Вадим Портных: Управление бизнесом организации. Система координат

 

Вадим Портных

Цель этой статьи объединить в общей концепции все категории, процессы и инструменты управления бизнесом организации. Построенная таким образом модель по сути становится понятной системой координат управления бизнесом, актуальность разработки которой признается уже несколько последних десятилетий как теоретиками, так и практиками бизнеса.

Прежде всего необходимо отчетливо понять что такое бизнес.

Надо отметить, что понятие бизнес существует на трех уровнях: всеобщем, отраслевом и бизнесе отдельной компании.

Первый уровень бизнеса - это уровень бизнеса как вида человеческой деятельности.

Бизнес – это исторически сложившийся вид человеческой деятельности, целью которого является получение прибыли через реализацию ресурсов для создания продуктов и услуг, востребованных рынком.

Понятие «отраслевой бизнес» подразумевает совокупность компаний одной отрасли, обладающую характерными свойствами, как то объемом отраслевого рынка, силой конкуренции в отрасли, характерной прибыльностью отраслевого бизнеса.

Бизнес отдельной организации (компании), являясь его первичным звеном, представляет собой конструкцию из конкретных людей, материальных объектов и отношений, цель которой производство прибыли для владельцев и наемных работников.

Когда эта конструкция собрана, она начинает жить в среде регуляторов, поставщиков, потребителей. В процессе функционирования проявляется ее эффективность. Необходимо корректировать эту систему в процессе жизнедеятельности с целью повышения эффективности различными путями:

  • перемещать ее в другую, более благоприятную, среду;
  • улучшать существующую среду;
  • менять систему построения конструкции;
  • менять (улучшать) элементы конструкции;
  • оптимизировать систему управления конструкции.

У каждого успешного лидера бизнеса существует своя система понимания и управления бизнесом, которая в его сознании в той или иной степени формализована. Он понимает чем управляет, какие основные ключевые факторы успеха, точки приложения усилий, что необходимо делать, чтобы его бизнес был успешен сегодня и в будущем.

Путаница в понятиях, много несвязанных между собой концепций, описывающих лишь отдельные части бизнеса, масса инструментов анализа, планирования и организации бизнеса – вот с чем сталкивается современный бизнесмен. Ему необходима ясная логично построенная парадигма в которой бы нашли отражение все категории бизнеса и системы управления им.

Мы предлагаем следующий подход.

Объективно прибыль определяется тремя категориями:

  • емкостью рынка, т.е. объемом денег, которые покупатели платят за товары этого рынка;
  • долей компании на рынке, т.е. отношением объема продаж компании к емкости рынка;
  • прибыльностью компании, т.е. отношением прибыли к объемам продаж компании.

Таким образом, математически универсальная формула прибыли, завязанная на рынок, будет выглядеть следующим образом.

П      =           Е            х         Д         х      Р

прибыль            емкость рынка              долях компании     прибыльность

компании          в деньгах                       на рынке в %          компании в %

в деньгах                                                                                                

Теперь задачи управления прибылью приобретают системный и комплексный характер, становятся ясными и измеримыми и сводятся к следующим:

1. Увеличение емкости целевого рынка.

2. Увеличение доли компании на рынке.

3. Повышение прибыльности.

Детализация задачи «Увеличение емкости целевого рынка» приводит к определению ряда подзадач или мероприятий:

  • Защита целевого рынка от импорта и товаров заменителей;
  • Лоббирование благоприятных условий для отрасли и ее развития;
  • Пропаганда потребления товаров целевого рынка.

Задача «Увеличение доли компании на рынке» по сути распадается на составляющие комплекса маркетинга:

  • Управление товарным предложением (расширение ассортимента и повышение качества товаров, обеспечение сырьем, организация производства, получение квот на продажу, получение товаров других производителей для продажи, поглощения, альянсы с целью увеличения объема продаж и т.д.);
  • Управление ценой продаж (демпинг, система скидок, кредитование и т.д.);
  • Управление дистрибуцией (оптимизация каналов сбыта, оптимизация региональной структуры сбыта, оптимизация структуры потребителей, повышение эффективности продаж, CRM и т.д.);
  • Управление продвижением (реклама, брендинг, PR, другие мероприятия оперативного маркетинга).

Задача «Повышение прибыльности» бизнеса по большому счету сводится к следующим подзадачам:

  • Оптимизация затрат при закупке ресурсов
  • Оптимизация затрат при управлении ресурсами.

Мы не сомневаемся, что каждый успешный бизнесмен постоянно оперирует всеми трем составляющими прибыли, иначе он не был бы успешным.

Категории- детерминанты прибыли мы относим к категориям областей бизнеса, которые наряду с категориями этапов бизнеса, областей организации и процессов управления организации составляют основу системы категорий бизнеса и управления им.

Категории этапов бизнеса – «Закупка/Производство/Продажа» отвечают на вопрос «На каком  этапе создается прибыль?».

Категории областей бизнеса – «Емкость рынка/Доля на рынке/Прибыльность» отвечают на вопрос «При каких условиях создается прибыль?».

Категории областей организации – «Стратегия/Механизм/Ресурсы» отвечают на вопрос «С помощью чего  достигается цель?».

Категории процессов управления организацией – «Анализ/Планирование/Реализация» отвечают на вопрос «Каким образом достигается цель?».

Наш подход к обоснованию основных категорий бизнеса заключается в пересечении детерминантов прибыли (емкости рынка, доли на рынке и прибыльности) и так называемых категорий цепочки создания стоимости, по сути являющимися категориями этапов бизнеса (закупка, производство и сбыт или продажа).

Таким образом мы обосновываем девять основных категорий бизнеса, которыми необходимо эффективно управлять для достижения главной цели бизнеса – получения максимальной прибыли.

Основные категории управления организацией выявляются при пересечении основных процессов управленческого цикла (анализ, планирование и реализация, включающая мотивацию и контроль) и областей организации (стратегия, механизм и ресурсное обеспечение).

Стратегию организации мы определяем как систему целей организации и способов их достижения.

Механизм организации – это система организации способа достижения целей компании.

Ресурсы организации в нашей концепции представляют собой комплекс материальных и нематериальных ценностей (объектов), необходимых для реализации способа достижения целей организации.

Определив основные процессы управления какой-либо организацией и категории бизнеса, мы можем соединить их в единой концепции, т.е. к девяти объектам (категориям) бизнеса следует применять девять основных процессов управления организацией.

Таким образом мы обосновываем 81 ключевой процесс управления бизнесом или бизнес-процесс.

Кроме того можно говорить еще как минимум о 9 ключевых бизнес-процессах, относящихся непосредственно ко всему бизнесу: анализ, планирование и реализация стратегии всего бизнеса; анализ, планирование и реализация механизма всего бизнеса; анализ, планирование и реализация ресурсного обеспечения всего бизнеса (см. рисунок 1).

Обоснование ключевых (9+81) бизнес-процессов любой коммерческой организации важнейший и основополагающий момент представленной здесь концепции бизнеса и системы управления им, т.к. это дает нам полную картину бизнеса и открывает возможности поиска дополнительных резервов повышения его прибыльности.

Другими словами мы определяем систему координат любого бизнеса, необходимую для более полного его понимания и поиска направлений развития.

При данном подходе эффективная система управления бизнесом будет состоять из нескольких этапов (см. рисунок 2):

  • разработка миссии и видения бизнеса, которые вырабатываются владельцами бизнеса и ключевым менеджментом;
  • определение структуры бизнес-процессов, эффективно осуществить которое может помочь представленная нами концепция;
  • постановка конкретных задач бизнеса, чему помогает система знаний бизнеса или комплекс наук о бизнесе (см. рисунок 3);
  • решение поставленных задач – достижение главного результата коммерческой организации – увеличение прибыли, чему способствует применение системы инструментов бизнеса (см. рисунок 4).

В заключении представляем основы методики оптимизации управления бизнесом коммерческой организации на базе нашей концепции.

1 фаза. Определение оптимальной структуры бизнес-процессов компании:

  • Анализ структуры бизнес-процессов наиболее эффективных отраслевых компаний в стране и мире;
  • Анализ структуры бизнес-процессов коммерческой организации и сравнение ее с показателями лучших практик;
  • Разработка целевой структуры бизнес-процессов компании с учетом прогноза развития отрасли, миссии и видения компании и, в том числе, с использованием рационального объединения нескольких бизнес-процессов в один.

2 фаза. Создание системы управления системой бизнес-процессов:

  • Анализ эффективности бизнес-процессов лучших отраслевых компаний в стране и мире;
  • Анализ эффективности бизнес-процессов коммерческой организациb;
  • Постановка целей повышения эффективности бизнес-процессов компании.
Разработка и реализация комплекса мероприятий по достижению целей эффективности бизнес-процессов компании.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Вячеслав Ухов, Алексей Матвеев
Директор по логистике, Москва

Очень системный и чёткий постановочный материал.Спасибо.

Генеральный директор, Москва
Ухов Вячеслав пишет:Очень системный и чёткий постановочный материал.
Безусловно очень системно, напоминает теорию сферического коня ;) :D Сферический конь в вакууме — идеальная шарообразная лошадь, предельно упрощенная физическая модель реальной лошади. Как гласит легенда, единственная особь этого вида хранится во французской палате Мер и Весов. Появление мема, ходившего изначально в среде студентов-физиков, связано с характерной особенностью физиков строить донельзя упрощенные и зачастую нелепо выглядящие со стороны модели объектов реального мира. Например, в случае данной модели коня допускаются следующие упрощения: - Конь сферический и однородный, то есть его центр масс, центр тяжести и геометрический центр совпадают, а все физические характеристики вычисляются по элементарным формулам. - Предполагается, что радиус сферического коня известен. - Предполагается, что плотность коня известна (в силу однородности она одинакова по всему объему коня). - Конь движется в вакууме, то есть отсутствует какое-либо сопротивление среды. - Конь абсолютно упруг, то есть его столкновения с другими сферическими конями в вакууме проходят без потерь энергии. - Конь движется в вакууме равномерно и прямолинейно. - В более сложном случае, если в начальный момент конь неподвижен, он движется прямолинейно и равноускоренно. :D
Директор по логистике, Москва

Очень системный и чёткий постановочный материал.
Спасибо.

Генеральный директор, Москва
Ухов Вячеслав пишет: Очень системный и чёткий постановочный материал.
Безусловно очень системно, напоминает теорию сферического коня ;) :D Сферический конь в вакууме — идеальная шарообразная лошадь, предельно упрощенная физическая модель реальной лошади. Как гласит легенда, единственная особь этого вида хранится во французской палате Мер и Весов. Появление мема, ходившего изначально в среде студентов-физиков, связано с характерной особенностью физиков строить донельзя упрощенные и зачастую нелепо выглядящие со стороны модели объектов реального мира. Например, в случае данной модели коня допускаются следующие упрощения: - Конь сферический и однородный, то есть его центр масс, центр тяжести и геометрический центр совпадают, а все физические характеристики вычисляются по элементарным формулам. - Предполагается, что радиус сферического коня известен. - Предполагается, что плотность коня известна (в силу однородности она одинакова по всему объему коня). - Конь движется в вакууме, то есть отсутствует какое-либо сопротивление среды. - Конь абсолютно упруг, то есть его столкновения с другими сферическими конями в вакууме проходят без потерь энергии. - Конь движется в вакууме равномерно и прямолинейно. - В более сложном случае, если в начальный момент конь неподвижен, он движется прямолинейно и равноускоренно. :D
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть россиян проваливаются на стресс-интервью при трудоустройстве

Такую методику при отборе кандидатов использует почти каждый пятый работодатель. 

Компания Admitad раздаст 15% акций ключевым сотрудникам

Владелец компании рассчитывает, что это дополнительно усилит мотивацию команды работать с высокой эффективностью и поможет привлечь новых перспективных сотрудников.

Треть россиян работают удаленно из дома с детьми

При этом женщины остаются дома с детьми чаще мужчин – 76% против 24%.

Forbes опубликовал рейтинг лучших работодателей России

Forbes учитывал не только соцпакет, средние зарплаты и условия труда, но и экологический след компаний и их влияние на общество.