Как собственнику квартиры обезопасить свое жилье и себя

Рафик Алекперов, «Проплекс»

Древнее утверждение «Мой дом – моя крепость», к сожалению, сегодня аксиомой не является. Даже в родных пенатах жители многоквартирных домов не защищены от многих проблем самого разнообразного происхождения. В некоторых повинны безответственные соседи и нерадивые управляющие компании. Другие же, по незнанию или вере в великий русский «авось», мы создаем себе сами. Попробуем разобраться, как собственнику квартиры сделать свою жизнь максимально спокойной и защищенной от разного рода бытовых неприятностей.

Мокрое дело

История о том, как квартиру залили соседи сверху, могла бы лечь в основу многих анекдотов, если бы все не было так печально. По закону подлости, чаще всего потеки и разводы появляются на только что побеленном потолке, промокают новые обои, приходится восстанавливать свежеположенный дорогой ламинат или паркет. От заливов страдает не только отделка, но и мебель, электроника, бытовая техника. И очень хочется найти средство, чтобы навсегда обезопасить свою квартиру от протечек.

Застраховаться действительно можно, причем в прямом смысле этого слова. «Залив соседями сверху – один из рисков, который можно указать в страховом полисе. Кроме того, страховаться можно от разрушения или повреждения в результате пожара, стихийных бедствий и тому подобного», – рассказывает Алексей Козьмин, руководитель дирекции андеррайтинга страхования имущества физических лиц и ипотеки Страховой группы «Уралсиб».

Объектами страхования могут выступать: конструктивные элементы квартиры (стены, оконные и дверные конструкции); внутренняя отделка (все виды штукатурных и малярных работ, покрытие стен, потолка, пола; техническое и инженерное оборудование); системы отопления и кондиционирования воздуха, сантехническое оборудование, движимое имущество (мебель, электроника, бытовая техника) и даже одежда. Конечно, покупка полиса не предотвратит потоп, но ликвидировать его последствия не придется из своего кошелька. Такую страховку можно приобрести в любой момент, но внутреннюю отделку лучше страховать сразу после ремонта, а конструктивные элементы – еще до его начала.

Причиной залива может стать не только безответственность соседей, но и проблемы с внутридомовыми сетями тепло- и водоснабжения, ответственность за которые лежит на управляющей компании (УК), обслуживающей дом. Тут важно помнить, что одна из основных функций УК – содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. Соответственно, любые проблемы с общим имуществом – забота управляющей компании. Она и должна делать ремонт в квартире, если залив произошел из общих стояков. Правда, чтобы добиться полного восстановления собственности, нужно очень грамотно себя вести. Прежде всего, сразу же сообщить о заливе в УК и диспетчерскую службу.

«Если управляющая компания свою вину признавать отказывается, то собственнику недвижимости следует обратиться в экспертное учреждение для проведения независимой экспертизы с последующей оценкой причиненного ущерба, – поясняет юрист Елисей Пятин, сотрудник межрегиональной коллегии адвокатов «Закон и человек». – На экспертизу нужно обязательно пригласить представителя УК, для этого выслав письменное извещение, один экземпляр которого должен остаться у вас на руках с пометкой о принятии».

При отсутствии желания УК добровольно возместить имущественный ущерб следует выслать требование о возмещении ущерба, причиненного заливом. Если и после этого последовало молчание или отказ, остается один вариант – суд.

Но стоит подумать и о том, что виновником потопа можете оказаться вы сами. Сорванный кран, лопнувший радиатор отопления или сломавшаяся стиральная машина – все это может в один не самый лучший день случиться и в вашей квартире, нанеся ущерб не только вашему имуществу, но и квартирам соседей снизу. Умиротворить пострадавших соседей опять же поможет страховка, но другой ее вид – полис гражданской ответственности. По сути, это ОСАГО для хозяина квартиры.

«Залив – самый частый случай причинения вреда, – говорит Максим Гофман, специалист управления розничного страхования ОСАО «РЕСО-Гарантия». – Страхователь может выбрать размер лимита, в пределах которого при наступлении его ответственности перед третьими лицами страховая компания возместит причиненные им убытки. Лимит этот варьируется от 30 тыс. руб. до 30 млн».

То есть если даже по вашей вине и пострадает чужое имущество, платить за его восстановление снова придется не вам.

Еще один способ – не забыть во время ремонта сделать гидроизоляцию полов, тогда соседи снизу будут надежно защищены от проникновения влаги сверху. «Есть еще один, правда, довольно дорогой и сложный вариант, – отмечает Исмет Джошкун, коммерческий директор строительной компании «МИМ-строй», специализирующейся на ремонте жилых помещений, – подключить систему «умный дом». Тогда контролировать ситуацию в квартире будет компьютер, подключенный к Интернету и оснащенный всевозможными датчиками. Чуть только он заметит, что какие-то коммуникации вышли из строя, сразу все отключит и сообщит хозяину».

Что нам стоит дом построить

Выбирая сложные технические решения, нужно быть стопроцентно уверенным в мастерах, которым вы доверяете свое жилье. И начинать надо с проекта. Иначе помещение может оказаться непригодным для жилья. Испортить можно даже очень большую площадь, сделав ее тесной и неуютной. Не менее важно предусмотреть в проекте все коммуникации. Даже такая мелочь, как неудачно расположенный выключатель, в состоянии сильно потрепать нервы.

Кроме того, в проекте нужно сразу продумать, как будут отделаны стояки, где проходят общие домовые коммуникации. «Если ремонт в квартире предполагает закрытие труб общего пользования, то на это должно быть надлежащим образом оформленное разрешение от управляющей компании, – комментирует Елисей Пятин. – Если этого не сделать, то при прорыве трубы восстановление отделки в квартире будет производиться за счет ее собственника. А если прорыв повлек последствия, например, залив нижних этажей, то собственник, в помещении которого был произведен ремонт с нарушением планировки, будет нести ответственность по возмещению ущерба вместе с управляющей компанией».

Но ошибки могут случиться и при, казалось бы, простых манипуляциях. Самая безобидная – плохо выровненные стены – повредит только визуальному восприятию помещения. Другое дело, когда мастера используют неправильные технологии. Например, если превысить максимально допустимую толщину штукатурки, то через полгода на стене появятся трещины. Похожая история и с потолком. Стоит немного нарушить технологии, штукатурка не приклеится к бетонному основанию, а в результате – снова трещины.

«К сожалению, если вы сами не профессионал, то увидеть ошибки мастеров будет очень трудно. Опытные рабочие хорошо умеют скрывать свои недочеты, – объясняет Исмет Джошкун. – Единственный выход – обращаться только в крупные компании с хорошей репутацией, а не к вольным бригадам».

В этом случае с заказчиком обязательно заключат договор, в котором, помимо прочего, будут указаны гарантийные обязательства. «Как правило, компании дают годовую гарантию, – продолжает эксперт, – но по закону «О защите прав потребителя» гарантия должна быть минимум 24 месяцев. Когда у компании есть такие обязательства, руководство само заинтересовано в качественном выполнении работ, и они наверняка будут контролировать работу своих мастеров».

В руках профессионалов

Столкнуться с неприятностями в только что отремонтированной квартире можно и сэкономив на профессиональном монтаже – особенно сложных технических конструкций, таких как натяжные и навесные потолки, пластиковые окна, кондиционеры и многое другое. Каждую часть работы должны выполнять профессионалы, имеющие соответствующий опыт работы.

К примеру, даже качественный ламинат при несоблюдении правил монтажа очень скоро начинает вздуваться и деформироваться. «Это одна из самых распространенных проблем, вызванная нарушением технологии укладки. А именно несоблюдение размера зазора, который необходимо оставлять между стенами и покрытием. Любая независимая экспертиза установит, что виновата рабочая бригада, которая и будет обязана устранить недостатки», – уверяет Николай Аленков, заместитель директора строительной компании «Солар-строй».

Сложнее дело обстоит с пластиковыми окнами, так как многие дефекты проявляются не сразу. Более 90% всех жалоб на окна из ПВХ вызваны их неграмотной установкой. Например, герметичность притвора створок может быть нарушена, если при установке окон в местах запирания не были закреплены дополнительные дистанционные подкладки и уплотнители, которые обеспечивают более плотное прилегание створок. Результат такой ошибки – постоянные сквозняки. Еще одно возможное свидетельство некачественного монтажа – образование зимой наледи на стыке рамы и оконного проема.

«Монтаж окна в соответствии с ГОСТ выполняется с использованием ПСУЛ (уплотнительной ленты) и пароизоляционной ленты, чтобы стык между рамой и оконным проемом был полностью паронепроницаем, – отмечает Иван Шалагинов, директор кировской оконной компании «Интерсервис». – Если монтажные швы не имеют пароизоляции, то в зимнее время влажный теплый воздух стремится через них выйти из помещения, влага замерзает в шве, образуя «мостики холода».

Конечно, никто не может дать полных гарантий от возникновения бытовых проблем. Однако в наших руках свести вероятность всяческих неприятностей к минимуму и максимально подготовить себя и свое жилище к встрече с этими проблемами. Если знать свои права и уметь защищать свою собственность, а все работы в квартире доверять профессионалам, то беды и тревоги будут обходить «вашу крепость» стороной.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Астрахань

Проходя по ссылке на статью, думал, что будут агитировать страховать. И к сожалению не ошибся :( , хотя надеялся что будет что-то толковое.
ОООООООООчень кустарная ''реклама''.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Интересно, и какие тут ''знания для менеджера''? :)

Генеральный директор, Калининград
Ладно... Зато повод. Полноценную статью неизвестно когда еще напишу ;)
Тут важно помнить, что одна из основных функций УК – содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. Соответственно, любые проблемы с общим имуществом – забота управляющей компании. Она и должна делать ремонт в квартире, если залив произошел из общих стояков. Правда, чтобы добиться полного восстановления собственности, нужно очень грамотно себя вести. Прежде всего, сразу же сообщить о заливе в УК и диспетчерскую службу.
Как-то так: Содержание дома в нормативном состоянии – ответственность собственника (как и содержание любого объекта собственности). Содержание - это Техническая эксплуатация + Санитарное содержание. Техническая эксплуатация = Текущее обслуживание + Ремонты строительных конструкций и инженерных систем здания. Текущее обслуживание = контроль за состоянием здания + аварийное обслуживание + техническое содержание (подготовка к сезонной эксплуатации и мелкие работы по благоустройству). Ремонты = Текущий ремонт + Капитальный ремонт. Решение о необходимости ремонта (как текущего, так и капитального) и порядке его финансирования могут принимать только собственники! Решением общего собрания. На основании данных о состоянии дома, предварительного списка необходимых работ и предварительной их стоимости. Ибо собственники могут «не потянуть» финансово все, что реально нужно сделать на доме и они вправе решить делать работы в определенной финансовой последовательности. Для чего нужна управляющая организация? Для того же, для чего Бэрримор Баскервилю. Во-первых, присматривать за имением… тьфу ты… за многоквартирным домом («контроль технического состояния здания»). Чтобы не управлять непосредственно, а поручить часть забот о здании и переложить часть ответственности на третье лицо. При этом, в рамках ежемесячных платежей наш Бэрримор еще и подготовит дом к сезонной эксплуатации, выполнит мелкие работы по благоустройству, не требующие отдельного финансирования, а так же, если располагает ресурсами – возьмет на себя диспетчерское и аварийное обслуживание. Но вот текущий ремонт… Это только когда собственники на основании поданных им сведений (см. выше) решат что конкретно будут ремонтировать и как они, собственники это будут финансировать. Поэтому, если управляющая компания подала собственникам нужную информацию в нужные сроки («Обрушилась черепица на западной башне Вашего замка, сэр. Давайте …цать фунтов стерлингов, сэр…), на этом его ответственность по статье «текущий ремонт» до принятия решения собственниками и закончилась. А вот если не подала – а там как ливанет!!!! Или как закоротит! Или вообще вспыхнет синим…! А собственники не были своевременно проинформированы… и поэтому решение не приняли, денег не выделили… Тут можно и посудиться ;) . С капитальным ремонтом – ровно та же история.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне рассказали, что хотели бы получить в качестве корпоративного подарка

Какие подарки получают россияне от своих работодателей на Новый год и что они хотели бы на самом деле?

Большинство россиян готовы доверить найм и увольнение искусственному интеллекту

Россия попала в топ-5 стран, которые россияне считают продвинутыми в разработке искусственного интеллекта.

Подведены итоги премии IT HR AWARDS 2021

Сообщество IT HR AWARDS объединяет профессионалов, для которых важна созидательная среда, креатив, обмен идеями и желание развивать индустрию.

Каждый пятый россиянин надеется получить 13-ю зарплату в 2021 году

Более 40% опрошенных получают стимулирующую выплату ежегодно независимо от успехов по работе.