Управление логистикой и снабжением в цепях поставок предприятия
- Современное понимание роли логистики и снабжения, влияния на деятельность предприятия.
- Логистический подход к управлению предприятием, как самое совершенное управленческое «оружие» 21 века. 12 «секретных» принципов логистического подхода от Юрия Барняка.
- Главные «рычаги» влияния логистики и снабжения на деятельность предприятия.
- Основные показатели эффективности (KPI) логистики и снабжения предприятия. Управление логистическим сервисом и производительностью логистических ресурсов. Расчет и применение показателей эффективности логистики и снабжения (практические примеры).
- Управление издержками на логистическую и снабженческую деятельность. Состав издержек. Современный подход к управлению логистическими издержками. Взаимосвязь логистических издержек с основными экономическими показателями деятельности предприятия. Расчет показателей - «драйверов» логистических издержек (практические примеры).
- Руководитель службы логистики предприятия: координатор материального потока и цепочек товародвижения или управляющий логистическими подразделениями? Меняем традиционное мышление на логистическое мышление.
- Организационная структура управления логистикой и снабжением, как основа логистического управления на предприятии. Формирование процессно-ориентированной организационной структуры управления логистикой предприятия. Анализ текущей деятельности подразделений логистики предприятия, формирование новой организационной структуры и процессов логистики предприятия (на примере действующего предприятия).
- Матрица распределения ответственности в процессах логистики и снабжения.
- Взаимодействие службы логистики и службы снабжения с подразделениями предприятия. Вопросы и проблемы взаимодействия, организация взаимодействия.
- Логистическая система предприятия. Структура, порядок формирования и оптимизации логистической системы. Взаимосвязь элементов логистической системы.
- Мотивация персонала службы логистики и снабжения. Создание системы мотивации: методы и варианты. Система мотивации на основе KPI персонала службы логистики и снабжения (практический пример).
- Информационные технологии и средства автоматизации для управления логистикой и снабжением в цепочках товародвижения предприятия. Как правильно «пристроить» информационную поддержку логистических процессов в информационной системе предприятия.
Управление транспортировкой в логистической системе предприятия
- Законодательная база автоперевозок. Характеристики подвижного состава автотранспорта. Требования к подвижному составу для совершения внутренних автоперевозок. Основные нормативные акты РФ в области регулирования автотранспорта (УАТ и ГНЭТ, ППГ). Правовая компетентность как инструмент сокращения затрат на доставку. Участники рынка перевозок. Обязанности и ответственность грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Оценка и выбор автомобильного перевозчика.
- Практикум: Выбор перевозчика. Метод рейтинговых оценок.
- Распределительная логистика – выбор месторасположения распределительного склада. Составление кольцевого маршрута, алгоритм Свира.
- Организация автоперевозки. Документооборот автоперевозок. Способы организации транспортировки — инсорсинг или аутсорсинг в автотранспорте. Организация автопредприятия. Документооборот автопредприятия.
- Практикум: Анализ безубыточности.
- Практикум: Определение оптимального срока замены автотранспортного средства.
- Эффективное управление транспортной логистикой. Использование KPI в управлении транспортными операциями. Показатели эффективности транспортного обеспечения. ERP-системы. Оптимизация документооборота. Разработка регламентов и должностных инструкций.
- Режим труда и отдыха водителей. Мотивация водителей. Система мониторинга автомобилей «Скаут-эксплорер.
- Экспедиторские услуги. Законодательная база транспортно-экспедиторских услуг. Экспедиторские услуги. Формы транспортно-экспедиторского договора. Права и обязанности экспедитора. Ответственность экспедитора за утрату и порчу груза.
- Страхование грузов. Законодательная база страхования грузов. Участники рынка страхования. Структура и содержание договора страхования. Условия страхования по группам рисков. Какие убытки не возмещает страховщик. Действия при наступлении страхового случая.
Управление запасами в логистической системе предприятия
- Что такое управление запасами и что такое запасы?
- Без чего управление запасами на предприятии невозможно? Фундаментальные основы управления цепочками товародвижения предприятия.
- Структура издержек на управление запасами. Учет расходов на закупку, пополнение и содержание запаса, как основа расчета совокупных издержек, связанных с закупками. Расчет и управление издержками на закупку, пополнение и содержание запаса: методика и практические примеры.
- Практикум: Определение необходимого объема оборотных средств, для обеспечения стабильной закупочной деятельности. Методика планирования потребности в оборотных средствах для закупочной деятельности, источники покрытия потребности в оборотных средствах. АВС-анализ оборотных средств, инвестируемых в товарные запасы.
- Основные KPI управления запасами торгового и производственно-торгового предприятия: оборачиваемость запаса, рентабельность запаса, уровень запаса для удовлетворения текущего спроса, уровень обслуживания. Взаимосвязь и управление показателями.
- Виды запасов, подходы к управлению запасами.
- Неликвиды в составе запаса. Что считать неликвидом? Что делать с неликвидами?
- АВС и XYZ анализ запасов. Классификация запасов и формирование подхода к управлению запасами на основе результатов АВС и XYZ анализа. Уходим от классики (практические рекомендации).
- Параметры запаса, необходимые для эффективного управления запасами: прогнозируемый расход, оптимальный размер заказа, периодичность поставки, максимально желательный уровень запаса, время выполнения заказа, уровень страхового запаса. Что необходимо знать логисту и закупщику для управления запасами?
- Связь между затратами и размером заказа. Понятие оптимального размера заказа.
- Прогнозирование спроса как основа планирования закупок и создания уровня запаса. Методы прогнозирования спроса (практические примеры). Измерение точности прогнозов. Выбор наиболее подходящего метода для прогнозирования с учетом категории потребления.
- Страховой запас. Разновидности расчета страхового запаса.
- Время выполнения заказа. Понятие и структура закупочного цикла.
- Практикум: Точка заказа, как основной элемент управления запасами и поддержания оптимального уровня запаса для удовлетворения спроса потребителей предприятия. Расчет точки заказа.
- Практикум: Модели и системы управления запасами. Управления запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня.
Управление складом предприятия: оптимизация, технологические процессы и автоматизация
- Наведите порядок на складе! Алгоритм решения проблем и повышения эффективности работы склада.
- Чем определяется результативность работы склада. Главная задача склада и главная задача начальника склада.
- Виды складской техники и складского оборудования. Характеристики и рекомендации по применению.
- Тара и упаковка для хранения и транспортировки груза. Характеристики и рекомендации по применению.
- Маркировка груза, пломбы и индикаторы. Характеристики и рекомендации по применению.
- Схема процессов склада. Как выглядит общий логистический и технологический процесс склада.
- Основные технологические процессы склада: приемка, размещение, хранение, пополнение, комплектация, отгрузка, кросс-докинг. Современный подход к формированию процессов, описание, регламентация, советы и рекомендации по практическому применению, примеры процессов и регламентов.
- Вспомогательные процессы склада, повышающие эффективность использования ресурсов склада, добавляющие ценность и обеспечивающие высокий уровень сервиса для клиентов компании: инвентаризация, сортировка, компрессирование, консолидация, пикинг, маркировка, упаковка и др.
- Адресная система хранения на складе. Формирование, правила, логика, характеристика и рекомендации. Примеры практического применения.
- Топология склада.
- Информационная поддержка и автоматизация технологического процесса склада с помощью системы управления складом (WMS).
- Практикум: «ABC и XYZ классификация товарных запасов для их оптимального размещения на складе».
Управление складом в логистической системе предприятия
- Стандартные процедуры организации внутренней работы склада.
- Организация труда на складе.
- Разделение труда на складе.
- Кооперация труда на складе.
- Нормирование складских операций.
- Расчет количества персонала на складе.
- Организационная структура управления складом. Подход к формированию и примеры организационной структуры склада.
- Стратегические вопросы организации работы склада.
- Что выгоднее: арендовать склад, пользоваться услугами логистических посредников или иметь собственный?
- Определение места расположения склада на обслуживаемой территории.
- Расчет потребности в технике.
- Определение параметров участка приема и разгрузки транспорта на складе.
- Зонирование и планировка склада.
- Правила техники безопасности на складе.
- Управление ресурсами склада (площади, техника, оборудование, персонал) с помощью системы управления складом (WMS).
- Мотивация персонала склада. Методы и варианты.
- Основные показатели эффективности работы склада. Практикум: «Расчет основных показателей склада»
- Документооборот склада. Перечень документов.
- Оптимизация работы склада.
- Практикум: «Расчет численности складских работников».
- Практикум: «Выбор варианта организации складского обеспечения».
- Практикум: «Использование метода центра тяжести для выбора месторасположения склада».
- Практикум: «Расчет количества складской техники».
- Практикум: «Расчет параметров участка приема и разгрузки транспорта: длина, ширина, количество ворот, размер парковки и др.».
- Практикум: «Расчет площадей различных участков и общей площади склада».
- Практикум: «Оптимизация процесса выполнения заказа на складе».
Отдел ВЭД на предприятии: организация, адаптация к санкционным условиям, диверсификация. Выход компании на внешний рынок – с чего начать. Задачи, структура и функции службы ВЭД
- Риски во внешнеэкономической деятельности, их классификация и способы минимизации. Актуальная система управления рисками в ВЭД блоке предприятия.
- Информационно-аналитическое обеспечение безопасности бизнеса. Маркетинговые исследования зарубежных рынков – экспортный маркетинг. Поиск и оценка перспективности внешних рынков в условиях санкций и эмбарго (на практических примерах для экспорта/импорта).
- Разработка стратегии компании при выходе на зарубежные рынки (экспорт/импорт).
- Механизмы ценообразования и ценовые стратегии в международном маркетинге. Варианты продвижения товаров на зарубежные рынки (экспорт) и поиска иностранных поставщиков (импорт). Источники информации.
- Классификация иностранных компаний. Особенности построения взаимоотношений с различными категориями иностранных партнёров.
- Агенты, дистрибьютеры, дилеры — их роль и место в сбытовой политике компании.
- Структура и содержание внешнеторгового контракта купли-продажи.
- Особенности подготовки основных документов для реализации внешнеторговой сделки и таможенного оформления товаров.
- Рынок профессиональных участников рынка услуг ВЭД: таможенные представители, УЭО, СВХ, ТС, таможенные перевозчики; их роль в ВЭД компании.
- Практикум: Анализ типовых ошибок при подготовке контракта международной купли-продажи товаров.
Особенности таможенного администрирования в РФ и ЕАЭС с точки зрения практика
- Нормативная база таможенного администрирования в РФ. Логика и принципы управления ЕАЭС. Стратегия развития ЕАЭС – 2025. Особенности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на территории ЕАЭС. Влияние антироссийских санкций на Евразийский экономический союз.
- Нововведения по таможенному кодексу ЕАЭС (ТК ЕАЭС).
- Таможенные процедуры, предусмотренные ТК ЕАЭС, условия и порядок их применения.
- Особенности исчисления, уплаты и возврата таможенных платежей в соответствие с ТК ЕАЭС.
- Использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций. Национальная система прослеживаемости в РФ и ЕАЭС.
- Трансформация таможенных органов РФ.
- Автообмен информацией между ФТC, ФНC и отделом валютного контроля банка. Налоговые аспекты внешнеэкономической сделки.
- Единый таможенный тариф ЕАЭС. Классификация товаров для целей таможенного декларирования. Правила ОПИ.
- Таможенная стоимость товаров. Соглашение о вывозных таможенных пошлинах. Тарифные преференции и тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС.
- Особенности нетарифного регулирования на территории ЕАЭС. Сертификация. Росконтроль на границе. Валютное регулирование и валютный контроль.
- Экспорт и импорт контролируемых товаров. Спецрегуляторы ВЭД.
- Определение страны происхождения товара. Для чего важно определить страну происхождения товаров.
- Требования к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела.
- Экспорт из РФ: институты и инструменты поддержки российских производителей.
- Новации в сфере налогового и таможенного регулирования для поддержки бизнеса и населения в условиях санкций.
Международные морские, автомобильные и контейнерные перевозки. Логистика железнодорожных и авиаперевозок. Практика применения Инкотермс 2020 на разных видах транспорта. Управление транспортировкой в Supply Chain Management
- Концепция управления цепочками поставок. Общие понятия.
- Место и роль элемента «Транспортировка» в системе SCM. Потоки информации, финансов и материалов.
- Договор международной перевозки и договор транспортной экспедиции. Налоговые последствия транспортных аспектов внешнеторговой сделки.
- Виды перевозок: прямые, смешанные, мультимодальные и прочие. Участники рынка перевозок.
- Международные транспортные коридоры.
- Виды транспорта. Характеристики и сравнение. Выбор вида транспорта.
- Автодорожные перевозки. Законодательная база, регулирующая международные автомобильные перевозки. КДПГ. ДОПОГ. МДП.
- Характеристики подвижного состава. Международная транспортная накладная CMR. Товаросопроводительные документы, особенности заполнения.
- Морские контейнерные перевозки. Законодательная база, терминология, технологические особенности организации морской контейнерной перевозки. Международная транспортная накладная – коносамент.
- Железнодорожные перевозки.
- Законодательная база железнодорожных перевозок. Технологические особенности, ограничения в жд перевозках. Международная транспортная железнодорожная накладная.
- Авиаперевозки. Законодательная база. Технологические особенности воздушных международных грузовых перевозок. Международная транспортная накладная – AWB.
- Практика применения Инкотермс 2020 для разных видов транспорта на экспорте/импорте в актуальных условиях.
Практика бизнеса и торговли с Китаем
- КНР. Общие сведения. Кросс-культурные коммуникации с контрагентом из КНР: особенности бизнес-этики, обычаев, привычек.
- Риски ВЭД в сделках с контрагентами из КНР. Проверка добросовестности иностранного партнера юрисдикции КНР: базы данных, ресурсы для использования.
- Внешнеторговый контракт как инструмент защиты коммерческих интересов российского участника ВЭД (практические аспекты для Китая). Нормы права и особенности арбитражных споров с китайским контрагентом. Проверяем действующие контракты с КНР на своем предприятии.
- Организация экспортной поставки товаров в Китай / импорта товаров из Китая. Источники информации о товарах и поставщиках в Китае; каналы сбыта товаров в Китай.
- Практика ведения бизнеса: национальные праздники в КНР; условия оплаты и поставки товаров; предотгрузочная инспекция; требования к упаковке, маркировке и качеству отгружаемых товаров.
- Особенности таможенного администрирования в Китае: таможенно-тарифные и нетарифные меры регулирования ВЭД. Особенности сертификации (экспорт в КНР). «Зеленый коридор» между ЕАЭС и КНР – актуальный статус.
- Международная транспортная логистика в направлении РФ-КНР. Актуальный статус, проблемы, тренды.
- Особенности финансовой логистики во внешней торговле с Китаем (трехсторонние сделки).
Практика ВЭД с Ближним Востоком, Африкой, Латинской Америкой
- Международная торговля: нормативная база, регулирующие организации, макрорегионы и страны мира как потенциальные партнеры российского бизнеса.
- Актуальное состояние барьеров, ограничений, санкций и эмбарго.
- Риски внешнеэкономической деятельности в отношении различных регионов мира, их классификация и способы минимизации.
- Основные целевые макрорегионы: MENA и Ближний Восток, Африка, Латинская Америка.
- Особенности экспортного маркетинга для целевых регионов. Маркетинговые исследования. Поиск и оценка перспективности внешних рынков в условиях санкций и эмбарго. Информационно-аналитическое обеспечение безопасности бизнеса ВЭД для разных регионов мира. Источники информации.
- Разработка стратегии компании при выходе на зарубежные рынки разных стран.
- Варианты продвижения товаров на различные зарубежные рынки (экспорт) и поиска иностранных поставщиков (импорт). Цепочки товародвижения – национальные особенности.
- Классификация иностранных компаний. Особенности построения взаимоотношений с различными категориями иностранных партнёров.
- Особенности кросс-культурных коммуникаций с иностранными контрагентами различных юрисдикций.
- Требования к содержанию внешнеторгового контракта с резидентом различных стран.