Бизнес-коммунизм: почему бизнесмены создают сообщества, и могут ли выжить в одиночку?

Георгий Белозеров, председатель общероссийской общественной организации «Российское управленческое сообщество участников Президентской программы подготовки управленческих кадров – РУС»:

Общественной деятельностью я занимаюсь с 2005 года. Сначала на региональном уровне, сейчас – на федеральном. Базируется она на взаимодействии с участниками президентской программы подготовки управленческих кадров. Программе уже 15 лет, и через нее прошло 72 тыс. управленцев. Наша задача – создать эффект плавильного котла, когда в зале или на каком-то мероприятии есть разнообразные люди: бизнесмены, депутаты, чиновники, олигархи, научные деятели, управленцы разного уровня, студенты, руководители детских садов, фрилансеры и т.д. Потому что, имея огромную базу контактов и понимая, кто какие проекты реализовывал, кто в каких участвовал и какие у человека есть интересы, - мы можем соединять этих людей. Кто-то для кого-то может быть ментором, инвестором или бизнес-ангелом, и так далее. Мы делаем отраслевые комитеты и объединяем людей в группы по профессиональным интересам, потому что так проще дотянуться до того, у кого есть нужная компетенция.

Дальше люди рождают интересные, общие идеи, обогащают друг друга какими-то представлениями и знаниями, находят повод для совместной деятельности. Мы стараемся достаточно мягким способом отслеживать, как дальше развиваются отношения этих людей. И, действительно, реализуется много совместных проектов: больших и маленьких.

Проекты: от простого к сложному

Первый проект родился, когда одна девушка, владелица санатория, подружилась с другой, владелицей лингвистического центра, и на Урале появились первые курсы для детей в каникулы, санаторно-курортное лечение, совмещенное с языками. Продукт весьма полезный, потому что для родителей часто встает вопрос, что ребенка надо и подлечиться куда-то отправить, и воздухом свежим подышать, и иностранный язык подтянуть. Это был самый простой продукт.

Сейчас продукты достаточно сложные рождаются, например, IT-кластер. Люди, задействованные и имеющие предприятия в сфере IT, смогли договориться о том, чтобы создать общую организацию, формирующую заказ, посыл для федерального университета, о том, какие кадры будут нужны организациям через четыре года. Все прекрасно понимают, что с кадрами у нас лучше не становится. И сколько бы мы ни говорили об инновациях, у нас с ними туго, потому что нет людей, которые ими способны заниматься. Поэтому надо уже сейчас заниматься подготовкой почвы для того, чтобы эти люди появились.

История с «Мерседесами»

Все мероприятия, которые мы делаем, платные. Они очень дешевые, потому что находятся на уровне себестоимости самого мероприятия, но никогда еще его не покрывали. Соответственно, мы предлагаем разделить все наши расходы, связанные с организацией, на всех. Если же человек работает на идею, тратит свое время, ресурсы, связи и средства, тогда мы понимаем, что он действительно вкладывается в идею, в проект, в движение, и мы тоже можем на него что-то тратить: ресурс сотрудников организации, потенциал организации, связанный со связями с общественностью… Это часто вызывает недопонимания.

И здесь я должен обратиться к одной истории.

Однажды мы решили провести встречу клуба на природе. Наняли микроавтобусы Mercedes, предложив всем оставить свои автомобили у офиса. Возник конфликт по поводу того, что «почему вы, такие нехорошие, наняли такие дорогие «Мерседесы», а не «Газели».

К слову, вместе со всей аудиторией с нами на это мероприятие поехали мэр одного из городов региона, несколько депутатов, несколько достаточно состоявшихся если не олигархов, то бизнесменов. Для меня было очевидно, и я это потом объяснял своим ругавшимся соратникам: «Ребята, вы понимаете, что один раз вы вместе с этой аудиторией прокатитесь в «Газели», потом они выйдут, отряхнутся, и больше вы их никогда не увидите. Соответственно, вы не подержите их за пуговицу и не решите своих вопросов, которые вам, как управленцам, нужны. Одному нужно что-то реализовать в муниципалитете. Другому необходимо продавить закон, выступить с какой-то законодательной инициативой. Третьему необходимо стать поставщиком какого-то крупного промышленного предприятия. Четвертый просто, наконец, может показать себя и устроиться, решить свое карьерное устремление. Если завтра эти люди больше не придут, тогда вы тоже не придете, потому что вам что здесь делать?»

Для чего объединяться в сообщество? Я сам по себе крутой!

В 2007 году нам задавали вопрос: «Для чего нам объединяться в сообщество? Я сам по себе крутой». Это говорил человек, перебрасывая барсетку из-под левой подмышки под правую. Никто не спорит, барсетка – признак крутости, и даже символ, но сегодня есть вещи, которые не измеряются прибылью. Есть необходимость посмотреть в будущее, какие кадры к вам придут, кто будет продолжать ваш бизнес, сможете ли вы его капитализировать и продать или не сможете, кто будет жить вокруг вас во дворе, и как вы по этому двору будете передвигаться в пенсионном возрасте, будете ли вы в безопасности!

В так называемые тучные годы, до кризиса 2008 года, я лично замечал, что сложно было говорить об этих материях. Мышление было «картриджным» – как картридж бегало слева направо, в одной плоскости. Человек понимает, что утром он встал, пошел в банк, осуществил платежи, пришел на работу посмотреть, кто как работает, раздал указания, съездил на склад посмотреть, что на складе, вечером собрал деньги, развез откаты, пошел в бар, встретился с друзьями, лег спать. Свободное время в промежутке. И так каждый день. И, в общем, все хорошо, потому что прибыль есть, реализовывались простые и понятные детские мечты, типа, яхту купить, мотоцикл, еще что-то. Это же можно реализовать за деньги, это не сложно. Но другие мечты – их просто не было.

Самое ценное – это не деньги, а завтра

Не знаю, как это связано с кризисом, но, как только он грянул, все сильно изменилось. Начали падать рынки, останавливаться предприятия. В общественную деятельность, именно в community, и также в наше community управленцев, потекло огромное количество людей с их энергией, интересами, которые стали снова искать. Кто-то искал какие-то темы, кто-то искал какие-то возможности для выстаивания в тяжелый период, и люди начали активно коммуницировать.

И самое ценное для них было тогда – это не деньги, а завтра. То самое завтра, которое купить, создать и измерить прибылью невозможно. Это было очень похоже на золотую лихорадку, когда люди с предпринимательским мышлением все время бегали, искали какие-то темы и вовлекали друг друга. Президентская программа, в том числе, возникла благодаря тому, что огромное количество непрофессиональных управленцев стали руководить организациями. И в какой-то момент, когда вся это масса гиперактивности хлынула взаимодействовать с зарубежными предприятиями, где управленцы есть из поколения в поколение, где есть внятные традиции и представления о том, как надо работать, взаимодействовать, как управлять организациями, стало понятно, что компетенции реально не хватает.

Нам категорически необходимы какие-то технологии, которые позволяют вовлекать людей и оценивать по заслугам их деятельность. Для этого мы рассматриваем коэффициенты трудового участия, пытаемся посчитать. В общественной деятельности люди не получают никакой заработной платы, они вообще получают очень эфемерный продукт. Если меня спрашивают, чем занимается РУС, то я могу сказать, что оно занимается производством возможностей и связей в промышленных масштабах. Я не знаю, как это оценить, и еще более сложно это оценивается людьми, которые с удовольствием этими возможностями пользуются, потому что цена-то не выражена. Если ты пришел в магазин и купил банку сгущенки, ты понимаешь, сколько она стоит. А если для тебя создали кусочек твоей карьерной траектории, эту метаморфозу твоего перехода из начальника отдела в каком-то институте на исполнительного директора в какой-то компании... сложные вещи, которые сложно оценить.

Будущее – это не кофейный осадок

Когда люди приходят и начинают рассказывать о том, какие мегапроекты ты должен сделать в 2012 году, 2013..., и какими мегапроектами должны заниматься твои дети, на вопрос: «За чей счет банкет?» говорят: «Ну, вы же общественная организация. Вы же знаете, где взять». Вот здесь я стал задумываться о том, как же мне создать такую систему, которая бы всем была понятна, что без их личного участия ничего не будет. Авансировать человека до его участия, конечно, можно, но он должен понимать, что он тоже рано или поздно должен делать что-то для сообщества. И это для меня стало очень большой проблемой. Я до сих пор пытаюсь искать ответы на эти вопросы.

Здесь я должен раскрыть очень важное для себя знание – технология Форсайта. По большому счету, будущее, которое можно нарисовать в Форсайте, мало чем отличается от будущего, которое можно нарисовать в чашке с кофе. Если неправильно делать Форсайт, если в нем участвуют не те люди, если это мало общего имеет с темой, тогда и результат будет как на кофейной гуще – 50/50, получится, не получится, будет, не будет. Поэтому очень важно, чтобы в Форсайте участвовала как можно более разношерстная публика, но явно имеющая необходимый опыт для той темы, которая заявлена на Форсайте. Чем шире эта аудитория, тем больше вероятность, что будущее, которое они нарисуют, действительно свершится. Это способ договориться о каком-то конкретном тематическом будущем. Это не повод для того, чтобы поймать друг друга на слове, но повод для того, чтобы продолжить эти отношения и дальше совместно создавать проекты, выстраивать личные стратегии, в общем, идти к какому-то эффективному «завтра».

Школа общественных объединений

Что мешает людям договариваться в обычной ситуации? Что создает конфликт вокруг «Газелей» и «Мерседесов»? Миллион причин. Во-первых, у нас нет культуры общественного взаимодействия. Именно поэтому в 2008 году мы создали школу общественных объединений. Ребята приезжают, чтобы хоть как-то насытиться представлениями об инструментах, возможностях, каких-то способах общественного взаимодействия. И тут совершенно необязательно, чтобы в сообществе у всех была единая задача. Главное, всем должно быть понятно, что, реализуя какую-то общую программу, каждый достигнет своего результата.

Мое личное наблюдение: чем дальше, тем больше способов индивидуализироваться, и это хорошо. Потому что бизнес для меня – это люди дела, люди самостоятельные, и коммунизм, потому что это community, потому что я, как бизнесмен, определенным образом взаимодействую с другими людьми дела, имея возможность реализовать себя намного больше.


* Публикуем выдержку из выступления Георгия Белозерова на семинаре в клубе «Экономика заслуг» – публичной интеллектуальной площадке Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher


Мнения участников Сообщества

Сергей Норкин Создано: 20.08.2012 20:53:47

«...завтра, которое нельзя безучастно купить...»

Это очень хорошая затея - бизнес на общественном объединении. Время, которое будет мной затрачено на форсайт, ресурс воли, интеллекта, мышления, чувств и прочего, окажется достоянием разных и в то же время соединяет мое будущее с будущим других.

Владимир Руденко Создано: 21.08.2012 10:37:18

Цитата: «Одному нужно что-то реализовать в муниципалитете. Другому необходимо продавить закон, выступить с какой-то законодательной инициативой. Третьему необходимо стать поставщиком какого-то крупного промышленного предприятия. Четвертый просто, наконец, может показать себя и устроиться, решить свое карьерное устремление»

А вот для решения этих и других задач как раз и нужно ездить не на Мерседесах, а на Газелях :) Потому что Мерседесу нужны партнеры по сборке и сбыту, а российские поставщики не нужны. Но они нужны ГАЗу, которому, чтобы не отстать от конкурентов, приходится применять зарубежные компоненты, а хотелось бы свои...

А предпочтение Мерседесов в стремлении к сиюминутному выигрышу, это еще один гвоздь в крышку российского машиностроения... Кого и для чего Вы тогда объединяете, на что настраиваете примерами с Мерседесами и Газелями? Езда в комфортном Мерседесе вряд ли способна стимулировать на умные законодательные инициативы, ведь из окна Мерседеса действительность выглядит куда привлекательнее, чем она есть...:) Увы, но этот пример достоин только сожаления, значительно снижая убедительность умных слов, которых, видимо, немало в этой статье. Вот так и достигается обратный эффект...


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Адм. директор, Москва

''...завтра, которое нельзя безучастно купить...''

Это очень хорошая затея - бизнес на общественном объединении. Время, которое будет мной затрачено на форсайт, ресурс воли, интеллекта, мышления, чувств и прочего окажется достоянием разных и в то же время соединяет мое будущее с будущим других.

Директор по производству, Украина

''почему бизнесмены создают сообщества''?

Читать статью не буду. Потому что, ответ очевиден.
Бизнесмены действуют во внешней среде. А там, как известно, ''один в поле - не воин''.

Директор по маркетингу, Москва

Цитата: ''Одному нужно что-то реализовать в муниципалитете. Другому необходимо продавить закон, выступить с какой-то законодательной инициативой. Третьему необходимо стать поставщиком какого-то крупного промышленного предприятия. Четвертый просто, наконец, может показать себя и устроиться, решить свое карьерное устремление''

А вот для решения этих и других задач как раз и нужно ездить не на Мерседесах, а на Газелях :) Потому что, Мерседесу нужны партнеры по сборке и сбыту, а российские поставщики не нужны. Но они нужны ГАЗу, которому, чтобы не отстать от конкурентов, приходиться применять зарубежные компоненты, а хотелось бы свои...
А предпочтение Мерседесов в стремлении к сиюминутному выигрышу, это еще один гвоздь в крышку российского машиностроения... Кого и для чего Вы тогда объединяете, на что настраиваете примерами с Мерседесами и Газелями? Езда в комфортном Мерседесе вряд ли способна стимулировать на умные законодательные инициативы, ведь из окна Мерседеса действительность выглядит куда привлекательнее, чем она есть...:)
Увы, но этот пример достоин только сожаления, значительно снижая убедительность умных слов, которых, видимо, немало в этой статье. Вот так и достигается обратный эффект...

Редактор, Москва
Комментарии участников нашей группы в Facebook Александр Жаманаков · Лучший комментатор Если все еще думаешь о народе - потеряешь бизнес. Если еще не думаешь о народе, то бизнес - не сделаешь. Это примерно то, о чем думает автор статьи. Который еще и сам не может определиться в каком он лагере и находится на перепутье.... значит еще не созрел. 10 ч. назад Rozaliya Vladimirova · Лучший комментатор Все зависит от типа личности, кто-то лучше работает в команде, кто-то - наоборот! Нельзя все смешивать в одну кучу 8 ч. назад Александр Юдин когдато мне комбат сказал, что у хорошего взводного - пленных не бывает.. ))И , если по жизни, я нарушал это правило - ''пленных-не брать'' - возникали проблемы))) Так и тут..Какие , к черту , колебания?)))Или-к умным - или - к красивым?)))Завоевывай сразу и тех и других)))..а победителей-не судят)) 7 ч. назад Елена Боброва · Санкт-Петербургский государственный университет Георгий, если вопрос о технологии оценки Ваших услуг (а Вы именно услуги оказываете), все не так уж и ново, как собственно и Ваши услуги. Не один десяток лет работают отраслевые ассоциации, РСПП, ТПП в конце концов, Деловая Россия, ОПОРа России, АМР и пр. Вы оказываете практически такие же услуги: сводите стороны, вырабатываете и консолидируете позиции, группируете бизнесменов для проектов и пр. Технологии стандартны: оцените Ваши временные, административные затраты, результативность той или иной услуги, найдите баланс, выйдете на цену продажи. Форма продажи услуги в Вашем случае - регулярные взносы (обязательно), а также - цена конкретной услуги (мероприятия, сверх тех, что входят в пакет, оплаченный взносами). Если эффективно будете работать, Ваши потенциальные члены Вас оценят, будут платить за отдельные услуги помимо взносов. И никакой благотворительности. Возьмите за образец Ассоциацию менеджеров России. 4 ч. назад Амин Ахмедов · Руководитель проекта в MicroMobil Club, Автомегаполис.сом Владимир! видимо для Вас тема отечественного автопрома - больное место! и Вы бросились яростно отстаивать ''Газели'' перед ''Мерседесами''! даже не разобравшись, о чем речь собственно говоря!? Мне это тоже близко, я заядлый автолюбитель, с 16 лет за рулем, и после того, как продав последнюю ''десятку'', почти новую!! пересел на 10-летний ''Ауди'' - я понял! ничего не надо там менять!! Если ты не хочешь зла своим соотечественникам и друзьям, которые ездят и хотят приобретать отечественную машину!! - эти заводы надо заминировать, и ВЗОРВАТЬ!! к чертовой бабушке, что бы больше не производили такое убожество, во второй десятке 21-го века!!! А что касается сообщества, и взаимных коммуникаций, то я обеими руками за! Как то присутствуя на авто-фестивале одной немецкой марки, я вдруг обнаружил, что вокруг меня стоят почти 20 с лишним молодых парней и девчонок, и увлеченно слушают, как я!! рассказываю о способах покрытия автомобиля защитной полиролью!! как я переключился на эту тему с шашлыков и салатов!! я сам не понял...)))
Адм. директор, Москва
Анна Солдатова пишет: Комментарии участников нашей группы в Facebook
Да... ничего личного - просто бизнес!
Финансовый контролер, Кемерово
Владимир Руденко пишет: вот для решения этих и других задач как раз и нужно ездить не на Мерседесах, а на Газелях :) Потому что, Мерседесу нужны партнеры по сборке и сбыту, а российские поставщики не нужны. Но они нужны ГАЗу, которому, чтобы не отстать от конкурентов, приходиться применять зарубежные компоненты, а хотелось бы свои...
Судя по отечественным автомобилям,создается впечатление, что руководителям российского автопрома давно ничего не нужно, кроме ''откатов''... На мой взгляд, в России давно пора приравнять постоянную эксплуатацию отечественной машины к виду уголовного наказания. В первую очередь такому наказанию следует подвергнуть топ-менеджмент российского автопрома, чтобы эти люди знали какой конечный продукт производится под их чутким руководством.
А предпочтение Мерседесов в стремлении к сиюминутному выигрышу, это еще один гвоздь в крышку российского машиностроения... Кого и для чего Вы тогда объединяете, на что настраиваете примерами с Мерседесами и Газелями? Езда в комфортном Мерседесе вряд ли способна стимулировать на умные законодательные инициативы, ведь из окна Мерседеса действительность выглядит куда привлекательнее, чем она есть...:)...
Дело в том, что ''действительность выглядит куда привлекательнее'' уже не только в Мерседесе, но и в каком-нибудь ''китайце''...Поэтому следует говорить не о ''гвозде'' и ''крышке'', а, скорее, о ''холмике'' и ''плите''.
Увы, но этот пример достоин только сожаления, значительно снижая убедительность умных слов, которых, видимо, немало в этой статье. Вот так и достигается обратный эффект...
Владимир, а у Вас личная машина какой марки? Неужели ''Газель''?
HR-директор, Москва

Статья скорее рекламная, нежели информационная. Вопросы риторические, ответы на них и так понятны.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Сколково» и Boomstarter запустили краудфандинговый проект по поддержке стартапов

Пользователи могут поддержать любой из 20 проектов, среди которых экзоскелеты, экспресс-тесты для определения инсульта, микроспутники, летающие мотоциклы и др.

«Сколково» и Почта России назвали победителей второго корпоративного акселератора

Пять победителей разделили призовой фонд в размере 2,5 млн руб. и получили возможность масштабировать свои проекты в Почте России.

Pfizer и РАНХиГС подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

Студенты РАНХиГС смогут пройти стажировку, получить новые навыки и познакомиться с жизнью крупной международной компании изнутри.

Магистерская программа «Менеджмент» ВШМ СПбГУ вошла в топ-25 мирового рейтинга FT

ВШМ СПбГУ по-прежнему остается единственным представителем России в этом рейтинге.

Дискуссии
4
Эдуард Бутаев
Доброго времени суток.Лет 30 назад я тоже пытался найти области и примеры, где при помощи принцип...
Все дискуссии
HR-новости
Зарплаты мужчин и женщин в России на схожих позициях отличаются почти на 30%

Только 36,5% работающих женщин довольны заработной платой.

Пандемия провоцирует конфликты на работе

Чаще всех приходится конфликтовать руководителям: опыт напряженных отношений с подчиненными есть у 42% из них.

Спрос на рабочие специальности вырос

В третьем квартале этого года спрос увеличился на 45% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

ПФР назвал главные причины отказа в пособии для беременных и семей с детьми

Cамая популярная причина отказа – наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума.