21-25 Декабря 2020
Первый день.
Выявление актуальных вопросов, связанных с тематикой обучения.
Международная организация по стандартизации — история и основные функции.
- Принципы менеджмента качества.
- Процессный подход.
- Риск-ориентированное мышление.
- Структура стандарта ISO 9001:2015.
- Цикл Шухарта – Деминга (методология PDCA).
Обзор требований ISO (ГОСТ Р) 9001-2015.
Раздел 4. Среда организации:
- Определение заинтересованных сторон и структуры их требований.
- Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.
- Определение области применения системы менеджмента качества. Документирование области применения.
- Система менеджмента качества и ее процессы. Требования к реализации процессного подхода — входы, выходы, критерии, риски, методы мониторинга и анализа. Взаимосвязь процессов.
Практикум: «Определение среды организации. Методы оценки внешней и внутренней среды».
Практикум: «Процессная модель организации. Взаимосвязь процессов» (на примере производственных компаний).
Раздел 5. Лидерство:
- Лидерство и приверженность. За что отвечает руководитель.
- Ориентация на потребителя.
- Политика в области качества.
- Функции, ответственность и полномочия в организации.
Практикум: Ответственность и полномочия. Разработка положений о структурном подразделении и должностных инструкций на основании процессного подхода (на примере производственной компании).
Раздел 6. Планирование:
- Действия в отношении рисков и возможностей.
- Планирование и цели по подразделениям и процессам с целью их достижения.
- Планирование и управление изменениями. Философия Кайзен.
Практикум: «Сбалансированная система показателей как инструмент управления стратегическими рисками» (на примере производственной компании).
Второй день.
Обзор положений ГОСТ Р ИСО 31000-2019:
- ГОСТ Р ИСО 31000-2019 «Менеджмент риска. Принципы и руководство».
Современная концепция управления рисками:
- Что такое риск и управление рисками. Ключевые определения. Важные параметры. Характерные свойства.
- Основные стандарты по управлению рисками.
Классификация и идентификация (выявление) рисков. Основные методы и подходы, применяемые для выявления рисков.
- Подходы и методы сбора информации о рисках.
- Инструментарии идентификации рисков.
- Типы измерительных шкал.
- Критерии оценки параметров рисков.
- Риски реального бизнеса: стратегические, риски операционной деятельности, финансовые, риски чрезвычайных ситуаций, производственные, кадровые.
Практикум: «Классификация рисков на примере предприятия».
Практикум: «Кейс. Выявление рисков внешней и внутренней среды предприятия. Разработка реестра рисков».
Применение технологий в оценке рисков.
- предварительный анализ опасностей (PHA);
- анализ дерева неисправностей FTA;
- анализ дерева событий (ETA);
- применение методологии анализа видов и последствий отказов (FMEA-анализ) для оценки рисков;
- карта (профиль) рисков как инструмент анализа и контроля рисков: назначение, структура, технология разработки.
Практикум: «Кейс. Анализ и оценка рисков предприятия».
Практикум: «Определение причин и последствий риска с использованием методики «галстук-бабочка»
Стратегии управления рисками.
- Способы реагирования в зависимости от уровня риска: предотвращение, передача, принятие, снижение.
- Хеджирование риска, способы и инструменты. Страхование рисков.
- Смягчение последствий (реагирование) рисков.
- Планирование управления рисками. Разработка и внедрение мероприятий по митигации рисков.
Практикум: «Кейс. Разработка стратегий и мероприятий по управлению критическими рисками».
Третий день.
Требования ISO 9001:2015.
Раздел 7. «Средства обеспечения»:
- Ресурсы.
- Компетентность, осведомленность персонала, коммуникации, формирование «базы знаний организации».
- Инфраструктура.
- Осведомленность.
- Обмен информацией.
- Документированная информация.
Практикум: «Документированная информация СМК с определением возможных примеров свидетельств».
Раздел 8. «Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг»:
- Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг.
- Требования к продукции и услугам.
- Проектирование и разработка продукции и услуг.
- Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками.
- Производство продукции и предоставление услуг.
- Управление несоответствующими результатами процессов.
Раздел 9. Оценка результатов деятельности. Мониторинг, измерение, анализ и оценка СМК.
- Удовлетворенность потребителей.
- Внутренний аудит.
- Анализ СМК со стороны руководства. Входные и выходные данные анализа.
Практикум: «Рассмотрение анализа СМК со стороны руководства на примере производственной компании».
Раздел 10. Улучшение: Несоответствие и корректирующее действие.
- Несоответствия и корректирующие действия.
- Постоянное развитие и улучшение СМК. Инструменты бережливого производства.
Тест 1. Требования ISO 9001:2015.
Четвертый день.
Введение в аудит систем менеджмента. Внутренний аудит:
- Основные понятия, требования.
- Основные принципы организации и проведения внутренних аудитов СМК на основе требований стандарта ISO 9001:2015.
- Подходы к организации внутренних аудитов.
- Аудит с учетом процессного и риск-ориентированного подходов.
- Классификация и виды аудитов: аудит продукции, процесса, процедуры, системы, поставщика.
- Выбор вида внутреннего аудита для измерения системы менеджмента качества.
- Методы получения и анализа информации в ходе аудита.
Методы и приемы внутреннего аудита:
- Группа аудита. Выбор аудиторов и требования к составу группы.
- Требования знаниям и умениям внутренних аудиторов.
- Компетентность аудитора. Отличительные черты аудитора. Психологические аспекты аудита.
- Требования к руководителю группы.
Этапы внутреннего аудита:
- Цели, задачи, критерии и объем аудита системы менеджмента.
- Разработка целей, программы аудита.
- Планирование и подготовка аудита. Разработка программы аудита.
- Составление опросных (чек-листов) листов.
- Организация проведения аудита.
- Индивидуальное планирование аудита.
- Подготовка и проведение аудита на месте.
- Наблюдения аудита.
- Требования к формированию наблюдений.
- Менеджмент рисков при проведении внутреннего аудита.
- Оформление несоответствий.
- Классифицирование отчетов о несоответствии.
- Подготовка и рассылка отчета по аудиту, завершение аудита.
- Действия по результатам аудита.
Практикум: «Составление плана и программы внутреннего аудита».
Практикум: «Составление опросного листа для проведения внутреннего аудита».
Практикум: «Оформление несоответствий, выявленных в результате внутреннего аудита» (работа в группах, обсуждение).
Пятый день.
Порядок проведения внутреннего аудита:
- Разработка и реализация корректирующих действий, оценка их результативности.
- Контроль исполнения рекомендаций аудита.
- Оценка эффективности аудита.
- Прослеживание дальнейших действий по результатам внутреннего аудита.
- Риск-менеджмент, предупреждающие действия как «профилактика».
Практикум: «Оформление акта (отчета) о внутреннем аудите СМК».
Совершенствование процесса «Внутренний аудит СМК».
- Оценка внутренних аудиторов в организации.
- Риски процесса «Внутренний аудит»: идентификация на всех этапах процесса, работа над митигацией.
- Типичные проблемы, возникающих при подготовке и проведении внутреннего аудита системы менеджмента качества.
Практикум: «Оценка работы внутреннего аудитора СМК».
Практикум: «Разработка комплексного алгоритма проведения процесса внутреннего аудита СМК на предприятии. Выявление рисков».
Практикум: «Оценка существующей системы менеджмента качества при проведении внутреннего аудита».
Практикум: «Мониторинг, измерение уровня зрелости СМК, выявление и оценка рисков на основе самооценки бизнес-процессов производственной компании».
Тест 2. Требования ISO 19011:2018.
Подведение итогов работы на курсе. Практические рекомендации.