Внутренний аудит — это способ независимой оценки эффективности деятельности организации и органов ее управления. Первоначально фокусируясь на анализе бухгалтерской отчетности и внутреннем финансовом контроле, сейчас внутренний аудит затрагивает широкий спектр различных аспектов деятельности организации, помогая менеджменту выявлять и оценивать риски и вырабатывать мероприятия, направленные на снижение риска и повышение эффективности систем и процессов. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Целевая аудитория: финансовые директора, руководители компаний, главные бухгалтеры и бухгалтеры, руководители и специалисты службы внутреннего аудита, риск-менеджеры.
Цели программы:
· Понимать закономерности развития организационных систем и предотвращать развитие системных кризисов организации.
· Освоить методы оценки рисков. Минимизировать риски.
· Принимать обоснованные управленческие решения и выбирать оптимальные управленческие инструменты.
· Повысить доходность и эффективность бизнеса
· Сформировать навыки системного анализа и проектирования организации.
Вы узнаете:
· Как провести внутренний аудит организации;
· Какие управленческие технологии и инструменты будут оптимальны именно для Вашей организации.
Актуальность и практика применения:
· Анализ финансово-хозяйственной деятельности;
· Бизнес-планирование;
· Оценка бизнеса;
· Оптимизация антикризисных мероприятий.
ПРОГРАММА
1. Понятие внутреннего аудита и контроля
- Цели и задачи внутреннего аудита
- Сравнительный анализ функций внутреннего аудита, внешнего аудита и ревизионной комиссии
- Риск-менеджмент и внутренний аудит: в чем сходство понятий
2. Требования к внутреннему контролю и аудиту
- Кто должен осуществлять внутренний контроль бухгалтерской документации и кто должен осуществлять общий внутренний контроль
- Организация службы внутреннего контроля: внутри компании, аутсорсинг, со-сорсинг.
- Взаимодействие внутренних аудиторов с руководством, исполнительными органами и внешними аудиторами организации
- Взаимодействие служб внутреннего аудита и со службой бухгалтерского учета и иными службами организации
3. Составляющие внутреннего контроля
- Организация и осуществление внутреннего контроля предприятия в соответствии с рекомендациями Минфина
- Документы о внутреннем аудите, который должен быть в организации в соответствии с требованиями Минфина
- Описание бизнес процессов
- Матрица рисков и процедур внутреннего контроля и как ее составить
- Количественное и качественное измерение рисков
- Составление оценочной таблицы
- Выборка при осуществлении оценки эффективности внутреннего контроля
- Способы оценки эффективности внутреннего контроля в соответствии с позицией Минфина
4. Внутренний аудит отдельных процессов и направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Организация деятельности по управлению рисками недобросовестных действий: риски искажения финансовой отчетности и риски утраты имущества
- Причины недобросовестных действий
- Способы предупреждения рисков недобросовестных действий
Внутренний контроль бюджета и системы мотивации
Внутренний контроль реализации продукции, денежных поступлений, снабжения, дебиторской и кредиторской задолженности, движения товарно-материальных ценностей, расчетов с персоналом, основных средств, производства продукции, инвестиций
Внутренний контроль документооборота. Анализ уставных и учредительных документов компании: на что обратить внимание.
Оценка кадровой и смежной с ней документации
- Изучение трудовых и гражданско-правовых договоров
- Налоговые и трудовые риски переквалификации с учетом новелл законодательства
- Анализ кадровой документации и локально нормативных актов на наличие рисков
Договоры и сопровождающая их документация
- Налоговые и гражданско-правовые риски договоров
- Оценка гражданско-правовых рисков
- Оценка договоров на наличие налоговых рисков (недействительность; необоснованная налоговая выгода и пр.)
- Риски безвозмездных сделок
- Риски, связанные с конкретными налогами (НДС, налог на прибыль и т.д.).
- Риски, связанные с первичными документами
Оценка рисков применяемых способов налогового планирования
5. Разработка конкретных рекомендаций по устранению рисков. Анализ и управление рисками организации
- Классификация рисков: по масштабам, формам и обстоятельствам их проявления, по природе формирующих их факторов
- Риски реального бизнеса: стратегические, риски операционной деятельности, финансовые, риски чрезвычайных ситуаций
- Стратегические риски: риски выбора стратегии и риски реализуемости стратегии
- Операционные риски: риски инфраструктуры, ИТ, персонала
- Рискообразующие факторы
- Методы выявления рискообразующих факторов и рисков
- Системы регистрации рисков
6. Оценка и анализ рисков
- Качественная и количественная оценка риска
- Статистика и методы экспертных оценок - как получить необходимую информацию для оценки рисков
- Концепция VaR - Value at Risk (рисковая стоимость)
- Сценарный анализ и технология Stress Testing - как увидеть наиболее тяжелые риски
- Измерители рисков. Разработка индикаторов рисков и их лимитов
- Допустимый, критический и катастрофический риски
- Текущий и периодический мониторинг
- Карта (профиль) рисков как инструмент анализа и контроля рисков: назначение, структура, технология разработки
7. Управление рисками
- Методы управления рисками: юридические, административные, экономические, социальные, производственные
- Диверсификация рисков: наивная, отраслевая, диверсификация по Марковицу
- Лимитирование риска, позиционные и структурные лимиты
- Хеджирование риска, способы и инструменты
- Анализ и устранение уязвимостей
8. Построение системы управления рисками
- Основные шаги построения системы управления рисками
- Классификатор рисков компании
- Организационная структура управления рисками и распределение рисков по уровням управления компанией
- Функционирование системы управления рисками: выявление, оценка, управление, мониторинг
Ответы на вопросы. Практические рекомендации.
! Предварительная подготовка: Желательно заранее прислать наиболее острые и волнующие вопросы из тех, что будут освещаться на семинаре. Это сэкономит время и сделает семинар более практичным.
! Возможно проведение мероприятия в корпоративном, индивидуальном формате, в форме вебинара.
Методы и формы работы
Занятия проводятся в режиме интенсивного взаимодействия ведущего и участников. Используются кейсы, живые случаи и примеры из практической работы участников.
В процессе работы предусмотрены ответы на вопросы слушателей, обсуждение практических ситуаций.
По окончании обучения по программе выдается сертификат.
Для получения удостоверения о повышении квалификации (оплачивается дополнительно), Вам необходимо прислать на наш e-mail:
- скан-копию заявления (форму заявления предоставит менеджер), оригинал принести с собой;
- скан-копию паспорта (1-2 стр.);
- скан-копию документа (диплома) об образовании (без приложения); в случае получения диплома за пределами РФ необходимо предоставить заверенный перевод документа об образовании; для лиц, получающих среднее профессиональное или высшее образование (справку с места учебы);
- копию документа о смене фамилии (при несовпадении ФИО в дипломе);
- копию СНИЛС.