Русская Школа Управления

Директор по организационному развитию

09:00 22 декабря 2025 16:00 27 марта 2026
ОТРАСЛЬ:
Образование
ФОРМАТ:
Дистанционный

Разработка стратегии компании

  • Что такое стратегия? Школы стратегии. Что не является стратегией
  • Какой оптимальный срок для стратегии. 1-3-10 лет?
  • Есть ли сейчас смысл в стратегии на 5 и 10 лет?
  • Инструменты для разработки стратегии вашей компании: от 1 года до 10 лет.
  • Ключевое различие стратегии и планирования.
  • Главная задача любой компании.
  • Две основные области бизнеса, которые принесут вам рост и прибыль.
  • Примеры и разбор прорывных стратегий компаний.
  • Разработка стратегии компании. Определение отправной точки А. Выбор точки B на основе гипотез. 
  • Построение плана и системы реализации стратегии.
  • Разбор на 360°: Как проводить стратегические сессии. Участники, формат и длительность.
  • Как связать стратегию бизнеса и её исполнение. 
  • Практика: Строим карту целей. Определяем ответственных за цели. Внедряем ритм совещаний.
  • Ключевые сигналы для пересмотра стратегии. Как часто надо пересматривать стратегию.
  • Какой оптимальный ритм стратегических апдейтов.
  • Мифы о стратегии: частые заблуждения предпринимателей и руководителей в разговорах о стратегии.
  • Об ошибках: Разбираем на примерах ключевые ошибки в стратегическом планировании.

Маркетинг как связующее звено для всех функций бизнеса

  • Что такое маркетинг сегодня, и что точно маркетингом не является. Маркетинг как логика управления бизнесом через клиента.
  • Почему маркетинг — это про стратегию, а не про картинку и рекламу. Стратегический маркетинг – что это и зачем он не маркетологам.
  • Клиент как центр стратегии вашего бизнеса в современных условиях.
  • Что изменилось в поведении клиентов, и почему теперь «впихнуть» не работает.
  • Типы клиентов. Как бизнесу понимать, с кем он работает на самом деле.
  • Практика: Создаём карту целевых сегментов и потребностей.
  • Маркетинг как скелет всех других функциональных подстратегий.
  • Связь маркетинга с продажами, производством, финансами и HR.
  • Практика: Построение «сквозной логики» — от клиента до внутренних производственных бизнес-процессов.
  • Построение маркетинговой стратегии. Цепочка формирования функциональной стратегии маркетинга: от анализа клиента до обратной связи и изменений.
  • Как оценить зрелость маркетинговой функции в компании.
  • Маркетинговая стратегия — как она выглядит на одном листе (структура документа).
  • Практика: Начинаем строить каркас своей функциональной стратегии.
  • Маркетинг как система сигналов. Как через анализ поведения клиентов оценивать эффективность функций.
  • Продажи идут, а прибыль падает — что говорит маркетинг? Клиенты уходят — в какой момент это началось? Почему отдел маркетинга — «центр разведки» для всей компании.
  • Что смотреть и замерять: ключевые маркетинговые метрики, полезные НЕ только маркетологам.
  • Практика: Разбор своей компании — какие сигналы мы не замечаем.
  • Как встроить маркетинг в стратегическое управление. Как сделать маркетинг не «отделом», а способом мышления всех сотрудников.
  • Как CEO, CFO, HRD, CPO должны «работать с маркетингом», понимать свою роль в маркетинге компании.
  • Формирование карты функциональных подстратегий, выходящих из клиентской логики.
  • Практика: Связываем свои функции с маркетингом – простая командная модель.
  • Работа в мини-группах: каждая функция описывает, как изменит свою стратегию, исходя из клиента.
  • Формирование итоговой карты согласованных целей и действий между функциями.
  • Выводы: что будет, если маркетинг исключить – и как всё рушится.

Корпоративная культура как точка увеличения прибыли

  • Зачем культуре бизнес-результаты? 
  • Исследования: культура и рост выручки.
  • Кейсы: Danaher и Southwest Airlines (США), Тинькофф Банк (Россия), Patagonia (Великобритания).
  • Диагностика культуры. Инструменты оценки.
  • Практика: определите тип вашей культуры (по Кэмерону и Куинну).
  • Как культура влияет на выручку и удержание.
  • Механизмы влияния (мотивация, инициативность, клиентоориентированность).
  • Критерий коммерческого успеха: совпадение корпоративной культуры компании с потребностями клиентов.
  • Инструменты: ценности, ритуалы, поведенческие стандарты.
  • Создание и трансформация культуры. Этапы и ошибки.
  • Домашние кейсы - участники делятся своими кейсами с аудиторией.
  • План роста культуры = план роста выручки.
  • Работа с обратной связью. Алгоритм: от выявления ценностей.

Финансовая стратегия компании

  • Введение: Зачем бизнесу финансовая стратегия.
  • Разминка: Упражнение «Финансовые боли моей компании».
  • Финансовая стратегия: что такое и из чего состоит, кому и зачем?
  • Связь финансовой стратегии с общей стратегией компании.
  • Типичная финансовая политика компании.
  • История компании, которая разорилась из-за плохой финансовой стратегии (два реальных примера).
  • Финансовая управляемость бизнеса: от реактивности к проактивности.
  • Уверенное превентивное управление финансовыми результатами бизнеса по 4 показателям.
  • Инструменты финансового управления: какие существуют и как их внедрить.
  • Финансовый «мотор» компании: 3-мерная модель VS плоские P-L, Cash Flow, Balance.
  • Финансовые парадоксы: модель точки безубыточности не работает; постоянные затраты управляют потребностью оборотных средств.
  • Быстрая и точная консолидация финансовых результатов в группе компаний.
  • Выручка, прибыль и деньги: управляем критическими точками.
  • Управление финансовым циклом и ликвидностью: как избежать кассовых разрывов.
  • Рентабельность vs. Оборот: что важнее?
  • История: Компания увеличила выручку, но осталась без денег — почему?
  • Модель: Цена – Эластичность (спроса) – Прибыль: для принятия решений и уверенного управления результатами.
  • Упражнение: По какой цене принимать заказы, чтобы зарабатывать даже на убыточных
  • Финансовая стратегия роста и антикризисного управления.
  • Управление расходами без ущерба для роста. Оптимизация затрат.
  • Инвестиции в развитие и рост: как использовать ROI, ROMI.
  • Антикризисное управление: метод выбора действенных решений, результативность типовых решений.
  • Типичные стратегические ошибки в управлении финансами компании.
  • От теории — к действиям: закрепление на практических упражнениях.
  • Кейс-упражнение: участники решают задачу по доходам и расходам с последующим разбором.
  • Групповое обсуждение: какие решения нужно принять, чтобы получить нужный финансовый результат.
  • Групповая работа: создание чек-листа плана внедрения финансовой стратегии в своей компании.
  • Рефлексия: что из программы можно применить уже завтра.

Управление изменениями

  • Природа изменений. Что такое организационная инициатива и какой ценностью для организации обладает вовремя разработанное и внедренное бизнес-изменение. 
  • Виды корпоративных изменений: естественные и искусственные изменения и подходы к ним. Планирование и реализация стратегий управления изменениями в организационной среде.
  • Диагностический практикум: «Готовность руководителя к изменениям».
  • Персонал и изменения. Ключевые элементы изменений: люди, мотивация и информирование.
  • Роль персонала в корпоративных изменениях. Причины сопротивления изменениям. Группы сотрудников в соответствии с их отношением к изменениям, а также агенты перемен.
  • Практикум: «Матрица подходов к разным типам сотрудников при инициативе изменений».
  • Проведение изменений. Модели и ключевые подходы к внедрению изменения в организации, подходы К. Левина, Джеффри Хаятта (ADKAR), Кублер-Росс и др.
  • Этапы восприятия изменений и поведение сотрудников на каждом из этапов.
  • Формирование наиболее эффективной стратегии управления изменениями и роль лидера на каждом этапе изменений.
  • Практикум: «Строим коммуникационную модель поэтапного внедрения изменения в производственной компании».

Анализ бизнес-процессов предприятия

  • Цели и задачи анализа бизнес-процессов на предприятии.
  • Примеры неочевидных сценариев для анализа процессов.
  • Подготовка к анализу.
  • Анализ процессов: методы анализа
  • Анализ процессов: основные метрики
  • Документальный анализ
  • Интервью с сотрудниками
  • Разработка каталога бизнес-процессов
  • Выявление ключевых процессов организации
  • Наблюдение и выявление «теневых» процессов.
  • Моделирование ключевых процессов в схемах «Как есть».
  • Выявление владельцев процесса (и ответственных за этапы) 
  • Выявление реально-используемых ресурсов для каждого этапа.
  • Описание каждого этапа в процессе
  • Декомпозиция процессов. Подпроцессы и смежные процессы. Переключение с одного процесса на другой.
  • Анкетирование руководителей компании и стейкхолдеров анализа
  • Разработка улучшений. Генерация идей
  • Варианты оптимизации: упрощение, автоматизация, стандартизация, аутсорсинг.
  • Моделирование схем процессов «как должно быть» 
  • Выбор методик для прозрачного контроля и внедрения изменений
  • Оценка ROI (сколько сэкономит компания после оптимизации).
  • Оценка рисков изменений бизнес-процессов.
  • Создание регламентов на основе схем бизнес-процессов
  • Внедрение
  • Фиксация показателей эффективности через 1 месяц после внедрения
  • Важность регулярного аудита и корректировок
  • Практика: Создание шаблона письма-поддержки от руководства своей компании
  • Практика: Создание каталога процессов для внедрения CRM-системы
  • Практика: Упрощение процесса
  • Практика: Задача на оценку ROI
  • Практика: Создание матрицы рисков (влияние рисков друг на друга в рамках компании)

Стратегическое управление процессами — внедрение процессного управления

  • От целей организации через процессы к ее оргструктуре.
  • Стратегическое управление бизнес-процессами.
  • Подходы к управлению (по целям, проектное управление, процессное управлени).
  • Процессный подход к управлению компанией.
  • Уровни ответственности/управления и классификация процессов по уровню (глубине) детализации.
  • Классификация процессов по видам деятельности (основные, вспомогательные, развития и управления).
  • Ландшафт процессов/Модель процессов верхнего уровня (ПВУ) и архитектура процессов.
  • Построение модели процессов верхнего уровня (ПВУ)/карты-ландшафта процессов компании, подходы и приемы корректного выделения различных групп процессов, моделирование «сверху вниз».
  • Дорожная карта внедрения процессного управления в компании.
  • Процессные органы управления. Процессный офис и комитет.
  • Диагностика процессов: Уровни зрелости процессов (шкала Forrester Research) и уровня здоровья процессов.
  • Выбор процесса для первоочередной оптимизации.
  • Процессная методология (вкл. документ «Соглашения по моделированию процессов») и Программное обеспечение (ПО).
  • Пилотный (типовой) проект по оптимизация любого бизнес-процесса.
  • Запуск практики непрерывного совершенствования процессов.
  • Классификация процессов (по направлениям деятельности, по глубине детализации, as is и to be).

Описание, оптимизация и регламентация бизнес-процессов

  • Процесс и его окружение (границы, входы, выходы-продукты, потребитель, КПЭ и т.д.).
  • Ролевая концепция управления процессом.
  • Основные (зарабатывающие) процессы компании.
  • Сквозные и кросс-функциональные процессы.
  • Технология описания процессов.
  • Кратко о нотациях моделирования процессов (BPMN, ARIS VAD, ARIS eEPC, IDEF0, блок-схема, кросс-функциональная блок-схема/swim lanes).
  • Обзор нотации BPMN 2.0 (история, назначение и базовые элементы).
  • Моделирование бизнес-процесса в нотации BPMN.
  • Обзор процессно-ориентированного программного обеспечения (ПО).
  • Моделирование архитектуры компании (цели, продукты, оргструктура, процессы, проекты, ИТ-системы, риски, проблемы и т.д.).
  • Технология внедрения бизнес-процесса.
  • Подходы к оптимизации процессов (реинжиниринг и кайдзен).
  • Объекты анализа и оптимизации в процессе (что анализируем).
  • Трансформация проблем процессов в мероприятия по оптимизации.
  • Виды регламентирующих документов (регламент, рабочая инструкция, положение о подразделение, должностная инструкция).
  • Регламентация процесса на основе моделей процессов, генерация произвольных документов из репозитория.
  • Цикл непрерывного совершенствования процессов Деминга (цикл PDCA), менеджмент идей и поддержка практики непрерывного совершенствования процессов.
  • Группы показателей процессов (процесса, продукта и удовлетворенности клиента).
  • Управление бизнес-процессами на основании их метрик (вкл. мониторинг).
  • Работа с сопротивлением внедрению процессного подхода к управлению.
  • Формирование успешных процессных команд.

Бизнес-процесс: проектирование и настройка на потребителя

  • Причины появления процессного подхода.
  • Хорошие практики процессного подхода.
  • Практика: Идентификация процессов, ориентированных на потребителя (COP — customer oriented process). Диаграмма «Осьминог».
  • Практика: Диаграмма «Черепаха».
  • Ключевые характеристики выхода процесса. Идентификация измерение и анализ.
  • Практика: Идентификация, измерение и анализ ключевых характеристик.
  • Источники рисков, присущих процессу и его ключевые операции (КО).
  • Практика: КО → Функция КО → Отказ КО → Последствия.
  • Причины отказа ключевых операций процесса.
  • Практика: Определение причин отказа КО процесса.
  • Управление ключевыми операциями.
  • Практика: Оценивание риска для причин отказа КО.
  • Практика: Мероприятия для снижения уровня рисков КО.
  • Практика: Разработка Плана управления для КО.
  • Риск-ориентированный подход для процесса «Маркетинг» и для процесса «Закупки». Примеры.

Практика внедрения процессного подхода и международных стандартов. Процесс решения проблем

  • Операционная стратегия «Решение проблем процесса». Цикл Деминга PDCA и цикл компании форд «8D».
  • Практика: Разработка корректирующих действий (цикл PDCA).
  • Практика: Анализ поля сил (факторов), движущих и сдерживающих реализацию процесса решения проблем.
  • Практика: Выбор операционной стратегии процесса.
  • Последовательность внедрения системы менеджмента качества, отвечающей требованиям ISO 9001:2015.
  • Связь измерения и анализа с детализацией процесса. Измерение результативности процессов.
  • Документирование процессов. Краткий обзор методов стандартизации (регламентации) процессов.

Улучшение качества менеджмента

  • Система управления.
  • Практикум. Качественный менеджмент. Анализ проблемного поля.
  • Оценка руководителей всех уровней.
  • Практикум. Принятие решений на основе данных.
  • Проектирование продуктов и систем управления.
  • Практикум. Ресурсно-целевое моделирование. 
  • Реинжиниринг процессов с помощью компьютерного моделирования.
  • Особенности управления в условиях неопределенности.
  • Стратегия и цифровая трансформация.
  • Современный организационный дизайн. Молекулы рынка.
  • Стратегия как конфигурирование ресурсов предприятия.
  • Цифровая экономика. Конкурентоспособность в цифровом мире.
  • Цифровая трансформация бизнеса.
  • Практикум. Компетенции руководителей цифровых компаний.

Повышение операционной эффективности компании в условиях нестабильного рынка

  • Построение сбалансированной системы показателей для компаний слушателей с использованием технологии BSC.
  • Практика: Выделения базовых конкурентных преимуществ и ключевых факторов успеха бизнеса.
  • Практика: Операционная эффективность бизнеса - эффективность в финансах.
  • Рассмотрение основных направлений оптимизации бизнес-процессов и сокращение издержек.
  • Практика: Анализ организационной структуры (на примере кейса) и выделение направлений для реструктуризации.
  • Практика: Процессы. Регламенты. Разработка паспорта позиции/описания должности.
  • Определение путей устойчивого развития.
  • Организация системы управления рисками.
  • Методы увеличения дохода в условиях кризисных ожиданий.
  • Анализ возможных инициатив, направленных на увеличение выручки для компаний слушателей.
  • Методы снижения себестоимости и сокращения потерь.
  • Разработка плана сокращения затрат (потерь) для своих компаний, схемы мотивации персонала на сокращение затрат.
  • Управление изменениями.
  • Мотивация персонала.
  • Практика: Формирование ключевых показателей результативности и эффективности ТОП-менеджмента в ходе проекта повышения операционной эффективности.
  • Построение системы KPI для различных подразделений компании. Рассмотрение способов разработки и оценки KPI.

Управление жизненным циклом сотрудника

  • Понятие жизненного цикла. Карьерная лестница и карьерная спираль.
  • Фазы развития организационного мышления. Профессиональные, личностные и концептуальные компетенции. Путь от эксперта к руководителю.
  • Практикум: Диагностика уровня развития организационного мышления сотрудника.
  • Жизненный цикл сотрудника в организации. Управление персоналом на основе модели жизненного цикла. 
  • Практикум: Диагностика фазы жизненного цикла.
  • Управление сотрудниками в рамках деятельностного подхода к личности. Диагностика ключевых параметров личности сотрудника на собеседовании.
  • Мотивационный профиль личности. Личностное развитие в зрелости. Возрастные особенности сотрудников.
  • Управление деятельностью сотрудников на разных этапах жизненного цикла. 
  • Практикум: Разработка карты деятельности сотрудников.
  • Механика оценки соответствия сотрудника занимаемой должности.

Организация подготовки и проведения совещаний

  • Понятие совещания, определяем важное: почему совещания не приносят результата.
  • Кейс «Как добиться выполнения плана?»
  • Как четко определить задачи и написать сценарий совещания.
  • Кейс «Первое совещание нового директора».
  • Подготовка нужных выступлений и презентаций.
  • Главные вопросы подготовки к совещанию.
  • Виды совещаний, разбираем на примерах.
  • Инструменты совещаний. Компоненты эффективного совещания.
  • Кейс «Коллективно принятие решение в непростой ситуации. Миф или реальность?».
  • Как справиться с волнением и чувствовать себя увереннее.
  • Как обеспечить выполнение принятых на совещании решений.

Интенсивное развитие компании: инновационные проекты и стартапы

  • Сферы инновационного развития. Инновационная стратегия, новые продукты и сервисы, прорывные бизнес-модели, технологическое новаторство.
  • Фабрика инноваций. Создание интенсивного процесса генерирования и реализации новых идей. Как перейти от разовых задумок к полноценной системе.
  • Управление портфелем инновационных проектов. Как не скатиться в бюрократию, но обеспечить надежность и прозрачность инновационных проектов.
  • Стартап. Как запустить настоящий стартап в действующей компании, ведь это не просто проект или создание бизнеса.
  • Риски. Стремление к риску, как основа настоящих прорывов. Риски несут угрозу потерь, но открывают серьезные возможности роста и развития.
СТОИМОСТЬ: 195000 руб.
Зарегистрироваться
Контакты
КОНТАКТНОЕ ЛИЦО:
Рукина Дарья
КОНТАКТНЫЙ EMAIL:
guseva@uprav.ru
КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН:
+7 (495) 980-57-28
Расскажите коллегам: