом сказаться на их карьере и вызвать определенные сомнения у рекрутеров и HR-специалистов – более половины респондентов (57,7%) согласилось, что такое действительно возможно. Но твердо убеждены в этом лишь совсем немногие, и можно сделать вывод, что серьезной угрозы карьере менеджера долгие поездки не представляют. Кроме того, 18,2% участников опроса уверены как раз в обратном – в том, что путешествия оказывают только положительное влияние на карьерное развитие управленца, и чуть большее число респондентов предполагает, что отрицательное воздействие или предвзятое отношение рекрутеров если и имеет место, то крайне редко (Рис.8).

Рис.8

Путешествие как выход из «творческого тупика»

Если такое не самое приятное событие происходит в жизни менеджера, то, как показывают результаты нашего исследования, он готов отправиться практически в любую точку планеты. Пожалуй, главное условие – чтобы выбранный маршрут был новым и неизведанным. В целом же, участники опроса полагают, что выход из творческого кризиса можно найти в спокойствии Европы и трудностях сложной экспедиции, в контрастной экзотике и российской «глубинке». А для кого-то источником новых сил и прилива вдохновения становится собственная дача – таких менеджеров, кстати, не так уж мало – 10% от всех респондентов (Рис.9). И что примечательно, такие пункты назначения как дача и неизведанные уголки России более притягательны в качестве возможных путей выхода из «творческого тупика» для менеджеров высшего и среднего звена, в то время как те, кто еще только начинает свою карьеру управленца, больше тяготеют к опасным экспедициям и восточным странам.

Рис. 9

Зачем и когда утолять жажду к перемене мест

С точки зрения участников опроса, менеджеру стоит отправляться в дальнее путешествие не менее одного раза в год или каждый раз, когда он испытывает в этом потребность, независимо от того, как часто это происходит (47,6% и 40,6% соответственно). А вот период смены работы, с точки зрения респондентов, - как раз совсем не подходящее время для познания мира (Рис.10) Причем по всем приведенным ниже пунктам топ-менеджеры, менеджеры среднего звена и менеджеры начальных позиций оказались солидарны.

Рис.10

Исходя из ответов участников опроса, можно сделать вывод, что кардинально сменить обстановку и отправиться на «поиски себя» менеджеру имеет смысл перед тем, как принять сложное решение, связанное с его дальнейшим карьерным развитием, после завершения важного проекта или после ухода из компании, в который он проработал в течение длительного периода времени. Для сравнительно небольшой группы респондентов (8,5%) длительные поездки могут быть связаны с достижением высоких управленческих позиций. Не видят смысла в «поиске себя» 13,1% опрошенных менеджеров (Рис.11). Кстати, такое мнение чаще остальных высказали именно менеджеры высшего звена.

Рис.11

А потом сменить работу, начать свой бизнес, развестись…

И это далеко не полный список решений, которые принимают менеджеры, совершив длительную поездку (Рис.12). Результаты исследования показали, что путешествия, в первую очередь, становятся источником свежих идей (56,2% респондентов) и способны изменить наше отношение к окружающим нас людям (48,7%). Интересно, что каждый пятый участник опроса после своей поездки принял решение о смене работы. Достаточно большая группа респондентов – 12,5% - после путешествия пытается найти баланс между карьерой и личной жизнью и принимает решение о том, что семья больше нуждается в их внимании. Для кого-то временная перемена места стала шагом к созданию семьи, а для кого-то – к разводу; кто-то решил открыть свой бизнес, а кто-то - остаться на новом месте. И хотя эти варианты ответов собрали не так много голосов, тот факт, что и такие изменения происходят в жизни менеджеров после длительных путешествий, говорит, что они действительно способны существенно изменить мировоззрение и само отношение к жизни. В конце концов, как отметил один из участников опроса, ее можно просто полюбить…

Рис.12

Путевой дневник, или открытия менеджера

Этот вопрос мы оставили открытым, а полученные ответы разделили на несколько основных тем, которые условно обозначили как «о людях», «о мире», «о себе и жизни», «о природе», «о России» и «о профессиональной деятельности». Ниже мы приводим график, из которого видно, каким образом распределились голоса респондентов (Рис.13). Больше всего открытий менеджеры делают о людях, с которыми они встречаются во время путешествий, и о себе, своей жизни и своих скрытых возможностях. При этом хотелось бы отметить, что менеджеры высшего звена чаще открывают что-то новое в самих себе, чем в окружающих людях; для этой же группы респондентов более характерны открытия, связанные с работой и балансом между личной жизнью и карьерой.

Рис.13

Несколько слов стоит сказать по каждому блоку ответов.

Открытия, связанные с людьми, в основном, сводятся к двум диаметрально противоположным точкам зрения: все люди очень разные, и все люди одинаковы. Общим знаменателем, снимающим это противоречие, стало третье по популярности открытие – люди, населяющие наш мир, - позитивны, доброжелательны, всегда готовы познакомить со своей культурой и способны научить нас чему-то новому.

Не менее оптимистичный вывод можно сделать из блока ответов об открытиях о мире – мир, представляющийся участникам опроса во время их путешествий, - прекрасен, многообразен, мы ничего о нем не знаем, но всегда можем узнать столько, сколько сами захотим.

Какие открытия во время путешествий менеджер может сделать о себе и своей жизни? Конечно, открыть в себе новые возможности, найти подтверждения своим мыслям и чувствам, переступить через свои страхи и сомнения. Несколько ответов по этому пункту нам показались интересными и показательными, поэтому приводим их в виде отдельных цитат:

«Для того чтобы найти решение неразрешимой проблемы, оказывается, надо просто поменять картину мира в буквальном смысле - уехать из привычной обстановки и пожить ощущениями и впечатлениями, а не размышлениями. И после этого все становится естественным, очевидным, возможным!»

«Я вдруг осознал, что куда-то очень спешил и практически безрезультатно… Жизнь гораздо проще, чем мне казалось ранее, и я почувствовал, что свободен - впервые с начала моей карьеры!»

«Я могу многое - гораздо больше, чем ожидала от себя раньше. После того как находится выход из экстремальной ситуации, уважение к себе и вера в свои силы очень вырастает. И это ощущение существенно отличается от рабочих побед, потому что это была победа над собой и для себя…»

Открытия о природе.В этом пункте все ответы легко сводятся к следующей формуле: природа прекрасна, но мы часто не замечаем и не ценим ее красоту.

Что касается открытий о России и ее жителях, то здесь превалирует несколько разных по настроению мнений. С одной стороны, это восхищение красотой и нетронутостью природы, с другой – в сравнениях нашей страны с Европой и другими местами Россия явно проигрывает. Многие респонденты отметили также глубокую пропасть между Москвой и остальными российскими регионами, причем отличия связаны не только и не столько с уровнем жизни, сколько с разным мировосприятием людей и отсутствием адекватного знания друг о друге. По сути, как отметили некоторые участники опроса, получается, что «мы не знаем страну, в которой живем, и людей, которых называем соотечественниками».

Интересен тот факт, что открытия, имеющее прямое или косвенное отношение к работе и карьере менеджера, можно выразить в нескольких словах: «Жизнь – это не только работа». Многие респонденты отмечали, что, познакомившись с совершенно иными подходами к управлению, они осознали, что можно работать более спокойно, что существует и «некорпоративный» мир, а «всех денег все равно не заработаешь». Неоднократно было отмечено, что такие поездки заставляют иначе взглянуть на свою жизнь вне карьеры и понять, что нет ничего более ценного и важного, чем семья и возможность находиться рядом с близкими людьми.

Маршрут мечты

Свои сокровенные тропы менеджеры прокладывали сами – вопрос о наиболее интересном маршруте был открытым и необязательным для ответа. Свое мнение высказали 66% респондентов, и вот как выглядит рейтинг стран и маршрутов, которые привлекают управленцев в качестве идеального варианта для смены обстановки:

  1. Япония (11,7%)
  2. Австралия (9,4%)
  3. Тибет (6,4%)
  4. Китай (6,3%)
  5. Кругосветное путешествие (5,9%)
  6. Новая Зеландия (5,3%)
  7. Индия (4,8%)
  8. Италия (4,7%)
  9. Россия (4,3%)
  10. Европа в целом (4,3%)

При этом Япония и Австралия заняли первые две строчки в списке стран мечты всех трех категорий менеджеров. Но путешествия по России несколько больше интересны топ-менеджерам (шестое место в этой группе), тогда как в рейтинге менеджеров, занимающих начальные позиции, наша страна лишь замкнула десятку лидеров. Остальные распределения по уровням менеджмента практически совпадают с общим списком.

Среди наиболее популярных маршрутов мечты, не вошедших в первую десятку, стоит отметить Антарктиду и Латинскую Америку (самые разные варианты маршрутов). Также притягивают менеджеров горные вершины, необитаемые острова и путешествия под парусом.

Выводы:

  • Путешествия для современного менеджера – это не только и не столько просто отдых, сколько возможность почерпнуть свежие идеи и решения, узнать новых людей, культуры, мир вокруг себя, попытаться понять, как он устроен и куда движется, найти свое место в мире и открыть в самом себе новые грани. Однако, возможно, именно потому, что подобные экзистенциальные задачи отнимают немало сил и времени, управленцы предпочитают лишь время от времени кардинально менять обстановку.
  • Работа 40% опрошенных управленцев предполагает длительные командировки или работу в региональных/зарубежных офисах компании. При этом в процентном соотношении в два раза меньше менеджеров младшего звена ездит в командировки, по сравнению с представителями топ-менеджмента.
  • По мнению респондентов, управленческий опыт за пределами своей страны очень полезен для современного менеджера – и если он и не является обязательным условием успешной карьеры, то, несомненно, позволяет управленцу получить новые знания и почерпнуть свежие идеи. Для профессиональной деятельности и карьерного развития менеджера путешествия также могут быть весьма полезны с точки зрения получения новых знаний.
  • Длительные поездки не представляют серьезной угрозы карьере менеджера, хотя более половины участников опроса допускает, что некоторое предвзятое отношение к такому «менеджеру-путешественнику» со стороны рекрутеров и HR-специалистов, возможно, действительно имеет место.
  • Выход из «творческого тупика» менеджеры ищут в тех местах, где они еще никогда не были. При этом высшее и среднее звено управленцев несколько больше тяготеет к российским «глубинкам» и даже собственным дачам, в то время как те, кто еще только начинает свою управленческую карьеру, склонны отправляться в опасные экспедиции и на Восток.
  • С точки зрения участников опроса, менеджеру стоит отправляться в дальнее путешествие не менее одного раза в год или каждый раз, когда он испытывает в этом потребность, независимо от того, как часто это происходит. В то же время, период смены работы, с точки зрения респондентов, - неподходящее время для глубокого познания мира.
  • Как показали результаты исследования, кардинально сменить обстановку и отправиться на «поиски себя» менеджеру имеет смысл перед тем, как принять сложное решение, связанное с его дальнейшим карьерным развитием, после завершения важного проекта или после ухода из компании, в который он проработал в течение длительного периода времени.
  • Изменения, которые отмечают респонденты после длительных путешествий, в первую очередь, связаны с их отношением к окружающим людям. Каждый пятый участник опроса после своей поездки принял решение о смене работы, а каждый двадцатый решил создать семью или, наоборот, оформить развод. 12,5% менеджеров после путешествия пытаются найти новый баланс между карьерой и личной жизнью и принимают решение о смещении приоритетов в сторону семьи.
  • Больше всего открытий менеджеры делают о людях, с которыми они встречаются во время путешествий, и о себе, своей жизни и своих скрытых возможностях. Менеджеры высшего звена чаще открывают что-то новое в самих себе, чем в окружающих; для этой же группы респондентов более характерны открытия, связанные с работой и балансом между личной жизнью и карьерой.

Обработку статистических данных подготовила Екатерина Арутюнова, Executive

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.