22-23 Июля 2021
День 1.
1-й уровень владения финансами: Базовые вопросы и системный подход.
- Как правильно провести оценку успешности/эффективности бизнеса.
- Основные финансовые компоненты: казначейство, учёт, бюджетирование, финансовый анализ.
- Структура и форма основных финансовых отчетов. Отчет о Движении Денежных Средств (ОДДС), отчёт о доходах и расходах (прибылях и убытках), баланс.
- Тренируем основной навык руководителя в финансах: чтение и интерпретация финансовых отчётов.
- Практическое задание: руководителю выдаётся финансовые отчёты реальной компании, проводится разбор по шагам оценки финансового состояния.
- Принятие управленческих решений. Что нужно делать и что делать нельзя при определённых параметрах финансового состояния.
- Как должна быть устроена работа финансовой служба. Оргструктура финансовой службы.
- Расчёт объёма инвестиций в развитие. Что может себе позволить организация инвестировать в развитие при умеренном риске.
- Фиксируем навыки первого уровня: чек-лист по навыкам.
2-й уровень владения финансами: Информация для принятия управленческих решений.
- Ключевые характеристики финансового состояния предприятия: деловая активность, платежеспособность, рентабельность, ликвидность.
- Какие финансовые показатели особенно важны и полезны для руководителей и владельцев бизнеса.
- Основа эффективного управления бизнесом – качественный учет и аналитика. Как правильно настроить управленческий и финансового учет в организации.
- Регламент управленческой отчетности для бизнес-единицы.
- Две версии управленческих финансовых отчетов: для финансистов и для директоров.
- Взаимосвязь, взаимодействие и отличия бухгалтерского и управленческого финансового учета.
- Чек-лист по проверке навыков второго уровня.
3-й уровень владения финансами: Управление денежными средствами, расходами и капиталом предприятия.
- Структура, построение и анализ Отчета о Движении Денежных Средств.
- Анализ денежных потоков и причины нехватки денежных средств в компании.
- Структура, построение и анализ Отчета о Доходах и Расходах.
- Классификация и структура расходов: три типовых модели анализа и контроля издержек.
- Расчёт точки безубыточности и операционного рычага (риска) на основе отчёта о доходах и расходах.
- Влияние структуры расходов на риски и чувствительность прибыли к изменению рыночных условий. Определение уровня чувствительности к изменению выручки и к изменению доходности.
- 7 ключевых вопросов анализа доходности бизнеса.
- Управленческий баланс – главный финансовый и инвестиционный отчет о бизнесе.
- Построение и анализ управленческого баланса.
- Управленческий баланс как визуальное отражение финансовой стратегии компании. Взаимосвязь управленческого баланса и управления стоимостью бизнеса.
- Основные источники финансирования бизнеса и их особенности.
- Управление капиталом компании: как оценивать эффективность с учетом рисков.
- Чек-лист по третьему уровню навыков
День 2.
4-й уровень: Финансовый анализ.
- Контроль бизнеса начинается с анализа отчетности: 8 этапов финансового анализа.
- Визуальный анализ основных финансовых отчётов: как за 5 минут провести оценку финансового состояния, не беря в руки калькулятор, и не используя Excel.
- Анализ доходности по трём коэффициентам рентабельности продаж по прибыли.
- Анализ платёжеспособности: анализ трёх денежных потоков и их балансировка для достижения устойчивого состояния.
- Анализ финансовых коэффициентов по основным группам: доходность, платёжеспособность, ликвидность, деловая активность (оборачиваемость).
- Рентабельность собственного капитала. Отраслевая специфика.
- Классика финансового анализа: управление по «формуле Дюпон» (многофакторная модель оценки рентабельности инвестированного в бизнес капитала)
Бюджетирование: эффективная методика финансового управления и планирования.
- Смысл и назначение бюджетирования – проложить для бизнеса маршрут.
- Связь бюджетирования с финансовой стратегией компании.
- Типология и классификация моделей бюджетирования.
- Финансовое прогнозирование и сценарный анализ как основа бюджетирования.
- Анализ и контроль исполнения бюджетов. Казначейский контроль и план-факт контроль.
- Сложности при внедрении системы бюджетного управления.
- Типовые серьезные ошибки при реализации бюджетирования.
- Закрепление навыков 4-го уровня.
5-й уровень: Управление рисками – предвидеть и контролировать.
- Какое значение имеет регулярный риск-менеджмент для повседневного управления бизнесом.
- Определение и классификация рисков. Методы управления рисками.
- Компоненты системы управления рисками.
- Оценка рисков: экспертный подход.
- «Матрица рисков» как основной инструмент (методика) по оценке рисков. Классификация рисков и определение параметров по каждому пункту из классификатора.
- Чек-лист по рискам.
Перечень практических задач (кейсов):
Кейс 1: Составление баланса через основные этапы развития бизнеса. Формулирование финансовой стратегией бизнеса.
Подробнее о кейсе: в интерактивном режиме составляется управленческий баланс, на его основе производится расчёт стоимости капитала, которая сравнивается с рентабельностью капитала для определения доходности бизнеса. Далее производится оценка стоимости бизнеса на основе международных стандартов.
Кейс 2: Анализ финансового состояния на примере трёх компаний.
Подробнее о кейсе: слушателям выдаются финансовые отчёты трёх коммерческих организаций и финансовый анализ по ним. Задача: сделать интерпретацию финансовых коэффициентов (вынести суждение об основных моментах финансового состояния каждой организации).
Кейс 3: Отражение финансово-хозяйственных операций в основных управленческих финансовых отчетах (ОДДС, ОДР, Баланс).
Подробнее о кейсе: на примере наиболее типовых финансовых операций показываются связи между тремя основными финансовыми отчётами.
Кейс 4: Анализ финансового состояния предприятия.
Подробнее о кейсе: слушателю выдаются готовые финансовые отчёты и ставится задача: провести анализ отчётов, рассказать подробно об основных моментах финансового состояния организации, вынести суждение о том, в каком финансовом состоянии находится организация, дать рекомендации по улучшению финансовых результатов.
Кейс 5: Оценка рисков и определение методов защиты от них.
Подробнее о кейсе: слушателю выдается описание деловой ситуации, а слушатель должен провести анализ и выделить основные риски, экспертно определить вероятность их наступления и примерный порядок от ущерба. Предложить меры по снижению вероятности наступления рисков и размера ущерба от них.
Тест: Диагностика (определение) типа руководителя.
Подробнее о тесте: руководителю полезно знать свои сильные и слабые стороны и, при этом, стараться развивать сильные стороны и компенсировать слабые. Кейс за 5 минут позволяет руководитель сориентироваться в основных типах личности руководителя и сделать выводы о корректировке личной программы развития.