Личная эффективность руководителя: как ее измерить и повысить?

Тимур Кармазин, к.пс.н., доцент, преподаватель школы бизнеса МИРБИС генеральный директор YEx ITG, специально для Executive.ru

Часто мы слышим и читаем про эффективность сотрудников, руководителя, процессов и результатов. Менеджеры всех уровней постоянно «ее повышают», иногда на деле, а порой только на словах. Попробуйте задать им несколько вопросов: в чем будем измерять эффективность, с какого и до какого уровня повышать и зачем? Нередко в ответ можно услышать тишину, поскольку «наговоренный пафосный термин» никак не ассоциируется у ряда управленцев с реальными делами, и заботятся они больше о произведенном эффекте, нежели о достижении эффективности. Жорж Мельес, французский предприниматель, сказал: «К моему глубокому сожалению, самые простые трюки производят наибольший эффект».

Сегодня разговор не о трюкачестве, а об эффективности, поэтому будем логичны – сначала разберемся с терминологией, а потом уйдем в частности. Если исследовать материалы по соответствующему запросу, то получим рекомендации по десяткам факторов влияния: от поддержания здоровья, до развития эмпатии. Опровергнуть это сложно, хотя часть из предложенного относится больше к личным качествам, а не к результирующей эффективности. Мы сегодня рамки рассуждений будем сужать.

Что такое личная эффективность руководителя?

Эффективность – это отношение результатов к затратам. Значит, чем лучше результат и оптимальнее затраты на него, тем выше эффективность. Следующие вопросы – в чем ключевая роль руководителя и что от него ждет команда?

Прежде всего, основная управленческая функция – принятие решения, к которому предъявляются высокие требования. Оно должно разрабатываться в векторе стратегии компании, быть рассчитанным по ресурсам, по способам его достижения, соотнесено с факторами неопределенности и рисков. Чем быстрее руководитель способен принять такое решение, тем оперативнее оно будет реализовано. 

Исходя из сказанного приходим к выводу: личная эффективность руководителя во многом определяется качеством самоменеджмента, скоростью выработки и принятия решения, управлением результатами, расставленными приоритетами, а также реализацией при оптимальных ресурсных затратах. 

В этой логике и будем рассуждать.

Чтобы принимать взвешенные и быстрые решения руководитель должен:

  • знать алгоритмику этого процесса; 
  • уметь учитывать факторы внешнего и внутреннего влияния в конкретной ситуации и перспективе;
  • владеть инструментами анализа информации, определения критериев, выбора альтернатив, оценки рисков.

Решение неразрывно связано с работой на результат. Во-первых, требуется четкое понимание целей компании и своего подразделения, своих целей, а также целей членов команды. Способность объединить и сбалансировать их приводит к синергии общего результата. Во-вторых, во главу угла всех усилий ставится результат, он должен быть детально описан, при необходимости визуализирован или отражен в цифровых системах.

Первичным является достижение результата, а методы и процесс остаются на втором плане. Но это не значит, то «цель оправдывает средства»! Для того, чтобы не выходить за рамки стандартов и принципов, от руководителя потребуется дивергентное мышление, то есть способность находить множество решений одной и той же проблемы в рамках политик организации. 

Чтобы не утонуть в потоках информации и задач, следующей компетенцией становится расстановка приоритетов. Неспособность или игнорирование этого приводит к хаосу в управлении, наслаиванию «служебных долгов», усталости, демотивации «всех причастных», перекладыванию ответственности и, как следствие, к конфликтам. Если речь идет о приоритезации задач, то руководитель должен разбираться в принципах выделения оснований для расстановки приоритетов (важность, срочность, значимость и т.п.), а также владеть технологиями и инструментами, позволяющими делать это системно и результативно. 

Как повышать личную эффективность?

Затраты на процесс достижения результата не должны быть больше, чем итоговый экономический эффект. Время, люди, деньги, технологии и техника – все относится к ресурсу руководителя, но управление им начинается с самоменеджмента, поскольку «я – это тоже ресурс». Тут подразумевается реализация всего диапазона требований управленческого цикла относительно своей деятельности (цели, решения, планирование, реализация, контроль и корректировка).

Способность распределять время и делегировать задачи – одно из ключевых компетенций руководителя. Меньше времени на решение задачи – меньше затрат в чел./часах и, как следствие, в снижение стоимости результата. Правильное делегирование – это, кроме обучения и мотивации сотрудников, еще и увеличение прибыли. Как? Задача, решенная специалистом, чел./час которого равен 1000 рублям, станет менее затратной, если ее так же качественно решит сотрудник рангом ниже, чел./час которого составляет 500 рублей. Куда дельта? В прибыль! 

Что же еще повысит личную эффективность руководителя в современных условиях? Каким он должен быть сегодняшний лидер? Нельзя рассматривать ответы на эти вопросы, не опираясь на гигантские и стремительные изменения, связанные с цифровизацией. Эти процессы предъявляют новые требования к управленцам, заставляя их меняться. 

Прежде всего, это когнитивные изменения (думать по-другому): концептуализировать возможности в новом цифровом мире; обрабатывать возрастающую сложность новых знаний; развивать аналитическое, системное, рефлексивное, критическое, дивергентное и креативное мышление; учиться быстро принимать решения без обладания всей полнотой информации и в условиях возрастающих рисков.

Далее – поведенческая трансформация (действовать по-другому): адаптация к постоянно изменяющимся принципам реализации власти и влияния в условиях управления распределенными группами, проектными и продуктовыми командами на основе философии agile; инвестирование значительных сил в инновации и следующие за ними изменения; внешний и внутренний нетворкинг, расширение контактов, поиск новых партнеров по работе, оценка их вклада в результат. 

Без эмоциональной эффективности высокого результата руководителю не добиться. Необходимо учиться и реагировать по-новому, что потребует толерантного отношения к риску и неопределенности, устойчивости в условиях постоянных и динамичных изменений, смелости в принятии вызовов времени и сложности задач, доверия себе и команде. В копилку эмоциональной эффективности прибавим позитивность настроя руководителя, его способность отмечать положительные стороны событий, окружающих людей и себя самого, делать акценты на позитивном.

Таким образом, можем еще раз отметить, что личная эффективность руководителя – это явление многоаспектное, сочетающее в себе характерологические особенности и лидерские качества человека, его управленческие компетенции и накопленный опыт.


Изучить инструменты развития лидерства и управления командой вы можете на практическом онлайн-курсе «Лидер и команда в период непоределенности и изменений» в МИРБИС.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Личная эффективность руководителя - вечный сюжет менеджмента, вызывающий непреходящий интерес как авторов, так и читателей.

личная эффективность руководителя во многом определяется качеством самоменеджмента, скоростью выработки и принятия решения, управлением результатами, расставленными приоритетами, а также реализацией при оптимальных ресурсных затратах

А как быть, если руководитель быстро выработал и принял неверное управленческое решение, да еще и вложился в его реализацию от души, и какая будет тогда его личная эффективность?

Затраты на процесс достижения результата не должны быть больше, чем итоговый экономический эффект. Время, люди, деньги, технологии и техника – все относится к ресурсу руководителя, но управление им начинается с самоменеджмента, поскольку «я – это тоже ресурс».

Сомнительное ограничение, есть много примеров, когда затраты на процесс много больше, чем итоговый экономический эффект. Например, война, ну пусть невойна, в которой даже победитель получит отрицательный эконом эффект.
И причем здесь самоменеджмент?

И как же все таки в этом случае измерить эффективность руководителя, каким аршином? 

Автор видит, что повысит личную эффективность руководителя в современных условиях - это когнитивные изменения (думать по-другому), поведенческая трансформация (действовать по-другому) и эмоциональная эффективность (реагировать по-новому). Я вижу в этих словах только гладкие общие фразы и ничего другого или нового. Но возможно, я ошибаюсь.

Управляющий партнер, Москва

Цитата.
"Эффективность – это отношение результатов к затратам. Значит, чем лучше результат и оптимальнее затраты на него, тем выше эффективность."
Если это эффективность, то что же такое производительность?

НА мой взгляд, эффективность это одновременная забота о результатах и ресурсах ( в самом широком смысле этого слова).
И именно это создает трудности для руководителей, которые хотят быть эффективными

Генеральный директор, Москва
Александр Тимошин пишет:

Цитата.
"Эффективность – это отношение результатов к затратам. Значит, чем лучше результат и оптимальнее затраты на него, тем выше эффективность."
Если это эффективность, то что же такое производительность?

НА мой взгляд, эффективность это одновременная забота о результатах и ресурсах ( в самом широком смысле этого слова).
И именно это создает трудности для руководителей, которые хотят быть эффективными

... за период, который зависит от особенностей отрасли, производственного цикла и рыночных тенденций.

Бизнес не существует вне времени.

HR-директор, Москва

Думаю, тут еще важно смотреть не только на менеджера, но и на его команду. По личному опыту могу сказать, какой бы сильный руководитель не был, если у него «слабая» команда, они хорошую «кашу вам не сварят». 

Менеджер по персоналу, Москва
Антон Коробкин пишет:

Думаю, тут еще важно смотреть не только на менеджера, но и на его команду. По личному опыту могу сказать, какой бы сильный руководитель не был, если у него «слабая» команда, они хорошую «кашу вам не сварят». 

Согласна, в статье я как раз увидела, что говорят о том, что компетенции нужно не только развивать, но и отслеживать и не только у руководителей. Мы вот тоже начали делать комплексную оценку персонала, по итогам аналитики много что нового открыли. Сервис, который мы подключили (поток оценка 360) такую масштабную аналитику по каждому отделу и сотруднику вывел, начали сейчас исходя из этой оценки выстраивать четкий план обучения сотрудников. Вообще всем рекомендую это проводить, полезно)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи