Почему именно сейчас стоит запускать бизнес и как избежать ошибок на старте

Западные компании уходят с российского рынка, освобождая ниши, и появляется много новых возможностей для предпринимателей. О том, какие направления бизнеса сегодня в тренде, о мерах поддержки и об ошибках, которые часто совершают основатели новых проектов, порталу Executive.ru рассказал Александр Подковыров, ментор и эксперт технологических стартапов, проектов в области устойчивого развития, руководитель программы MBA «Менеджмент предпринимательских проектов» школы бизнеса МИРБИС.

Тренды в сфере предпринимательства

Executive.ru: Александр, можно ли выделить какие-то новые тенденции в сфере предпринимательства?

Александр Подковыров: Новый импульс к развитию однозначно получило технологическое предпринимательство, поскольку на уровне страны крайне актуален вопрос технологического переоснащения, включая программы импортозамещения. Заметно набирают обороты и проекты в сфере устойчивого развития, в том числе из креативных индустрий, где также превалирует фокус на импортозамещение, создание опережающих и ресурсосберегающих решений.

При этом активно развивается и так называемое «классическое» предпринимательство, когда проект создается «с нуля» в существующих рыночных нишах, а также «внутреннее» предпринимательство, когда в компании запускается проект, который может стать новой бизнес-линией или укрепить существующую.

Сейчас, несомненно, время стресс-теста, но это и время возможностей. В том числе и для специалистов, которые хотят найти новый вектор своего развития. И предпринимательство — один из наиболее манящих способов сменить профиль деятельности. Многие вынашивали идеи стартапов, но постоянно откладывали их реализацию. А сейчас появилось время, инструменты поддержки, в доступе ресурсы, которые могут стать стартовым капиталом.

В целом, у российского бизнеса появились очень интересные перспективы. Стали понятны проблематики крупных и средних компаний, связанные с импортом, сформирована потребность в первоочередных решениях, появляются отраслевые программы поддержки. 

При этом западные компании, уходящие с российского рынка, оставляют локализованные бизнес-модели и технологические решения, но главное — колоссальное количество управленцев и специалистов среднего звена, умеющих работать по высоким стандартам качества как производства, так и сервиса. Вопрос только в том, кто сможет воспользоваться появившейся форой во времени и дополнительной поддержкой со стороны государства. 

Слушатели программ нашей школы бизнеса также кратно увеличили количество запросов на поиск точек роста. Многие из них думают о том, как переориентировать свои компании на новые рынки, разработать прорывные продукты и решения, включая высокотехнологичные.

Есть масса примеров, когда наши стартапы относительно быстро создают решения, конкурентоспособные на мировом уровне. В МИРБИС мы за счет сложившейся экосистемы помогаем таким компаниям встроиться в существующие технологические цепочки, содействуем решению проблем ресурсной и технологической базы, наращивания необходимых объемов производства.

Перспективные ниши для новых стартапов

Executive.ru: В каких направлениях появляются новые интересные проекты?

А.П.: За последнее время появилось большое количество стартапов, в том числе довольно серьезных, с участием и поддержкой корпоративного сектора. Повторюсь, сейчас актуальна в первую очередь тема развития технологий, в том числе через инструменты скаутинга и трансфера, мы в этой сфере достаточно сильны. Много стартапов в сфере финтеха. В проектах все активнее применяются цифровые технологии — они либо заложены в ядро бизнес-моделей, либо становятся инструментом реализации.

Множатся производственные стартапы, для них драйвером выступают как раз программы импортозамещения в части разработки и производства различных узлов, агрегатов, новых видов оборудования. Основателями такого рода проектов становятся как правило выходцы из крупного и среднего бизнеса, которые увидели возможности замещения и реализовали их в своих проектах, зачастую при поддержке бывших работодателей. Активно развиваются стартапы в креативных индустриях, в особенности в области дизайна и моды.

Есть интересные проекты в сельском хозяйстве с применением цифровых технологий. Например, техника, оснащенная решением на основе системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, на треть эффективнее обрабатывающая сельскохозяйственные поля. Дроны с применением нейросетей, инспектирующие крупные хозяйства. Полностью автономные теплицы, где с помощью цифровых технологий происходит сопровождение всего цикла роста и вызревания агрокультур, а сбор урожая производится роботизированными системами. Все это решения мирового уровня. 

Необходимо отметить, что отечественная технологическая инфраструктура способна оказывать эффективную поддержку проектов. Меры поддержки реализуются как по линии федеральных институтов развития, так и на уровне регионов. Однако есть проблема с мотивацией стартапов. Если проект «выстрелил» не так быстро, как ожидала команда, то, как правило, темп ее работы снижается, что негативно сказывается на конечном результате. 

Executive.ru: Быстро это сколько?

А.П.: Сейчас, когда открыто «окно возможностей» на запуск и первичное масштабирование проекта требуется всего несколько месяцев. В «обычное» время нужно было рассчитывать в среднем на год-два. Но сейчас ситуация такова, что все ускорилось в два-три раза. То есть теперь проекту легче получить инвестиции на старте.

Крупный бизнес стал более открыт к малым проектам, повысилось качество диалога и скорость принятия решений. Если проект предлагает решение в рамках критически важного направления, проработан с точки зрения финансов и команды, решения принимаются максимально быстро. Сейчас по-настоящему уникальное время для стартапов. 

Executive.ru: Какие ниши вам кажутся перспективными, где невысок порог входа? 

А.П.: Всегда востребованы «повседневные» форматы, ориентированные на большинство. Профиль может меняться в зависимости от экономической ситуации, но разного рода проекты в направлении «еда и развлечения», как правило, обеспечены стабильным спросом при относительно низком пороге входа на рынок. Это может быть микс форматов, когда новое рождается из комбинации старого.

В сфере обслуживания, к сожалению, все еще плохо с сервисом. Поэтому если просто воспроизвести нечто существующее и дополнить стабильно хорошим сервисом, проект может уйти в отрыв. Потребителю по-прежнему нужны решения, которые экономят время и деньги, обеспечивая при этом качество продукта или услуги.

6 главных ошибок стартапера

Executive.ru: Каковы наиболее распространенные ошибки, которые совершают стартапы?

А.П.: Первая ошибка — игнорирование рынка. Начинающие предприниматели крайне редко системно анализируют рынок, его потребности, конкурентов. Им кажется, что достаточно сделать продукт, выйти на рынок, предложить его, и все будет отлично. На самом деле это не так. 

Вторая ошибка — основатель не уделяет должного внимания команде, качеству ее состава. Также основатель, как правило, не может «продать» главную идею проекта команде и ее члены быстро теряют мотивацию к работе в среде многозадачности и ненормированного графика. В проекте обязательно должна быть некая сверхцель, объединяющая и мотивирующая каждого члена команды.

Основатель не должен говорить: «У меня нет на это времени. Есть задачи, пусть выполняют». Он должен работать с командой, выстраивать внутренние коммуникации, подбирать подходящих людей на каждую позицию. Это просто бич стартапов, самая болезненная проблема после нежелания качественно анализировать рынок. 

Третья ошибка — это недостаточное внимание к самому продукту проекта. Не оцениваются и не учитываются его уникальные рыночные преимущества. В целом часто нет понимания, кто является прямым или косвенным конкурентом. На различных конкурсах и смотрах стартапов очень часто на вопрос, есть ли конкуренты, мы получаем отрицательный ответ. И тут же находим их через онлайн-поисковик. Спрашиваем, почему не учли? Ответ: «Мы не считаем их конкурентами». Начинаем задавать уточняющие вопросы, и выясняется, что команда не думала о том, что одну и ту же задачу можно решать разными способами, и конкуренты у них вполне реальные.

И перспективный проект, к сожалению, становится менее инвестиционно привлекательным. Слишком часто инвесторы вынуждены объяснять стартапам, где в проекте, в продукте проблема, какие должны быть точки внимания. Команда фокусируется на очевидном и упускает перспективные направления развития. 

Четвертая ошибка — невнимание к финансовой составляющей проекта. Многие проекты необъективно оценивают финансовую емкость. Либо недооценивают, либо переоценивают. Заявляют нецелесообразные траты вроде строительства новой производственной площадки. Спрашиваешь, почему не разместить заказ на действующем производстве, контактном, к примеру, это же намного выгоднее? Зачастую оказывается, основатель не знал, что это возможно. Либо знал, но все равно хочет свой «свечной заводик». А ведь без этой истории с заводом проект моментально приобретает совершенно иное звучание и привлекает внимание существенно большего числа инвесторов. 

Пятая ошибка — стартапы не умеют пользоваться мерами государственной поддержки. Множество действующих мер поддержки как на федеральном, так и на локальном уровне, ориентированы на стартапы, в том числе в части помощи в разработке продуктов проекта, различных прототипов, защите интеллектуальной собственности, организации участия в международных выставках и многом другом.

Конечно, не все меры поддержки подойдут конкретному проекту, но их однозначно необходимо изучать, подбирать с учетом стадии развития проекта и пробовать использовать, поскольку они реально могут повысить шансы на успех.

Шестая ошибка — неверный подход к бизнес-моделированию и формированию проектного контура. Команды проектов часто не обладают необходимыми знаниями и навыками по разработке эффективных бизнес-моделей, способных учесть все ключевые аспекты, выявленные в рамках первичных исследований. А если они не могут выстроить модель ведения бизнеса, не могут ей оперировать, о достижении каких результатов можно говорить? Обучение в бизнес-школе как раз помогает заложить эти основы. Даже команды вполне продвинутых проектов, бывает, не видят, что их тормозит. И вернувшись к основам, они переосмысливают свою бизнес-модель, иногда буквально переворачивают ее с ног на голову, находя неочевидные рыночные возможности.

На самом деле, пройдя два-три экспертных смотра стартапы получают колоссальный объем ценной обратной связи. МИРБИС для своих слушателей организует такого рода форматы, в рамках которых основатель с командой проекта может в диалоге с ведущими отраслевыми и профильными экспертами проанализировать сильные и слабые стороны проекта, внести в него нужные коррективы. Это помогает проектам выйти на другой уровень, стать более понятными для бизнес-аудитории, быстрее дойти до целевого результата.

Сейчас мы также наблюдаем большой интерес к формату от «внешних» стартапов, которые обращаются в школу бизнеса за подобным разбором своих проектов с привлечением наших слушателей MBA и EMBA программ.

Стоит ли сейчас запускать бизнес

Executive.ru: Кто и для чего сейчас приходит на вашу программу MBA «Менеджмент предпринимательских проектов»?

А.П.: Приходят те, у кого есть желание проработать свой проект от идеи до выхода на рынок, с привлечением финансирования, получив экспертную и менторскую поддержку. Зачастую результатом обучения становятся реальные бизнесы, которые работают и в России, и за рубежом.

К нам на обучение приходят также уже состоявшиеся руководителей компаний различных отраслей, чтобы повысить квалификацию, по-новому посмотреть на свои компании, выявить перспективные направления роста, запустить внутренние предпринимательские проекты. Существенен поток действующих предпринимателей, в том числе и тех, кто уже имеет несколько бизнес-проектов и испытывает потребность в современном инструментарии, а также в новых деловых контактах, которые они получают благодаря вхождению в экосистему МИРБИС.

Проекты слушателей получают сопровождение и поддержку, в том числе со стороны экспертов ведущих деловых объединений и ассоциаций. Если есть идея, мы помогаем проверить гипотезы относительно нее с привлечением отраслевых экспертов. В настоящее время активно выявляем производственные цепочки, где есть место импортозамещению и в которые можно встроиться с существующим и перспективным решением.

При этом никто не вмешивается в работу проекта, мы помогаем консультационно и экспертно. Наши слушатели получают знания, пропускают их через себя и свой проект, сразу применяют на практике. Мы же помогаем их проектам выстроить траекторию развития с применением мер поддержки, наладить сотрудничество с крупным и средним бизнесом. 

Executive.ru: Стоит ли именно сейчас начинать бизнес, становиться предпринимателем? Какие рекомендации вы можете дать начинающим предпринимателям?

А.П.: Да, пробовать стоит, но при готовности фактической, а не умозрительной. То есть, когда уже есть наработки, более или менее сформирована команда, есть понимание рынка и есть с чем на него выйти. 

Если вы хотите стать предпринимателем, то должны найти точки опоры и внутри себя, и в своем окружении. Вы должны быть готовы к тому, что успешным, возможно, станет не первый ваш проект, а второй или третий. 

Внимательно изучайте направление, которое вам интересно. Возможно, вначале стоит поработать в проекте схожей тематики и посмотреть на него изнутри. Если же вам кажется, что вы уже нашли свой вектор, мотивированы, готовы рискнуть, то вперед, действуйте!

Узнать больше о программе MBA «Менеджмент предпринимательских проектов» можно на сайте школы бизнеса МИРБИС

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Researcher, Москва

Прошу прощения за офф-топ.
Мне кажется, E-xecutive нужно снизить минимальный размер публикуемой статьи с 5000 знаков (включая пробелы) примерно до объема этого моего комментария – 2000 знаков.
Мир меняется и лонгриды, которые были так популярны еще 15-20 лет назад -- сейчас уходят в прошлое. А вместе с ними уходят и такие популярные некогда ресурсы и соцсети как LiveJournal, Medium, Yandex.Zen, Habr, Pikabu, и даже FaceBook, итд.
Вместо всего вот этого стали популярны Инстаграмы, Каналы в Телеграм, итд -- где можно быстро пролистать пальцем, пробежать глазами и мгновенно впитать все самое важное, интересное и свежее за 5 минут. Вместо долгого вдумчивого чтения лонгридов с почесыванием бороды.

По той же причине стали так популярны сериалы -- они короткие, смотреть можно с любой серии, или серии в любом порядке.
Изменилась философия восприятия контента.

Количество контента в Интернете растет в геометрической прогрессии. И те, кто делает ставку на лонгриды -- стратегически обречены.
И я предполагаю, что динамика роста аудитории E-xecutive, которая прирастает сейчас всего на 29 человек в сутки -- падает в том числе и поэтому. Ниасилилслишкаммногабукав -- как иногда говорят в Инторнетах.

И я уверен, многие авторы с трудом высасывают из пальца эти минимальные 5000 символов (включая пробелы), чтобы пост приняли к публикации. Подливая к сути излагаемой идеи пустую никому не интересную воду, и снижая тем самым интерес тех, кого становится все больше и кто больше трех абзацев читать не хочет.
А некоторые авторы даже просто не берутся сюда писать именно потому, что не хотят целый день переливать тарковщину из пустого в порожнее, чтобы натянуть на требуемый объем.
Как результат -- постов меньше, чем могло бы быть. И меньше комментариев, так как одно и то же комментировать никому не интересно.
В результате -- полуживой ресурс.

Да и ограничение на 10 комментариев в сутки -- это как пилить сук, на котором сидишь. Маловато будет.
Получается, что на данном ресурсе не заинтересованы комментариях? Здесь в цене молчание?
Если это такой инструмент борьбы со спамом, то он не самый лучший. И играет в общем против роста популяризации ресурса.

Мое личное мнение, как всегда. Просто как идея.


HR-директор, Новосибирск

Согласна, как читатель, в точку!  Хочется кратко и по существу.

Руководитель группы, Москва
Сергей Средний пишет:

Мне кажется, E-xecutive нужно снизить минимальный размер ... статьи с 5000 знаков ... до ... 2000 знаков.
Мир меняется и лонгриды, которые были так популярны еще 15-20 лет назад -- сейчас уходят в прошлое. ...
Вместо всего вот этого стали популярны Инстаграмы, Каналы в Телеграм, итд -- где можно быстро пролистать пальцем, пробежать глазами и мгновенно впитать все самое важное, интересное и свежее за 5 минут. Вместо долгого вдумчивого чтения лонгридов с почесыванием бороды.

Существует такое понятие, как "необходимость и достаточность"...

Текста должно быть необходимое и достаточное количество, чтобы раскрыть тему. Причём, по-хорошему, полностью раскрыть. И некоторые вопросы нет возможности осветить в коротком тексте. Тем более, что не все читатели обладают достаточной подготовкой, чтобы понять логику.

Сергей Средний пишет:

... снижая тем самым интерес тех, кого становится все больше и кто больше трех абзацев читать не хочет.

Не хочет или уже не может?

Я в компании отвечаю за методику деятельности, поэтому приходится обращать внимание на "мелочи". По опыту работы с руководителями могу сказать, что многие просто не могут прочитать достаточное количество текста (я имею в виду не возможность складывать буквы в слова, а именно прочитать и усвоить материал).

А результатом этого является непонимание, что и как нужно делать, ошибки в работе. За них, конечно, можно наказать, но нам ведь нужна не возможность наказать сотрудника, а нормальная работа...

Что касается статьи, то в ней нет ничего принципиально неправильного. А то, что, по сути, рекомендации сводятся к тому, что нужно думать и рассчитывать бизнес, так это тоже нужно повторять - опять же, по практике, больше всего проблем возникает именно с рациональностью деятельности... Никто не против рациональности в работе, но мало кто "за" - ведь это нужно думать, принимать решения по ситуации, учитывая закономерности функционирования компании, а для этого их нужно изучить, а там страшные формулы... Проще, конечно, в Internet посмотреть какой-то ролик с универсальным рецептом...

Партнер, Москва
Марина Гаврилова пишет: Согласна, как читатель, в точку!  Хочется кратко и по существу.

Проверил - Эта статья попала в результаты поискового запроса. Чем больше текста, тем большая вероятность отвечать на разные поисковые запросы. Наверное, еще у редактора существуют механизмы какие-то статьи проталкивать, а какие-то нет. Но все равно, объем текста и правильно выбранные ключевые слова помогут  продвижению в первые строчки поиска.

Сергей здесь на ресурсе новенький, и еще не разобрался, что здесь на этом ресурсе собираются в основном "читатели", а не потенциальные клиенты :) . Комментарии точно не учитываются при продвижении - только лайки и количество просмотров, еще стали где-то учитывать время просмотра.

Researcher, Москва
Андрей Радионов пишет:

Сергей здесь на ресурсе новенький, и еще не разобрался, что здесь на этом ресурсе собираются в основном "читатели", а не потенциальные клиенты :) . Комментарии точно не учитываются при поиске - только лайки и количество просмотров.

Я давно и во всем разобрался, что касается ресурса.
И даже сегодня изложил это в виде очередного поста у себя в профиле.

И в отличие от всяких консультантов здесь (которые используют свой профиль как полку с ценником) -- никому ничего здесь не продаю.

Директор по развитию, Самара
Михаил Самосудов пишет:
По опыту работы с руководителями могу сказать, что многие просто не могут прочитать достаточное количество текста (я имею в виду не возможность складывать буквы в слова, а именно прочитать и усвоить материал).

Увы, это так. Примерно половина руководителей среднего, и примерно 20% высшего звена не усваивают тексты длиннее трёх абзацев... Это очень печальная картина, но это так. И это следствие прихода в управление молодых людей с некачественным образованием и клиповым мышлением.

Недавно завершил клиентский проект, где один из этапов - разработка неких регламентов. Собственник прочитал их и сказал: «Слушай, всё норм, но есть ощущение, что как будто для идиотов написано, очень простые предложения, разжевывание по 3 раза». Я обтекаемо сказал, что это лучше, чем сложно и непонятно. А сам подумал: «Я вёл этот проект 4 месяца, и очень плотно общался с твоими «менеджерами»; так вот другой текст они просто не поняли бы, и этот-то разбирали, как в детском саду». Сейчас ищу  художника-графика в следующий проект  - планирую в дальнейшем регламенты делать в виде комиксов, без шуток.

Researcher, Москва
Александр Егоршин пишет:

Увы, это так. Примерно половина руководителей среднего, и примерно 20% высшего звена не усваивают тексты длиннее трёх абзацев... Это очень печальная картина, но это так. И это следствие прихода в управление молодых людей с некачественным образованием и клиповым мышлением.

Корни этого глубже и явление это глобальное.

Недавно читал интересный обзор. Так вот за минувшие 150 лет, нынешнее молодое поколение впервые перестало преуспевать (в плане заработка) по отношению к родительскому более старшему поколению.
Зуммеры, или как их там, это вот именно те, для кого и придуман Инстаграм.
В статистической массе своей совершенные нищеброды, которые не способны к глубокой вдумчивой и созидательной работе.

Хотя с другой стороны, на сцену вышел новый высоколиквидный эквивалент ценности, который конвертиртируется во что угодно так же легко как и деньги -- это трафик. Лайки, аудитрия подписчиков, цитирование, ссылки, итд.
Для них это имеет большую ценность. И конечно, в этом равных им нет.

И что будет более ценным завтра -- деньги или трафик -- большой открытый вопрос. И я знаю на него ответ -- трафик.

Партнер, Москва
Михаил Самосудов пишет: Я в компании отвечаю за методику деятельности, поэтому приходится обращать внимание на "мелочи". По опыту работы с руководителями могу сказать, что многие просто не могут прочитать достаточное количество текста (я имею в виду не возможность складывать буквы в слова, а именно прочитать и усвоить материал).

Это клиповое мышление - известный феномен нашего времени, когда на людей обрушился огромный поток информации. Есть способ правильного структурирования и оформления текста, который позволяет удерживать внимание читателя. 

Александр Егоршин пишет: Увы, это так. Примерно половина руководителей среднего, и примерно 20% высшего звена не усваивают тексты длиннее трёх абзацев...

некоторые люди могут воспринимать новую информацию только в виде комиксов. - Это тоже путь взбодрить ваших руководителей  :)

Партнер, Москва
Сергей Средний пишет: Я давно и во всем разобрался, что касается ресурса.И даже сегодня изложил это в виде очередного поста у себя в профиле.
И в отличие от всяких консультантов здесь (которые используют свой профиль как полку с ценником) -- никому ничего здесь не продаю.

Сергей, ничего обидного я не написал. Только по существу. Ежу понятно, что рекламные статьи на этом ресурсе размещают для распространения через инет. Т.е. эти авторы заранее знают на какую аудиторию они рассчитывают и редакция помогает им в этом.

На мой взгляд, через профиль еще труднее найти читателей. 

Директор по развитию, Самара
Сергей Средний пишет:
И что будет более ценным завтра -- деньги или трафик -- большой открытый вопрос. И я знаю на него ответ -- трафик.

Я таки оставляю вопрос открытым. Сейчас, по моим прогнозам, готовится разворот мировой экономики в сторону реального сектора, реальных активов, и обеспеченных денег. Ценность трафика будет девальвирована. Он останется средством передачи информации, но перестанет овеществляться деньгами.

Посмотрим :) В интереснейшее время живём!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи