Что должен уметь делать продюсер?

На днях стало известно, что российский шоу-бизнес обзаведется собственным Голливудом: на базе киностудии «Мосфильм» появится комплекс сооружений, включающий огромное хранилище для реквизита, новый съемочный павильон, крупнейший в Европе, а также многозальный кинотеатр и парк развлечений. Создается впечатление, что вслед за огромными инвестициями в создание сетей кинотеатров российский капитал решился «взглянуть в корень» кинобизнеса. Инвесторы вкладывают деньги в российскую «фабрику грез», для которой потребуется множество новых профессиональных кадров, менеджеров, способных запускать новые проекты и обеспечивать прибыль. Профессия продюсера становится все более актуальной, и это при том, что специалисты в этой области чрезвычайно редки. В этой статье мы попробуем рассмотреть, что из себя представляет профессия продюсера и кто работает в ней сегодня.

Основной задачей продюсера является сопровождение творческого проекта от начала до конца, он – своего рода Project Manager. Главным отличием является то, что продюсер зачастую сам подыскивает проект, достойный приложения его энергии, либо генерирует идею, которую затем воплощает в жизнь. Продюсер – не просто менеджер, но и художник, и сплав двух этих начал определяет всю его работу.

Продюсеру необходимо знать, что привлечет внимание аудитории, а затем создать концепцию проекта и воплотить этот замысел. В этом состоит сходство работы продюсеров в любой отрасли. Далее начинаются различия. Так, по словам Ивана Суворова-Абрамова, генерального продюсера группы компаний «АГНИ», производящей программы, которые одновременно звучат в эфире различных радиостанций, продюсер в медиа-бизнесе - это прежде всего организатор процесса. На начальном этапе он организует сбор информации о предпочтениях и потребностях потребителей, привлекает маркетолога, который обрабатывает и анализирует эту информацию. Затем создается творческая команда, под программу привлекается ведущий, выбирается оформление и так далее. Затем следует адаптация продукта к целевой аудитории и общение с дистрибуторами этого продукта либо руководством канала о его правильном позиционировании.

«В шоу-бизнесе существует понятие «чуйка», то есть, чутье, без которого – никуда, - говорит Суворов. - В медиа-бизнесе это качество также важно: есть программы, про которые заранее можно полагать, что они «выстрелят», а есть проекты, берясь за которые ты идешь на риск. Но если в шоу-бизнесе нужно найти одного исполнителя из тысячи и угадать в нем будущую «звезду», то мы больше доверяем маркетинговым исследованиям».

Кроме того, продюсер должен разбираться во всех аспектах производства программы. «Так получалось, что мне приходилось создавать программы от начала до конца: придумать, написать сценарий, записать и смонтировать программу, получить готовый результат, а потом и продать его на радиостанции. Затем я стал набирать людей на каждый этап работы, так и образовалась компания. Конечно, продюсер – это, в первую очередь, руководитель проекта. И все же, профессионал может подменить любого из участников процесса на любой стадии. При этом профессиональных продюсеров на радио можно перечесть по пальцам. Их имена всем знакомы: Михаил Козырев, Юрий Аксюта. Это люди-радиостанции. Трудно сказать, откуда они берутся – в России на продюсеров не учат. Да, во ВГИКе есть факультет менеджмента в кино, но лично я не могу вспомнить ни одного настоящего профессионала, который вышел бы оттуда. Мы - из того поколения, которое начинало как ведущие и училось, в основном, своими силами», - говорит Суворов.

Среди основных качеств, необходимых продюсеру, Суворов называет «трудоголизм на грани нервного срыва: работать приходится и по двенадцать, и по четырнадцать часов в сутки, и голова продолжает работать постоянно. К этому нужно быть готовым».

Продюсер в большинстве случаев - не только управляющий и исполнитель, но и риск-менеджер проекта. В то же время, он – игрок, зависящий от множества неподвластных ему обстоятельств. «Со стороны создается впечатление, что это такое же серьезное занятие, как торговля нефтью, - утверждает Александр Шульгин , один из известнейших продюсеров российской поп-сцены. - Но в реальности шоу-бизнес непредсказуем и чем-то похож на игру в рулетку. Можно заработать кучу денег без больших вложений, а можно проиграть все». Поэтому продюсер обязан всегда быть на шаг впереди ситуации. Важно уметь отказываться от продолжения проекта в момент, когда твое детище перестает приносить моральные либо материальные дивиденды. Это заставляет постоянно работать над разными проектами либо запускать новые сразу после окончания старых. В этой игре, по словам Ивана Суворова-Абрамова, во многом и состоит сложность и прелесть этой профессии.

Глава компании Icon Management Влад Давыдов , который выступал в качестве директора певицы Жасмин и исполнительного продюсера Арианы, считает, что происходит смешение понятий: «В музыкальной индустрии продюсер – это человек, который реализует свои творческие амбиции через конкретного исполнителя. Он пишет песни, создает определенное звучание и так далее. А коммерческими вопросами занимаются так называемые менеджеры. Понятие 'продюсер' в значении 'менеджер шоу-проекта' пришло из кинематографии, я бы добавил – из западной кинематографии». Свою работу по развитию того или иного музыкального проекта Давыдов характеризует достаточно образно: «Когда работаешь с настоящим музыкантом, ты стараешься модерировать и направлять Божий дар, думать о коммерческих перспективах артиста - и при этом уважать его. Настоящий талант – это как магма, которая наполняет Землю и время от времени прорывается через вулканы. А тебе необходимо направлять эту магму в коммерчески выгодное русло».

По мнению Давыдова, среди продюсеров-менеджеров российского шоу-бизнеса нет профессиональных кадров – все известные личности добились успеха за счет умения работать с «социальным капиталом»: умения находить партнеров, договариваться с людьми, убеждать инвесторов, спонсоров, владельцев компаний звукозаписи и концертных площадок в том, что проект принесет им выгоду. Дар убеждения важен и потому, что шоу-бизнес – довольно непредсказуемое занятие: «Приходится рисковать, всегда зависишь от обстоятельств, повлиять на которые невозможно. Потери от одного сорванного концерта могут составить $30-40 тыс, и это в самом лучшем случае. Невозможно предугадать опоздание самолета, на котором прилетает артист, или события с «Норд-Остом», из-за которых в прошлом году отменилось множество мероприятий».

Риск потерять вложенные деньги присутствует во всех сферах entertainment-индустрии. Так, в российском кинобизнесе большинство картин по-прежнему не окупают затрат. «Картина рынка меняется мало: как и несколько лет назад, большинство российских фильмов готовятся лишь в расчете на фестивальный успех, - говорит управляющий кинопрокатом компании «Ист-Вест» Антон Сиренко. – Правда, некоторые авторы и продюсеры стали ориентироваться на зрительские запросы, с чем и связано появление в последнее время ряда коммерчески успешных фильмов. Речь, конечно, не о блокбастерах голливудского образца. Не стоит обманываться: вряд ли в России можно сделать частный кинопроект с бюджетом в $100 млн. Картины Никиты Михалкова – не в счет, поскольку их спонсировало государство».

Сиренко полагает, что российскому кино стоит сфокусироваться на том, что у него хорошо получается, то есть, на относительно малобюджетных картинах с узнаваемыми персонажами и модным сюжетом: «Конечно, зритель благодарен, когда видит что-то родное. Востребованы молодежные комедии, поскольку для тинейджеров чрезвычайно важно «узнавание» героев и ситуаций. По-прежнему популярна криминальная тематика. Например, в большинстве фильмов Сергея Сельянова она так или иначе присутствует. Значит, этот формат востребован. Не стоит пытаться снять в России вторую «Матрицу»: главная проблема нынешнего российского кинематографа – высокие амбиции и непонимание своих реальных возможностей».

Режиссер и продюсер Сергей Сельянов, директор кинокомпании СТВ, - человек, которого журнал «Эксперт» в феврале 2003 года назвал «единственным российским продюсером, чье имя стало брендом в области кинопроизводства». Его компания создала целый ряд успешных фильмов, таких как «Брат-I» и «Брат-II», «Кукушка», «Олигарх», «Бумер» и другие. Сельянов говорит, что тратит больше времени на продюсерскую работу, чем на производство картины: «Продвижение фильма забирает у меня в два-три раза больше времени, чем создание. Я бы предпочел передать это компаниям, специализирующимся на русском кино, но таковых пока нет. Это следствие отсутствия индустрии, отсутствия компаний, которые профессионально занимались бы продюссированием».

В то же время, СТВ пользуется услугами сторонних прокатчиков, в первую очередь – компании «Интерсинема», руководителя которой Раису Фомину сам Сельянов считает «лучшей в России по продвижению русских картин на зарубежных кинофестивалях и кинорынках». «Интерсинема» занималась продажей и продвижением на Западе получившего венецианских «Львов» фильма «Возвращение» (студия «REN-фильм»), который вывел режиссера фильма Андрея Звягинцева и его продюсера Дмитрия Лесневского на высоту международного признания. И все же, по признанию всех участвовавших в работе над картиной, никто не мог заранее ждать такого успеха. Для продюсера важно верить в проект, в его команду и режиссера, активно заниматься рекламой и продвижением – но удача все равно всегда приходит неожиданно.

Производство картины – дело более чем рисковое. Невысокие затраты на производство фильма могут обернуться высокой прибылью, а может произойти и наоборот. Задача продюсера – найти идею и тех, кто ее будет реализовывать, привлечь деньги под производство, довести проект до конца – а затем удачно продать. Далее в дело вступают прокатчики. По оценке Антона Сиренко, полноценный прокат картины – весьма дорогостоящее занятие: один рекламный бюджет может превышать $200 тыс (столько тратится на рекламу западных высокобюджетных фильмов в России). Затем, для любой картины, от которой ожидают коммерческой отдачи, создается не менее ста копий, что с дубляжными расходами может стоить $130-150 тыс. Следовательно, общие расходы прокатчика составят минимум $350 тыс. Чтобы рисковать такими деньгами, прокатчику необходимы очень веские аргументы, и именно продюсер должен их представить.

В этой связи интересно взглянуть на то, каких людей набирают компании, профессионально занимающиеся постановкой и продюсированием творческих проектов. При подборе кадров в продюсерскую команду постоянно возникает вопрос: кто будет лучше в ней работать – творческие люди, которых нужно обучить бизнесу, или люди, работающие в бизнесе, но со склонностью к креативу. Дмитрий Неткач, исполнительный директор компании Netkach Networks , отдает предпочтение последним. В его компании нет выходцев из ГИТИСа и других творческих вузов, практически все его сотрудники ранее работали на позициях, связанных с PR и маркетингом. «Это – профессиональные менеджеры, которых мы доучили до понимания того, как работает рынок развлечений», - говорит Неткач.

Что определяет успех продюсера и его проекта? По мнению Неткача, это – догадка чистой воды: правильное попадание в контекст сегодняшнего рынка и понимание того, какой продукт будет на нем востребован. «Это работа стратегического плана. В индустрии развлечений продукты устаревают очень быстро, и часто бывает так, что во время подготовки проекта выясняется, что он уже устарел, либо появилось что-то похожее. Поэтому необходимо видеть направление развития интересов публики. Это близко тому, что делается в брендинге. Когда бренд создается с претензией на 'звездность', это очень похоже на то, как создается креативный продукт».

«Продюсер в любом направлении entertainment-индустрии – это человек, о котором правильнее всего сказать, что он делает все, - полагает Дмитрий Неткач. – В России часто случается, что кто-то приносит свою идею продюсеру, как правило, с целью получить ее финансирование. В классическом понимании продюсер – это человек, который сам идею и рождает, он постоянно пребывает в поиске идей. Затем наступает момент превращения идеи в проект, который всегда предшествует окончательному принятию решения о запуске проекта в производство. И только после этого происходит подбор команды, кастинг актеров и все остальное. Именно продюсер держит в уме всю картину происходящего, обеспечивает адекватное воплощение замысла. Иногда такой картиной обладает и режиссер, но он работает преимущественно в сфере творческих решений, а продюсер – еще и в сфере продаж. В российских условиях он порой должен удерживать режиссера от порывов самореализации, уводящих проект из коммерческой области. Самое важное в профессии продюсера – баланс «лирики» и «математики»: необходимо постоянно иметь в виду и быстро оценивать различные сценарии того, как творчество станет деньгами. И все-таки, продюсер - это не профессия. Это, скорее, искусство».

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие. 

Владелец «Л’Этуаль» полностью выкупил сеть магазинов косметики «Подружка»

В России работает 287 магазинов сети «Подружка».

Стать предпринимателем пробовал каждый третий в мире

Доля заинтересованных в развитии своего бизнеса выше в странах Латинской Америки и в Индии, ниже — в Японии, Нидерландах, Бельгии, Швеции.