Виктор Пашула: Социальные сети: клоны атакуют!

Виктор Пашула

«Я сидела в интернете и общалась с тобой.

Ты сидел и не заметил, что общался с другой.

Не совпали вдруг ответы, хоть вопросы просты,

Оказалось, что в ответе и не я, и не ты.

А кто? Кто?

Это клон, клон, клон, клон, клон, клон, клон, клон, клон…»

(слова из песни одной молодежной группы)


Написать о случившемся меня подвигла история, которая начиналась, возможно, как чья-то неудачная шутка, а вылилась в… маниакально-депрессивный психоз с ярко выраженной шизофренической компонентой. Но обо всем по порядку…

 Нет, речь пойдет не о новомодных технологиях social media marketing (SMM) – продвижении чего-либо кому-либо в социальных медиа (через блоги, форумы, сетевые сообщества, etc). Не будем отбирать хлеб у маркетологов. Как не будем, собственно, и заострять внимание на «феномене» соцмедиа – коль уж это явление данность – значит – это кому-нибудь нужно. Речь пойдет о нас с вами. Не столько о том, что может произойти в весьма неоднородном коммуникационном поле, а, скорее всего, уже происходит со многими, только мы этого не замечаем. Пока... Пока гром не грянет…

 Итак, наверняка многие из тех, кто читает сейчас эти строки, зарегистрирован, как минимум, в одной из социальных сетей. У каждого свой путь в «социалку», свои причины и следствия – пища для ума почитателям психоанализа. Но все схожи в одном – в предпочтении «френдить» в виртуальном, а не живом мире, где «безмолвие общения» способен нарушить разве что размеренный стук пальцев по клавиатуре или «шарканье» по сенсорике коммуникатора. Популярный рефрен про «100 друзей» – уже вчерашний день. Нынче счет идет на тысячи в вашем профиле. Циферблат счетчика «аккаунтов» не останавливается ни днем, ни ночью, безучастно констатируя – «полку прибыло» – поздравляем, у вас новый друг: +1,+2,+3 и т.д. Порой вы даже не помните, когда и при каких обстоятельствах «обзавелись» тем или иным другом, отвечаете что-то невпопад про семью и работу – «да нет наверное», но всегда замечаете тех, кто почему-то удалил вас из списка своих друзей…

 Собственно, и началась вся эта история с того, что один из двух не виртуальных друзей – Он и Она – удалил другого из списка контактов в социальной сети N* (название которой, по понятным причинам, приводить не будем). А до этого было месяцев 6 интерактивного, иногда мимолетного, общения – того самого, на отвлеченные и профильные темы, без которого уже, пожалуй, немыслимо представить работу современного офиса.

 И вот однажды, встретившись лицом к лицу, один из персонажей, вспомнив о былом упразднении, пожурил другого за столь недружественный шаг, решив узнать причину столь резких изменений предпочтений. Но каково же было Его изумление, когда выяснилось, что Она не только не удаляла Его из своего списка друзей, но даже не писала Ему никаких сообщений в социальной сети(!). Как же так?! Ведь фотографии в профиле были Ее, личные данные (ФИО, год рождения, учеба, опыт работы) тоже совпадали с оригиналом, наконец, общие знакомые из круга общения…

 Так эти двое впервые столкнулись с аккаунтом-клоном.

 Замысливший сие «шутник» не знал, что героиня этой истории изначально была зарегистрирована в Сети под девичьей фамилией Данный факт позволял ее истинно идентифицировать узкому кругу знакомых. Однако ситуация усугублялась тем, что человек, ставший объектом виртуального клонирования, занимал значимый  пост в достаточно известной компании. Поэтому не исключена была вероятность прямого коммуницирования от имени аккаунта-клона по всему списку контактов тех, кто успел к тому времени подтвердить запрос на радушное приглашение стать другом (ведь люди не имели ни малейшего представления о подлоге).

 На повестке дня ребром стал сакраментальный вопрос из одноименного романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Учитывая, что разоблачение «шутника» для него самого не было явным, действовать следовало незамедлительно. В первую очередь, по списку контактов от имени реальных друзей были за короткое время произведены оповещения: не вступать в контакты под благовидным предлогом. Беря во внимание историю и характер отдельных месседжей от имени аккаунта-клона, которые можно было трактовать, как умышленную попытку дискредитировать деловую репутацию физического лица, в правоохранительные органы были поданы соответствующего рода заявления.

 Дальнейшие события развивались как в остросюжетном детективе: параллельно на имя сисадминов, а затем и администрации социальной сети N* были направлены письма с просьбой заблокировать аккаунт-клон – ответа не последовало (!). Аккаунт-клон продолжал функционировать, как ни в чем не бывало, время от времени рассылая по списку весьма неадекватные признания. А в довершение ко всему – стал ежедневно направлять насмешливые сообщения на подлинный аккаунт…

Я не буду описывать в красках психофизическое состояние человека, на которого оказывается столь иезуитским способом эмоциональное воздействие, растянутое во времени, – нервных клеток все равно не восстановишь. Но любителей «хэппи-эндов», увы, ждет разочарование…

 И хотя, в конце концов, «шутника» таки удалось вывести на чистую воду (каким образом – это отдельная тема, похлеще остросюжетного детектива) пасквили, как оказалось, писал бывший «воздыхатель», мстивший за отвергнутую когда-то любовь, никаких мер административного и уголовного воздействия к нему применено не было…

 Закон, как известно, трактует событие, основываясь на достаточной правовой и фактологической базе. К сожалению, несовершенство законодательства в части использования Интернет формирует явное предпочтение к бумажным носителям информации, как документально подтвержденному факту. В отличие от сообщений в социальной сети Интернет, которые, с одной стороны, вроде бы и есть, а с другой – раз нет накладных, etc – то, как бы и нет…

 Данная история еще раз доказывает: дабы не попасться, словно рыба, на троллинг*, следует внимательнее относится как к объекту, так и субъекту коммуникаций в социальных медиа. Время от времени полезно идентифицировать, проверять свои виртуальные контакты на аутентичность по персональным критериям, будь-то стилистика речи, круг близких знакомых, контрольный вопрос. Наконец, элементарный звонок «другу» и возможность услышать голос «автора» аккаунта вживую практически нивелирует шансы «недоброжелателя» на ваше клонирование.

 

Примечание:

Троллинг (от англ. trolling – блеснение, ловля рыбы на блесну) – размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах) провокационных сообщений с целью вызвать флейм, конфликты между участниками, взаимные оскорбления и т. п.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Илья Сафонов Илья Сафонов Директор по маркетингу, Москва
Приятно читать заметки от Специалиста. Мне нравиться Ваш взгляд в освещении ряда тем, с которыми успел познакомиться благодаря Вам. А что касаемо новоиспеченных (и постоянно выпекаемых :)) E-Ромео&E-Джульетт... :) Так очередная ''любовная лодка'' потерпела крушение. Только и всего... Не более того...
Виктор Пашула Виктор Пашула Директор по PR, Абхазия
Сафонов Илья пишет: ''любовная лодка''
Та ''любовная лодка'', о которой Вы изволите говорить, потерпела крушение много лет назад. ;) Дама давно уже была замужем. А ''инструмент воздействия'' был выбран, полагаю, неслучайно. Т.к. в силу ''дыр'' в программном обеспечении, как оказалось, таким образом легче всего проникнуть в ''личную зону'' - ближайшее окружение человека-объекта. И затаившись там на время, в условное время ''Ч'' запустить программу по дискредитации.
Нач. отдела, зам. руководителя, Израиль

Виктор, в вашей статье не хватает временного указания - ''в России''. Во всех уважающих себя иностранных компаниях вход в социальные сети с рабочего компьютера заблокирован. Так же, как и в компании, где работаю я. За этим следит служба компьютерной безопасности. Второе - я, например, не зарегистрирована ни в одной из социальных сетей и не представляю, зачем это нужно делать. Жизнь коротка. времени мало - неужто есть смысл тратить себя на незнакомых людей?

Менеджер, Санкт-Петербург

Как страшно жить! :)
Свою страницу в контакте закрыла от всяких разных после одного случая, когда одна воздыхательница одного моего знакомого под разными никами и с разных анкет пыталась писать разные гадости в мой адрес, причем не только мне, но и моим ''френдам'', которых она нашла на моей же страничкее. Всех их пришлось занести в черный список и закрыть страничку. Клонов я тогда насчитала 12 штук...

Виктор Пашула Виктор Пашула Директор по PR, Абхазия

Изобелла,
я намеренно не делаю территориальной привязки. С одной стороны, это не имеет значения - точек входа может быть несколько. С другой, нет нужды, да не и негоже, бросать тень на кого-то, говоря о технологии. Что же до служб компьютерной безопасности, внутренней безопасности - все верно. Но куда проще, когда речь идет о стационарных компьютерах, сложнее - когда о ноутбуках. К тому же модемы еще никто не отменял. ;) Было бы желание...

Виктор Пашула Виктор Пашула Директор по PR, Абхазия
Ирина, а Вы представьте свое состояние, когда вдруг (не дай Бог!) увидите свою зеркальную страничку - те же самые фото, ретроспектива, круг друзей, Ваше начальство - тоже там (ведь это ж так ''греет'' тщеславие: начальник согласился ''назваться'' другом, пусть и в виртуальном мире). ;) И в какой-то миг этот самый начальник вызывает Вас к себе и говорит: милый друг, а ты считаешь себя адекватным человеком, написав мне ТАКОЕ?! (о ЧЕМ Вы ни сном, ни духом).. И это хорошо, если просто захочет ''поговорить'', а не шашкой махать... Я знаю людей, у которых идет настоящая охота на ''тиражирование'' друзей - у некоторых их число превышает... 1500 контактов. :o Не нужно быть математиком, чтобы рассчитать необходимое время на 1 коммуникацию, дабы ''уважить'' каждого...
Виктор Пашула Виктор Пашула Директор по PR, Абхазия
А ведь в Интернете уже существует бизнес по образу и подобию Чичикова - Мертвые души онлайн
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.