Автолизинг в России: время перемен

Федеральный закон №158 может повлиять на развитие автолизинга

Подписанный 22 июля 2008 года Президентом РФ Дмитрием Медведевым Федеральный закон № 158 может серьезно повлиять на развитие лизингового рынка автотранспорта. В связи с новыми изменениями в некоторых статьях налогового кодекса с 01.01.2009 налогоплательщики больше не смогут применять к основной норме амортизации специальный коэффициент в отношении автомобилей, относящихся к третьей амортизационной группе и являющихся предметом договора финансовой аренды (лизинга). А ведь именно эта категория автомобилей один из наиболее популярных предметов лизинга.

Таким образом, участники лизингового рынка могут утратить одно из преимуществ лизинговых сделок в наиболее ликвидном и развитом сегменте – лизинг легковых автомобилей.

С одной стороны можно найти объяснения подобным действиям нашего правительства. Использование налоговых льгот позволило за последние несколько лет совершить значительный прорыв в развитии лизинга. Очень многие теперь отдают предпочтение данному финансовому инструменту. Причем именно возможность применения ускоренного коэффициента амортизации послужила причиной обращения к лизингу. Впоследствии по мере развития рынка лизинговые компании начали предлагать своим клиентам более высокий уровень сервиса, предоставляя кроме финансирования и возможности получения налоговых льгот дополнительные услуги. Лизингодатели, стараясь не обременять своих клиентов, начали самостоятельно заниматься страхованием предметов лизинга и их регистрацией в государственных органах (при необходимости), доставкой и транспортировкой, таможенным оформлением. Создаются совместные продукты лизинговых компаний с ведущими автопроизводителями, позволяющие приобретать легковые автомобили в лизинг на более привлекательных условиях. То есть клиенты смогли ощутить дополнительные преимущества лизинга помимо налоговых. Когда лизинговый рынок стал достаточно развитым, особенно лизинг легковых автомобилей, многие лизингополучатели стали использовать этот инструмент в первую очередь из-за удобства, а не с целью налоговой оптимизации. И вот сейчас начали появляться первые сделки оперативного лизинга, в которых не используется специальный коэффициент. Вроде вполне логично избавиться от этой прерогативы. Но остается один вопрос. Не рано ли?

Достиг ли лизинговый рынок необходимого уровня развития, чтобы можно было исключить одно из ключевых преимуществ этого финансового инструмента? На мой взгляд, еще нет. Рынок автолизинга развит достаточно сильно, особенно, в сравнении с другими лизинговыми сегментами, но если сравнивать с европейскими странами, то нам есть, куда расти. Продукты российских компаний пока отличаются от подобных, имеющихся за рубежом как по цене, так и уровню сервиса.

Время подобных перемен, на мой взгляд, выбрано неудачное. Во-первых, рынок находится в стадии роста, и еще не достиг этапа зрелости, когда можно было бы вводить подобные меры. Во-вторых. 2008 год не самый удачный для этого и с точки зрения финансовой ситуации. За предыдущие восемь лет ситуация с привлечением денежных ресурсов улучшалось. Ставка рефинансирования значительно снизилась за этот период, установив своеобразный рекорд в начале 2008 года в размере 10%. Многие лизинговые компании смогли значительно снизить долговую нагрузку за счет рефинансирования старых сделок. Но в этом году ситуация поменялась. Ставка рефинансирования начала постепенно расти, а кредитные ресурсы стали значительно дороже. Августовский финансовый кризис еще больше усугубил ситуацию, когда многие банки приостановили кредитование лизинговых компаний и повысили ставки. И тут самое время начать помогать лизингу, но мы видим немного обратные меры. При этом следует отдать должное лизингополучателям. Среди них почти не наблюдается паники. Они восприняли с пониманием изменение условий лизинга. И не отказались от сотрудничества, несмотря на более высокие требования по авансовому платежу и более высокое удорожание лизингового договора. Лизинг стал для многих уже удобным и главное привычным инструментом. Клиенты понимают, что происходящие изменения случились отнюдь не по воли лизингодателей. В-третьих, сама ситуация с налогообложением. В правительстве довольно долго обсуждали возможность снижения ставки по НДС, но пока законопроекта нет. Если бы НДС снизили, то подобная мера в отношение амортизации, наверняка, осталось бы незамеченной и не вызвала бы изменение ситуации. Снижение НДС, кроме того, способствовало бы дальнейшему развитию лизинга.

Какие могут быть в связи с этим перспективы?

На мой взгляд, перспективы две.

Во-первых, нам все-таки стоит ожидать снижения темпов роста лизинга легковых автомобилей. Если ситуация с кредитованием лизинговых компаний останется достаточно сложной, то эти сложности коснутся в первую очередь малый и средний бизнес. Именно им будет труднее всего извлекать собственные ресурсы для более высоких авансовых платежей. А ведь именно на этот сегмент в последнее время и приходится львиная доля «розничных» сделок.

Во-вторых, лизингодателям придется уделить ключевое внимание качеству обслуживания клиентов, сервису и дополнительным услугам. Именно за счет того, что лизинговая компания способна брать различные заботы клиента на себя, популярность лизинга может сохраниться.

На первый план в этом случае может выйти оперативный лизинг. И вот в этом можно проследить некую логику подобных изменений. В нашей стране единственным более или менее развитым сегментом оперативного лизинга является автотранспорт. И он имеет высокий потенциал развития. Отмена коэффициентов ускоренной амортизации для автомобилей, относящихся к третьей амортизационной группе, в какой-то мере приравняет финансовый и оперативный лизинг. И в этом случае клиент будет делать свой выбор в пользу наиболее удобного для него лизингового инструмента. Это понимают и лизинговые компании. Многие из них уже серьезно задумались о развитии этого продукта. Среди основных игроков можно выделить ALD-Automotive и Arval. Из российских компаний активно занимается «СТОУН-АВТО». Приступили к работе в этом направлении также ONZA (ранее «Атлан-М Лизинг»), «Индепендент Лизинг» и «Вектор-Лизинг».

Еще одним положительным моментом для развития оперативного лизинга в России может служить другое изменение в налоговом кодексе. С 01.01.09 не будет использоваться понижающий коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, имеющих первоначальную стоимость более 600 000 рублей и 800 000 рублей. Теперь арендодатель сможет быстрее амортизировать автомобили, чем ранее.

Подводя итоги, стоит отметить, что в будущем, скорее всего, нам стоит ожидать снижения темпов роста лизинга легковых автомобилей и повышения качества услуг. Жаль, что положительные изменения будут происходить «не от хорошей жизни». Гораздо эффективнее было бы, если бы государство поспособствовало дальнейшему развитию лизинга и в частности оперативного лизинга. Узаконивание самого понятие «оперативный лизинг» и сдвиги в стороны снижения НДС позволили бы российскому лизингу приблизиться к европейским стандартам. И тогда, нам бы удалось значительно уменьшить последствия финансового кризиса. Развитие рынка автолизинга в России и дальше проходило бы нарастающими темпами.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.