Карьера в кризис

Увы, кризис затронул не только бизнес и личные кошельки менеджеров, он серьезно сказался и на их карьере. Дело не только в том, что многие специалисты лишись мест и вынуждены искать счастья на замершем кадровом рынке и пытаться адаптироваться к новым, более жестким требованиям работодателей. Главное - улучшать свое служебное положение, как раньше, не получится. Правила изменились. Еще недавно казалось, что будущее ясно и безоблачно, слово «карьера» обрело четкие очертания, многие менеджеры могли с высокой точностью предсказать время получения новой должности. Но пришел кризис, и о старых планах и стратегиях построения карьеры пришлось забыть.

Все эксперты отмечают, что с наступлением кризиса продвигаться вверх по служебной лестнице стало сложнее. Быстро менять компании и таким образом зарабатывать должности стало невозможно, вакансий настолько мало и конкурс на них столь велик, что надежнее и спокойнее сидеть на своем месте, а не гоняться за миражами. А как обстоят дела с продвижением внутри компаний? В интернете достаточно часто сами сотрудники пишут о том, что и этот путь в кризис закрыт. Потому что, во-первых, осенью 2008 года некоторые должности среднего и высшего звена сократили и расти некуда, а во-вторых, повышение в должности автоматически обозначает увеличение зарплаты, на что в условиях сокращения издержек компании идти не всегда готовы. А вот эксперты с подобным мнением не согласны. Ольга Булатова, партнер и директор Академии бизнеса Эрнст энд Янг в СНГ: «Желанная позиция становится более доступной сейчас, когда большинство компаний стараются закрывать все вакансии внутренними ресурсами, и если карьерная лестница потеряла несколько ступенек - то в случае появления вакансии на вышестоящую позицию шансы у оставшихся сотрудников занять ее увеличились». Ее поддерживает Марина Вишнякова, управляющий партнер компании PM TEAM: «Как раз для нижнего управленческого звена новости хорошие: когда очередного командира уволят, возникнет возможность занять вакансию изнутри. Тем более что бюджет на подбор в компаниях обнулился, а заваливание внутреннего рекрутера несколькими тысячами резюме в час в виде отклика соискателей на любую открытую в позицию способно напугать даже самых бывалых. Поэтому будут искать среди «своих» - изнутри компании, ну, или – как всегда – среди друзей и родственников)))».

Однако и тут условия получения вожделенных повышений изменятся. Компании больше не будут бездумно раздавать должности направо и налево, нет, они будут тщательно взвешивать все аргументы и проводить строгие оценочные тесты. Ольга Булатова полагает, что уже можно говорить о следующих изменениях в процессе внутреннего продвижения сотрудников:

1. В компаниях, где подход к развитию и росту сотрудников систематизирован и четко расписан, карьерная лестница станет длиннее. При дефиците кадров часто имели место «double promotions» (или продвижение вверх через ступень карьерной лестницы), теперь же оценка деятельности сотрудников будет проходить более строго и тщательно, и, соответственно, самих продвижений (promotions) будет меньше.

2. Усилится конкуренция между работниками, и, как следствие, возрастут инвестиции в увеличение собственной стоимости (в том числе в обучение и получение общепризнанных международных квалификаций и сертификаций, таких как ACCA, CFA, CIA, MBA).

Также многие HR-ы надеются, что кризис изменит то однобокое понимание карьеры, которое существует в российском бизнес-сообществе. Менеджеры поймут важность самореализации, начнут ценить не прибавление n-ной суммы в компенсационном пакете, а возможности для развития собственного инструментария, которые предлагает им компания. Павел Беленко, старший партнер консалтинговой компании «ИМИКОР»: «Есть два типа карьеры. Первый – это организационная, то есть движение вверх по служебной лестнице, второй тип – карьера профессиональная, то есть рост знаний, умений и навыков, а на этой основе – увеличение различных благ (известности, уважения, денег, участия в различных мероприятиях…). Для быстрого карьерного роста возможностей, конечно, стало меньше, но они сохраняются. Однако теперь, как уже давно на Западе, следующую ступеньку придется завоевывать, высиживать годами. Ситуации, когда можно было в течение года успешно переходить со ступеньки на ступеньку, закончились надолго. Зато сейчас появилась трудная, но реальная возможность для развития профессионализма».

Действительно, опыт – важная вещь для менеджера. Давайте вспомним кризис 1998 года, ведь тогда сотрудники, практически на любых позициях пережившие кризис, после продали свой ни с чем не сравнимый опыт компаниям очень за дорого. Так, может быть, и сейчас у менеджеров появился шанс подумать о будущем и отказаться от судорожного движения вверх любой ценой в пользу расширения навыков и нарабатывания багажа? Кроме того, нельзя игнорировать и такой факт: быстрое продвижение вверх по карьерной лестнице приводит к тому, что человек не успевает полностью освоить необходимые навыки, стать не просто хорошим сотрудником, а полноценным руководителем. В результате должности отдавались людям, которые формально им не соответствовали. Кризис вскрыл эту проблему, именно поэтому многим бывшим руководителям так сложно сейчас найти подходящую вакансию. Им пришлось пересмотреть собственные взгляды и отступить на несколько ступенек назад по карьерной лестнице, поскольку требования работодателей и реальные знания и навыки кандидатов не совпадают. По мнению Павла Беленко, «чтобы с позиции рядового менеджера продвинуться до позиции руководителя отдела, нужно примерно семь лет, при нормальной, стабильной экономике. А у нас в последние годы люди повсеместно росли так быстро, что не успевали ничему научиться. В среднем должность менялась раз в год. За это время человек не успевает научиться тому, что нужно для стабильной профессиональной карьеры. Кризис сейчас ведет к тому, что большее число людей будет работать три-четыре года на одном месте».

Карьеру в кризис можно сделать. Просто нужно определиться, в какую сторону лично вы хотите развиваться. Если вам важна должность сегодня, тогда приготовьтесь к жестокой борьбе с конкурентами и работодателями. Вы должны не просто быть лучшим, но и научиться это быстро и наглядно доказывать. Если же вы хотите стать настоящим профессионалом, тогда нужно к карьере подходит серьезно и с умом. Марина Вишнякова готова поделиться рецептом: «Чтобы карьеру когда-либо нормально сделать, надо ответить себе на три важных вопроса. Зачем делать такую карьеру (целеполагание)? Как ее делать (конкретные действия, процессы)? С помощью чего ее делать (инструменты продвижения – открытые источники, социальные связи, кадровые агентства, публичные выступления и другое)? Отвечая на первый вопрос, стоит проанализировать, насколько зависима выбранная профессия от конъюнктуры, что можно использовать из прошлого опыта, а что нужно переработать, какие личные качества будут способствовать, а какие – препятствовать выбранному пути, и так далее. Короче говоря, сделать нормальный SWOT-анализ по поводу выбранной карьеры и своей персоны». Если все правильно проанализировать, грамотно учесть все риски и не бросаться на первые же выгодные предложения, соблазнившись красивой зарплатой, то вашей карьере не будут страшны никакие кризисы!

Сычева Александра, E-xecutive

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Марина Вишнякова
Партнер, Москва

На основании опыта наших проектов уже появилась некоторая аналитическая информация по особенностям кризисного рынка труда в Москве, хотя кризис в России еще относительно молод и неглубок. То есть, до дна еще очень далеко, несмотря на победные политические заявления некоторых представителей власти, обеспокоенных собственным рейтингом.В силу рода деятельности постоянно общаемся как с людьми, ищущими работу, так и с потенциальными работодателями.И можем наблюдать нарастание разрыва между ожиданиями работников и тем, что могут им предложить работодатели.Что ищут работники сейчас:- определенность в условиях работы (т.е. некие гарантии со стороны работодателя в соблюдении условий контракта долгое время и функциональность, а не проектность задач) - стабильность заработка (в виде фиксированного оклада)- по-прежнему, рассчитывают на соц.пакет (по крайней мере, в Москве)- все еще стараются оптимизировать местоположение работы и место жительства (неохотно рассматривают не только региональные проекты, но даже просто расположение офиса в другом конце Москвы)- отсутствие необходимости участия в продажах (привлечении клиентов), если речь изначально не идет о позиции менеджера по продажам Что предлагают работодатели:- результат-ориентированную деятельность, условия выполнения которой могут меняться в зависимости от изменения рыночной ситуации- доход, зависящий от усилий самого работника - т.е. переменная часть составляет 60-80% в объявляемом заработке- минимальный соц-пакет или его отсутствие- территориально распределенные офисы, часто - за кольцевой дорогой (все экономят на аренде)- обязательное участие в продажах и привлечении клиентов даже, если позиция изначально не предполагает такую функцию - т.е. тех людей, которые ищут возможности СДЕЛАТЬ работу, а не оправдания, почему работу сделать нельзя (кризис - отличная отмазка личной неэффективности, имхо)То есть, вакансии есть и довольно много. И безработных полным-полно. Однако работники и работодатели не могут найти друг друга потому, что работодателю сейчас нужны 'паровозы', а не пассажиры. А работникам хочется пережить кризис в уютном, теплом месте, не участвуя в развитии бизнеса компании. Это по-человечески понятно, но сейчас для такой позиции не сезон-с. Просто, похоже, 'подушки безопасности' еще не проедены широкими трудящимися массами Москвы.Поэтому проще всего сейчас найти работу продавцам или людям с хорошими навыками продавцов (людям предпринимательского склада). А также - реально эффективным менеджерам проектов (т.е. людям, способным осуществлять деятельность, ведущую к уникальному результату и ограниченную во времени и ресурсах). Что интересно - ни та, ни другая категория на рынке и не присутствует в открытом доступе:)))). А присутствуют средней руки исполнители всех мастей - как бы они себя не именовали. И, конечно, много 'идейных девелоперов' - т.е. людей безусловно умных и грамотных, хороших специалистов в своей профессиональной области, но не способных привлекать деньги в компанию. При этом, 'идейные девелоперы' проявляют чудеса изобретательности в объяснении причин, почему они не могут привлекать клиентов. Если бы время, потраченное на объяснения, было направлено на работу, все были бы счастливы. Такое самопозиционирование умных работников напомнило мне одну знакомую барышню, которая, когда друзья предлагали ей принять деятельное участие в приготовлении (а не поедании) шашлыка, любила говорить: 'Я так далека от всего этого!' Тем не менее, приготовленный другими шашлык всегда оказывался весьма близким ее царственному желудку.Работодатели ищут сейчас не тех, кто поможет им бизнес проесть:)). Они ищут тех, кто способен помочь бизнес развить!:))Невозможно участвовать только в прибылях, не участвуя в рисках - поэтому старт ап менеджеры, эффективные менеджеры проектов и отличные продавцы без работы не останутся, равно как и всегда смогут выжить люди предпринимательского склада. Остальных 'просют не беспокоиться':)))

Партнер, Москва

На основании опыта наших проектов уже появилась некоторая аналитическая информация по особенностям кризисного рынка труда в Москве, хотя кризис в России еще относительно молод и неглубок. То есть, до дна еще очень далеко, несмотря на победные политические заявления некоторых представителей власти, обеспокоенных собственным рейтингом.

В силу рода деятельности постоянно общаемся как с людьми, ищущими работу, так и с потенциальными работодателями.
И можем наблюдать нарастание разрыва между ожиданиями работников и тем, что могут им предложить работодатели.
Что ищут работники сейчас:
- определенность в условиях работы (т.е. некие гарантии со стороны работодателя в соблюдении условий контракта долгое время и функциональность, а не проектность задач)
- стабильность заработка (в виде фиксированного оклада)
- по-прежнему, рассчитывают на соц.пакет (по крайней мере, в Москве)
- все еще стараются оптимизировать местоположение работы и место жительства (неохотно рассматривают не только региональные проекты, но даже просто расположение офиса в другом конце Москвы)
- отсутствие необходимости участия в продажах (привлечении клиентов), если речь изначально не идет о позиции менеджера по продажам
Что предлагают работодатели:
- результат-ориентированную деятельность, условия выполнения которой могут меняться в зависимости от изменения рыночной ситуации
- доход, зависящий от усилий самого работника - т.е. переменная часть составляет 60-80% в объявляемом заработке
- минимальный соц-пакет или его отсутствие
- территориально распределенные офисы, часто - за кольцевой дорогой (все экономят на аренде)
- обязательное участие в продажах и привлечении клиентов даже, если позиция изначально не предполагает такую функцию - т.е. тех людей, которые ищут возможности СДЕЛАТЬ работу, а не оправдания, почему работу сделать нельзя (кризис - отличная отмазка личной неэффективности, имхо)

То есть, вакансии есть и довольно много. И безработных полным-полно. Однако работники и работодатели не могут найти друг друга потому, что работодателю сейчас нужны ''паровозы'', а не пассажиры. А работникам хочется пережить кризис в уютном, теплом месте, не участвуя в развитии бизнеса компании. Это по-человечески понятно, но сейчас для такой позиции не сезон-с. Просто, похоже, ''подушки безопасности'' еще не проедены широкими трудящимися массами Москвы.

Поэтому проще всего сейчас найти работу продавцам или людям с хорошими навыками продавцов (людям предпринимательского склада). А также - реально эффективным менеджерам проектов (т.е. людям, способным осуществлять деятельность, ведущую к уникальному результату и ограниченную во времени и ресурсах). Что интересно - ни та, ни другая категория на рынке и не присутствует в открытом доступе:)))). А присутствуют средней руки исполнители всех мастей - как бы они себя не именовали. И, конечно, много ''идейных девелоперов'' - т.е. людей безусловно умных и грамотных, хороших специалистов в своей профессиональной области, но не способных привлекать деньги в компанию. При этом, ''идейные девелоперы'' проявляют чудеса изобретательности в объяснении причин, почему они не могут привлекать клиентов. Если бы время, потраченное на объяснения, было направлено на работу, все были бы счастливы. Такое самопозиционирование умных работников напомнило мне одну знакомую барышню, которая, когда друзья предлагали ей принять деятельное участие в приготовлении (а не поедании) шашлыка, любила говорить: ''Я так далека от всего этого!'' Тем не менее, приготовленный другими шашлык всегда оказывался весьма близким ее царственному желудку.

Работодатели ищут сейчас не тех, кто поможет им бизнес проесть:)). Они ищут тех, кто способен помочь бизнес развить!:))

Невозможно участвовать только в прибылях, не участвуя в рисках - поэтому старт ап менеджеры, эффективные менеджеры проектов и отличные продавцы без работы не останутся, равно как и всегда смогут выжить люди предпринимательского склада.

Остальных ''просют не беспокоиться'':)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.