Аркадий Теплухин: Меняйся или умри (об инновациях)

Аркадий Теплухин

Представляю для сообщества материал из главы об инновациях из книги «Бизнес-конструктор».

«Поскольку целью любого предприятия является создание потребителя, любое предприятие имеет две (и только эти две) основные функции – маркетинг и инновации».

П.Друкер

«Инновация так холодна!
Уснуть не может СЕО,
Качаясь в
BMW».

Трехстишие - «под японцев».

Непрерывные инновации - новая парадигма роста любого бизнеса

Любая компания, так или иначе, участвует в инновационном процессе. Практически, вся цепочка создания стоимости товара или услуги, «пропитана» различными видами инноваций. Это нужно четко осознавать и не думать, что инновации это что-то далекое, и не обязательное для нашей компании. Лучше принять сей факт, и разрабатывать стратегию развития компании под углом инноваций.

Рынки постоянно меняются, как в калейдоскопе, что сильно влияет на все категории товаров и услуг. Сильные позиции успешных товаров сегодня, завтра становятся уязвимы, и эти товары выходят из употребления. Постоянно появляются новые виды продукции.

Поэтому, для удержания на «плаву», всем компаниям приходится непрерывно заниматься инновациями. В данном случае, под инновациями понимается любое нововведение, которое собирается принять компания, и которое явным образом отразится на экономических показателях работы компании.

В стране наплыв новых технологий, как своих, так и заимствованных. Они вытесняют старые разработки, меняют стили работы компаний – время становится все более явным конкурентным преимуществом. Как время разработки новых продуктов и услуг, так и время их внедрения на рынки. Поэтому готовность к инновациям, становится неотъемлемой частью работы каждого предпринимателя или руководителя.

Для всех ли компаний приемлемы инновации?

До недавних пор считалось, что инновации не очень приемлемы для малых предприятий. Сегодня, уже понятно, что рост малых предприятий сильно зависит от инноваций, и они являются предпосылкой выживания компаний на конкурентных рынках. Преимущества малого бизнеса - гибкость, способность быстро приспосабливаться к новым технологиям. Подстройка под новые реалии на этих предприятий требуют меньших затрат. Для малого предприятия гораздо легче установить инновационные цели и разработать план возможных инноваций.

Трудности работы с инновациями

Не все компании добиваются успеха в инновациях. И причин тому много.

Что делает инновационный процесс затрудненным, так это понимание требований изменений в бизнесе. Существует несколько типов источников различных типов инноваций, которые могут стать источником роста для компании. Но для выявления этих источников и применения данных, полученных из этих источников, необходимы определенные навыки и компетенции.

Среди основных причин неудачи инновационного процесса и его результатов, компании называют: недостаточное понимание потребностей клиентов, нехватку ресурсов, выделенных на разработку и внедрение новых продуктов, отсутствие четкой бизнес-стратегии или ее ненадлежащее исполнение, а так же, недостаточную поддержку со стороны предпринимателя или топ-менеджмента.

Так же, инновации требуют серьезных сдвигов в культуре компаний, налаженных коммуникаций и лояльности сотрудников и менеджмента. Многие руководители стараются обойти все эти неудобства, особенно когда могут спрятаться за высокие финансовые показатели и их стабильность. Если бизнес развивается успешно, и экономические показатели удовлетворительны, руководители не горят особым стремлением к инновациям. Так же, отмечается боязнь самих инноваций - люди просто боятся взять на себя ответственность, а затем быть объектом насмешек и некомпетентности. Этот последний фактор, сильно тормозит инновационные процессы в компаниях.

Что такое - инновации?

Все компании информационно – насыщенны, и сильно зависят от знаний как стратегического ресурса. Знаний всех видов, в любой части бизнеса – от бухгалтерии до производства. Знания же, являются основой инноваций.

К инновациям относятся все изменения или новшества, которые впервые применили в компании и которые, дали хороший экономический результат – увеличение доли рынка, повышение прибыли и др.

К видам инноваций относятся: новые или улучшенные типы продуктов или услуг, производственные процессы и технологии, социальные отношения в компаниях, улучшенные производственные системы. Так же, все эти виды инноваций не существуют отдельно, а переплетаются между собой в различных сочетаниях, что делает любой бизнес индивидуальным.

По классическому определению Шумпетера: «существует пять типов инноваций:

- использование новой техники или новых технологий производства и/или сбыта; - внедрение новой продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья;

- изменения в организации производства и управления предприятием;

-появление новых рынков сбыта.

Инновации делятся на радикальные, революционные, которые коренным образом изменяют ситуацию в отрасли или сразу нескольких сферах человеческой деятельности, и поддерживающие, которые незаметны стороннему наблюдателю».

Рассмотрим пример - создание эксклюзивной инновационной системы для СП «Санта Бремор», лидера рынка пресервов ( рыбные деликатесы в вакуумной упаковке) в странах СНГ. Система разработана лидером компании.

По собственным оценкам (2005 год), компания контролирует более половины белорусского рынка пресервов и около четверти российского.

С чего начинали? С определения – что является инновационным продуктом для рынка пресервов? Затем, запустили сразу несколько массовых, но в то же время инновационных продуктов: филе сельди в масле, селедочных рулетов и икры мойвы в соусе. Таких продуктов на российском и мировых рынках раньше не было. По словам главы компании, Александра Мошенского, каждый продукт рождался в процессе «переосмысления», распространенных в разных странах мира, но по тем или иным причинам непопулярных в СНГ.

Мошенский разработал собственную технологию создания инновационных продуктов: «Есть два способа создания новых продуктов. Бывает, что технологи просто придумывают, а маркетологи дают этому название и запускают на рынок. Второй способ – создать «таблицу Менделеева». Это схематическое изображение рынка, на котором работаешь. Так же, как и таблица химических элементов, она состоит из ячеек, заполненных и пустых. Перемалывая сотни и тысячи листов информации, наблюдая за тем, что происходит на рынке рыбных продуктов в самых разных странах, можно наткнуться на идею, которая позволит заполнить одну из пустых ячеек. Развитие технологий, появление новых вкусов и сам век скоростей рождают все новые и новые свободные ячейки». Такой способ помогает компании постоянно выпускать новые виды продукции и быть в лидерах (Источник: журнал «Секрет фирмы», специальный выпуск, апрель 2005 г.).

Методология

В данной главе об инновациях, рассмотрена методика (алгоритмы) создания инновационной системы для роста бизнеса любого предприятия – от маленького, до большого. Методология основана на трех китах:

1. Создание механизма развития инноваций в компании.

2. Инновации как энергия для роста бизнеса.

3. Методика поиска инноваций. Источники инноваций.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.