19-23 Октября 2020
с 10.00 до 17.30
Модуль 1.
Цели, задачи и инструменты управления в работе Технического директора.
Показатели эффективности деятельности Технического директора.
Типичные проблемы российских предприятий в области управления производственными фондами, управления техническим обслуживанием и ремонтными работами (ТОиР).
Современные западные и отечественные подходы управления активами, производственными фондами
- Требования стандартов серии ISO 9001-2011 к управлению инфраструктурой и процессам ТОиР.
- Требования стандартов серии ISO 55000:2014 к системе управления (менеджмента) активами:
- Состав, цели, структура, содержание, область применения стандартов серии ISO 55000:2014.
- Структура, стратегия, цели, стратегический план управления активами.
- Анализ модели управления активами по предметным областям.
- Риск-менеджмент для управления портфелем активов.
- Целевое управление активами в условиях ограниченности ресурсов (Performance Focused Maintenance (PFM).
- Управление стоимостью владения на всех этапах жизненного цикла оборудования (Continuous Acquisition and Life Cycle Support (CALS).
- Система сбалансированных показателей Balanced Scorecard (BSC) применительно к управлению производственными фондами.
- Управление профильными и непрофильными активами. Модель облегченных активов (asset - light model).
Практикум: Участники проведут анализ применимости подходов для своих подразделений. Разработают систему сбалансированных показателей, направленных на повышение операционной эффективности ТОиР.
Техническая политика - корпоративный стандарт в области управления производственными основными фондами.
- Цели, задачи технической политики. Направления достижения целей технической политики:
- Повышение эффективности производственного процесса (OEE);
- Переход к более эффективным методам управления ТОиР (от ППР и восстановительных ремонтов к RCM, TPM);
- Оптимизация стоимости владения на протяжении всего жизненного цикла оборудования;
- Сокращение эксплуатационных затрат;
- Оптимизация планирования и использования ресурсов;
- Оптимизации работы с поставщиками и управления запасами;
- Внедрение ресурсосберегающих технологий.
Практикум: Участники разработают проект технической политики для своих предприятий.
Модуль 2.
Выбор стратегии организации ремонтов и обслуживания оборудования (концепции проведения ТОиР).
- Классификация стратегий и методов организации ремонтов;
- ГОСТы, нормативные документы регламентирующие организацию ТОиР;
- Планово-предупредительные ремонты (вне зависимости от состояния оборудования);
- Ремонты по отказам (аварийные ремонты);
- Ремонты по диагностике (фактическому состоянию);
- Ремонты, ориентированные на надежность (RCM).
Практикум:
Организация проектов по переходу на ТОиР по фактическому состоянию, по надежности.
Оптимизация организационной структуры служб Технического директора.
- Задачи, состав подразделений, зоны ответственности, принципы группировки сотрудников;
- Служба главных специалистов - описание организационного решения, достоинства и недостатки, шаги внедрения;
- Служба супервайзеров - описание организационного решения, достоинства и недостатки, шаги внедрения;
- Комплексные ремонтные бригады.
Практикум: Разработка организационной структуры, задач, зон ответственности служб Технического директора на базе технологии целевого управления (management by objective).
Бюджет на обслуживание и ремонт.
- Основные принципы бюджетирования ТОиР;
- Объектное планирование ремонтного фонда;
- Технико-экономическое планирование мероприятий ТОиР;
- Принципы взаимодействия "заказчик-подрядчик";
- Управление бюджетом, программы сокращения затрат.
Практикум: Проект внедрения бюджетирования ТОиР. Разработка бюджета на обслуживание и ремонт основных фондов своей компании, анализ план - факт.
Оплата труда персонала подразделений Технического директора.
- Оплата труда и стимулирование руководителей подразделений на базе KPI;
- Оплата труда и стимулирование инженерно-технического персонала;
- Оплата труда и стимулирование рабочих.
Практикум: Разработка мотивационных схем подразделений Технического директора на базе KPI (ключевых показателей эффективности).
Модуль 3.
Основные понятия и определения риск – менеджмента.
Международные стандарты управления рисками (ГОСТ Р ИСО 31000-2010, A Risk Management Standard (FERMA), Risk Management (ERM) - Integrated Framework (COSO).
- Задачи, краткое содержание, отличия стандартов.
- Системный подход управления рисками по отношению к целям, процессам, активам (оборудованию).
- Компоненты процесса риск – менеджмента.
- Аппетит к риску организации.
- Интегрированная модель управления рисками COSO ERM.
- Для чего необходима карта рисков?
- Нормирование рисков. Граница толерантности.
- Оценка количественного выражения рисков.
- Оценка качественного выражения рисков.
- Оценка вероятности риска.
- Оценка допустимых уровней рисков.
- Система регистрации рисков.
Практикум: Анализ методики оценки уровня риска. Примеры оцени уровня риска для подразделений слушателей.
Методы и технологии идентификации рисков.
- Задачи идентификации рисков.
- Формирование базы рисков. Подходы «сверху вниз», «снизу вверх».
- Методы сбора информации для идентификации рисков.
- Риски в зоне ответственности обеспечивающих подразделений.
Практикум: Групповая работа по идентификации рисков для процессов управления закупками, управления персоналом, технического обслуживания и ремонта, движением ТМЦ.
Практикум: Разработка реестра рисков в зоне ответственности обеспечивающих подразделений.
Оценка и анализ рисков.
- Качественная и количественная оценка риска.
- Оценка вероятности риска.
- Статистика и методы экспертных оценок – как получить необходимую информацию для оценки рисков.
Практикум: Освоение подходов качественной и количественной оценки рисков.
Практикум: Оценка вероятности риска.
Практикум: Построение карты рисков.
Практикум: Выделение критической области рисков. Разработка решений направлена управление рисками.
Практикум: Анализ рисков для конкретного процесса.
Построение системы управления рисками (СУР) на предприятии.
Практикум: Разработка программы внедрения системы управления рисками.
Модуль 4.
Технология бережливого производства.
- Цели, объекты применения технологии бережливое производство.
- Применение технологии бережливое производство в производственных и бизнес процессах.
- Потенциал инициатив, направленных на эффективное использование активов, сокращение затрат, борьбу с потерями.
- Чем программы сокращения затрат отличатся от программ минимизации потерь.
- Использование проектов ускорителей в целях повышения эффективности компании.
Примеры проектов ускорителей в условиях кризиса.
Ключевые понятия, принципы бережливого производства. Примеры реализации.
- Принцип понимания ценности. Формирование ценностного предложения.
- Принцип выявления и оптимизации потока создания ценности.
Принцип борьбы с потерями. Виды потерь.
- Потери из-за перепроизводства.
- Потери времени из-за ожидания.
- Потери при ненужной транспортировке.
- Потери из-за лишних этапов обработки.
- Потери из-за лишних запасов.
- Потери из-за ненужных перемещений.
- Потери из-за выпуска дефектной продукции.
- Нереализованный творческий потенциал персонала.
Практикум: Рассмотрение инициатив, направленных на снижение потерь.
Принцип потока изделий. Картирование потока создания потребительской ценности.
Принцип постоянного совершенствования. Раскрытие творческого потенциала персонала.
Практикум:Оценка возможных инициатив, проектов, которые целесообразно реализовать в компаниях слушателей с использованием инструментов бережливого производства.
Практикум: Построение для компаний слушателей дерева целей, которые необходимо достигнуть в результате внедрения проектов бережливого производства.
Организация проектов с использованием инструментов бережливого производства.
Примеры использования инструментов. Разработка планов реализации проектов.
Картирование потока создания ценности (value stream mapping).
- Цели, задачи, основные принципы картирования потока создания ценностей.
- Карты потока создания ценности - Value Stream Map (VSM). Использование карт VSM для поиска и сокращения скрытых потерь.
- Основные этапы и содержание процесса разработки карты VSM.
- Перечень данных необходимых для разработки карты VSM.
- Минимизация скрытых потерь. Особенности перехода от существующей карты VSM (как есть) к оптимизированной карте VSM (как должно быть).
- Типичные ошибки при картировании потока ценностей и минимизации потерь.
- Примеры различных карт VSM российских, зарубежных компаний и решений, направленных на минимизацию скрытых потерь.
Практикум: Разработка программы внедрения проекта «Картирование потоков создания ценностей».
Практикум: Разработка карты VSM для производственных процессов слушателей. Поиск решений, направленных на сокращения потерь.
Система организации и рационализации рабочих мест 5S на производстве и в офисе.
- Принципы построения системы организации и рационализации рабочих мест 5 S.
- Эффект от внедрения системы 5S.
- Этапы внедрения системы 5S.
- Сортировка.
- Рациональное расположение.
- Регулярная уборка. Содержание в чистоте.
- Стандартизация.
- Дисциплина и совершенствование.
- Анализ проектов по организации и рационализации рабочих мест 5 S, реализованных зарубежными и российскими компаниями.
Практикум: Разработка плана проекта по внедрению системы 5 S на производстве и в офисе.
Визуализация. Примеры решений по визуализации.
- Оконтуривание. Цветовая маркировка. Метод дорожных знаков. Разметка.
- Графические рабочие инструкции. Проекты на одном листе.
- Визуализация планирования и контроля.
- Примеры решений по визуализации, реализованных на российских и зарубежных компаниях.
- Примеры визуализации на базе решений Process Intelligence (PI).
Практикум: Разработка плана проекта по визуализации планирования ремонтных работ, работ по улучшению процессов.
Метод предотвращения ошибок Покэ–Ека (Poka-Yoka).
- Принципы, область применения метода бездефектного производства Poka-Yoka.
- Мониторинг потенциальных источников ошибок.
- Организация работы в командах.
- Минимизация коренных причин проблем. Метод 5 почему? * Метод анализа причинно-следственных связей. Диаграмма Исикавы.
- Особенности применения проактивного и реактивного методов предотвращения ошибок.
Практикум: Рассмотрение практических примеров применения метода 5 почему и диаграммы Исикавы.
Практикум: Организация работы групп анализа по сокращению брака, сокращению простоев оборудования, снижению аварийных ремонтов.
Использование концепции Enterprise Asset Management (EAM) в целях эффективного использования активов (оборудования, транспортных средств) предприятия.
- Принципы повышения эффективности использования оборудования на базе концепции EAM.
Возможности EAM - систем по применению инструментов бережливого производства.
- Стратегии технического обслуживания и ремонтов оборудования (ТОиР).
- Использование принципов бережливого производства при выборе стратегии ТОиР.
- Виды ремонтов. Анализ достоинств и недостатков.
- Анализ рисков и динамики эксплуатационных затрат на протяжении всего жизненного цикла.
- Система анализа общей эффективности работы оборудования. Общая эффективность оборудования - Overall Equipment Effectiveness (OEE).
Практикум: Анализ западных и российских EAM - систем.
Система постоянных улучшений «Кайдзен».
- Ключевые принципы кайдзен.
- Организация постоянного совершенствования процессов.
- Управление проектами при помощи команд функционального совершенства и меж функциональных команд.
- Делегирования ответственности.
- Распределение обязанностей кайдзен - менеджеров.
Практикум: Применение на практике методов статистического анализа.
Система всеобщего обслуживания оборудования (Всеобщая Эксплуатационная Система) – ТРМ.
- Цели, задачи, принципы TPM.
- Направления развертывания TPM.
- Направления развертывания самостоятельного обслуживания оборудования.
- Аварийные ситуации, опасное поведение. Принцип снижения травматизма Хайнриха.
- Работа по прогнозированию опасности.
Практикум: Разработка плана проекта по внедрению системы всеобщего обслуживания.
Опыт зарубежных и российских компаний по внедрению проектов «Бережливое производство».
- Внедрение проекта «Бережливое производство» в транспортных подразделениях. Примеры внедрения зарубежных и российских компаний.
- Внедрение проекта «Бережливое производство» в производственных подразделениях. Примеры внедрения зарубежных и российских компаний.
- Внедрение проекта «Бережливое производство» в ремонтных подразделениях. Примеры внедрения зарубежных и российских компаний.
- Внедрение проекта «Бережливое производство» в офисе.
Модуль 5.
Цели, задачи, объекты нормирования.
- Что можно и нужно нормировать в компании?
- Использование статистических и экспертных методов нормирования.
- Примеры инициатив направленных на оптимизацию затрат с использованием инструментов нормирования.
- Оптимизация затрат и минимизация потерь – в чем разница? Как организовать эти программы на предприятии?
Практикум: Слушатели рассмотрят EAM - технологию оптимизации складских запасов для ремонтной программы. Рассчитают запасы необходимые для устранения аварийных ремонтов и проведения планово-предупредительных ремонтов.
Практикум: Слушатели рассмотрят технологию нормирования ГСМ для транспорта.
Практикум: Слушатели рассмотрят подход нормирования и оптимизации запасов канцелярских товаров для своих подразделений.
Использование процессного управления в целях нормирования и стандартизации процессов, процедур.
Нормирования труда на предприятии.
- Цели, задачи, объекты нормирования труда.
- Обоснование необходимой величины затрат рабочего времени на единицу продукции в конкретных условиях.
- Организация систематического анализа выполнения норм труда для вскрытия производственных резервов.
- Постоянное улучшение производственного опыта, норм затрат труда.
Практикум: примеры применения СОП – стандартных операционных процедур в целях пересмотра норм затрат труда. Порядок разработки СОП.
- Постоянный анализ норм труда для вскрытия резервов производства.
- Классификация норм затрат труда и результатов труда: по содержанию, по периоду действия, по числу исполнителей, по методу установления.
Практикум: Пример нормирования и оптимизации норм по методу Ковалева.
- Система методов нормирования труда.
- Аналитические методы (аналитически-исследовательские методы, аналитически – расчетные) Опытно – статистические методы. Применение нормативов для определения затрат времени на операцию, на отдельные ее элементы.
- Требований к качеству норм труда (нормальность, напряженность).
- Характеристики качества норм на предприятиях: удельный вес технически обоснованных норм, средний уровень выполнения норм (коэффициент напряженности норм), распределение рабочих по уровню выполнения норм.
Практикум: Применение фотографии рабочего в целях нормирования операции.
Практикум: Применение хронометража в целях пересмотра норм и определения временных резервов.
Организация нормирования труда.
- Этапы и содержание работ по организации нормирования труда на предприятии.
- Анализ процесса производства и выделение отдельных этапов его реализации.
- Определение целевых режимов труда и отдыха на каждом этапе производственного процесса.
- Разработка норм труда для основных производственных операций.
- Внедрение и последующий регулярный анализ выполнения, корректировка норм труда.
- Установление, замена и пересмотр норм труда.
- Условия пересмотра действующих норм труда.
- Правила введения новых норм труда.
- Очередность работ при установлении технически обоснованной нормы.
- Обеспечение работодателем условий для выполнения работниками норм труда.
Практикум: Разработка программы организации нормирования труда на предприятии.