Для кого:
Владельцы, Топ-менеджеры, предприниматели, HR и T&D – специалисты, руководители подразделений, линейные менеджеры, бизнес-тренеры, эксперты и консультанты, практикующие коучи, наставники, специалисты образовательной отрасли.
Описание программы:
Менторинг — это новый подход в управлении, умение передавать свои знания, опыт и мастерство особенным, не директивным, приглашающим способом. В современном мире концепция внимания в бизнесе смещается с получения прибыли и результата - на личность человека. Сотрудник во многих компаниях воспринимается уже не как на ресурс, а как партнер бизнеса.
Ментор (Mentor Master) – это специалист, который умеет профессионально соединить цели и ценности, потенциал организации с потенциалом каждого сотрудника, помочь руководителям организации вывести её на новый уровень, а сотрудникам оперативно решать новые амбициозные задачи и принимать сложные вызовы сегодняшних реалий.
В роли ментора, как правило, выступает руководитель с профессиональными знаниями и опытом в конкретной области, он обычно напрямую не руководит своим подопечным (Менти), а поддерживает в сложных рабочих и личных ситуациях.
Концепция менторинга - управление на уровне ценностей. Это достаточно сложная и деликатная задача, так как соприкасается с самыми глубинными вещами для каждого человека, с его личными установками. Поэтому так важны профессиональные знания, компетенции и личные качества ментора. Практический тренинг менторинга направлен на формирование и развитие этих качеств.
ПРОГРАММА
Раздел 1. Менторинг - элемент организационной и корпоративной культуры.
1.1 Основные термины и понятия системы менторинга.
- Основы менторинга.
-
Что такое менторинг, его особенности и сложности.
-
Ключевые принципы технологии.
-
Роль ментора и менти. Основные запросы менти.
-
Планирование прогресса и развития карьеры сотрудника.
-
Развивающее наставничество и источник помощи сотрудникам.
-
Цикл Управления (целеполагание, планирование, организация, контроль, мотивация).
-
Управление, поддерживающее взаимоотношения.
-
Недирективное управление на уровне ценностей.
-
Профессиональные стандарты для Ментора.
-
Долгосрочный контракт или соглашение на ментор - сессию.
-
Достижение целей с Ментором.
-
Примеры Менторства.
-
Типы и уровни Ментора.
-
Менторская вовлечённость, в процесс и результативность работы с менти.
-
Базовые правила проведения сессий, конфиденциальность и этика.
-
Мониторинг, коучинг, тренерство, руководство – сходства и различия.
-
Особенности бизнес и лайф менторства.
-
Общие правила и принципы проведения ментор - сессий.
-
Понимание ожиданий менти, определение потребностей, мотивов и предпочтений.
-
Установление высоких стандартов управления и регулярное поддержание их уровня.
-
Точки взаимодействия с подопечными, каналы и формат коммуникации.
-
Баланс между формальным и неформальным форматом коммуникации.
1.2 Основные составляющие менторской технологии в управлении.
- Менторские технологии в бизнесе и госуправлении.
-
Основные этапы развития отношений в менторинге:
- начало, установление доверительного контакта;
- исследование, выявление потребностей, мотивов, целей, проблем;
- управление прогрессом, донесение возможностей и идей;
- осмысление, закрепление прогресса развития;
- завершение взаимоотношений, договорённость о дальнейшем сотрудничестве.
- Особенности проведения группового и индивидуального менторинга.
- Особенности подачи письменной и устной обратной связи менти.
- Заключение соглашения на менторинг.
- Донесение своих мыслей, идей, предложений до подопечного.
- Контроль и подтверждение взаимопонимания.
- Техники задавания вопросов и поддержание диалога.
- Результативная обратная связь.
- Подходящие истории из личного опыта.
- Анализ рекомендаций внешних экспертов.
- Инструменты удержания внимания подопечного во время сессий.
- Выполнение пожеланий менти, внимание к деталям, гибкость в ответах на запросы.
- Создание условий комфорта и конфиденциальности в процессе ментор-сессий.
- Непрерывный цикл менторской поддержки сотрудников - фактор успеха.
Раздел 2. Основные инструменты и методы Менторинга.
2.1 Инструменты повышения качества Менторинга.
- Основные этапы развития отношений в менторинге.
- Ценностно-ориентированный подход в менторинге.
- Нетворкинг. Сила окружения.
- Карьера здравого смысла.
- Баланс всех жизненных сфер с опорой на ценности.
- Мониторинг и регулярная оценка качества менторинга.
- Создание осознанности.
- Устойчивое долгосрочное развитие отношений.
- Поддержка менти в процессе развития.
- Совместимость Ментора и подопечного.
- Ключевые факторы успеха менторства.
- Методы выявление целей, мотивов, проблем сотрудника.
- Получение базовой информации в первую встречу.
- Роли Ментора и участников ментор-сессии.
- Работа с опытными сотрудниками и новичками.
- Менторинг при вступлении в должность или смены профессии сотрудника.
- Ментор для талантливых, одарённых людей.
- Профилактика выгорания с помощью профессионального Ментора.
- Подготовка к ментор-сессии.
- Оценка прогресса в процессе работы с сотрудником.
- Типовые сценарии ментор-сессий.
- Важность первоклассного менторинга в организации и бизнес-потери от ошибок.
2.2 Построение ментор - встреч и взаимоотношений.
- Структура проведения встреч.
- Определение правил и установка границ.
-
Определение стиля и методик обучения.
-
Целеполагание, планирование и анализ встреч.
-
Проведение первой ментор-встречи.
-
Установление первого впечатления и доверительного контакта.
-
Техники поддержания разговора и управления диалогом.
-
Соблюдение правил делового этикета и конфиденциальности.
-
Управление качеством внимания.
-
Техники активного и глубокого слушания.
-
Эффективная коммуникация как основа результативного менторства.
-
Язык тела и жестов, поведение, улыбка.
-
Как правильно задавать вопросы. СПИН – технология.
-
Как позитивно отвечать. Слова с негативным и позитивным оттенком.
-
Безопасность, забота о здоровье и комфорте менти.
-
Сбор обратной связи и отзывов от подопечных.
-
Возможные возражения и недовольства участников ментор-мероприятий.
-
Умение давать рекомендации и советы.
-
Манеры и грамотность речи, жесты, мимика, походка Ментора.
-
Персонифицированное консультирование и привнесение в него нужных деталей.
-
Правила завершения менторских отношений.
-
Соглашение о целях и контрольных вехах в продолжении менторства после сессии.
2.3 Управление конфликтами и стрессами в ментор-сессиях.
- Правила поведения Ментора при работе с агрессивными менти.
-
Уверенный Ментор, грамотный руководитель, эффективные сотрудники.
-
Решение конфликтных ситуаций в процессе менторинга.
-
Работа с жалобами, претензиями и возражениями подопечных.
-
5 типов поведения в конфликте, какой выбрать.
-
Типы недовольных участников ментор-сессий и взаимодействие Ментора с ними.
-
Способы управления собой и людьми в конфликте.
-
Стрессоустойчивость Ментора и менти как основа их высокой работоспособности.
-
Стрессоры на работе и дома. Категории, уровни, правила выявления.
-
Инструменты управления стрессом.
Раздел 3. Личные характеристики и компетенции Ментора.
3.1 Знания, умения, навыки Ментора. Способности и компетенции.
- Уровни квалификации и ЗУН Ментора.
-
Личные характеристики и компетенции ментора.
-
Профиль специалиста Ментора.
-
Установление высоких стандартов менторства и поддержание их уровня.
-
Профессиональное развитие Ментора.
-
Типичные ошибки и «ловушки» менторства.
-
Личный бренд и самопродюсирование Ментора.
-
Собственная эффективность в условиях многозадачности и неопределённой среды.
- Цели, задачи, обязанности Ментора в организации.
- Вызовы и драйв в рабочих сессиях.
-
Объективность и опора на доказательства.
-
Работа Ментора с собственными ценностями и установками.
-
Понимание психологии людей, их целей, мотивов, зон роста и проблем.
-
Постоянный поиск внутренних ресурсов и вдохновения на движение вперёд.
3.2 Типология участников менторинга.
- Типология подопечных. Алгоритм общения с разными типами менти.
-
Ролевые предпочтения сотрудников по системе Э.Берна.
-
Эмоциональный интеллект в менторинге.
-
Работа с участниками разных поколений и статусного уровня.
-
Психологическая грамотность участников.
-
Эффективные способы менторинга с коллективом подразделения.