В исследование сервиса коммуникаций Контур.Толк 88% опрошенных признались, что используют один и тот же мессенджер для рабочих и личных задач — полностью (37%) или частично (51%). В результате 14% хотя бы раз путали чаты: отправляли личные сообщения в деловые переписки или наоборот.
Чаще всего респонденты выбирают Telegram (81%) и WhatsApp (67%) — россияне нередко используют сразу несколько таких приложений и именно в них одновременно решают рабочие вопросы и общаются с близкими. Для многих это оборачивается избыточной цифровой нагрузкой: практически половина опрошенных (46%) получают от 10 до 30 сообщений от коллег и клиентов в час, а подавляющее большинство (61%) тратит по 1–2 часа ежедневно на поиск нужной информации в рабочих диалогах.
Многозадачность в мессенджерах сказывается на психоэмоциональном состоянии. Так, более четверти (26%) опрошенных признались, что откладывают ответы на рабочие сообщения из-за стресса и тревожности. Еще 21% отметили, что само переключение между рабочими и личными чатами снижает концентрацию и влияет на общее самочувствие. А 37% респондентов периодически чувствуют усталость от большого количества сообщений — независимо от их содержания.
Несмотря на переутомление, только пятая часть (21%) участников опроса полностью отключает уведомления после окончания рабочего дня. 36% стараются ограничивать общение после 18:00–19:00, у 24% режим зависит от объема задач и дня недели, а 19% продолжают оставаться на связи с коллегами и клиентами в вечернее время.
Хотя подавляющее большинство россиян совмещают рабочие и личные переписки, все больше пользователей стремятся выстраивать цифровые границы. Так, практически четверть (26%) респондентов уже попробовали вести деловое общение в отдельном мессенджере и отмечают, что им стало легче разграничивать задачи. Еще 29% хотели бы перейти к такому формату. Эти данные отражают общее стремление к более сбалансированному управлению коммуникацией: даже если сейчас деловые и персональные чаты пересекаются, многие ищут способ снизить тревожность, повысить концентрацию и сохранить личное пространство.
Исследование проведено методом онлайн-анкетирования среди 1200 респондентов в июле 2025 года. В опросе приняли участие россияне из разных городов России в возрасте от 18 до 55 лет.