Работа над ошибками: какие проекты должны настораживать инвесторов

Турбулентный рынок последнего времени показал нам несколько стартап-провалов. В этом можно найти не только минусы, но и плюсы. Во-первых, провалы в бизнесе — это нормально, рынок наполняется новым опытом, который можно использовать для реализации других проектов. Во-вторых, формируется культура работы с негативными кейсами: фаундеры более открыто говорят о своих ошибках, пытаются их проанализировать.

Три российских бизнес-провала

1. Ptichka — автоматизированный сервис курьерской доставки

Проект появился в 2017 году. Основатели Владимир Кобзев и Сергей Черепанов решили сделать «Uber для курьеров»0 —  мобильное приложение, в котором люди, готовые доставлять посылки, могли находить заказы. Предполагалось, что пользователи будут оплачивать не только непосредственную транспортировку, но и сопутствующие услуги: например, чтобы курьер купил какой-либо товар и привез его по нужному адресу.

На рынке уже были подобные предложения, и чтобы выделиться на фоне конкурентов, сервису пришлось снижать цены. Комиссия составляла 0,8% от объявленной стоимости заказа, а минимальная стоимость доставки — 170 рублей.

Поначалу проект рос: в 2017 его стоимость оценивалась в 20 млн рублей, а годом спустя — в 60 млн. Однако уже в 2019 начались проблемы. Основатели не смогли построить конструктивный диалог с инвесторами: первый вложил 4,2 млн рублей, второй — 3 млн, третий — еще 3, четвертый обещал до 17,5 млн. Также возникли налоговые и юридические сложности.

В итоге было потеряно более 11 млн: 1 млн собственных средств и свыше 10 млн инвесторских.

2. Healthy Food — производитель продуктов здорового питания

Компанию основали в 2009 году Дмитрий Пронин и Мария Колосова. Они собирались построить сеть рекреационных комплексов, посвященных здоровому образу жизни, но из-за экономического кризиса этот план реализовать не удалось. Тем не менее успели запустить в Москве сеть точек здорового питания. За 4 года она выросла до 16 кафе и 30 вендинговых аппаратов.

Однако в 2019 году произошло массовое отравление продукцией Healthy Food: пострадали почти 100 сотрудников офисных центров, у 60 из них нашли сальмонеллез. После этого проект сменил бизнес-модель, став агрегатором продуктов здорового питания.

Из-за отравлений Роспотребнадзор оштрафовал компанию на 2 млн рублей. Еще как минимум 2,5 млн пришлось выплатить пострадавшим. Помимо этого, бизнес явно столкнулся с сопутствующими расходами (из-за приостановки цехов, переформатирования бизнес-модели), сумму которых оценить сложно. 

3. CarFix — агрегатор сервисов автомобильного ремонта

Проект основал в 2016 году венчурный предприниматель Оскар Хартманн. Он же вложил в него $1 млн собственных средств. CarFix представлял собой платформу, на которой авторемонтные мастерские могли находить клиентов. Стоимость услуг на платформе была на 20-40% ниже. Зато бизнес мог экономить на продвижении и получать стабильный поток заказов.

Продукт запустили в мае, а уже в октябре прошел первый раунд инвестиций. Mail.ru Group, а также фонды Kima Ventures и Simile Venture Partners вложили в CarFix $5 млн.

За несколько лет работы сервисом воспользовались более 100 тысяч клиентов. Несмотря на спрос со стороны автомобилистов, стартап был закрыт. Сумма финансовых потерь составила как минимум $6 млн.

Почему банкротятся стартапы: три частые причины

  1. Недоинвестирование.
  2. Неправильная оценка рисков: внутренних — ошибки в управлении и подборе персонала, внутреннее давление, неотработанные бизнес-процессы; внешних — например, кризисов, которые случаются регулярно, валютной турбулентности.
  3. Репутационные потери. Когда компания начинает свою историю, у нее есть только один шанс завоевать доверие партнеров и потребителей.

Во всех перечисленных выше кейсах на рынок выходили жизнеспособные бизнес-модели, которые по той или иной причине потерпели неудачу. Для стартапов это нормально: по статистике, выживает только 10% из них. Соответственно, инвесторы, которые вкладывают деньги в такой бизнес, должны быть готовы к рискам.

Что должно настораживать инвесторов: примеры проектов, которые обречены

На инвестиционном рынке периодически появляются проекты, вложения в которые сопряжены не с рисками, а с гарантированной потерей денег.

1. Дари Получай

Это телеграм-бот, пользователям которого предлагали обмениваться друг с другом денежными подарками: якобы таким образом можно было получить сумму в 8 раз больше. Фактически это была финансовая пирамида, что в августе 2022 года подтвердил ЦБ — бот внесли в список компаний с признаками нелегальной деятельности.

Что должно было насторожить: требование привести друзей. Люди при регистрации должны были привести в бот как минимум двоих новых пользователей и вложить как минимум 1 тыс. рублей. 

2. Рыбная пирамида в Татарстане

Нередко мошеннические организации маскируют преступные намерения, обещая клиентам доход за счет якобы реального производства. 

Так, в Набережных Челнах супруги-предприниматели привлекали средства инвесторов под предлогом продажи рыбы и морепродуктов. От действий мошенников пострадали несколько сотен человек, ущерб достиг 1 млрд рублей.

Что должно было насторожить: баснословные проценты. Людям обещали от 5% до 15% ежемесячно, то есть от 60% до 180% годовых. В реальном бизнесе такие выплаты инвесторам совершенно невозможны. Максимум, который может позволить себе предприятие — 30%.

3. Криптопирамида Сергея Галантера

27-летний художник из Краснодара собирал в своих социальных сетях деньги инвесторов, предлагая заработать «на криптовалюте блокчейновых виртуальных проектов». Некоторые клиенты действительно получали выплаты, остальных блокировали. Летом 2023 года поток новых вкладчиков стал слишком скудным. Люди, оставшиеся без денег, обратились в правоохранительные органы. В итоге в октябре мужчину арестовали по делу о мошенничестве. Пострадавших — как минимум 200 человек, сумма вкладов — от 0,5 млн рублей до 0,5 млн долларов, общий ущерб — не менее $6 млн.

Что должно было насторожить: баснословные проценты. Людям обещали от 7 до 15% в месяц, то есть от 84 до 180% годовых.

Признаки ненадежных инвест-проектов

Любые инвестиции — это достаточно рискованно. Инвестор может потерять часть вложенных средств или всю сумму. Обычно чем выше предполагаемый доход, тем выше риски. Но есть порог, когда потенциальные риски практически гарантированно превратятся в реальные убытки. Я оцениваю его в 30% годовых.

Чрезмерная доходность, неподъемная для реального бизнеса, — это не единственный признак ненадежности инвестиционного проекта. На что еще я советую обращать внимание:

  • Гарантии получения доходности. Обычно добросовестные предприниматели не дают обещаний инвестору, потому что понимает: бизнес — это непредсказуемо, а инвестиции — это рискованно. Доходность должна предполагаться, но не гарантироваться.
  • Неадекватные инвестиции в маркетинг. Бизнес, который активно развивается, может вести агрессивное продвижение — но только в отношение своего продукта, за счет которого он получает прибыль. Если вы видите, что в большие бюджеты льются именно в рекламу инвестиций — это с высокой долей вероятности провал.
  • Медийные лица в рекламе. Если инвестиционный проект привлекает деньги не на профессиональном рынке, его активно продвигают публичные личности — блогеры, артистов и т. п., далекие от темы финансов и инвестиций, реклама построена на доверии к этим личностям, а не на аргументах и бизнес-показателях, скорее всего, это ненадежный проект.
  • Отсылки к криптовалюте. Криптовалюта сама по себе очень высокорискованный актив. А если инвестору предлагают заработать на сервисах, предусматривающих использование технологий блокчейна, то есть появляется дополнительное звено в цепи — это кратно повышает риски.
  • Хайп и шумиха. Если какая-то инвестиционная стратегия стала суперхайповой, скорее всего, там уже делают деньги профессионалы рынка, которые этот хайп и создали. Идти в нее уже поздно — зарабатывать будете не вы, а на вас.

Чтобы защитить себя, инвесторам стоит детально изучать проекты, в которые они собираются вложиться. Основатель бизнеса должен очень подробно объяснить, как он зарабатывает деньги. Причем важно запросить документацию (договора продаж и поставок, флагманские клиенты), а не верить голословным заявлениям.

Вопрос инвестиций сегодня стоит достаточно остро. Ситуация на рынке турбулентная, риски высокие и не всегда понятные. Иметь финансовую подушку безопасности и несколько вариантов пассивного дохода рекомендуется каждому домохозяйству. Поэтому важно задумываться, что может стать такими источниками пассивного дохода.

Но в то же время не стоит идти в инвестиции оголтело, ориентироваться на эмоциональные факторы. Помните, что инвестиции — это всегда риски. Заходить в них стоит только тогда, когда вы создали неприкасаемый финансовый запас для своей семьи, который может вас поддержать в течение как минимум полугода.

И еще один залог снижения рисков — диверсификация. Ни в коем случае не кладите все яйца в одну корзину, диверсифицируйте портфель.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Очень интересный практический обзор. Рекомендую. Вопрос. С п.1 и п.2 понятно. А п.3  CarFix интересно - почему не "взлетел"?

Инженер, Томск
Станислав Щербаков пишет:

Очень интересный практический обзор. Рекомендую. Вопрос. С п.1 и п.2 понятно. А п.3  CarFix интересно - почему не "взлетел"?

Демпинг никого до добра не доводил.

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Станислав Щербаков пишет:

Очень интересный практический обзор. Рекомендую. Вопрос. С п.1 и п.2 понятно. А п.3  CarFix интересно - почему не "взлетел"?

Оскар Хартманн. Он же вложил в него $1 млн собственных средств. CarFix представлял собой платформу, на которой авторемонтные мастерские могли находить клиентов.

.... а можно узнать из каких элементов состоит платформа-агрегатор, которая стоит $1млн + $5млн и не что были израсходованы эти средства?
Думаю мы очень удивимся честному ответу...

Руководитель группы, Москва
Станислав Щербаков пишет:

Очень интересный практический обзор. Рекомендую. Вопрос. С п.1 и п.2 понятно. А п.3  CarFix интересно - почему не "взлетел"?

Вероятно структура рынка, плюс конкуренция со стороны геолокационных и рекомендательных сервисов, где можно найти ту же самую информацию. Официальным сервисным центрам это все было не нужно, серо-черным сервисам тоже, а неофициальных, но качественных мастерских не так много и им хватает сарафанного радио. 

Руководитель группы, Москва

Более интересный пример с Хэлси Фудз, это вот просто классика, когда люди взялись за дело, не понимая основных принципов бизнеса и с "больной" бизнес-моделью. 

Аналитик, Нижний Новгород

Тема очень интересная, так как инвесторы испытывают серьёзные проблемы в надёжности инвестпроектов. 

Цитата: "Почему банкротятся стартапы: три частые причины".

Все перечисленные причины банкротств я бы объединил в одну - недостаток информации по предмету инвестиций. Отсюда и большой процент краха стартапов. Недооценка информационного обеспечения приводит не только к ошибкам в точке приложения усилий, но и к потерям в процессе реализации инвестпроектов. Например, недавно мы вели переговоры с командой инвестора решившей заключить договора с инсполнителями на определённые срок и стоимость без деталировки. Наши предложения подготовить подробный сметный массив никого не собласзнило. Не помогли даже данные статистики за 10 лет говорящие о снижении стоимости инвестиций в среднем на 30% между проектами финансируемыми по принципу "баш-на-баш" и по подробным сметным расчётам. Я уж не говорю, что в процессе реализации крупных проектов меняются стоимости затрат, возникают споры между участниками, выполняются требования надзорных организаций и т.д.

Если говорить о причинах, то всё начинается с системного подхода в управлении инвестициями, где выстраивается команда (функции), система принятия решений, методология контроля обеспечивающая достоверность информации на всех этапах и в любой момент.

 

 

Генеральный директор, Москва
Сергей Лозинский пишет:
Более интересный пример с Хэлси Фудз, это вот просто классика,

Пишут что в Перье фекальные бактерии нашли. Хотя эти парни в бизнесе вроде понимают...

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6629aa829a7947a0f9e2b9e7

Для пищевки - это удар конечно. 

 

 

Руководитель группы, Москва
Станислав Щербаков пишет:
Сергей Лозинский пишет:
Более интересный пример с Хэлси Фудз, это вот просто классика,

Пишут что в Перье фекальные бактерии нашли. Хотя эти парни в бизнесе вроде понимают...

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6629aa829a7947a0f9e2b9e7

Для пищевки - это удар конечно. 

 

 

Тут все же другая история - загрязнение самого источника. Ну и немедленная реакция. 
А у ХФ просто был явный ментальный разрыв между красивыми белыми шкафчиками с гламурно упакованной едой, и грязными цехами, где все это готовилось. Они его даже сами до конца не осознавали. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
«Ашан» начал трудоустраивать людей с ментальными особенностями

Компания продолжает делать шаги в сторону поддержки инклюзивности и взяла на работу людей с аутизмом и другими нарушениями.

Каждый пятый россиянин не получал повышение уже более 5 лет

Для 20% опрошенных толчком для карьерного роста стало увольнение с прежнего места работы. 

70% россиян знают ценности своей компании

Женщины чаще, чем мужчины, отмечают, что знают о ценностях своей компании.