Перспективные профессии: PR-менеджер

Личные качества и профессиональные навыки

Универсальное качество для PR-менеджера - коммуникабельность. Такой специалист должен обладать множеством связей и контактов в различных отраслях, а также уметь налаживать новые на любом уровне. Второй момент - это проактивность. PR-менеджер должен понимать, где, с кем и о чем нужно общаться, на каких важных встречах присутствовать, выступать с докладами и презентациями. А главное - понимать, зачем и для чего все это нужно. И, конечно, очень важны уверенность в себе и презентабельность. Ведь PR-менеджер представляет лицо компании, поэтому все его высказывания должны звучать уверенно и быть убедительными.

Структура PR-отдела

Размеры PR-отдела зависят от размера компании. PR-специалист может быть в единственном числе. В этом случае он выполняет все функции по связям с общественностью и, как правило, подчиняется напрямую директору по маркетингу. PR-менеджеров может быть несколько. Тогда их обязанности делятся по каналам связи или по регионам (если у компании широкая сеть филиалов). В этом случае PR-отдел может включать руководителя департамента по связям с общественностью, PR-директора или старшего менеджера по связям с общественностью и специалистов более низкого уровня. Подчиняются они обычно директору по маркетингу или региональному директору.

В крупных холдингах может быть выделенная структура PR/пресс служба. В ней, как правило, есть директор пресс-службы и директор по связям с общественностью. Несколько менеджеров отвечает за различные каналы коммуникации, несколько аналитиков занимается сбором и обработкой медиа-информации о компании, они мониторят все открытые источники. А в агентствах-провайдерах есть журналисты, которые работают только на них.

Образование

Образование для PR-менеджера ― чем престижнее, тем лучше. Идеально ― МГИМО (специализация ― все международные отношения), МГУ (факультет журналистики). Кроме этих вузов ― РУДН (специализация ― связи с общественностью и международные отношения) или вузы со специализацией в международных отношениях.

Круг обязанностей

Круг обязанностей PR-менеджера различается в зависимости от агентства и от позиции менеджера как таковой в иерархии этого агентства. В большинстве случаев менеджер или руководитель проекта - это ключевое звено, прежде всего, в общении с клиентом. Он - точка ежедневного контакта для руководителя PR или маркетингового направления со стороны клиента, сотрудник, способный наиболее детально рассказать о текущем положении дел, обрисовать перспективы и отчитаться за проделанную работу.

Что касается прессы, то с учетом того, что основной объем работы с журналистами лежит на специалисте/ассистенте, за менеджером остается определение принципиального направления работы и отслеживание соответствия готовящихся материалов выработанным ключевым сообщениям и задачам проекта в целом, согласование их с клиентом. Непосредственно с прессой менеджер общается в рамках определенной базы ключевых изданий. Обычно это 15-20 изданий на проект.

В целом на менеджере лежит большой объем работы по координации усилий своих специалистов, старших сотрудников-экспертов агентства, представителей клиента. От него зависит, насколько эти усилия будут иметь одинаковый вектор, с тем чтобы положительный результат был достигнут максимально эффективно.

Кроме того, менеджер играет основную роль в процессе подготовки предложений для потенциальных клиентов компании.

Типичный функционал PR-специалиста:

  • разработка PR-стратегии;
  • написание статей, пресс-релизов, рекламно-информационных материалов, подготовка контента для сайта компании;
  • разработка и проведение рекламных и PR-кампаний;
  • организация пресс-конференций, участие в выставках;
  • координация выпуска полиграфической и сувенирной продукции;
  • анализ эффективности проводимых PR-кампаний;
  • формирование бюджета PR-кампании.

Тонкости работы

«Тонкостей в работе PR-специалиста не так уж и много и, на мой взгляд, вообще одна, - говорит Сергей Чумин, партнер Maslov PR. - Необходимо уметь коммуницировать». Коммуницировать, или общаться, нужно письменно и устно, на разных языках и в разных культурах, с клиентом, прессой и внутри команды. Есть люди с врожденным умением коммуницировать, есть и такие, для кого это умение становится благоприобретенным. Но если его нет, работать в сфере PR очень сложно.

Есть еще один момент – терпение. Большинство видит только верхушку профессии – яркие мероприятия, впечатляющие интервью и красные дорожки. Однако всему этому предшествует огромный объем технической, рутинной, иногда кажущейся скучной работы. Но без нее всего вышеперечисленного не бывает. К этому многие оказываются не готовы.

Секреты профессии

Пожалуй, главный секрет успеха в работе PR-менеджера - это сочетание желания и эмоций с технологиями и точностью, которое дает качественный результат в достижении целей. Ни один гениальный замысел мероприятия или информационной кампании не будет реализован без стопроцентной поддержки технологиями и качеством исполнения. Но и ни один точнейшим образом рассчитанный выход на целевую аудиторию не станет по-настоящему действенным без творческого замысла и полета фантазии.

Условия карьерного роста

Оптимальный вариант – пройти все ступени профессиональной и карьерной лестницы, начиная с самых базовых позиций стажера и специалиста. Эта профессия требует живой практики, теоретические знания должны пройти проверку ежедневной рутинной агентской работой.

Вначале стоит сделать принципиальный выбор – клиентская или агентская сторона. Первая обеспечивает стабильный, особенно в «жирные» годы, заработок и социальный пакет. Однако существенным образом ограничивает возможности роста - как карьерного, так и профессионального. Но самое главное – кругозор во многом определяется отраслью деятельности компании.

В свою очередь агентская сторона – существенно более динамичная история. Сегодня по уровню компенсационного пакета она практически сравнялась с клиентской. Но при этом у нее остались и все ее плюсы. Появляется возможность развиваться не только по вертикали карьерной лестницы, но и по горизонтали – разные отрасли, направления деятельности клиентов, характер проводимых программ и проектов. Основной минус агентской жизни – существенно более высокий, по сравнению с клиентской, уровень стресса. Однако многих привлекает именно это.

До недавнего времени PR-сектор в России рос взрывообразно, спрос требовал гонки кадров и зарплат, поэтому успешную карьеру PR-специалист мог построить уже через два года работы в этой сфере. Однако экономический кризис и здесь расставил все на свои места. Пришло понимание того, что долго расти - это нормально, что пройти всю лестницу за два года даже в самом небольшом агентстве - неправильно. Разорвался порочный круг, когда ради удержания сотрудника руководитель агентства переводил его на более высокую позицию, а только потом начиналась подгонка его квалификации под новый уровень ответственности. Российский рынок постепенно продвигается к ситуации, характерной для продвинутых западных компаний, когда работа в агентстве по семь-десять лет - обычное дело, а не что-то сверхъестественное, как это до недавнего времени было в России.

Ступени карьерной лестницы:

  • стажер;
  • специалист;
  • старший специалист;
  • руководитель проекта;
  • старший руководитель проекта;
  • директор группы проектов;
  • директор практики;
  • партнер.

Основные различия между должностями – в уровне ответственности и самостоятельности в принятии решения, допуска к клиенту, финансовой информации по проекту, делегировании полномочий и контрольных функций.

По срокам самый длинный путь сотрудника, работающего на сегодня в российском PR-агентстве, – 4,5 года, от специалиста до директора группы проекта.

Компенсации

Средняя зарплата для PR-менеджера на 2009 год в России составляет 35000 руб. При этом меньше всего эти специалисты получают в Барнауле, Волгограде, Воронеже, Ижевске, Кирове и Оренбурге – рыночный зарплатный коридор в этих городах составляет в среднем 13000-20000 руб. Самый высокий уровень дохода у представителей PR-сферы, как и ожидалось, в Москве и Санкт-Петербурге – 30000-45000 руб.

Минимальный уровень дохода в PR-отрасли на 2009 год составляет 8000 руб., максимальный – 85000 руб.

От чего же зависит уровень компенсаций PR-специалистов? Условно зарплаты и соответствующие им требования можно разделить на три уровня:

1. Ниже рыночного зарплатного коридора

  • неполное/высшее образование (журналистика, филология, реклама, PR);
  • знание основных принципов PR-деятельности;
  • высокая грамотность;
  • навыки написания статей, рекламно-информационных материалов;
  • хорошие коммуникативные навыки, навыки делового общения;
  • ПК – уверенный пользователь;
  • опыт работы в сфере рекламы и PR от года.

2. В рамках рыночного зарплатного коридора

  • наличие контактов со СМИ, рекламными агентствами, дизайнерами;
  • знания основ формирования фирменного стиля компании;
  • владение инструментами внешнего и внутреннего PR;
  • навыки медиапланирования;
  • наличие портфолио;
  • успешный опыт реализации PR-проектов;
  • опыт работы PR-менеджером от двух лет;
  • знание английского языка на разговорном или свободном уровне.

3. Выше рыночного зарплатного коридора

  • знание принципов, методов и технологий брендинга;
  • опыт разработки PR-стратегий;
  • опыт разработки и проведения крупных PR-мероприятий;
  • опыт работы PR-менеджером от трех лет.

В итоге, что собой представляет среднестатистический российский PR-менеджер?

Это, как правило, женщина до 29 лет с высшим образованием и свободным знанием английского языка, хорошими коммуникативными навыками и опытом работы в сфере рекламы и PR от двух лет.

Благодарим за комментарии партнера агентства Maslov PR Сергея Чумина и коммерческого директора Kelly Services Юрия Ефросинина.

При подготовке статьи использовались материалы журнала «Зарплатомер», выпуск №3, март 2009 года.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Михаил Тютюнов
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.