Андрей Стадник: Что сделает рынок бизнес-планирования цивилизованным?

Андрей Стадник

  С принятием в Украине нового Налогового кодекса, специалистам, работающим на рынке инвестиционного консалтинга, осталось только поблагодарить правительство за их действия. Гражданину Азарову удалось сделать то, на что оказался неспособен даже мировой финансовый кризис – обеспечить стремительное изменение конъюнктуры рынка инвестиционных консультантов. Вернее, получилось качественно дополнить начатое кризисом дело. Именно, произвести полное переформатирование украинского рынка специалистов, оказывающих содействие компаниям по проведению предынвестиционных исследований и разработке проектной предынвестиционной документации (бизнес-планы, ТЭО, меморандумы).

  Речь не идет о компаниях Большой четверки или мощных инвестиционно – промышленных группах. Они живут по своим правилам. Но вот по отношению к локальным рынкам, с их неоднородной аудиторией участников, изменение условий ведения бизнеса коснулось непосредственно.

  Основная отличительная черта локальных рынков – в отсутствии сетевого капитала и высокой доли малых компаний, независимых консультантов и других «вольных стрелков».

  Аудитория инвестиционных и финансовых консультантов весьма неоднородна.  Среди них есть профессионалы с большим практическим опытом, принявшие решение вести бизнес самостоятельно. Есть вчерашние студенты финансовых ВУЗов

Есть и бывшие посредственные проектные менеджеры, выпавшие во время кризиса из обоймы, а вернее, попросту не способные к корпоративной системе, прикрывающие свою посредственность фразой «хочу работать на себя».

  Всех таких локальных инвестиционных консультантов в моем понимании объединяет одна вещь. Свою деятельность они не воспринимают как бизнес-процесс, хотя гордо называют ее «своим бизнесом».

На самом деле их не интересует развитие своего дела. Они не предприниматели. Зачастую ограничиваясь свидетельством физического лица – частного предпринимателя, а иногда и даже без оного, они не делают бизнес. Для большинства их них предоставление услуг бизнес планирования - случайный заработок от случая к случаю.

  В Украине и России, к сожалению, недооцененным есть не только Биг Мак.

Недооценена сама отрасль профессионального инвестиционного консалтинга. Как в плане понимания его важности, так и в плане оценки стоимости. 

Основная причина – молодые специалисты с дипломами, не обсохшими от типографской краски, но пустившиеся в самостоятельное плавание с безапелляционной уверенностью того, что уже все знают, умеют и могут давать советы.

Такие, фактически случайные люди, оказывают большое влияние на ценовую политику услуг бизнес планирования. Они не имеют издержек по созданию и ведению операционной деятельности. Они имеют минимальный штат или работают в одиночку.

Но при всем этом, именно они играют ключевую роль во влиянии на ценообразование. Они не имеют той затратной части на ведение бизнеса, которую имеют сложившиеся годами инвестиционно – консалтинговые компании, продавая свои услуги по расценкам, которые последние попросту не могут позволить себе.

  Несмотря ни на что, наличие на инвестиционном рынке вчерашних студентов, ныне пришедших в фриланс – не большая проблема. Это нормальный этап взросления, закономерный для любого рынка.

Проблемы все же есть в ином.

Основная проблема в отсутствии единых стандартов составления инвестиционной документации. Также отсутствует единая стратегия взаимоотношений между заказчиком и консультантом, нет понятных процедур оценки эффективности работы консультанта, обоснования разумной стоимости разработки бизнес планов.

Есть и другая проблема. Заказчики сами зачастую недостаточно хорошо понимают, как и в каком формате должен быть  написан бизнес-план их инвестиционной идеи. Польстившись на низкую стоимость работ, обращаются к одиночкам и получают на выходе документ с описательной частью, надерганной из Интернета, а также несколькими примитивными табличками, созданными в среде Excel.

Естественно, в дальнейших переговорах с инвесторами  выясняется, что, предоставляя на рассмотрение стопку бумажек, которую только с большой натяжкой можно назвать «бизнес-планом», инициатор проекта вредит в первую очередь себе.

Как следствие – укрепление во мнении, что бизнес-план это выброшенные деньги, а все инвестиционные консультанты  - дилетанты и дармоеды.

  Интернет забит предложениями о продаже так называемых «готовых бизнес-планов», либо предложениями за 2-3 дня его недорого подготовить.

  Благодаря авторам многочисленных учебников по бизнес планированию, а также оторванным от практики преподавателям, у многих выпускников финансовых ВУЗов отсутствует четкое понимание того, что составлению бизнес плана всегда предшествуют предынвестиционные исследования, необходимые для того, что бы планируемый инвестиционный проект был максимально корректным. 

  Именно поэтому мы повсеместно в интернете можем скачать подобные «творения», в которых заводы строятся за три дня, продукция образуется из ниоткуда и тут же по воздуху улетает в магазины, которые радостно делают предоплату. 

  Следует понимать четкую разницу между такими работами как проведение предынвестиционных исследования, расчет финансовой модели проекта и составление, собственно, бизнес-плана как подытоживающего документа, имеющего в своем составе как описание бизнеса, его сильные и слабые стороны, так и финансовый план проекта с ожидаемыми интегральными показателями.

Предынвестиционные исследования почти всегда  включают в себя такие этапы как:

  • комплексные маркетинговые исследования рынка (продукция, сырье);
  • юридическая экспертиза (корпоративные права, земельное и строительное право);
  • инженерно-технологические изыскания;
  • геологическая (гидрологическая) экспертиза земельного участка;
  • экологические изыскания (санитарные и экологические нормы по проекту);
  • выбор поставщиков оборудования, технологических линий, инжиниринговые работы;
  • расчеты сметной стоимости по проектно-строительным работам;
  • оценка временных и финансовых издержек по получению права пользования земельным участком, подключению к сетям, получению разрешительной документации;
  • экспертиза транспортных и логистических издержек;
  • формирование прямой себестоимости по продукции;
  • разработка регламентов;
  • определение штатного расписания и ФОТ по проекту;
  • оценка ожидаемых общих (административных) издержек инвестиционного проекта;
  • другие фазы по необходимости;

  Для проведения подобного комплекса работ, как правило, совместно с заказчиком создается группа управления проектом, в которую включаются опытные проектные менеджеры, маркетологи, юристы, сметчики, архитекторы, профильные инженеры-технологи, логисты, финансовые аналитики, аудиторы, экспертные оценщики и другие специалисты как со стороны заказчика и консалтинговой компании, так и подключением субподрядных организаций.

  И только по факту получения максимума информации разрабатываются организационный и финансовый план проекта с определенным горизонтом расчетов, позволяющим оценить будущую доходность проекта.

Понятно, что подобный объем работ, априори, не может быть выполнен молодыми специалистами.

Он не может по определению выполняться в 2-3 дня, так же как не может стоить 500 или 1000 долларов.

  Не существует установленных норм, определяющих стоимость прединвестиционных исследований. Эта величина зависит от таких факторов, как масштаб и природа проектов, вид, рамки и глубина прединвестиционных исследований, от заказчиков и подрядчиков исследований, а также от времени и усилий, требуемых для сбора и анализа информации. Стоимость исследований увязывается с количеством необходимых человеко - месяцев.
По данным UNIDO для предварительных экспертиз требуется не более 2-3 человеко -месяцев. 
Для ТЭО (детальной экспертизы и подготовки Бизнес-плана) от 6 до 12 человеко - месяцев.
 В развитых капиталистических странах расходы на предынвестиционные исследования обычно выражаются в процентах от инвестиционных издержек и составляют:
0,2 - 0,5 % на исследования возможностей,.
1,0 - 3 % на ТЭО (Бизнес-план) для небольших или средних промышленных проектов.
0,2 - 1 % на ТЭО (для крупных предприятий или крупных проектов со сложной технологией).

  Даже если у Заказчика и присутствуют исходные данные по проекту, следует обращаться к специалистам, обладающим достаточным практическим опытом для того, что бы не только написать стопку бумажек с красивыми диаграммами и непонятными таблицами, но, разобравшись в проекте указать инициатору проекта на его возможные ошибки.

  Это касается вопросов по срокам и стоимости отвода земельных участков, этапам проектирования, экспертизы, капитального строительства основных и вспомогательных зданий и коммуникаций, технологических производственных аспектов, кадровых вопросов, организационных и административных издержек, вопросов возможного лицензирования, маркетинговых и логистических вопросов, выбору оптимальных для проекта финансовых инструментов, а также огромного количества других возможных деталей.

  Вместе с тем, в таком явлении, как вольные инвестиционные консультанты, все же можно найти и определенные преимущества. Благодаря низким ценам подобных фрилансеров, предынвестиционные услуги получили более широкий рынок сбыта и перестали являться прерогативой крупных компаний. Также значительно расширилась и клиентская база, а разнообразие предложений оставляет маневр клиентам в выборе приоритетах и принятия решения, с кем лучше работать. С компанией, имеющей сложившуюся годами репутацию, или вчерашним студентом – одиночкой.

  Кстати, достаточно часто руководство компании - соискателя финансирования предпочитает работать с недорогими и более управляемыми фрилансерами, мотивируя тем, что работа осуществляется на основании исходных данных, предоставляемых заказчиком, а возможность получить качественную работу все же присутствует. В среде фрилансеров достаточно профессиональных и талантливых людей.

  Принятие нового налогового законодательства, запрещающего юридическим лицам относить на затраты услуги, оказываемые плательщиками единого налога, частично отсекает вольных консультантов и единщиков от рынка. Таким образом, для профессиональных компаний снижается риск демпинга и очень частого непрофессионализма одиночек.

  Данный процесс вполне естественен. Вернее, тенденция глобализации справедлива для любого рынка. И в любом случае постепенное вытеснение мелких игроков вполне закономерно.

Но новый Налоговый кодекс, каким бы он не был, и как бы мы к нему не относились, именно в данном случае играет на руку созданию цивилизованного рынка.

  Ну а кроме того, глобализация и цивилизованный рынок дает возможность молодым специалистам, умерив амбиции, поработать в компаниях в качестве штатных менеджеров, набраться опыта и понять, что инвестиционное планирование – исчерпывается не только курсом лекций в университете. А ведь именно таким образом приходит настоящий опыт.

Как говорится, нет худа без добра. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Андрей Стадник, Владимир Зонзов
Независимый директор, Украина

Цивилизованным рынок любого консалтинга делает репутация. Заказчик должен приучиться интересоваться у консалтинговой компании об опыте предыдущих работ, связаться с клиентами и попросить поделиться впечатлениями от работ.
Но есть одна деталь. Если клиент не системный (а это, как правило, банки и инвест. компании, передающие разноплановые проекты на экспертизу, доработку, пр.), то в основном, подобные потребности у предприятий возникают не часто. Новые заказчики приходят либо по рекомендации старых, либо с рекламы.
В поисках исполнителя через гуггл, у неискушенного в вопросах поиска инвестиций клиента всегда возникает вопрос. Почему работа, с одинаковым названием ''разработка бизнес-плана'', у одних стоит 400 евро и делается на ''УРА'' за неделю, а у других 10 - 50 000, и времени уходит несколько месяцев.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
[COLOR=blue=blue]>>> Основная проблема в отсутствии единых стандартов составления инвестиционной документации. Также отсутствует единая стратегия взаимоотношений между заказчиком и консультантом, нет понятных процедур оценки эффективности работы консультанта, обоснования разумной стоимости разработки бизнес планов[/COLOR] Ну, почему же отсутствует? Есть ДБН-ы. Например, ДБН А.2.2-3-2004 «Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства». Есть ЕСКД. Там тоже описан порядок разработки документации на создание изделий. Есть книга «Управленческое консультирование: В 2-х т. – М.: СП «Интерэксперт». 1992 г. Есть множество сайтов. ============================. [COLOR=blue=blue]>>> Принятие нового налогового законодательства, запрещающего юридическим лицам относить на затраты услуги, оказываемые плательщиками единого налога, … играет на руку созданию цивилизованного рынка. [/COLOR] Думаю, что ради этой фразы опубликована статья. Инвестконсультанты, работающие в фирмах, могут поздравить себя. Редкий случай, когда «человек с ружьём не отнял у них вязанку хвороста, а добавил к ней пару веток». Андрей Викторович, Сайт Вашей фирмы мне понравился. Почему бы для Е-хе не писать так же всерьёз.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.