Как снизить риск наступления страхового случая?

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки
и дурные поступки; значительная часть протекает
в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том,
что мы делаем не то, что надо.
Луций Анней Сенека

В основании методологии страхования лежат различные идеи. Среди них – идея «риска». Есть старая английская шутка, отлично иллюстрирующая эту идею. Один человек падает с верхнего этажа небоскреба. Падая все ниже и ниже, пролетая мимо каждого этажа, он повторяет: «Пока все нормально, пока все нормально, пока все нормально». Суть шутки заключается в том, что этот человек принял за риск то, что было уже определено – он уже не рисковал, так как было очевидно, что он упадет и разобьется.

Современная методология оценки рисков, основанная на вероятностном подходе, не в состоянии учесть влияние бесчисленного множества внутренних и внешних обстоятельств жизни человека, которому далеко не безразлично, наступит страховой случай или нет, особенно если речь идет об его здоровье или жизни. Потребителю страховой услуги нужна гарантия безопасности – на меньшее он не согласен и в большинстве случаев даже готов внести свой посильный вклад в ее формирование. Проблема заключается в том, что человеку, приобретающему страховой полис, страховая компания, как правило, не может передать в пользование инструментарий управления рисками, а гарантирует лишь финансовую компенсацию в случае уже произошедшего несчастья.

Но случайность (в том числе непредвиденные риски) – это непознанная закономерность. Принятие этого тезиса за основу размышлений заставляет продавца и потребителя страховой услуги в корне пересмотреть свои взгляды на страхование, благодаря чему клиент больше не перекладывает ответственность за свое будущее на страховую компанию, а страховая фирма освобождает себя от дачи клиенту невыполнимых гарантий.

Довольно сложно не согласиться с идеей о том, что «самое непостижимое в этом мире то, что он постижим», так как она заставляет изменить отношение к страхованию в целом. Страховая компания предлагает самому клиенту самостоятельно делать свободный и независимый выбор своего будущего и оценивать его с помощью специальных критериев, представляющих собой комплекс универсальных морально-нравственных и этических инструментов. Критерии, о которых пойдет речь в данной статье, адекватно характеризуют инновации, привносимые человеком в свою жизнедеятельность, и помогают лучше понять фундаментальные основы страхования как системной технологии решения проблем, связанных с вопросами определения будущего.

Суть страхования заключается в подготовке к нежеланным, несущим опасность событиям. Подобная трактовка в методологическом плане дает нам возможность широкого использования методов проектного управления для оценки жизнедеятельности отдельно взятой личности, а также различных социальных групп.

Будучи от природы наделенными инстинктом самосохранения, мы озадачены вопросами личной и общественной безопасности в целях продолжения рода, реализации собственного творческого потенциала, создания личностно и общественно значимых ценностей. Стараясь всеми силами воспроизвести, сохранить и передать последующим поколениям результаты собственного труда и творчества, мы преодолеваем различные естественные и искусственные барьеры, и, достигнув желаемой цели, ставим перед собой новые задачи.

Жизнь человека дискретна и поэтому подвержена различного рода влияниям, как изнутри, так и извне. С одной стороны, самопознание является источником различного рода инноваций, свершений, с другой стороны, влияние общества в определенном смысле форматирует наше миросозерцание и предъявляет требования к нашей деятельности. Другими словами, человек пребывает в состоянии хронического стресса, вызванного различными причинами и, со временем, под давлением поступающей информации начинает испытывать страх, который старается преодолеть всеми доступными методами, в том числе и при помощи страхования.

Психологи определяют страх как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности.

Для страховщика же в финансовом отношении представляет наибольший интерес человек, который владеет методиками эффективного управления собственной жизнедеятельностью и сопутствующими ей рисками. В этом случае возможность возникновения страхового случая в результате неадекватных действий клиента сводится к минимуму, соответственно, можно предположить, что возможность страховых выплат также будет минимизирована. Закономерно возникает вопрос: каким образом страховой компании нужно действовать, для того чтобы создавать и постоянно увеличивать число таких потенциальных клиентов, которые могли бы адекватно ориентироваться в современной действительности, не отягощая себя различного рода социальными проблемами? Получается, что страховщику самому необходимо активно озаботиться вопросами обучения своей клиентуры навыкам безопасной жизнедеятельности – либо самостоятельно, либо создавая партнерские программы совместно со специализированными образовательными учреждениями, заключая аутсорсинговые договоры.

Не будем забывать и об интересах потребителей страховых услуг. Клиенту можно показать, что ему выгодно приобретать комплексную программу страхования с интегрированным в нее образовательным модулем. Подобный симбиоз несет в себе инновационный потенциал, достаточный для удержания страховщиком страхователя среди своих постоянных клиентов. Универсальность получаемых клиентом знаний позволяет ему использовать их для успешного решения различных жизненных ситуаций, напрямую не связанных с договором страхования, и извлекать из обучения дополнительную косвенную прибыль, оставляя за собой право на бессрочное использование методологического ноу-хау.

Теперь задумаемся о критериях, которым должна соответствовать образовательная программа повышения качества жизни человека, ставящая целью превратить его из пассивного наблюдателя за быстротечной действительностью и «нежелательными случайностями» в активного участника жизненных процессов. Отметим некоторые из них:

  1. Системность
  2. Научность
  3. Междисциплинарность
  4. Инновационность
  5. Масштабируемость
  6. Универсальность
  7. Предельная практичность

Еще Сенека говорил, что «большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо». Решение задач по повышению эффективности обучения сотрудников часто упирается в трудности управления их собственным временем.

В качестве возможного примера образовательной программы, удовлетворяющей перечисленным требованиям, мы рассмотрим курс «Системный тайм-менеджмент» (далее СТМ), который, на наш взгляд, способен максимально эффективно помочь человеку определиться в идентификации, оптимизации и своевременной нейтрализации собственных рисков. Данный курс может быть весьма полезен страховым агентам и менеджерам, желающим добиться большей эффективности за счет правильной организации времени и собственного труда.

Принято считать, что модульный формат образовательной программы способствует наиболее эффективному обучению и усвоению полученных знаний. Программа СТМ состоит из семи базовых модулей, управляемых объединенными в соответствующие иерархии качественными системными критериями, претерпевающими последовательные фазовые превращения на всем протяжении реализуемого проекта и характеризующими различные функциональные состояния исследуемых объектов. Объектом исследования являются риски клиента. Перечислим модули курса СТМ:

  1. «Идея»
  2. «Концепция»
  3. «Стратегия»
  4. «Тактика»
  5. «Технология»
  6. «Организация»
  7. «Результат»

Модульность курса СТМ позволяет нам фиксировать свое внимание на ключевых аспектах (вехах) реализации уникального системного проекта: давать им названия, определять меру специфичности, характеризовать различными количественными оценками.

Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов – параметров проекта, качественно либо количественно характеризующих данную фазу. Содержательная часть модулей выстроена в соответствии с ключевыми понятиями, которые специфичны для каждой фазы.

Системные критерии, рассматриваемые в курсе СТМ, имеют диалектическую природу, отражают динамику изменений различных системных параметров и определяют в конечном итоге объем и глубину инноваций, привносимых человеком в свою жизнедеятельность в процессе ее оптимизации. Системные критерии характеризуют целые иерархии функциональных параметров, интегрируя их с различнми количественными показателями проекта. Вот некоторые из них:

1. единоначалие – характеризует иерархию родства функциональных параметров;

2. уважение - характеризует иерархию приоритетов функциональных параметров;

3. честность – характеризует иерархию идентичности функциональных параметров;

4. искренность – характеризует иерархию преемственности функциональных параметров;

5. контроль – характеризует иерархию подчиненности функциональных параметров;

6. выбор – характеризует иерархию последовательности функциональных параметров;

7. равновесие - характеризует иерархию распределения функциональных параметров;

8. компетентность - характеризует иерархию независимости функциональных параметров;

9. дополнительность - характеризует иерархию целостности функциональных параметров;

10. подобие – характеризует иерархию уникальности функциональных параметров.

Курс СТМ достаточно объемен и универсален и требует от человека глубинного погружения в многочисленные аспекты его проблемного поля. Следование рекомендациям курса, как правило, приводит к необходимости глубоких структурных изменений в системе ценностей личности, изменению мироощущений, мировоззрения и в целом системы миросозерцания.

Опыт обучения слушателей МАСП показал, что человек, начавший учиться по программе СТМ, переоценивает свое отношение к окружающему его миру: начинает больше ценить время своей жизни, возможности социального статуса, материальные ресурсы, материальные ресурсы, так как у него появляется долгосрочная стратегия самореализации. Уровень рисков как таковых заметно снижается в силу того, что возрастает ценность собственной жизни для самого человека: он начинает опасаться опрометчивых поступков, реально осознавая ответственность и необратимых последствий, учится взвешивать каждый шаг, тщательно планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты, при этом учится на чужом опыте (на примерах и кейсах СТМ), соответственно вероятность личных ошибок и связанных с ними потерь уменьшается.

Рассматривая идею риска в контексте системного тайм-менеджмента, можно уверенно утверждать, что проблема неопределенности будущего нивелируется в процессе планомерного следования осваиваемым методикам. Системные критерии позволяют оценивать процессы жизнедеятельности наиболее адекватно, а значит, максимально верно и быстро реагировать на стимулы внешней среды, требования действительности.

Перспективы обучения в рамках курса СТМ достаточно привлекательны, особенно если учесть тот факт, что на рынке страховых продуктов комплексных предложений (страховой полис + образовательный модуль, рассматриваемый как одно из превентивных мероприятий) практически нет.

Появление в товарной линейке страховых компаний синтетических пакетов, в которые входили бы страховые и образовательные услуги по типу курса СТМ, на наш взгляд, приведет к изменению отношению потребителей страховых услуг к способам управления страховыми рисками. Также можно предположить, что интерес клиентов к финансовым инструментам будет сконцентрирован в основном на накопительных долгосрочных программах; личностно же ориентированная методология управления жизнедеятельностью будет положена в основу концепции социального страхования.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство профессионалов довольны работой с коучами

62% сотрудников прорабатывают с коучем личную эффективность, 30% решают карьерные вопросы.

Каждый пятый россиянин планирует стать айтишником в 2022 году

В топ-3 специалистов, которые к началу опроса прошли переобучение для работы в сфере IT, попали экономисты, менеджеры и аналитики. 

Завершился региональный этап Всероссийского конкурса молодых IT-предпринимателей

В общей сложности среди участников конкурса 833 команды из 212 образовательных организаций.

Две трети работодателей увеличили за последний год количество временных сотрудников

Многие сотрудники стали выбирать проектную или временную занятость.