16-20 Августа 2021
День 1.
Состояние, тенденции, проблемы и задачи развития логистики.
Типичные проблемы складской логистики в России.
Правовые основы организации склада. Нормативные документы определяющие складскую деятельность: Законы, постановления Правительства, отраслевые документы, ГОСТы, СНиПы, СанПины:
- Положения Трудового кодекса, касающиеся работы на складе.
- Строительные нормы и правила к складским зданиям.
- Охрана и безопасность труда.
- Экологические требования.
- Пожарная и взрывобезопасность.
- Санитарно — эпидемиологические требования.
- Требования по лицензированию хранения отдельных видов ТМЦ.
Склад как важное звено компании. Процесс создания склада.
- Этапность процесса создания склада.
- Стадии проектирования на различных этапах.
- Рекомендации по ускорению и повышению эффективности.
- Процесса создания склада.
Проектирование склада (при создании или реконструкции). Методология проектирования склада.
- «Поточная» модель склада.
- Методы прогнозирования размерности склада.
- Принцип «базовых» технологий и их перечень.
- «Гипотеза» склада.
- Детализация выбранной «Гипотезы».
- Подготовка к пуску склад.
Управление складом.
- Общий подход к определению показателя эффективности работы склада;
- Основные показатели работы;
- Правила диспетчеризации и составления расписаний;
- Проблемные точки управления;
- Борьба с хищениями. Мероприятия по уменьшению недостач и хищений на складе;
- Безопасность на складе. Существующие угрозы и меры их предотвращения.
Личная эффективность руководителя склада.
- Основные подходы к управлению;
- Главные задачи руководителя;
- Качества эффективного лидера. Стратегии влияния. Виды власти;
- Новейшие тенденции в практике управления;
- Проведение результативных совещаний.
Управление персоналом склада. Создание эффективной команды. Мотивация персонала.
- Документы организационного характера (должностные (рабочие) инструкции, инструкции по охране труда, договора о материальной ответственности, штатное расписание, планы выработка и т.д.) Варианты организации структуры управления;
- Основные штатные единицы и их функциональные обязанности;
- Мотивация работников склада (надбавки за объем работы, месячные и квартальные премии, доплаты за работу на предприятии более 3-х лет и т.д.).
- Разработка системы проверочных упражнений для отбора складского персонала.
- Разделение работников склада на «контролеров» (заведующие складом и кладовщики) и "оперативников«(работники, осуществляющие операции по принятию, выгрузке, складированию, обработке и выдаче товарно-материальных ценностей).
- Персональная и коллективная материальная ответственность.
- Методы комплексной оценки персонала и их эффективность;
- Основные направления совершенствования организации труда и управления на складе.
День 2.
Склад как звено логистической цепи.
- Место современного склада в «цепочке поставок».
- Классификация и типы современных складов.
- Сущность складской логистики.
- Критерии оценки эффективности склада. КПЭ (KPI) — ключевые показатели эффективности работы склада.
- Какая на вашем складе логистика — хорошая или плохая!?
- Оптимизация складских издержек — практический опыт.
- Как провести «внутренний» логистический аудит склада. Методология «узких мест» теории Голдратта (ТОС) в практическом применении.
- Зачем нужен внешний аудит вашего склада?
Практикум. Фильм о Сибирском грузовом терминале.
Разложим ваш склад «по полочкам».
Внешняя и внутренняя планировка склада.
- Роль планировки в эффективности складской грузопереработки.
- Адресная система хранения.
- Практические примеры вариантов расчёта планировки склада.
Оборудование склада.
- Какая техника и стеллажи вам нужны.
- Как сделать расчёт оборудования, необходимого складу.
Складские бизнес-процессы.
- Роль планирования работы склада. Практические рекомендации.
- Взаимодействие склада со смежными подразделениями компании — сложности взаимопонимания, конфликт интересов.
- Как разрубить «гордиев узел» межфункционального взаимодействия.
День 3.
Организация складского учёта.
- Методы идентификации товара.
- Применение штрихкодирования.
- Статусы товара на складе.
- Правильные товарные останки как основной критерий качественной работы любого склада.
- Типы инвентаризаций и методики их проведения.
- Организация складского документооборота.
Выгрузка и приёмка товара — не всё так просто, как может показаться.
- Стратегия (правила) размещения товара на складе.
- Применение АВС-XYZ анализа.
Хранение товара.
- Статическая и динамическая системы хранения — практика применения.
- Оптимизация складского хранения — дефрагментация, уплотнение складских остатков.
- УЗ — управление складскими запасами, их стоимость, борьба с неликвидами.
Комплектация складских заказов.
- Практический опыт оптимизации самого трудоёмкого складского процесса.
- Стратегии отбора и пополнения товарных ячеек отбора.
Контроль качества сборки заказов — как и когда проводить.
Предпродажная подготовка товара.
- Особенности складского обслуживания «сетевых» клиентов.
Хранение и отгрузка собранных заказов.
Уровень сервиса клиента.
- Роль склада.
- Работа склада с претензиями клиентов.
Возвратная логистика.
- Сложности и методы работы с возвратами.
Брак на складе.
- Пути снижения рисков.
- Факторы, влияющие на появление брака на складе.
День 4.
Логистическая технология работы склада.
- Понятия бизнес-процессов (БП), операций, элементарных действий в формализованной системе складской логистики.
- Формализация и описание складских бизнес-процессов. Практическая методика.
- Идеология стандарта описания бизнес-процессов IDEF0 в практических примерах.
- Как составить технологическую карту (ТК).
- Практика разработки складских регламентов, функциональных инструкций.
- Практические методики по нормированию складских операций.
- Методика расчёта трудоёмкости складских операций.
- Разработка штатного расписания склада на основе объективных расчётных данных.
- Кадры решают всё! Персонал склада и его мотиваций. Обзор практических критериев мотивации каждого сотрудника склада. Практические примеры применения эффективной мотивации.
День 5.
Автоматизация складских бизнес-процессов.
Автоматизация — залог успешной работы склада.
Недостатки отсутствия автоматизированных инструментов. Необходимость в WMS-системе. Преимущества внедрения WMS. Экономический эффект. Плюсы и минусы. Мифы автоматизации. Причины не автоматизации складов.
Три группы WMS. Основные потребители WMS — решений.
Критерии выбора WMS. Рейтинговый метод выбора поставщика WMS. Организация тендера.
Типичные ошибки при выборе систем автоматизации.
Структура и возможности современной WMS.
Трехуровневая архитектура систем: «сотрудник» — «сервер» — «программный код». Основные типы WMS.
Средства, функционал и модули WMS:
- управление операциями;
- использование штрихового кодирования или RFID;
- адресное хранение;
- выбор оптимальных участков, исходя из свойств материальных ценностей (влажность, температура, вес, габариты, сроки годности, номера серий и партий, номера сертификатов и т. д.);
- учет характеристик хранимых ТМЦ;
- оптимизация отбора из мест хранения;
- выдача заданий с минимизацией расстояний;
- разделение заданий по исполнителям и оборудованию;
- контроль собранных заказов и ввод характеристик;
- учет расходных материалов;
- подготовка товаро — сопроводительных документов;
- претензионная работа;
- расчет KPI, учет рабочего времени, мотивация сотрудников;
- работа с филиалами и др.
Автоматизация склада — проектная работа.
- Цель и задачи автоматизации.
- Состав проектной команды.
- Распределение полномочий и зон ответственности.
- Планирование и этапы проекта. Расчёт операционных ресурсов.
- Существующие ограничители.
- Возможные пути минимизации затрат с достижением необходимого уровня складского обслуживания.
Аудит работы склада.
- Основные ситуации для проведения аудита: перегруженность склада; высокие затраты на содержание; подготовка к автоматизации.
- Методика аудита склада: анализ инфраструктуры; анализ техпроцесса; анализ документации; анализ информационных систем; разработка предложений; расчет технико-экономического обоснования внедрения WMS.
Подготовка склада к автоматизации: обязательные условия.
- Оптимизация технологического процесса. Ликвидация действий, не создающих ценность и всех типов потерь. Технология «5С». Система защиты от ошибок. Визуализация складских процессов. Выявление «узких мест».
- Дифференцированный подход к материальным ценностям.
- Планировка и зонирование склада.
- Регламентация.
- Организация взаимодействия с подразделениями компании.
- Показатели складской эффективности.
- Организация труда на складе.
- Учет и документооборот. Инвентаризации.
- Техническое обеспечение.
Внедрение, тестирование и эксплуатация WMS. Подготовка технического задания. Интеграция WMS с корпоративной информационной системой, системой управления транспортом (TMS), системами управления закупками, запасами и др.
Необходимая техника и оборудование для WMS: терминалы сбора данных (ТСД), принтеры, сканеры.
Тестирование системы. Выявление и закрытие видимых проблем.
Обучение IT — специалистов и пользователей компании. Преодоление сопротивления сотрудников.
Этапы опытной эксплуатации, гарантийной и технической поддержки.
Проработка нештатных ситуаций.
Повышение гибкости настроек. Совершенствование правил работы. Расширение функционала.
Выбор оптимальных и достаточных решений автоматизации для различных уровней задач, видов деятельности, этапов развития компании.
Выбор непрерывного совершенствования: «своими силами» — «силами поставщика».