Aндрей Глауберман: Импорт культуры Toyota как миф и ошибка, часть 1

Aндрей Глауберман

Не будьте «молоткоголовыми», не думайте только об инструментах, примите, наконец, новую философию - об этом говорят все без исключения пособия по освоению Лин методов. Но как это так: раз и принять вдруг новую философию - для меня лично не совсем понятно. С чего вдруг? Зачем? Молодежь, конечно, более активно вливается в ряды сторонников всего нового, ну так на то она и молодежь. Это прекрасно, что у нас в стране много молодых людей стали горячими сторонниками освоения Лин методов. Для молодых вопрос принятия новой философии, по большому счету, и не стоит. Все остальные решают этот вопрос каждый сам по себе и по-разному. Почему я должен отказываться от старого? Неужели мы заблуждались? Принять новое – значит отказаться от старого. Это шаг, требующий усилий. Я хочу показать это как эволюционный, а не революционный процесс, требующий жертв.

В сетях дилетантизма и снобизма

Однажды я разговаривал с человеком, которому на вид было уже под 60, владелец заводов, горячий и убежденный сторонник Лин. И в разговоре он в сердцах сказал такую фразу: «Специалистов у нас нынче много, но ведь только единицы у нас понимают суть этой системы». Тем самым он подчеркивал исключительность того, что должно происходить в будущем на его заводе. Возможно, ему где-то было приятно подчеркивать исключительность своего понимания Лин-методов. Когда я читаю, слушаю, как люди с упоением хвалят Лин методики я иногда чувствую, что людям бывает весьма приятно выражать глубину своего понимания.

Мне было неприятно слышать, что кайдзен у нас в стране понимают лишь единицы. Мне неприятно слышать, когда Лин понимается, как некая философия или как культура, доступная для глубокого понимания в узком кругу избранных: японцев, очевидцев и практиков или прочих групп. Когда так говорят, то часто проявляется элемент «тешить себя в глазах собеседника своей исключительностью». Он же - снобизм. Пусть даже он подкреплен искренним желанием с помощью Лин построить лидирующую в своей отрасли и уникальную компанию … как Toyota))).

Но нельзя не согласиться с тем, что есть менеджеры, которые поверхностно воспринимают методы Лин. Да, сейчас в кризис, кстати, уже есть такие горячие сторонники, которые свернули программы внедрения Лин у себя на предприятиях. Поверхностность в понимании Лин как раз и проявляется в «молоткоголовости»: инструментов нахватались, а глубины понимания – нет. Поэтому в кризис происходит откат в укоренившейся системе отношений. Нельзя не согласиться, что для большинства в Лин привлекательными являются именно инструменты повышения эффективности, за них хватаются, их начинают в большинстве случаев внедрять и осваивать в первую очередь, а это путь поверхностного понимания. Копирование методов Лин и Кайдзен – удел второсортных компаний – тут уже все сказано.

Между этим снобизмом, подкрепленным здоровым стремлением к лидерству и эффективности, и дилетантизмом, подкрепленным здоровым стремлением найти короткий путь к росту эффективности и качества, есть разумный баланс. Хотя найти его не просто в любых обстоятельствах.

Подумайте, ведь, внедрение Лин успешно тогда, когда культура и философия Лин удачно накладывается, сопрягается с местной культурой и философией компании. Когда эти два фактора: внешнее и внутреннее - находят общие точки, тогда через эти «акапунктурные» точки происходит целительное всасывание, впитывание содержания, освоение методик.

Поэтому я хочу заострить внимание на тех местах, где совпадение невозможно и где оно реально в наших социо-культурных условиях. Россия – страна тяготеющая в европейской культуре. И поэтому традиционно азиатские всегда вызывают определенный диссонанс.

Я хочу обратить внимание на один практический аспект отличия современной европейской и западной культуры, который имеет глубокие последствия для экономической жизни. Сначала, я хочу привести факт, который на первый взгляд имеет мало отношения к обсуждаемой теме. Что происходит, если родители разводятся и необходимо решить дальнейшую судьбу ребенка. Я был поражен статистикой разводов во Франции. В 80% случаев после развода ребенок не имеет никаких контактов со вторым из родителей, при этом в 40% после развода ребенок вообще не знает, кто его отец. В большинстве Европейских стран спор между родителями о том, с кем остается ребенок жить после развода решается в подавляющем большинстве в пользу матери. В России ситуация та же. В Азии же сегодня большинство споров между родителями о том, с кем из них остается ребенок, решается в подавляющем большинстве в пользу отцов.

Подумайте, какое это значение. Что значит, что Европа делает выбор в пользу матери при всех прочих равных условиях, в той ситуации, когда Азия делает выбор в пользу отца. Я бы сформулировал отличие культур так, что современная европейская культура – это культура материнства, в то время как азиатская – культура отцовства. Мать – человек, который дает жизнь ребенку, в то время как отец – человек, который учит ребенка мыслить, жить и трудится. Это означает, что в европейской культуре, когда идет спор о судьбе ребенка, то выбор делается в пользу Жизни, Европа стремится сохранить Жизнь в первую очередь. В Европе жизнь человека – это приоритет №1, это самая большая ценность. Поэтому Европа делает выбор в пользу матери, когда возникает спор между родителями. В Азии размышляют по-другому. Это можно было бы сформулировать примерно так: зачем человеку жизнь, если он не может научиться жить, научиться мыслить и трудиться? И поэтому в Азии отец имеет в аналогичной ситуации спора безусловный приоритет.

Конечно, в каждой ситуации развода - это драма и это очень тяжелый вопрос. Ребенок, выросший без матери, в будущем испытывает недостаток жизненных сил, в то время, как ребенок, выросший без отца, имеет определенные трудности в труде, ему труднее быть полезным.

Если мы проследим последствия этого факта дальше, то мы увидим отличия в социальной жизни. Европа склонна в большей степени давать гражданам больше социальных гарантий, в то время как Азия славится трудолюбием. При этом Европа намного опережает Азию по показателю средней продолжительности жизни, что также подтверждает жизнеутверждающее начало европейской культуры.

Давайте будем честными и признаемся себе: россиянам в плане трудолюбия очень далеко до японцев, китайцев, турков, узбеков, как, впрочем, и другим европейским странам. Чтобы преодолеть этот культурный разрыв должно пройти несколько поколений, и вряд ли вообще когда-либо его можно ликвидировать. Игнорировать этот факт при освоении методик Лин глупо. Поскольку японская культура, где зародилась эта система, отличается трудолюбием и терпеливым вниманием к деталям. Вообще кто-нибудь в России применял многочасовое «стояние в кругу», этот известный прием, который используется для поиска потерь? Лично я не слышал ни разу, что кто-то где-то его у нас использовал.

В рассылке для членов сообщества Lean Enterprise Institute 2006 (!) года Джон Вумек, анализируя отличия японского и американского автомобилестроения отмечал, что General Motors и Ford сильно обременены социальными гарантиями для своих сотрудников. Скажем так, социальный пакет – это неотъемлемая часть привлекательного предложения о найме. Без этих социальных пакетов невозможно было в принципе построение таких пирамид на Западе, как эти автогиганты. На Toyota не дают никаких гарантий. Это принцип. Нет никаких гарантий, что завтра ты будешь работать, если случится кризис, беда и т.п. Никто об этом даже не думает, но там вселяют уверенность в том, что компания сделает все в своих силах, чтобы совместно с сотрудником решить проблемы его будущего. Работник чувствует защищенным себя не юридически, а фактически. Он знает, что помощь от компании непременно будет. Но помощь не в виде денег или гарантий, а в решении проблем совместными усилиями. Вумек в этой рассылке призывал все американские компании в первую очередь пересмотреть свои социальные контракты.

Что происходит в России? Социальные гарантии все больше набирают популярность. Это выражается в активном развитии негосударственных пенсионных фондов, и в активном «продавливании» государством пенсионных накоплений путем софинансирования им личных отчислений в пенсионный фонд. Людей активно манят выгодами иметь хорошую пенсию, и если вы не доверяете государству, то вы можете обеспечить достойную пенсию за счет негосударственных пенсионных фондов. Это становится частью корпоративной политики – привлекать и удерживать сотрудников за счет предложения сотрудникам компании выгодным социальных программ. К сожалению…

В таких условиях распространение методов бережливого менеджмента затруднено, поскольку культурных основ становиться меньше. Однако затруднено это поскольку труднее станет копировать японские, корейские, турецкие и китайские методы менеджмента. И может быть в этом благо, поскольку избавляет от поверхностности.

Другое существенное культурное отличие между Европой и Азией состоит в том, что Европа – это в целом моно-религиозная христианская часть света (не будем акцентировать отличия на конфессиональных христианских отличиях). В то время, как в Азии много религий. Только на Ближнем Востоке есть также моно-религиозная общность исламистов, но на Дальнем Востоке дробление религий очень сильное. Япония, Корея, Китай исповедуют свои религии.

Надо понимать, что Христос – это действующий дух современности. Действие его распространяется, конечно, на весь земной шар, но сильнее в христианских странах, и связано с солнечными силами. Христос несет свет людям и, конечно, он несет своеобразный свет в экономическую жизнь. Можно спросить: чего сегодня хочет Христос в области развития бизнес отношений? Будь он с нами здесь и сейчас - это было бы очень насущным вопросом. Но поскольку Христос представляет силы, которые действуют в мире во вселенной, то у него есть возможность действовать, не находясь непосредственно на Земле.

Так чему же способствует Христос сегодня, находясь в непосредственной близости к нашему физическому миру? И я хочу отметить, что действие Христа может ощущаться трояким образом, применительно к работе в бизнес сообществах. Во-первых, Христос способствует распространению доверия между людьми. Доверие – это важный элемент любой корпоративной культуры, это то, что несет свет в отношения между людьми. Поэтому через развитие отношений доверия мы можем ощущать сегодня действие сил света, исходящих из духовного Солнца.

Во-вторых, Христос хочет, чтобы наша работа стала все более и более осмысленной. Говоря об осмысленности действий, мы можем иметь ввиду очень широкий спектр возможностей. Работа может быть совсем бессмысленной, лишенной особо смысла, иметь некий смысл, быть полностью осмысленной и иметь особый смысл. Даже совершая одну и ту же операцию руками можно вкладывать в нее разный смысл. Можно просто упаковывать товары в коробки (совершать действие). Можно упаковывать товары в коробки (совершать то же самое действие), но иметь при этом ввиду, что тем самым, готовятся подарки к Новому году, а можно думать о том, будет ли приятно получить подарок в таком виде – и во всем этом есть разный смысл. В приведенной цепочке смысл становится все более и более концентрированным. И чем больше концентрированный смысл мы вкладываем в наши действия, тем больше света они содержат. Как свет может быть тусклым или ярким, так и осмысленность действий может быть сильная или слабая.

В-третьих, Христос хочет, чтобы наши мысли, наше внимание было направлено к деталям внешнего мира. Через то, сколько мы уделяем внимания окружающему нас миру, этот окружающий мир получает как бы от нас свое благословление. Если мы думаем только о своей душе, о своих мыслях, переживаниях, то мы не выполняем тем самым никакой работы по распространению света, мы не несем своего знания-света во внешний мир. Когда же мы направляем свое внимание на механизмы, урожай земли и прочие физические субстанции и применяем к ним свое знание, то мы наполняем их знанием-светом и даже можем сделать из продуктов – товары, содержащие ценность. Если человек оставляет мир без внимания, то мир вокруг нас от этого страдает – он остается бесполезным. Даже если камень, лежащий на дороге, подбирает человек и как-то использует, камень от этого выигрывает.

И с этой точки зрения, я вижу две причины, почему распространение методов бережливого менеджмента в России неизбежно. Во-первых, когда мы анализируем свою деятельность сквозь призму добавления ценности отдельных операций, или, говоря языком специалистов, анализируем нашу карту потока ценности, мы тем самым концентрированно вносим осмысленность в свою работу. Во-вторых, когда мы стремимся к глубокому осознанию ценности производимых продуктов и услуг, когда мы стараемся описать ценность, мы тем самым связываем наши мысли с нашими потребителями, то есть направляем наше знание во внешний мир. И то и другое связано с нашими культурными основами, поэтому без всяких сомнений отвечает глубинным стремлениям русского человека, поскольку мы в целом – христианская страна.

Когда мы подходим к освоению методов Лин таким образом, то наша работа с инструментами Лин уже не напоминает занятие по строительству архитектурных бессмыслиц (см. рис). Тогда мы будем действовать с полным пониманием, энергией и с особым энтузиазмом. И я хотел бы пожелать этого всем нашим менеджерам в будущем году. Празднование Рождества – это прекрасная возможность получить новый импульс в своей работе. Любите свой бизнес, свое дело и успех к вам обязательно придет, даже в наше трудное время!

Мы живем с вами в стране, где у власти на долгое время пришли республиканцы. И у нас нет альтернативы, поскольку, к сожалению, у нас нет, например, христианских демократов. Республиканцы всегда и везде были в большей степени были приверженцами устоев жизни, традиций, в то время, как демократы в большей степени привержены принципам свободы и демократии. Я бы сказал, что республиканцы усиливают в жизни общества роль матери, а демократы – роль отца. И это тоже имеет значение для тех, кто занимается внедрением методов Лин. Это означает, что в ближайшем будущем прямой поддержки от государства нам не стоит ждать. Нам надо верить в собственные силы, которых у нас будет с избытком, поскольку мы делаем безусловное нужное и полезное дело.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Консультант, Хорватия

Хорошие парралели, но в статье все поверхностно, по псевдофилософски противопоставляется Восток и Запад, Инь и Ян, добро и зло.. Европа намного опередила Азию по продолжительности жизни? В Япинии или Испании, Албании, как сравнивать? Россия именно тяготеет, пытается, тужиться, но никак не притянеться и НЕ ПРИТЯНЕТСЯ ни к одному берегу... Можно сказать: Россия немножко беременна европейской культурой.. Без НОВОГО ПЕТРА и войн наши республиканцы не принянут ее к Западу, наоборот.. видимость книжно - медийная, гламурная и жизненно - экономическая разная... Совсем недавно Россия была в руинах, ВВП был как в Германии или Япониии после 2 мировой войны, отсюда логично предположить, что нас ждут те же преобразования или что то среднее, если смешать философию дзен, конфуцианство с ницшеанством и лютеранством... Миксера ни в философии ни в экономике не получится... Вот уплатим репарацию, за счет правнуков и... после очередного рывка с обрыва на новый уступ займемся медитацией или персонализацией? ... Наши социокультурные условия затруднительны для любых методик, как восточных так и западных,, потому что все пользуются рецептами, советами, ждут гласа и идут туда, куда укажут пастыри ... Нам нужен Сталин ?!?! Наоборот, нужно развивать культурные основы, копать в глубь, а не в ширь.. В лексику, в язык, в мифологию, в русский космизм наконец... Диссонанс не в применении методик к культурной среде, а в том, что для подавляющего большинства эти и другие методики непонятны. Просто потому непонятны, что не входят в круг обычных понятий, это как минимум. а как максимум потому, что нужны свои, собственные методики Лин - Леонтьева или Кун - Кондратьева...

Консультант, Казань

Для меня было очень интересно: 'Через то, сколько мы уделяем внимания окружающему нас миру, этот окружающий мир получает как бы от нас свое благословление.' Я именно так это и чувствовал, но никогда не формулировал это в словах. Надо подумать, как это можно применить к бизнесу.

HR-директор, Москва

Хорошая статья, Коллега! Но насчет Христа - не все так просто, есть доля правды (большая), но нельзя же все сводить к высокой ценности произведенного продукта (и камень, поднятый человеком... как там у Вас). Душа-то важнее, спасение души.. Хе-хе... У Вас интересный неординарный ход мыслей... главное, не запутаться, в этом смысле, совет или фид-бэк православного священника может быть значительно полезнее общения с целой ватагой коучей. Успехов Вам!

Консультант, Москва

Странная статья, странные доводы, странные выводы.Я - атеист. Это моё мировоззрение, мой выбор. Сознательный и осознанный. Я уважаю право любого человека верить в то, во что он хочет верить, исповедовать любую религию - и не считаю допустимым его осуждать или, тем более, переубеждать. Но ожидаю того же и по отношению к себе. И рассуждения о том, что мы-де - страна христианская, поэтому всё должно плясать от христианства, попахивают шовинизмом. Вы лично верите в Христа? Отлично. Вы в своей жизни стараетесь следовать христианским принципам, соответствующим общепринятым понятиям морали (соглашусь, что христианство в Европе, да и на Руси, легло в основу нашего 'европейского' мировоззрения - на уровне 'не убей', 'не укради', 'не пожелай жены ближнего своего'; инквизицию и т.п. скромно 'забудем') - совсем замечательно. Вы твёрдо уверены, что Христос от Вас чего-то хочет в плане бизнеса - ну что же, Ваше право, не буду оспаривать (если только Вы своим действием или бездействием, вызванными Вашей верой, не создадите угрозу моим [B]законным[/B] интересам, безопасности, и не нарушите мой комфорт).Вы пишете, что '[I]Во-первых, Христос способствует распространению доверия между людьми. Доверие – это важный элемент любой корпоративной культуры, это то, что несет свет в отношения между людьми. Поэтому через развитие отношений доверия мы можем ощущать сегодня действие сил света, исходящих из духовного Солнца.[/I]'. То-то у нас в большинстве компаний зарплата чёрно-белая, от налогов правдами/неправдами уходят, сплошь и рядом подставные схемы, откаты, подкупы, взятки. Таковы они, по-Вашему - силы света, доверие, корпоративная культура? '[I]Во-вторых, Христос хочет, чтобы наша работа стала все более и более осмысленной.[/I]' Так и хочется спросить - а он что, сам Вам это сказал? Вот именно так, строго вторая из трёх заповедей бизнеса, данная лично Христом лично консультанту по lean-менеджменту? А уж расшифровка, данная Вами данному тезису - просто потрясающая.'[I]В-третьих, Христос хочет, чтобы наши мысли, наше внимание было направлено к деталям внешнего мира. Через то, сколько мы уделяем внимания окружающему нас миру, этот окружающий мир получает как бы от нас свое благословление....Если человек оставляет мир без внимания, то мир вокруг нас от этого [B]страдает[/B] – он остается бесполезным. [/I]'. В траурном убранстве черепная коробка... Сейчас состоится вынос мозга. Но вот с тем, что Европа - а к ней Вы целиком присоединяете и Россию - 'монорелигиозна', тут уже, увы, не согласен. Вы 'забыли' про атеистов, иудеев, мусульман, буддистов и т.п. И они - отнюдь не меньшинство населения (даже на уровне коренного населения, а уж с учётом мигрантов для Европы - тем более). А фраза '[I]И то и другое связано с [B]нашими[/B] культурными основами, поэтому [B]без всяких сомнений[/B] отвечает глубинным стремлениям [B]русского[/B] человека, поскольку мы в целом – [B]христианская страна[/B].[/I]' уже тянет на разжигание национальной и религиозной розни.А вообще, религиозная пропаганда на страницах профессионального сайта... как бы помягче сказать... неуместна.

Виктор Шишкин Виктор Шишкин Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Очередной псевдорелигиозный бред.

Председатель совета директоров, Москва

[b]Глауберман Андрей,[/b] -смешались в кучу кони, люди.При чем здесь система кайдзен и Христос :?: :!: Можно было бы разобрать статью, если убрать всю шелуху псевдорелигиозности. Я не являю воцерквленном человеком, но знаком со многими высшими иерархами и не раз беседовал с ними по вопросам бизнеса, более того имел с церковью совместные предприятия и никогда не слышал от служителей такой постановки вопроса (говоря мягко)...Если вы верущий человек и хотите с позиции религии преподнести бизнес, по крайней мере изучите, что до вас было написано, а еще лучше обсудите этот вопрос со служителями и честно говоря, чтобы так толковать Христа получите благословение :evil: Прямо очередное весеннее обостроение :cry:

Нач. отдела, зам. руководителя, США
Глауберман Андрей пишет:Без комментариев? :Внедрение теории успешно тогда, когда ее культура и философия удачно накладываются на местную культуру и философию компании. Я хочу рассмотреть точки, где совпадение невозможно и где оно реально в наших социо-культурных условиях. Россия – страна, тяготеющая к европейской культуре, и поэтому азиатские всегда вызывают диссонанс.
Интересно, но культура Тойоты замечательно импортировалась в США и Канаду, несмотря на разницу между западным или восточным менталитетом ...
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Не заходил на сайт пять лет и сразу такой отжиг про Христа и Кайзен. :D Автору могу посоветовать вместо библии разок Барбару Минто пролистать, а то этот треш еще и крайне плохо структурирован.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.