Факторинг на рынке услуг: есть ли будущее?

Факторинг – это комплекс услуг для производственных и торговых компаний, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа, оказываемый факторинговой компанией под дебиторскую задолженность. Включает в себя финансирование на срок отсрочки платежа, поручительство факторинговой компании за покупателей на случай неоплаты отгруженного товара последними и управление дебиторской задолженностью. В идеале, еще должно быть информационно-аналитическое обслуживание.

Ключевое слово в первом абзаце – это «производственные и торговые компании». Почему? Потому что у нас в РФ счастливыми пользователями факторинга являются именно эти организации, хотя в Европе и США давным-давно получают радость и факторинговое благо те компании, которые не ведут торговой деятельности. Точнее, они ее ведут, но продают услуги, а не товары, причем, в том числе, услуги, совсем далекие от товаров, такие как результаты интеллектуального или творческого труда.

Россия снова отличилась. Нет, я не упрекаю, ведь рынок факторинга у нас так молод. Но участники рынка уже давным-давно могли бы удовлетворить потребность в факторинге тех, кто лишен этой возможности. Вопрос лишь в подтягивании уровня развития технологий под общемировой. Но сегодня большинство озабочено скорее тем, как быстрее разместить избыточную краткосрочную ликвидность и так же быстро заработать, нежели придумыванием схем и сложных продуктов для тех, кто испытывает потребность в факторинговых услугах куда больше фирм, отгружающих продукты и бытовую химию в федеральные «сетки».

Нет дыма без огня. :) Я же не возмущаться в этой статье собрался, а рассказать хорошее дело. А дело хорошее было такое – некоторое время назад Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг вместе с двумя уважаемыми факторинговыми компаниями (пусть они при всем к ним уважении так и останутся безымянными) организовала семинар по факторингу для своих участников, которые очень сильно нуждаются в факторинговых услугах.

Рынок услуг в области маркетинговых коммуникаций до кризиса чувствовал себя очень неплохо. У компаний-заказчиков были солидные бюджеты, масса проектов, которые нужно было реализовывать, причем эти заказчики работали с агентствами на условиях частичной предоплаты, поэтому у последних не было вообще никаких проблем с оборотными средствами, необходимыми для выполнения заказов. Кризис сильно изменил картину мира. Заказчики при планировании бюджетов решили, что новые условия диктуют новые правила – больше никакой предоплаты.

Агентства остались без источников финансирования проектов, точнее, эти источники остались, но главный – предоплата – иссяк. Пришлось обращаться к друзьям, семьям, «дуракам», акционерам, банкам и т.д. А какие требования у банков к заемщикам? Наличие залога, готовность предоставлять запрашиваемую банком информацию, желание строить партнерские отношения с кредитором, минимальное использование «серых» схем, отсутствие двойной бухгалтерии, прозрачная структура собственности и управления. В принципе, в том или ином объеме есть все, кроме залога. То есть, к банкам путь закрыт, точнее, он открыт, но размер финансирования банка не будет превышать 10-15% от объема выручки. А что можно сделать с такой суммой, если у тебя три заказчика, и заказ каждого – это 25-30% от объема выручки? А предоплаты нет, есть постоплата. Денег нет.

Нашелся факторинг. Первый «добрый» фактор объявился еще в конце 2009 года, разработав специальную схему для одного из самых значимых игроков рынка BTL-услуг. Схема нехитрая, но внедрение ее требует наличия объема «дебиторки» несколько больше, чем желаемое финансирование, и хотя бы один-два заказчика должны быть готовы подписать уведомления о том, что они работают по факторингу. Клиент этой факторинговой компании настолько счастлив, что отказался от выступления на семинаре РАМУ, мотивируя свой отказ тем, что не хочет раскрывать перед прочими участниками рынка своего конкурентного преимущества. Его можно понять – ведь, работая по факторингу, это BTL-агентство, во-первых, закрыло для себя злободневный вопрос, связанный с поиском бесперебойного источника пополнения оборотного капитала, во-вторых, выглядит на порядок привлекательнее остальных участников рынка, поскольку может при проведении тендера сказать: «Уважаемые, у меня точно есть деньги для выполнения вашего заказа», - и, в-третьих, уверено в завтрашнем дне – ведь факторинговая компания не отзовет вдруг финансирование, поскольку обеспечением все-таки является дебиторская задолженность, качество которой никак не зависит от объема залогов и финансового положения агентства.

В общем, семинар, проведенный РАМУ, – очень правильное мероприятие, ведь эта площадка стала местом, где одни рассказали о своих потребностях, а другие, те единственные, кто может удовлетворить эти потребности, рассказали о своих возможностях. Я как лицо, представляющее интересы клиентов, провожу сейчас консультации для нескольких участников этого семинара, выясняя специфику их бизнесов и соотнося эту специфику с предложениями игроков рынка факторинга. Жаль только, что предложений у факторов для компаний сферы услуг не так много, а если они и есть, то сами факторинговые компании, к сожалению, не торопятся внедрять более сложные схемы. Факторинговым компаниям и банкам, на мой взгляд, следовало бы сойти с тропинки превращения факторинга из продукта, призванного создать комфортные условия для ведения коммерческой деятельности на условиях отсрочки платежа, в продукт банковской линейки, который часто не отличается от кредита. Однако пока финансовые структуры не предпринимают никаких усилий в этом направлении, и это печально. Поэтому часть потенциальных клиентов так и остаются потенциальными.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Статья ни очем!
я как sales банка, в том работаем с факторингом, хочу задать вопрос: А мораль то какая?

Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

аналогично.
факторингом пользуюсь.

и хочется спросить тоже и что?

Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар
Приведу пример: Каким предприятиям и в каких ситуациях выгодно прибегать к факторингу? Юлия Зыкова | Аналитик бизнес-проектов ОАО «Центр развития современного управления», Москва ОАО «Центр развития современного управления» — управляющая компания; оказывает услуги в области управления, диагностики иконсалтинга. Основные виды деятельности: управление объектами коммерческой недвижимости, услуги по реструктуризации и управлению бизнесом, консультирование. Услуга факторинга7 заключается в том, что факторинговая компания (или отдел банка) покупает дебиторскую задолженность предприятия, выплачивая ему сразу от 50 до 90 процентов суммы долга. Оставшуюся часть задолженности (10-50% общей суммы за вычетом стоимости своих услуг) факторинговая компания погашает в обусловленные сроки независимо от того, поступит на ее счет выручка от должников предприятия или нет. Факторинг может быть выгоден следующим компаниям: * Фирмам, не имеющим на балансе имущества, которое можно было бы передать в залог при кредитовании (например, торговым или сервисным). * Крупным предприятиям (позволяет уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской). Это выгодно, если, например, предприятие планирует привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий проблема дебиторской задолженности и ее сокращения всегда актуальна. Нет необходимости использовать факторинг компаниям, которые не хотят или не имеют возможности увеличить продажи своих товаров: в этом случае значительные оборотные средства, обеспечиваемые с помощью факторинга, не находят достойного применения. Требования факторинговых фирм. Рассмотрю подробнее, при каких условиях предприятия могут прибегнуть к услугам факторинговой компании. Размер дебиторской задолженности. Предприятию стоит заключать факторинговую сделку, если оно имеет высокий уровень дебиторской задолженности в валюте баланса. Желательно, чтобы клиентская база компании была устойчивой, а финансовые потоки — предсказуемыми. Как правило, российские факторинговые фирмы предпочитают иметь дело с предприятиями, у которых минимальный объем дебиторской задолженности (по всем должникам) составляет несколько десятков тысяч долларов США в месяц. Чтобы снизить собственные риски, некоторые банки и факторинговые компании ставят определенные условия, касающиеся величины и структуры дебиторской задолженности. К примеру, Промбизнесбанк требует, чтобы задолженность одного дебитора не превышала 15% от всей дебиторской задолженности, а банк «Союз» — чтобы сумма долга дебитора была не менее 2 млн руб. и предприятие передало на факторинговое обслуживание не менее трех дебиторов8. Количество клиентов. С точки зрения фактора9 оптимальным клиентом является предприятие, имеющее небольшое количество дебиторов, каждый из которых — крупная компания. Поскольку в России 94% всех сделок факторинга заключается с регрессом (то есть без страховки риска неплатежа), надежность клиентов — условие минимизации собственных рисков и рисков факторинговой компании. Стоимость факторинговых услуг. Стоимость зависит от количества услуг, которые Ваше предприятие хочет получить. В целом услуги фактора в России недешевы — 20-25 процентов годовых от объема финансирования, предоставляемого предприятию. Плата за факторинговое обслуживание с регрессом состоит из двух частей: * плата за факторинговое финансирование — 0,07-0,1 процента в день; * плата за управление дебиторской задолженностью; включает, как правило, плату, взимаемую за ведение учета дебиторов компании и величины задолженности каждого из них, техническую работу по инкассации дебиторской задолженности и информированию клиента о ее состоянии. Размер платы за управление дебиторской задолженностью зависит от ряда факторов: * масштабов и структуры производственной деятельности предприятия; * объема работ, который предстоит выполнить факторинговой компании; * степени кредитного риска; * кредитоспособности должников; * специфики и конъюнктуры рынка финансовых услуг той или иной страны. В большинстве стран размер платы за управление дебиторской задолженностью устанавливается в пределах 0,5-3 процента. При обслуживании с регрессом делается скидка на 0,2-0,5 процента. Кроме этого, влияние на уровень ставки оказывает величина бизнеса предприятия. Рассказывает практик Владимир Емельянов | Начальник управления факторинговых операций ОАО «МДМ-банк», Москва ОАО «МДМ-банк» основано в декабре 1993 года. Осуществляет деятельность более чем в 60 городах России. Кредитные рейтинги: Standard & Poor''s (BB, стабильный прогноз), Moody''s Investor Service (Ba1 NP/D, стабильный прогноз) и др. В 2006 и 2007 годах МДМ-банк занял первое место по результатам исследования информационной прозрачности российских банков, проведенного агентством Standard & Poor''s. За девять месяцев 2007 года активы банка составили 312 млрд руб., чистые доходы — 13 млрд руб., чистая прибыль — 3,8 млрд руб. Стоимость факторинговых услуг зависит от объема уступаемой задолженности, срока финансирования, количества дебиторов. Чем больше дебиторов, тем меньшие риски несет компания, оказывающая факторинговые услуги. Поэтому при увеличении дебиторов стоимость услуг может снижаться. Обычно также берется фиксированный сбор за обработку документов. Например, предприятие, имеющее 25 дебиторов и предоставляющее им отсрочку на 90 дней, уступает фактору требования на 30 млн руб. в месяц. Если платежи дебиторов укладываются в срок отсрочки, то затраты при факторинговом обслуживании, в частности в нашем банке, составляют в среднем около 3,8% от суммы уступаемых требований
Руководитель проекта, Москва
Александр, добрый день. спасибо за комментарий к статье. отдельное спасибо за то, что пользуетесь факторингом.
Александр Лазарев пишет: Факторинг может быть выгоден следующим компаниям: * Фирмам, не имеющим на балансе имущества, которое можно было бы передать в залог при кредитовании (например, торговым или сервисным). * Крупным предприятиям (позволяет уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской). Это выгодно, если, например, предприятие планирует привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий проблема дебиторской задолженности и ее сокращения всегда актуальна.
Александр, параметры, которые отмечены в статье, относятся к классическому факторингу с регрессом, где классический поставщик отгружает классическому дебитору по классической отсрочке платежа. Однако, хотелось бы отметить, что факторинг разнообразен и многолик. при помощи этого инструмента можно покрыть риски неоплаты со стороны покупателя, профинансировать заказы дебиторов (т.е. будущие денежные требования), получить 100% финансирование в адрес поставщиков, сюда можно также добавить экспортно-импортные операции и т.д. Дополнительно можно отметить, что факторинг применим не только по отношению к товарам, но и к услугам, любым услугам, начиная от лизинга персонала и заканчивая транспортными и логистическими услугами. Уверен, Вы, как пользователь факторинга, об этом знаете :)
Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

Да действительно :)
и факторинг прямых контрактов по логистике и перевозке
иногда пользую :)

просто - это тема сложновата для среднего бизнеса
а никто не занимается ее популяризацией.
для большинства - это слово вообще не известно

страшного тут ничего нет.
но те фин инсттитуты коорые факторингом занимаются нихрена
популяризацией его не занимаются
а потому сидят с малыми доходами..
в той же загранке ставки совершенно иные,
потому что спрос выше.
у нас расценки все таки драконовские :)

Руководитель проекта, Москва
Александр Лазарев пишет: Да действительно и факторинг прямых контрактов по логистике и перевозке иногда пользую
Александр, если не секрет, почему иногда? ведь в постоянстве Вы могли бы найти более удобные, гибкие и приемлемые для Вас условия.
просто - это тема сложновата для среднего бизнеса а никто не занимается ее популяризацией. для большинства - это слово вообще не известно
что слово не известно для большинства - к сожалению, согласен. рынок молод - всё впереди
страшного тут ничего нет. но те фин инсттитуты коорые факторингом занимаются нихрена популяризацией его не занимаются а потому сидят с малыми доходами.. в той же загранке ставки совершенно иные, потому что спрос выше. у нас расценки все таки драконовские
если Вы говорите о ставках, то они в России уже меньше ставок по кредитам (нужно смотреть либо по портфелю, либо по дебитору в отдельности) в этом также Россия отличилась от остального мира. плохо это или хорошо? не знаю, это просто есть
Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

если интересно пишите на lael@yandex.ru

можем обсудить конкретику
вдруг возьмете и денег дадите
под наши будущие доходы :)

Менеджер по маркетингу, Санкт-Петербург

Недавно появился первый блог о факторинге, хорошая площадка для обсуждения конкретных вопросов факторинга http://www.ifactoring.ru/

Руководитель управления, Москва
Медведев Антон пишет: Статья ни очем! я как sales банка, в том работаем с факторингом, хочу задать вопрос: А мораль то какая?
Как раз ''о чем''!:))) Как продавец продавцу! ;) Зачастую сталкиваюсь с менеджментом крупных компаний, полагающих, что знают все о факторинге, при этом оперирующими даже не вчерашними, а позавчерашними данными! А факторинг-то - гибкий инструмент, постоянно претерпевающий изменения. Для многих удивительный факт, что эффективная ставка по факторинговому финансированию может быть ниже, чем по корпоративному кредиту))) и стремится к ставке рефинансирования. Так что, побольше таких статей! Мурат - лучик света в ''темном царстве'' незнаний многогранных возможностей факторингового финансирования! ;)
Менеджер по маркетингу, Санкт-Петербург
Данное утверждение звучит как ''мифологема''. Стоимость факторинга может быть сопоставима со стоимостью кредита лишь в том случае, если этот факторинг не имеет никакой добавленной стоимости, когда не оцениваются риски по дебиторам, когда не проводится управление переданными активами, когда не ведется работа по сбору просроченной ''дебиторки''. Некоторые банки или факторинговые компании оказывают некачественные факторинговые услуги/не делают всего того, что под сбой подразумевает факторинг, который по природе своей является комплексом услуг, поэтому в последнее время мы наблюдаем такую тенденцию, что ряд компаний, единожды столкнувшихся с некачественными факторинговыми услугами, не испытывают доверия к этому инструменту.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть россиян проваливаются на стресс-интервью при трудоустройстве

Такую методику при отборе кандидатов использует почти каждый пятый работодатель. 

Компания Admitad раздаст 15% акций ключевым сотрудникам

Владелец компании рассчитывает, что это дополнительно усилит мотивацию команды работать с высокой эффективностью и поможет привлечь новых перспективных сотрудников.

Треть россиян работают удаленно из дома с детьми

При этом женщины остаются дома с детьми чаще мужчин – 76% против 24%.

Forbes опубликовал рейтинг лучших работодателей России

Forbes учитывал не только соцпакет, средние зарплаты и условия труда, но и экологический след компаний и их влияние на общество.