Открытый код – экосистема, приносящая прибыль

В начале июля 2015 года был подписан Федеральный закон №188, согласно которому с 1 января 2016 года в России появится единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Все IT-продукты рекомендовано создавать на основе Open Source, а использование импортного софта, имеющего российские аналоги, госзаказчиков в каждом конкретном случае попросят аргументировать.

Open Source набирает очки

Открытый исходный код (Open Source) можно свободно просматривать, изменять, исправлять в нем ошибки и в любом объеме использовать для создания новых продуктов. Участвовать в его доработке может любой компетентный специалист. Распространяется на основе свободной лицензии.

Некоторые считают открытый код утопичной моделью, но на самом деле у него очень хорошие перспективы. Он устраняет зависимость от монопольного владельца платформы или технологии. Разработчикам больше не нужно покупать новые лицензии ПО, а компании могут наращивать темпы и объемы цифровой продукции без дополнительных вложений. Open Source позволяет создавать решения, заточенные под требования конкретного заказчика, и предоставлять ему единую стабильную архитектуру для различных продуктов. Клиент в любой момент может получить доступ к исходному коду, если это вдруг понадобится. Плюс ко всему, никаких проблем с дешифраторами, как в закрытых кодах – в Open Source их нет по определению.

Проекты с открытым кодом – это своего рода экосистема. К ним постоянно присоединяются новые люди, поэтому изменения в код вносятся непрерывно, и он совершенствуется буквально на глазах. Open Source распределяет объем работы между всеми участниками сообщества и в целом упрощает процедуру сертификации.

Стоп-факторы, или где кончается свобода

Несмотря на открытость и определенную свободу разработок, принцип Open Source все-таки подразумевает некоторые правила. Однако они не такие жесткие, как, например, при лицензировании софта, который является чьей-то интеллектуальной собственностью.

Чтобы получить бесплатную лицензию на право пользования программой с открытым кодом, владельцу проекта стоит позаботиться о полном соответствии определению Open Source:

  • У проекта должен быть свой сайт.
  • Необходимо активное сообщество разработчиков, обеспечивающих постоянную техническую поддержку.
  • Такой проект не должен предоставлять никаких платных услуг.
  • На базе Open Source допускается распространение только бесплатных версий программного кода.
  • Все действия, так или иначе связанные с коммерцией, придется согласовывать с IT-сообществом дополнительно.

Несколько тормозит распространение принципов Open Source отсутствие вендора, обеспечивающего продажи и продвижение продукта, развитие партнерской сети, техническую и консультационную поддержку, а также поиск способов прямого взаимодействия с заказчиками. Такого партнера приходится искать, на это нужны ресурсы. Выход – самостоятельно отслеживать цепочку поставок и заимствования компонентов ПО. Этот момент не стоит игнорировать, иначе могут возникнуть проблемы с законностью и безопасностью разработки.

Немалую роль играет и человеческий фактор: у всех разработчиков разные взгляды, никто не гарантирует массового интереса к созданию нового продукта. Судьбу каждого проекта решает естественный отбор. Привлечь программистов может вознаграждение со стороны компании-инициатора, но не все готовы на этот шаг. В проекте Adblock Plus, например, заняты 40 человек, и работа каждого из них оплачивается. В это число входят не только непосредственно разработчики, но и маркетологи, PR- и SMM-специалисты, а также HR.

Не все готовы работать над проектами с открытым кодом: смущает невозможность предсказать дату выхода таких продуктов на рынок. Так, блокировщик для Safari мы разрабатывали почти год, хотя планировали сделать это быстрее, а на создание версии для iOS потребовалось всего несколько месяцев. Apple объявила о возможности блокировки раздражающего контента на своих устройствах в июне, а мы представлены в App Store уже с сентября. Слишком много неизвестных, поэтому многие задачи проще сделать, чем жестко запланировать.

Как зарабатывать на бесплатном продукте

Главный аргумент противников проектов с открытым кодом – сложность и длительность процесса монетизации. В этом есть свой резон.

Конечная цель проприетарного ПО – получение прибыли от продаж. Оно охраняется законодательством и классифицируется как частная собственность. А главные принципы открытого кода, которые декларирует организация Open Source Initiative – свободный обмен информацией, защита интересов пользователей и признание общественного назначения софта. Получается, способов заработать на открытом коде действительно не так уж много.

Самый популярный – разработка двух вариантов исходного кода: открытый и с частично закрытыми компонентами, доступ к которым будет оплачиваться дополнительно. Его можно позиционировать как премиум-контент. Это работает, потому что людям нравится чувствовать себя избранными. Такая модель монетизации распространена на Западе. Подобная схема лицензирования используется для системы MySQL, которую разрабатывает Oracle. Другой пример – американская корпорация RedHat. Она сделала процесс разработки ОС Linux (проект Fedora) полностью открытым и публичным, что не мешает зарабатывать ежегодно более $1 млрд. Взяв за основу технологии RedHat, софтверные бренды разрабатывают собственные коммерческие продукты, а затем перепродают их заказчикам, модифицируя под нужды каждого. Здесь есть риск дробления на тысячи «подпроектов», которые сложно будет поддерживать, но каждый выбирает свой формат работы.

Еще один тактический ход – продажа программного продукта как услуги, причем только корпоративным клиентам. Сотрудники компаний решают свои задачи, не покупая софт, а оплачивая его использование или поддержку. К примеру, приложение LastPass, разработанное на основе открытого исходного кода, анализирует и сохраняет пароли для любых веб-сервисов, пользователю нужно запомнить пароль только для самого LastPass. Для частных клиентов этот функционал предоставляется бесплатно, а корпорации используют сервис за деньги. К слову, им пользуется более 7,5 тыс. компаний в 113 странах мира – вот вам и «неприбыльный» Open Source! В отличие от двойного лицензирования платная поддержка защищает проект от появления многочисленных версий. Разработчик сам определяет дальнейшее направление развития.

Эту модель монетизации можно интерпретировать, подстраивая под специфику проекта. Именно так мы сделали с Adblock Plus. Все ролики и баннеры сервис проверяет через систему фильтров на соответствие положениям концепции допустимой рекламы, разработанной с учетом пожеланий интернет-пользователей. Если рекламное сообщение признается приемлемым, оно автоматически добавляется в белый список и разрешается к показу. 90% всех издателей и рекламодателей такого контента включены в список бесплатно, а оставшиеся 10% этот статус приобрели, однако платное размещение не освобождает их от общих правил.

Неплохой доход проекту с открытым кодом могут принести и платные вспомогательные сервисы, например, хостинг, мониторинг или «облака» для резервного копирования. Главное – трезво оценить свои технические возможности, иначе дополнительный заработок может превратиться в обузу и лишние расходы.

Также можно попробовать заработать на тренингах, обучающих пользоваться продуктами с открытым кодом – это прибыль и продвижение одновременно. Такой формат практикуют, например, компании Acquia и Zend. Еще одна возможность монетизировать Open Source – проводить платную сертификацию разработчиков, которые хотят принять участие в проекте. В качестве бонуса лучших компания даже может взять в штат.

Наконец, самый ненадежный вариант – краудфандинг. Систем для поощрения разработчиков Open Source немало, вспомнить лишь Flattr для ежемесячных микропожертвований или Gratipay для еженедельных анонимных взносов. Но сильно рассчитывать на них не стоит, потому что сбор взносов всегда лотерея, а счета приходят регулярно и без задержек.

Модель Open Source специфична. Тем не менее, я уверен в том, что ее ждет большое будущее. Время железных занавесов прошло, сейчас делать революционный продукт силами одной компании бессмысленно – это слишком долго, дорого и без учета иностранного опыта неконкурентно. А заработать на открытом коде можно всегда – на самом проекте, либо на активностях вокруг него. Если у вас не получается, «вы просто не умеете их готовить».

Редактор рубрики «IT для бизнеса» – Сергей Соловьев

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.