Бизнес-сказки для взрослых

То, что вы сейчас прочитаете, не стоит воспринимать слишком серьезно. Хотя, может и стоит, если вы привыкли всматриваться вглубь вещей и событий. Executive.ru провел фентезийный эксперимент. Мы взяли шесть известных классических сказочных сюжетов и наложили на современную реальность. Результат удивил и позабавил, хотя, в то же время, был вполне предсказуем – более пятидесяти основных архетипичных сказочных сюжетов, которые можно найти в историях по всему миру, культурологи, антропологи и исследователи фольклора вывели уже давно. Мы, в свою очередь, поняли – несмотря на то, что в жизни мало сказочного в волшебном смысле этого слова, сказки с точки зрения возникновения проблемных ситуаций, жизненных уроков, морали, противостояния добра и зла, окружают буквально повсюду и не собираются никуда уходить вместе с детством. Их влияние очень сильно, потому что пробирает любого человека до самого душевного дна, находя там теплый отклик. Сказочные герои, образы, ситуации постоянно обыгрываются в политике, современной литературе, рекламе, PR. Это – портрет современного человека с учетом наложения фильтра новизны, но, по сути, так и оставшегося ленивым Емелей-дураком, заблудившимся Иваном-царевичем или сильной и независимой Василисой Премудрой.

На сказках сегодня не только пытаются проникнуть в человеческие души с коммерческими предложениями. Ими лечат в прямом смысле этого слова. По словам педагога-психолога Марии Волынцевой, сказкотерапия – молодое, но эффективное и перспективное направление практической психологии, которое может успешно использоваться как в работе с детьми, так и со взрослыми. «По сути «лечение» сказками идет с незапамятных времен, – рассказывает специалист. – Они настолько глубоки, мудры, универсальны и продуманны, что могут дать ответ практически на любой вопрос. Сказки полезны людям любого возраста, поскольку задают и восстанавливают в сознании правильные морально-нравственные ориентиры, помогают осознать свое место в жизни и положение относительно «темных сил», скорректировать искаженные ценностные установки, и, в, конечном счете, сделать жизнь лучше, помочь избавиться от проблем, комплексов, избежать ошибок». По словам Волынцевой, взрослым сказки помогают восстановить искаженную и разрушенную эмоционально-смысловую картину мира, обрести новый правильный взгляд на привычные вещи и действия, скорректировать свои поступки: «Сочиняя, слушая, разыгрывая и разбирая сказки, многие родители удивляются, насколько сказки мудры, актуальны и полезны. Я настоятельно рекомендую всем не просто читать эти занимательные истории детям на ночь, но и искать в них новые скрытые смыслы, вдумываться в них и анализировать», – советует психолог.

Психотерапевт, бизнес-тренер, радиоведущий Евгений Сарапулов также подтверждает неослабевающую силу сказок, – в них явлены принципы и правила на все времена: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. В этой пословице мое отношение к сказкам. Они, как притчи, несут зашифрованный в символах смысл, и в этом их сила влияния. Сказки удовлетворяют сразу две насущных человеческих потребности. Во-первых, веру в чудо. И люди, и целые компании строят планы на будущее, стремятся к прорывам, выходам на новый уровень. Эти планы, как правило, связаны с предположениями, мечтами, мотивирующими фантазиями изменить мир к лучшему. Во-вторых, сказка уводит от реальности за счет своей «волшебности», в то же время, приближая ее. Сказка – это игра. А игра является одним из эффективных способов адаптации к реальности. Ситуация неопределенности и кризиса, в которой мы пребываем постоянно, может оказаться слишком изматывающей. При этом даже рациональное мышление не придает достаточной уверенности. Сказка компенсирует и дополняет реальность так, чтобы вера в лучшее опиралась на факты и опыт, но при этом оставляла место волшебному и невозможному, как стимулу и мотивации преодолевать проблемы. Но я бы предложил не столько опираться на старинные сказки, но и придумывать свои собственные новые».

Эксперты схожи во мнениях о различных уровнях смыслов, которые несут сказки, а также в том, что каждый из читателей найдет в любой из сказок что-нибудь специально для себя. Вдохновленные этим утверждением, мы дерзко придали ряду родных народных и авторских сказок новое современное прочтение. Местами получилось весьма актуально и убедительно – герои и фабулы как будто сошли с новостных полос деловых газет, а иногда и криминальной хроники. Но из песни слов, как известно, не выкинешь.

Сказка №1: Прерванный полет

Родной институт пищевой промышленности не сделал из молодого выпускника Колобкова первоклассного эксперта. Стараниями преподавателей старой школы он получил базовые знания, однако их хватило для осознания того, что из alma mater пора делать ноги как можно быстрее. В спешке получив диплом, Колобков без оглядки отправился на поиски счастья, которое, по мнению молодого самоуверенного нарцисса, заключалось не в кропотливом построении карьеры, а в легкой жизни, путешествиях, встрече с новыми людьми, свежих впечатлениях и постоянной смене обстановки. Три работодателя, с которыми ему удавалось начинать сотрудничество, по праву имели собственные взгляды на использование талантов Колобкова в интересах своих организаций. Благодаря хорошо подвешенному языку и перспективному резюме (Колобков был молодой, активен и хорошо обучаем) «летуну» удавалось с легкостью устраиваться на работу по специальности, причем каждый раз в еще более солидную компанию. Однако легкомысленный характер, безответственность и неготовность всерьез браться за работу срывали Колобкова с места еще до окончания испытательного срока. Работодатели недоумевали, пожимали плечами и лишь успевали посмотреть вслед ускользающему экс-сотруднику. Но встреча с последним работодателем оказалась для Колобкова судьбоносной. Рыжая HR с большим опытом работы быстро раскусила самодовольную натуру пухлого кандидата и вкрадчиво сделала ему предложение, от которого он не смог отказаться, – сменить сферу деятельности и взять на себя руководство культмассовым сектором компании, что позволило бы ему полностью раскрыть творческий потенциал. Колобов с радостью согласился и – о чудо! – на этот раз остался в компании, чтобы раз и навсегда благодаря новому опыту стать другим человеком.

Сказка №2: Цена интриги

Молодая москвичка Скалкина работать не любила и не считала нужным. Перебивалась случайными заработками. Жить по правилам и на голую зарплату считала личным оскорблением. Жизнь сама подсказала выход. Смазливая внешность, способность втираться в доверие к людям и обманчивая скромность и порядочность делали ее практически идеальной кандидаткой для работы в небольших региональных компаниях, где ценили старательных и не слишком амбициозных сотрудников, не грозящих разорением зарплатному фонду фирмы. Тот факт, что Скалкина соглашалась даже на временную работу, усыпляло бдительность работодателей. Однако сама аферистка не дремала. Природное чутье на махинации в любом исполнении помогали Скалкиной мастерски создавать конфликтные ситуации на рабочем месте, в которых она заведомо являлась потерпевшей. Угрожая судом и публичным скандалом, Скалкина предлагала начальникам улаживать конфликты полюбовно и без лишней шумихи, требуя в качестве платы за молчание купюры крупных достоинств. Время шло, цены на нефть падали, а аппетиты проныры росли. В свой последний крестовый поход Скалкина пошла ва-банк: взамен за отзыв заявления из прокуратуры отписать на нее часть компании, которую она в любой момент могла продать за мешок наличности. Но владелец тоже был не лыком шит – в его штате недаром числился один из самых «зубастых» адвокатов местной коллегии. Последний не дал аферистке ни одного шанса, в свою очередь, обобрал ее до нитки, надолго отбив охоту процветать за счет шантажа и обмана наивных и доверчивых граждан.

Сказка №3: Пиарщик моей мечты

Распад группы компаний «Семья» привел к образованию трех ЗАО: «Мельница», «Осел» и «Кот». Владелец последней фирмы с говорящей фамилией Обиженный оказался в самом незавидном положении: чуть ли не с минусовым балансом банковского счета, без пула постоянных клиентов и с нулевыми перспективами в виду отсутствия на рынке свободных ниш и стартового капитала для инвестиций в развитие. В штате числился только молодой PR-директор Василий Кошкин. Над ним нависла угроза увольнения и туманные перспективы трудоустройства – рынок уже долгое время находился в стагнации. Видя, что компания зашла в тупик, а директор впал в депрессию, Кошкин берет дело в свои лапы. Молодой авантюрист знал, что Обиженного спасет только качественный беспроцентный кредит. Заложить в банк было нечего, поэтому единственным решением было втереться в доверие к местной власти. Кошкин разработал подробный план PR-кампании и поэтапно претворял его в жизнь:

  • пустил слух о приезде в регион богатого бизнесмена, скупающего местные земли под коммерческую недвижимость;
  • систематически посылал губернатору от его имени эксклюзивные подарки;
  • за счет бартерных схем выторговал для Обиженного услуги шопера и стилиста;
  • пустил в ход приемы «черных риелторов» – напоил хозяина единственного в округе лофта виски с клофелином, и пока тот находился в состоянии измененного сознания, заставил подписать дарственную на жилплощадь.

Слава Обиженного шла впереди него, и теперь он все меньше был недоволен судьбой. Губернатору быстро организовали встречу с коммерсантом. Понимая, что деньги никогда не бывают лишними, чиновник обещает Обиженному долгое и продуктивное сотрудничество, в том числе и льготные кредиты на развитие бизнеса. Шуточки губернатора о возможном родстве за счет женитьбы на его дочери вызывают у Обиженного мечтательную улыбку, а у его пронырливого помощника – новые планы. Кошкин счастлив – теперь он может не работать до конца жизни. Каждый, кто дорвался до власти, поступает именно так.

Сказка №4: Офисная шестерка

Руководство агротехнической компании «Теремок» всегда отличалось бережливостью, часто граничащей со скупостью и скряжничеством. Так, подбирая новый офис, начальство руководствовалось не качеством ремонта или его удаленностью от леса, а думало исключительно о возможности сэкономить – чем меньше и дешевле помещение, тем лучше. В результате офисная жизнь напоминала зоопарк – отдел продаж, доставки, техподдержки, охраны и PR сидели друг у друга практически на голове. Привычные к трудностям, сотрудники даже умудрялись находить в своем положении какое-то особое мазохистское удовольствие, постоянно утешаясь мыслью о том, что настоящей команде все невзгоды нипочем. Последней каплей стал переезд в и без того переполненный офис руководства, сказочным образом оттяпавшего себе лучший кабинет с видом на лес и еще больше притеснив работников. Пытаясь хоть как-то спасти ситуацию, руководство расширяет внутреннее пространство за счет самовольной перепланировки и нарушения строительных норм. Сотрудники против таких мер, но их никто не слушает. В результате происходит обрушение стен и завал. По чистой случайности жертв удалось избежать. К счастью, из данного ЧП компанией были сделаны правильные выводы: их новое рабочее помещение удобно, просторно, отделано в старорусском стиле экологически чистой древесиной собственного производства.

Сказка №5: Стройки без правил

Глава регионального Стройнадзора Волков давно наблюдал за группой компаний «Соломинка, прут и камень», занимавшейся возведением объектов жилой недвижимости, и мысленно довольно потирал руки, чувствуя запах свежих денег. Формальных претензий к ним было хоть отбавляй: нелегальная застройка, несоблюдение технических норм, отсутствие документов и сертификатов качества на стройматериалы, несоблюдение правил техники безопасности. Волков ждал подходящего момента, чтобы по полной нагреть руки на делишках прохиндеев. Когда расслабленные своей безнаказанностью директора стали направо и налево рассказывать о том, что им за их хлипкие строения ничего не будет, потому что никому не под силу найти на них управу, Волков понял – завравшимся бизнесменам пора дать по ушам! Навести страху на первых двух не составило труда, список нарушений и соответствовавшие им уголовные статьи заставили горе-строителей буквально дрожать от страха, однако оплачивать молчание Стройнадзора они отказались, в результате чего озверевший от досады и злости Волков вызвал бульдозер и сравнял хибарки с землей буквально за один день. Взять денег с третьего застройщика тоже не удалось! Все документы у него на удивление были в порядке, земля оформлена в собственность, дом принят госкомиссией, управляющая компания работала как часы, жильцы – спокойны и довольны жизнью как поросята в теплой луже. Точить зуб на тех, кто работает по закону, бессмысленно! Поняв, что честный бизнес – не сказка, а уже реальность, Волков, поджав хвост, был вынужден ретироваться.

Сказка №6: Репка

Мощным командным духом коллектив фермы «Фрукт&Овощ» не отличался. Хотя компания честно и качественно окучивала картошку и подвязывала помидоры уже не один десяток лет. В один прекрасный день стареющий глава компании понял, что передать дела в случае чего будет особо некому – совладелицей фирмы была его пожилая жена, силы которой тоже логичным образом были на исходе. Молодое поколение специалистов не внушало доверия – оно давно подумывало о переезде в город и не видело перспектив жизни на селе. Старый семейный бизнес плавно шел ко дну, и спасти его могло только чудо. Собственно, оно и произошло – жаркое лето и осадки в изобилии принесли небывалый урожай корнеплодов. Пенсионеры радовались и довольно потирали руки, понимая, что выручка от урожая не только даст возможность безбедно пережить зиму, но позволит закупить оборудование, семена и удобрения – перед фермой определенно грозила открыться новая страница истории. Однако для начала урожай надо было собрать. Для этого мобилизовать пришлось практически всю ферму – руководство, бухгалтерия, логисты, охрана, складские работники – всем выдали галоши, мешки и перчатки. Только в результате многодневных коллективных усилий, поднявших командный дух на небывалую высоту, корнеплоды дружным строем отправились на склад, а работники провели себе самый настоящий тимбилдинг. Усталые, довольные и счастливые сотрудники устроили праздник урожая прямо на грядках, еще раз убедившись в том, что вместе приятно не только работать, но и отдыхать. Главным угощением вечеринки была, само собой, пареная репа.

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Сказки, легенды, предания, притчи – это не что иное, как культура (идеология) народа. А культура является основой экономики. Раньше на сайте публиковались бизнес-сказки Сергея Занина http://www.e-xecutive.ru/users/217885-sergei-zanin..., прекрасный материал для размышлений. Рекомендую перечитать.

Генеральный директор, Самара

Сказки показывают все истоки современной деловой культуры. Исследование, впервые выполненное мной еще в 1992 году, расширено и скоро будет опубликовано на сайте http://csss.pro. Приглашаю!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.