Курс повышения квалификации в Москве/Онлайн-трансляция.
Срок обучения — 5 дней.
Продолжительность обучения — 40 часов.
Слушатели курса получат практические знания о современных подходах построения и управления корпоративной безопасностью предприятия и основных подсистем – экономической, кадровой, информационной безопасностью. На занятиях будут рассматриваться как универсальные подходы к решению проблемы корпоративной безопасности, так и индивидуальные, основанные на специфике бизнеса.
День 1.
Построение системы корпоративной безопасности. Безопасность как бизнес-функция.
- Международные акты в сфере корпоративной безопасности. Законодательство РФ в области защиты предпринимательской деятельности. Ведомственные, отраслевые требования и стандарты в области защиты бизнеса.
- Международный опыт и корпоративные стандарты по защите компаний от экономических преступлений. Международные акты по борьбе с мошенничеством (UK Bribery Act, Foreign Corrupt Practices Act, Закон Сарбейнза — Оксли).
- Понятие безопасность в российском бизнесе. Постановочные вопросы перед созданием системы защиты бизнеса. Определение объектов защиты. Построение системы корпоративной безопасности. Безопасность как бизнес функция. Может ли безопасность зарабатывать деньги и быть прибыльной?
- Особенности построения корпоративной безопасности в публичных компаниях, организациях с государственным участием, а также в иностранных компаниях.
- Особенности построения корпоративной безопасности в экосистемах, холдингах а также в организациях, имеющих сложную организационную (территориально разделенную) структуру.
- Особенность построения корпоративной безопасности при дистанционной (удаленной) работе, а также при отсутствии «контура безопасности»;
- Использование на практике теории хаоса в корпоративной безопасности. Принятие управленческих решений по безопасности в условиях неопределенности.
- Риск-ориентированный подход при обеспечении безопасности предприятия. Экономические, политические, регуляторные, правовые, финансовые и иные риски. Составление карты рисков. Определение допустимых пределов риска и вероятности наступления. Построение системы управления экономическими рисками. Страхование рисков.
- Обеспечение корпоративной безопасности при цифровой трансформации бизнес процессов предприятия. Обеспечение безопасности принятие управленческих решений в условиях избыточности информации, ее неточности и недостоверности.
- Обеспечение безопасности предприятия в условиях кризиса и пандемии, а также при антикризисном управлении. На чем можно, а на чем нельзя экономить.
- Методика проведения аудита безопасности предприятия. Составление плана аудита на основе карты экономических рисков и формирования моделей угроз. Оценка защищенности организационной структуры бизнеса и основных бизнес процессов.
- Экспертные методы оценки защищенности предприятия. Оценка бесперебойности функционирования бизнес процессов предприятия при наступлении внештатных ситуаций. Создание кризисных планов. Наличие мониторинга безопасности предприятия.
- Активы предприятия, как основной объект защиты. Материальные и нематериальные активы. Основные направления защиты товарно-материальных ценностей. Защита деловой репутации, имиджа, технологий и иных нематериальных активов.
- Понятие комплаенс в законодательстве. Комплаенс как функция по обеспечению соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, оценки рисков и обеспечению комплексной защиты организации.
- Определение субъектов корпоративной безопасности. Свое подразделение безопасности или аутсорсинговое обслуживание. Плюсы и минусы обоих вариантов. Распределение полномочий и зон ответственности между безопасниками и иными должностными лицами предприятия.
- Понятие собственная безопасность. Подразделение собственной безопасности, его задачи и функционал.
- Особенности договорных отношений с аутсорсинговыми организациями, предлагающими услуги по корпоративной безопасности. Правовое обеспечение взаимодействия с адвокатами, частными охранными организациями, детективами и иными организациями (лицами, имеющими особый статус).
- Правовая сторона деятельности подразделения безопасности. Закон и этика в работе. Подчинение, финансирование и оценка эффективности работы подразделения безопасности. Взаимодействие с акционерами, владельцами и руководителями подразделений. Структура подразделения безопасности.
- Компетенции и навыки специалиста по безопасности, востребованные в современных условиях.
- Корпоративные стандарты безопасности предприятия (КСБ). Совместимость КСБ с иными стандартами, действующими на предприятии. Включение процесс защиты бизнеса в процесс менеджмента непрерывности бизнеса.
- Разработка локальных актов по обеспечению безопасности предприятия (политики, инструкции, регламенты и т.д.). Создание сводов правил и поведений сотрудников. Внедрение на предприятии культуры безопасности.
- Обучение персонала требованиям КСБ. Организация взаимодействия с контрагентами и партнерами по бизнесу в связи с внедрением КСБ. Выполнение требований по безопасности в договорной работе и при взаимодействии с государственными органами.
День 2.
Экономическая безопасность предприятия. Организация безопасной договорной работы.
- Понятие «безопасная договорная работа» на предприятии исходя из требований Гражданского кодекса РФ и иного законодательства.
- Организация безопасной договорной работы на предприятии. Инструкция о договорной работе. Централизация или делегирование полномочий. Процедуры внутреннего согласования. Выдача доверенностей. Работа с допсоглашениями.
- Распределение зон ответственности между подразделениями и должностными лицами предприятия в договорной работе. Матрица компетенций.
- Информатизация и цифровая трансформация бизнес процессов, связанных с договорной работой и сделками. Принципы работы Big Data в договорной работе. Применение элементов искусственного интеллекта при выборе контрагента.
- Особенности договорной работы в условиях санкционного давления и неопределенности, а также в процессе антикризисного управления. Минимизация издержек. Безопасность закупок при дистанционных (удаленных) методах работы.
- Особенность безопасной договорной работы в период проведения специальной военной операции.
- Виды риска при заключении различных типов договоров (продажа, оказание услуг, закупка, ремонт, строительство и т.д.).
- Налоговые риски в договорной работе. Понятие «должная осмотрительность» в спорах с налоговыми органами. Требования нормативных правовых актов ФНС России по самостоятельной оценке налоговых рисков в сделках.
- Риски получения низкокачественных товаров и услуг в договорных отношениях. Определение критериев качества и оценки эффективности траты денег.
- Риски завышения цены в закупочной деятельности. Методы ценообразования, а также расчета начальной максимальной цены. Понятие «цена владения».
- Понятие комплаенс-рисков в договорной работе. Требования международного законодательства к минимизации комплаенс рисков в договорной работе.
- Оценка коррупционных рисков в договорной работе. Требования законодательства РФ по принятию предприятиями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Антикоррупционные оговорки в договорах.
- Риски аффилированности работников предприятия с контрагентами. Понятие «конфликт интересов» в договорной работе. Информационно-аналитические и психологические способы выявления личной заинтересованности в сделке. Основы оперативной психологии.
- Риски нарушения требований антимонопольного законодательства в договорной работе. Понятие недобросовестная конкуренция. Картельный сговор. Создание на предприятии антимонопольного комплаенс.
- Мошеннические риски в договорной работе. Мошеннические схемы, применяемые в гражданско-правовых отношениях. Особенность мошенничества в различных видах бизнеса.
- Риски нарушения информационной безопасности в договорной работе. Соглашения о конфиденциальности. Защита авторских прав, охрана интеллектуальной собственности и иных нематериальных прав при взаимоотношении с контрагентами.
- Риски, связанные с выполнением требований федерального закона № 115-ФЗ. Понятие «подозрительная сделка» в документах Центрального банка и Росфинмониторинга. Признаки, указывающие на необычный характер сделки.
- Организация конкурентных закупок на предприятии. Основные требования федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ к безопасной договорной работе.
- Методы анализа надежности контрагента. Признаки опасности в деятельности организации. Применение метода Due Diligence при оценке компании. Методы оценки финансовой устойчивости и платежеспособности контрагента.
- Анализ безопасности коммерческих предложений. Изучение инициаторов проекта, их интересы и деловую репутацию. Верификация представителей. Изучение механизма получения прибыли. Анализ первого контакта. Поведенческие аспекты при оценке ненадежности контрагента.
- Правовая экспертиза как элемент безопасной договорной работы. Задачи правовой экспертизы. Стандартизация форм договора. Штрафные санкции за невыполнение условий договора. Типовые «подводные камни» в условиях договора.
- Противодействие откатам, неправомерному выводу активов, коммерческому подкупу и иным противоправным действиям в договорной работе.
- Организация контроля за выполнением условий договора как элемент безопасной договорной работы. Мониторинг информации по контрагентам. Создание алгоритмов реагирования на невыполнение контрагентами договорных обязательств.
- Ведение эффективной претензионно-исковой работы. Мониторинг неплатежей. Понятие форсмажор в период кризиса и пандемии. Медиаторство как способ досудебного урегулирования спора. Психологические, юридические, имиджевые и иные способы воздействия на должника.
- Создание эффективного внутреннего контроля за договорной работой на предприятии. Система внутреннего контроля по модели COSO. Компоненты по модели COSO. «Магический куб» COSO.
- Система внутренних проверок, финансовых расследований и иные процедуры в договорной работе.
День 3.
Кадровая безопасность предприятия. Обеспечение безопасности при дистанционной (удаленной) работе.
- Понятие кадровая безопасность. Виды оформления юридических взаимоотношений организации и физических лиц. Основные нормы трудового и гражданско-правового законодательства по вопросам кадровой безопасности.
- Основные требования безопасности при заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами. Особенность работы с самозанятыми и работниками, имеющими статус индивидуального предпринимателя. Аутстафинг (лизинг персонала) как вариант кадрового обеспечения предприятия.
- Основные риски и угрозы, исходящие от работников, варианты их реализации и возможные направления защиты. Противоправные действия, ответственность за которые предусмотрена законодательством и основные способы защиты от них.
- Основные изменения трудового законодательства, вступившие в силу в 2025 году. Анализ рисков, связанных с частичной мобилизацией. Приостановка трудовых отношений с мобилизованными и добровольцами. Взаимоотношения предприятий и военных комиссариатов. Взаимоотношения предприятий с сотрудниками, покинувшими места постоянного проживания (релоцировавшимися).
- Особенность обеспечения кадровой безопасности в условиях проведения специальной военной операции и включения в состав России новых территорий. Особенности заключения трудовых и гражданско-правовых отношений с лицами, прибывающими с новых территорий.
- Основные нормы трудового законодательства, в части регламентации труда дистанционных (удаленных) работников. Обеспечение кадровой безопасности при дистанционных (удаленных) методах работы.
- Кадровая безопасность в условиях проведения антикризисных мероприятий. Требования государственных органов по сохранению кадрового потенциала предприятий.
- Порядок взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц предприятия по вопросам кадровой безопасности. Зоны ответственности подразделений (матрица компетенций).
- Создание и актуализация локальной правовой базы предприятия. Ознакомление и получение согласия от работника. Нормы трудового договора по вопросам кадровой безопасности.
- Проверка персонала при приеме на работу. Сбор и анализ информации о кандидате по методу SMICE. Порядок анализа резюме, трудовой книжки, дипломов, характеристик и иных официальных документов. Анкеты для кандидатов на работу.
- Официальные и неофициальные источники по сбору информации о кандидатах на работу. Использование ресурсов Интернета для сбора информации о кандидате.
- Процедуры принятия на работу лиц, ранее занимавших должности государственной и муниципальной службы. Уведомление и получение согласия на их трудоустройство.
- Правила проведения индивидуальных бесед с кандидатами на работу. Формирование психологических портретов. Психологические особенности кандидатов, представляющих опасность для предприятия. Использование ролевых игр для моделирования поведения человека в различных ситуациях.
- Признаки опасности у кандидата на работу. На что обратить внимание в «проверочных мероприятиях». Формирование модели потенциального нарушителя, применительно к различным должностям.
- Российское законодательство по обработке персональных данных. Алгоритм действий по выполнению на предприятии требований по защите персональных данных.
- Изменения в законодательстве о персональных данных, вступившие в силу в 2024-2025 годах. Понятие компрометация персональных данных работников и уведомление об этом Роскомнадзор. Особенности обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.
- Особенности трансграничной передачи персональных данных, вступившие в силу с 1 марта 2023 года. Процедуры уведомления Роскомнадзора о трансграничной передаче персональных данных.
- Процедуры проведения внутренних расследований по фактам компрометации персональных данных работников.
- Превентивные мероприятия по предотвращению противоправных действий со стороны работников. Создание стимулов и мотивационных факторов, направленных на усиление лояльности. Реализация персональной ответственности.
- Понятие конфликт интересов в трудовых отношениях. Меры по предупреждению и урегулированию конфликта интересов на предприятии.
- Повышение профессионализма работников как элемент кадровой безопасности. Независимые центры оценки квалификации. Процедуры аттестации работников.
- Создание системы обучения работников действиям во внештатных и чрезвычайных ситуациях (пожар, стихийное бедствие, теракт, диверсия и др.).
- Построение кадровой безопасности с различными группами риска. Работа с «жалобщиками» и иными работниками, злоупотребляющими своими правами.
- Оценка стиля руководства должностных лиц с позиции кадровой безопасности.
- Комплаенс-контроль работников, занимающих должности с коррупционными рисками. Анализ полномочий и результатов работы персонала на предприятии. Политика кадровой безопасности по минимизации комплаенс-рисков.
- Создание обратной связи на предприятия. Организация телефонов доверия и горячей линии. Применение методов «тайного покупателя».
- «Оперативная психология». Анализ личности человека и формирование моделей его поведения. Методы выявления лжи в процессе коммуникаций (профайлинг). Анализ языка тела. Манипуляции в общении и технологии убеждения.
- Основные требования трудового законодательства при привлечении работника к дисци-плинарной ответственности.
- Привлечение работника к материальной ответственности. Процедуры и порядок проведения инвентаризации. Договор о полной материальной ответственности. Особенности проведения инвентаризации при дистанционной работе.
- Процедуры увольнения работников с позиции безопасности. Особенности увольнения работников, которые могут представлять угрозу для организации после увольнения;
- Трудовые споры. Безопасные взаимоотношения с трудовой инспекцией и прокуратурой по вопросам нарушения трудового законодательства. Судебная защита интересов предприятия при конфликтах с работниками;
- Позиции судов при рассмотрении трудовых споров о неправомерном увольнении. Обзор судебной практики 2023-2024 годов. Методы, применяемые адвокатами для защиты своих клиентов в трудовых спорах.
День 4.
Защита конфиденциальной информации на предприятии. Цифровая трансформация информационной безопасности.
- Особенности деятельности предприятия в условиях цифровой трансформации экономики. Защита информации, защита информационной инфраструктуры и информационное противоборство как три составляющих безопасности в цифровом мире.
- Понятие критическая информационная инфраструктура в российском законодательстве, процедуры категорирования и основные требования по ее защите.
- Защита конституционных прав физических лиц при цифровой трансформации. Неприкосновенность частной жизни, тайна телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений. Процедуры использования технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
- Понятие культура информационной безопасности при цифровой трансформации. Культура информационной безопасности как составная часть корпоративной безопасности. Этические нормы в менеджменте информационной безопасности.
- Политика информационной безопасности как основа системы менеджмента ИБ. Цели и задачи Политики информационной безопасности. Общая структура политики информационной безопасности.
- Законодательство РФ в области защиты информации. Понятие конфиденциальная информация и конфиденциальность информации. Информация, доступ к которой не может быть ограничен.
- Источники конфиденциальной информации. Виды и формы представления конфиденциальной информации.
- Основные направления защиты конфиденциальной информации. Системный подход к защите информации.
- Правовые, организационные, режимные и инженерно-технические мероприятия по защите конфиденциальной информации. Кибербезопасность предприятия. Создание внутриобъектового и пропускного режимов на предприятии. Физическая защита охраняемых информационных ресурсов.
- Работники организации как основной канал утечки конфиденциальной информации. Политика кадровой безопасности. Мероприятия по предотвращению разглашения работниками конфиденциальной информации.
- Особенность защиты информации при использовании на предприятии дистанционных (удаленных) работников, а также релоцировавшихся в другие страны работников.
- Особенность защиты конфиденциальной информации в условиях санкционного давления и программ импортозамещения.
- Требования по защите конфиденциальной информации в гражданско-правовых отношениях. Соглашение о конфиденциальности перед проведением переговоров.
- Виды юридической ответственности за разглашение конфиденциальной информации, а также за ее незаконное получение. Уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. Обзор судебной практики.
- Профессиональная тайна как составная часть конфиденциальной информации Законодательство РФ в области защиты профессиональных тайн (врачебная тайна, нотариальная тайна, банковская тайна, адвокатская тайна и т.д.).
- Служебная тайна как составная часть конфиденциальной информации. Законодательство РФ в области защиты служебной тайны. Правовой режим применения ограничения доступа к служебной информации. Правила работы с документами «ДСП» в коммерческих структурах.
- Защита коммерческой информации на предприятии. Процедуры создания режима коммерческой тайны. Понятие обладатель коммерческой тайны, его права и обязанности.
- Понятие разглашение коммерческой тайны в российском законодательстве. Обязательства работников по сохранению коммерческой тайны предприятия и отказ от использования ее в личных целях. Сохранность коммерческих секретов работниками после увольнения.
- Ограничение доступа к коммерческой тайне и защита информации как обязательный элемент режима коммерческой тайны. Системный подход к защите информации. Организационные, кадровые, технические, режимные и иные мероприятия по защите коммерческой тайны.
- Особенность работы с коммерческой информацией, представленной в электронном виде. Понятие электронный документ. Электронная подпись. Процесс цифровизации коммерческой тайны.
- Соблюдение режима коммерческой тайны в договорных отношениях с юридическими и физическими лицами. Конфиденциальность полученной контрагентом информации как условие договора. Компенсация ущерба и штрафные санкции за разглашение коммерческой тайны или незаконное использование ее в личных целях.
- Процедуры предоставления информации, составляющей коммерческую тайну предприятия государственным органам. Понятие мотивированное требование государственного органа. Обязанность государственных органов по охране конфиденциальности полученной информации.
- Защита персональных данных на предприятии. Основные требования ФЗ «О персональных данных» и нормативных актов регуляторов (Роскомнадзор, ФСТЭК России, ФСБ России и т.д.), регламентирующие порядок обработки персональных данных. Изменения в требованиях по обработке персональных данных, принятых в 2024-2025 годах.
- Новации в трансграничной передаче персональных данных, вступившие в силу с 1 марта 2023 года. Процедуры уведомления Роскомнадзора о трансграничной передаче персональных данных.
- Понятие оператор персональных данных, его права и обязанности, порядок регистрации. Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных. Уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных.
- Понятие субъект персональных данных, его права и обязанности в соответствии с российским законодательством.
- Формирование правового режима защиты персональных данных. Перечень мер по защите персональных данных.
- Пошаговый алгоритм действий по выполнению предприятием требований законодательства по обработке персональных данных.
- Требования к обеспечению безопасности персональных данных, при их обработке в информационных системах персональных данных, в зависимости от типа угроз.
- Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства.
- Методики проведения внутренних расследований по инцидентам, связанным с нарушением конфиденциальности информации на предприятии. Плановые и внеплановые проверки.
- Виды юридической ответственности (уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная и иная) за разглашение конфиденциальной информации, использование ее в личных целях, а также за ее незаконное получение. Необходимые и достаточные условия для наступления ответственности.
День 5.
Антикоррупционная политика предприятия. Предотвращение и урегулирование конфликтов интересов.
- Требования законодательства РФ по проведению антикоррупционной политики в организациях. Основные положения ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478.
- Меры по предупреждению коррупции и трудовое законодательство РФ. Различия в правовом статусе работников организаций частного и государственного секторов, обуславливающие недопустимость отдельных мер по предупреждению коррупции в организациях частного сектора в связи с положениями трудового законодательства РФ.
- Институциональный статус подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Подчинение, основные права и обязанности. Взаимодействие с риск-менеджерами, службой внутреннего контроля и аудита, и иными подразделениями.
- Анализ коррупционных рисков в организациях. Методики оценки коррупционных рисков. Процесс управления коррупционными рисками. Составление карты коррупционных рисков. Определение «критических точек» и «коррупциогенных факторов».
- Примерный перечень действий должностных лиц организаций, которые могут квалифицироваться как коррупция по российскому и международному законодательству.
- Определение антикоррупционных мер и формирование антикоррупционной политики в организациях. Привязка антикоррупционных мер к реальным коррупционным схемам.
- Использование цифровых технологий в противодействии коррупции. Новеллы информационной политики в сфере противодействия коррупции. Технические средства контроля за действиями персонала, позволяющие вычислять личную заинтересованность и иные коррупционные признаки.
- Понятие «конфликт интересов» в антикоррупционном и ином законодательстве. Обязанность отдельных должностных лиц принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
- Методика анализа ситуации, попадающей под понятие «конфликт интересов». Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Применение мер дисциплинарного воздействия к его участникам.
- Права должностных лиц организаций по сбору, накоплению и обработке персональных данных, позволяющих вычислять личную заинтересованность у работников и иных лиц, которая может привести к конфликту интересов.
- Понятие профессиональной этики в законодательстве РФ. Требования кодексов профессиональной этики, применительно к различным профессиям.
- Создание кодека этики и служебного поведения, положения о конфликте интересов, положения о подарках и знаках делового гостеприимства и иных локальных актов, регламентирующих антикоррупционную политику.
- Возможные подходы к профилактике коррупционных правонарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, проводимых в соответствии с требованиями федеральных законов от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и от 18.07.2011 г № 223-ФЗ. Антикоррупционный аудит отдельных операций и сделок с повышенными коррупционными рисками. Антикоррупционная оговорка в текстах договоров.
- Минимизация коррупционных рисков в кадровой работе и принятии управленческих решений. Антикоррупционные процедуры при делегировании полномочий и трудоустройстве родственников. Антикоррупционные положения в трудовых договорах работников.
- Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов актов) в организациях с государственным участием.
- Каналы получения информации и защита заявителей, сообщивших о фактах коррупции. Организация работы горячей линии и телефонов доверия.
- Организация системы внутреннего контроля и аудита как элемент антикоррупционной политики.
- Специальные обязанности отдельных должностных лиц, предусмотренные антикоррупционным и трудовым законодательством. Уведомление об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
- Представление отдельными должностными лицами организаций сведений о доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера. Методические рекомендации Минтруда России по вопросам представления сведений и заполнения декларации.
- Запреты и ограничения, предусмотренные антикоррупционным законодательством для отдельных должностных лиц организаций.
- Антикоррупционные требования и ограничения, налагаемые на бывших государственных и муниципальных служащих при заключении ими трудовых или гражданско-правовые договоров.
- Порядок проведения внутренних проверок и расследований по фактам совершения работниками коррупционных правонарушений или нарушения требований антикоррупционного законодательства.
- Меры ответственности за коррупционные правонарушения и непринятие мер по противодействию коррупции. Порядок привлечения к ответственности должностных лиц организаций.
- Порядок контроля и надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. Полномочия органов прокуратуры по надзору за исполнение антикоррупционного законодательства. Деятельность Минтруда РФ в сфере методического обеспечения противодействия коррупции.