Ксения Чернова: Техника речи и публичные выступления – это разные тренинги!

Ксения Чернова

У меня бывали случаи, когда на мое предложение провести тренинг я получала примерно такой ответ: 'Аааа публичные выступления... не - не надо, у нас сейчас это никому не нужно...'. Тут я пускалась в долгие объяснения о том, что 'техника речи' это не 'публичные выступления', что красивый голос хорошая речь - основа коммуникации и т.д. и т.п.

Собственно, я к тому что не надо путать туризм с эмиграцией, а тренинг по технике речи с тренингом по публичным выступлениям.

Хочу объяснить разницу. На тренинге по публичным выступлениям изучают структуру самого выступления, различные приемы и методы, взгляды и жесты, рассказывают, как преодолеть страх публичного выступления, еще много всего очень полезного – все что угодно только не основы самого умения говорить.

Говорить хорошим голосом, окрашенным в различные эмоциональные тона, и с хорошей четкой дикцией.

То есть на тренинге по публичным выступлениям подразумевается, что человек уже владеет своим голосом и умеет им управлять.

Для многих менеджеров эти тренинги будут бесполезными, так как опять упускается самое главное – основы - умение говорить внятно, четко и качественным голосом.

В нашем случае, для менеджеров по продажам и агентов, базовым курсом должен стать тренинг именно по технике речи.

Поговорим подробнее, чему обучают на таких тренингах?

Хочу сразу отметить, что тренинг по технике речи – это всегда очень практическое мероприятие, где 90% времени участник находится в непосредственном действии и на собственной шкуре собственном опыте получает понимание – как надо и как правильно, и должен все эти как ощутить.

Первым этапом, как правило, идут различные упражнения, направленные на освобождение тела и голоса от так называемых мышечных зажимов. Именно зажимы мешают многим людям говорить свободно и легко.

Потом идет большой блок работы с дыханием. Большинство из нас дышат не правильно, в результате – неконструктивно, используя меньше половины своего возможного потенциала. На тренинге по технике речи, вам будет дано понимание, как нужно дышать продуктивно.

Дальше начинается работа со звуком голоса (многие недовольны тем как они звучат, и это недовольство мешает нормально общаться). Изучение резонаторов - какой резонатор отвечает за тот или иной тон. Пробуждение резонаторов с помощью различных упражнений и вибрационного массажа.

Настройка удобного для человека голоса

Опять же с помощью упражнений, зачастую достаточно непривычных и странных, для неподготовленного человека.

Когда вы научились правильно извлекать звук, логично пойти путем эволюции - начать обучаться говорить.

Для внятного и четкого произношения необходим размятый и натренированный артикуляционный аппарат. Губы, язык, нижняя челюсть, гортань и т.д. Для этого используется специальная артикуляционная гимнастика, она помогает тренировать слаженность и энергичность работы всех мышц, участвующих в речевом процессе.

Следующим этапом тренировки будет работа с произношением - упражнения на основе различных звукосочетаний .

Многие буквы человек в обычной речи небрежно пробрасывает и не выговаривает, или выговаривает, но не совсем правильно.

К проблемным звукам относятся шипящие и свистящие, такие как: З-С и Ж-Ш, сложные согласные Ч, Ш, Щ, вибрант - Р и сонорная –Л.

Большое внимание уделяется произношению окончаний слов – окончаниями пренебрегать нельзя.

Для отработки правильного и четкого произношения обычно используют чистоговорки и скороговорки и труднопроизносимые звукосочетания.

Далее идет блок по работе над орфоэпическими ошибками. Облечь этот блок можно в разные формы, это может быть и мини-лекция и диктант. Я, например, провожу эту тему с помощью тестов.

Дальше возможны различные варианты блоков тренинга.

Нюансы

Я описала основные параметры характеризующие тренинг, который поможет научиться вашим сотрудникам внятно и правильно разговаривать.

Еще раз хочу заострить внимание: вам нужен тренинг, где большое внимание уделяется именно работе над мелодикой, интонацией, и главное хорошей дикцией, а не постановке голоса, развитию его громкости и полетности.

Из наблюдений: я сталкивалась с программами тренингов по технике речи, где вам обещают за два дня поставить голос и научить красиво говорить… Прощу прощения, за таких коллег – они не ведают что творят или намеренно вводят в заблуждение, дискредитируя профессию…

Скажу честно - за один-два дня поставить голос и привести в порядок речь невозможно, как невозможно за два дня, пусть даже с помощью самого лучшего тренера и суперсовременных тренажеров, сделать из толстого живота рельефный пресс.

На тренинге вам могут, объяснить как что работает, как должно быть. Вы услышите, увидите и почувствуете, что можете говорить красиво и четко. Именно так некоторое время после тренинга вы и будете говорить (день-полтора).

Но это быстро пройдет, если не будет регулярных тренировок, хотя бы в течение 21 дня (именно столько нужно нашему сознанию и нашему организму что бы присвоить какой-нибудь навык).

Поэтому с хорошего тренинга по технике речи человек уходит с набором упражнений и рекомендаций, актуальных именно для тренировки именно его речевых особенностей. И с пониманием - для того чтобы добиться положительной динамики в вопросах голоса и речи, нужно научиться постоянно контролировать процесс свой процесс говорения.

Упражнения по технике речи все очень простые и запоминающиеся, не требующие каких-то особых условий и усилий. Поэтому тренироваться можно даже в течение рабочего дня, не отвлекаясь от привычных дел. Или как я предлагала выше – в качестве ежедневной разминки перед работой. В открытом доступе вы найдете много таких упражнений.

Кто-то, возможно, подумает – ну и зачем мне тренинг, если все можно прочитать в интернете и начать заниматься.

А затем, что сами себе, первоначальный «диагноз» вы вряд ли поставите, так как речевые и голосовые проблемы у каждого индивидуальны, а дать «рецепт» их решения может только специалист. Это еще одна отличительная особенность речевых тренингов.

Для многих современных профессий владение голосом является одним из важных инструментов успеха. Следовательно, обучение сотрудников красиво говорить – одна из приоритетных задач современного руководителя.)))

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по правовым вопросам, Украина

А кто сказал, что техника речи и публичные выступления - это одно и то же?

Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Согласна с автором статьи, что поставленная речь - это хорошо!))
А для продавцов приятный голос - это еще один инструмент продаж).
Не стоит делать плохую дикцию камнем преткновения. Ведь если человек гад, то вряд ли это именно из-за нее)). Однако, если человек и с плохой дикцией хорош, то с хорошо поставленной речью он может стать еще лучше). Именно: не плохой и стал хорошим, а был хорошим и станет еще лучше)). Если только это не было отличительной чертой персонального бренда))).
И думаю, каждый сам для себя должен решать, надо ему исправлять дефекты речи или нет, или просто улучшать навыки владения голосом, если даже особых дефектов нет. Ведь на это, как и на развитие любых других специальных навыков, требуется время (и другие ресурсы) и тут улучшение речи может быть не самой приоритетной задачей). Хотя общаться с человеком, речь которого хорошо фонетически разборчива - это, для начала, просто удобно).
Если статья кого-то подтолкнет исправить дефекты речи и от этого им станет комфортнее в жизни или добавит успеха в работе - порадуемся за них!))
И хорошо, что время от времени появляются статьи, которые напоминают, что некоторые изменения жизни в лучшую сторону можно делать не одним только путем зарабатывания денег (а на них потом покупать что-то , полностью сделанное другими), но и непосредственно участвуя в ''процессе'' - поддерживать свое тело в хорошей форме, радоваться тому хорошему, что есть в жизни, голос вот тоже можно ''в форму'' привести).

Преподаватель, Санкт-Петербург

Виктор, эта статья не появилась бы, если бы клиенты (через одного) не путали. Там в начале статьи я об этом говорю. Или вы только лид прочитали?)))

Региональный менеджер, Санкт-Петербург

Такой тренинг может и научит управлять своим голосом, говорить свободно и внятно, но не сможет повлиять на содержательность речи, логичность изложения мыслей и наконец лексикон говорящего.
А это, на мой взгляд, очень важная сторона вопроса.

Татьяна Соколова Татьяна Соколова Директор по развитию, Москва

Многие идеи не доносятся именно из-за неяркой речи, безликого образа оратора-мямли. Тему считаю очень важной!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.