Анализ бизнес-процессов предприятия
- Цели и задачи анализа бизнес-процессов на предприятии.
- Примеры неочевидных сценариев для анализа процессов.
- Подготовка к анализу.
- Анализ процессов: методы анализа
- Анализ процессов: основные метрики
- Документальный анализ
- Интервью с сотрудниками
- Разработка каталога бизнес-процессов
- Выявление ключевых процессов организации
- Наблюдение и выявление «теневых» процессов.
- Моделирование ключевых процессов в схемах «Как есть».
- Выявление владельцев процесса (и ответственных за этапы)
- Выявление реально-используемых ресурсов для каждого этапа.
- Описание каждого этапа в процессе
- Декомпозиция процессов. Подпроцессы и смежные процессы. Переключение с одного процесса на другой.
- Анкетирование руководителей компании и стейкхолдеров анализа
- Разработка улучшений. Генерация идей
- Варианты оптимизации: упрощение, автоматизация, стандартизация, аутсорсинг.
- Моделирование схем процессов «как должно быть»
- Выбор методик для прозрачного контроля и внедрения изменений
- Оценка ROI (сколько сэкономит компания после оптимизации).
- Оценка рисков изменений бизнес-процессов.
- Создание регламентов на основе схем бизнес-процессов
- Внедрение
- Фиксация показателей эффективности через 1 месяц после внедрения
- Важность регулярного аудита и корректировок
- Практика: Создание шаблона письма-поддержки от руководства своей компании
- Практика: Создание каталога процессов для внедрения CRM-системы
- Практика: Упрощение процесса
- Практика: Задача на оценку ROI
- Практика: Создание матрицы рисков (влияние рисков друг на друга в рамках компании)
Бизнес-процесс: проектирование и настройка на потребителя
- Причины появления процессного подхода.
- Хорошие практики процессного подхода.
- Практика: Идентификация процессов, ориентированных на потребителя (COP — customer oriented process). Диаграмма «Осьминог».
- Практика: Диаграмма «Черепаха».
- Ключевые характеристики выхода процесса. Идентификация измерение и анализ.
- Практика: Идентификация, измерение и анализ ключевых характеристик.
- Источники рисков, присущих процессу и его ключевые операции (КО).
- Практика: КО → Функция КО → Отказ КО → Последствия.
- Причины отказа ключевых операций процесса.
- Практика: Определение причин отказа КО процесса.
- Управление ключевыми операциями.
- Практика: Оценивание риска для причин отказа КО.
- Практика: Мероприятия для снижения уровня рисков КО.
- Практика: Разработка Плана управления для КО.
- Риск-ориентированный подход для процесса «Маркетинг» и для процесса «Закупки». Примеры.
Практика внедрения процессного подхода и международных стандартов. Процесс решения проблем
- Операционная стратегия «Решение проблем процесса». Цикл Деминга PDCA и цикл компании форд «8D».
- Практика: Разработка корректирующих действий (цикл PDCA).
- Практика: Анализ поля сил (факторов), движущих и сдерживающих реализацию процесса решения проблем.
- Практика: Выбор операционной стратегии процесса.
- Последовательность внедрения системы менеджмента качества, отвечающей требованиям ISO 9001:2015.
- Связь измерения и анализа с детализацией процесса. Измерение результативности процессов.
- Документирование процессов. Краткий обзор методов стандартизации (регламентации) процессов.