Как спланировать карьеру на десять лет вперед

 Как спланировать карьеру на десять лет вперед

Современный рынок труда интересен тем, что очень трудно выделить ключевые правила построения успешной карьеры, которые были бы едины для всех. Можно говорить о смене подходов к планированию карьеры по сравнению с 1990-ми и 2000-ми годами.

Карьера больше не самоцель

В 1990-е не редкостью были стремительные взлеты молодых профессионалов в возрасте 25-30 лет. Было достаточно готовности работать и принимать решения. Сейчас такое развитие карьеры – скорее исключение, чем правило. С одной стороны, те самые 25-30-летние профессионалы из 1990-х еще не отошли от дел и продолжают крепко держать в руках свои направления, с другой – уже нет такой потребности. Новые поколения выросли в более спокойных условиях и думают о соблюдении баланса работы и личной жизни.

В нулевые годы карьеры строились на частых переходах с одной работы на другую. Нередкими были истории, когда человек менял работу один раз в два-три года, увеличивая свою зарплату при переходе до 30% и выше. В наше время существует тренд на стабильность, ориентация скорее на профессиональное развитие, нежели на карьерный рост.

Кроме того, одной из основных тенденций, на наш взгляд, является уход от работы, исключительно как от средства для заработка денег, в сторону получения удовольствия от деятельности. Профессионалы стараются соотнести работу с имеющимися ценностями, уделять ей достаточное время, но при этом не забывать о Work & Life Balance: выходящие на рынок поколения хотят не только работать, но и путешествовать, заниматься спортом, узнавать новое. В связи с этим мало просто найти работу, цель – найти работу своей мечты.

Принципы планирования карьеры

Планирование карьеры – вопрос очень индивидуальный, ответ на него зависит от возраста. Если сначала можно позволить себе экспериментировать и накапливать опыт в разных сферах (для этого, кстати, существует даже специальное понятие – Job Matching), то в определенный момент необходимо уже понимать, что ты делаешь и зачем. Своеобразным водоразделом становится возраст 30-35 лет. Однако, конечно, все индивидуально: кто-то осознанно планирует свою карьеру уже в университете, а кто-то ищет себя до пенсии. Но в любом случае хорошо бы подумать о своих целях на десятки лет вперед, представить себя в преклонном возрасте, понять, где и в каком статусе хотелось бы оказаться на тот момент. Такие мысли хорошо помогают определиться с логикой построения карьеры, с форматом предполагаемой деятельности и уровнем желаемого дохода.

Что значит – осознанное планирование карьеры? Ни в коем случае не ограничение по сфере деятельности, направлению и так далее: с этого момента я делаю только так и ни шагу в сторону. Это означает понимание, зачем вы что-то делаете, или, если что-то уже сделано, как это ложится в логику вашего развития. Можно назвать это своим «видением». Отличное упражнение – представить себя в конце жизни (Стивен Кови советует даже представить собственные похороны, но не будем так далеко заходить) и подумать, в какой обстановке вы хотели бы оказаться: в кругу семьи или на необитаемом острове, рядом с внуками или загорелыми красотками, хотелось бы вам продолжать работать или отойти от дел и наслаждаться отдыхом. От этого и будут зависеть конкретные шаги.

Лучше всего свою карьеру рассматривать во всех аспектах: долгосрочном, до десяти лет, чтобы понимать направление ее развития; среднесрочном, до пяти лет, чтобы иметь возможность приобретать дополнительные знания и навыки; краткосрочном, в диапазоне один-три года, чтобы иметь возможность гибко корректировать свои планы.

Ручка и блокнот: самый простой и надежный инструментарий

Выстроить оптимальный план долгосрочного развития, наверное, невозможно. Но есть несколько инструментов, которые позволяют принимать решения:

  • Общее видение: чего в итоге я хочу добиться. Чтобы его сформулировать, советую взять красивый блокнот, ручку или карандаш, уйти подальше от интернета, сесть и подумать, записать все, что придет в голову и регулярно это перечитывать, изменять и так далее. На поиск своей «картинки» может уйти определенное время и это нормально. Главное, не бойтесь об этом думать!
  • Необходимо провести анализ текущего состояния (имеющихся знаний и навыков, возможностей и ограничений), соотнести их с намеченной целью (требованиями к желаемой должности или деятельности), понять, всего ли у вас достаточно или есть зоны, требующие дополнительного развития. В соответствии с этим в плане должны оказаться мероприятия, направленные на развитие данных областей.
  • Оценка предложений с точки зрения среднесрочных, до пяти лет, перспектив. Задайте себе простой вопрос: «После этой работы какой я смогу сделать следующий шаг? Способствует ли мой выбор движению в интересующем меня направлении через пять лет?».
  • Оценка имеющихся предложений, текущей деятельности с точки зрения того, как они ложатся в эту картинку. Причем речь идет не только о профессиональном развитии. Иногда уход в сторону позволяет нарастить нужные связи или личностные качества. Главное, понимать, зачем это делается.
  • Сделав выбор, сформулировать и зафиксировать свои цели на краткосрочный период, один-три года. Например: «Я хочу реализовать определенные проекты». Или: «Я хочу научиться продавать». Или: «Я хочу заслужить признание в определенного уровня компании».

И главное, записывайте все свои цели, планы, решения и их причины. Через полгода-год рутина может засосать, и вы уже не вспомните, почему и зачем делали свой выбор. Наша жизнь не прямая дорога. Используйте карту, чтобы не сбиться с пути!

Как адекватно оценить свои возможности: полезные ресурсы

Я бы говорила скорее об оценке своих качеств и зон развития. Оценить собственные возможности можно различными способами, как самостоятельно, так и с помощью специалистов, в индивидуальном или групповом формате.

  • Первый вариант: описать себя максимально возможным количеством определений. Какой вы? Быстрый, способный анализировать, умеющий находить общий язык с людьми, а может быть, ленивый? Дальше распределите характеристики по двум колонкам: «Мне помогает» и «Мне мешает».
  • Второй вариант: провести «Оценку 360 градусов». Можно воспользоваться онлайн-ресурсом. Например, surveymonkey. Разместите там четыре вопроса: «Что я умею делать лучше всего?», «Что мне надо научиться делать?», «В каком направлении мне стоит развиваться?», «Что мне может помешать?» и направьте ссылку на опросник людям, чье мнение важно для вас.
  • Третий вариант: пройти тестирование. Например, через опросник job.eq, позволяющий выявить метапрограммы или модели поведения, которыми вы руководствуетесь.
  • Четвертый вариант: одним из наиболее достоверных методов оценки, на данный момент времени, является ассессмент-центр. Многие люди проходят его в рамках своих компаний с целью построения дальнейших индивидуальных планов развития, зачисления в кадровые резервы, согласования на определенные должности. В целях карьерного развития есть также возможность пройти эту процедуру по собственной инициативе. Данная процедура может проводиться как в индивидуальном, так и групповом формате, и позволяет с большой степенью валидности оценить профессиональные, личностные и управленческие навыки человека.

Для оценки своих профессиональных возможностей также можно воспользоваться следующим способом: найти профили людей на LinkedIn.com, занимающих позиции от параллельной вашей до двух ступеней выше, и сопоставить с тем, что знаете / умеете / делаете вы. Отлично помогает определить, чего именно вам не хватает.

Резюме «для внутреннего пользования»

  • Лучший инструмент в оценке собственных навыков – ведение своего резюме. Один раз в полгода-год выделите время, сядьте и запишите все то, что вы сделали, чему научились и в чем ошиблись за это время. Лучше всего сразу описывать, используя метод PARLA (проблема-действие-результат-научение-адаптация). Еще раз подчеркну: это резюме для вас как для специалиста, то есть оно содержит не столько функционал, сколько описывает особенности вашего развития. Выполнив это упражнение, вы получите понимание, что вы делаете хорошо, а над чем стоит поработать, что в вашем поведении стоит изменить.
  • Второй инструмент: сравнить свои навыки с требованиями интересующих вас вакансий. Но не «я это смогу сделать», а «я это делал и знаю, как именно нужно».
  • Третий подход: сравнить свой функционал с резюме людей на аналогичных позициях или на одну-две ступени выше.

То есть должна получиться схема: «Я могу – Рынку нужно – Конкуренты предлагают». Используя такую схему, вы сможете определить не только то, что можно выгодно на рынке представить, но и ваше уникальное предложение, отличие от других кандидатов.

В реалиях VUCA-мира: сам себе и бренд, и «продавец»

Расхожим определением последних двух-трех лет стал термин VUCA: Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity. Он означает, что мы живем в нестабильном, непрогнозируемом, сложном, неустойчивом мире. В таких условиях сложно прогнозировать риски, в том числе на рынке труда. Поэтому стоит говорить скорее о том, что поможет эти риски предотвратить.

Одна из главных задач – держать руку на пульсе рынка труда. Смотреть аналитику, читать, обдумывать и применять новые знания к своей сфере, встречаться и общаться с консультантами и коллегами из своей сферы. Основная задача любого профессионала сейчас – стать самому себе брендом и «продавцом». Специально беру слово «продавец» в кавычки, так как знаю, что у большинства людей оно вызывает отторжение. Стать «продавцом» самого себя не значит навязывать себя кому бы то ни было. Это значит – осознавать собственную ценность (в этом помогут инструменты, перечисленные выше), уметь рассказать об этом, а также – выявить потребности потенциального работодателя. То есть уметь слушать, слышать, сопоставлять свой опыт с задачами работодателя и показывать, как он может этот опыт и навыки использовать.

Вторая задача – налаживать социальные связи. Интересно, что в нулевые годы трудоустройство по знакомству воспринималось как что-то негативное, а сейчас рекомендации и networking вышли на первый план в поиске работы. Рекомендую прочитать книгу основателя LinkedIn Рида Хоффмана «Карьера как стартап». Пробравшись через рекламу социальной сети, можно получить полезные инструменты по созданию и управлению личным брендом и своими связями.

Перспективы рынка труда: на что ориентироваться

Думая о планировании карьеры, вряд ли можно абстрагироваться от того, где именно вы намереваетесь ее делать. Это особенно актуально для тех, кто сейчас только присматривается к будущему полю деятельности. Очень рекомендую почитать «Атлас новых профессий», разработанный Агентством стратегических инициатив. В его основе исследования рынка, мнения экспертов, форсайты. Все представлено на прекрасном сайте, который позволяет искать профессии, востребованные до 2020 года и после.

Интересно, что в списке профессий, которые могут исчезнуть после 2020 года, есть как рабочие специальности, так и профессии, относящиеся к сфере интеллектуального труда. Основной принцип выбора: исчезнут все профессии, которые можно заменить алгоритмами или машинами. Например, в списке рабочих профессий – билетер, швея, охранник. А в списке интеллектуальных – сметчик, статистик. Можно соглашаться или не соглашаться с прогнозами по конкретным профессиям, но стоит помнить: происходит поляризация рынка труда.

По мнению Германа Грефа, будут востребованы либо специалисты высокоинтеллектуального труда, либо самые низовые профессии, которые просто невыгодно заменять технологиями. Те, кто занимает позицию «профессионал среднего звена», должны принять решение: к какому полю они примкнут. Будут востребованы также позиции, находящиеся на стыке направлений. Например, IT и биология, сельское хозяйство и программирование.

Независимо от отрасли и профессии, надо обратить внимание на следующие вещи:

  • Навыки работы с информацией и большими базами данных. Сложить в Excel цифры уже недостаточно. Узнайте хотя бы формулу ВПР, а еще лучше – научитесь писать макросы.
  • Умение думать. Бернард Шоу говорил: «Большинство людей думают не чаще двух-трех раз в год. Я прославился благодаря тому, что думаю один-два раза в неделю».
  • Умение принимать решения и нести за них ответственность.
  • Навыки поиска информации и умение адаптировать информацию из разных сфер для решения конкретных задач.

В целом важно нарабатывать не только профессиональные, но и личностные качества. Спрогнозировать в VUCA-мире что-либо сложно, тем важнее умение гибко реагировать на происходящие изменения.

Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Токарев
Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Новые поколения выросли в более спокойных условиях и думают о соблюдении баланса работы и личной жизни.

Наблюдая изменения (которые только нарастают), не могу с этим согласиться.

Более того, как и в бизнесе, пришло время для замены в условиях непредсказуемых изменениях долгосрочного планирования карьеры на стратегическое управление своей (часто новой) карьеры.

Далеко ходить не буду - нынешний кризис заставил меня кроме профессии консультанта освоить профессию бизнес-тренера (я уж не говорю в скольких областях, это отдельная тема). А появление системы самиздата (Ридеро.ру) подвигло на освоение профессии писателя (без отрыва от основной работы).


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Новости
Отставки и назначения за неделю. Версия Executive.ru

Андрей Рогозов стал управляющим директором социальной сети «ВКонтакте». Подробнее об этом назначении и перестановках в других компаниях – в кадровом дайджесте Executive.ru.

Отставки и назначения за неделю. Версия Executive.ru

Сменились руководители в компаниях Orange Business Services, «Сбербанк» и «МегаФон». Подробности о ключевых перестановках за прошедшую неделю – в кадровом дайджесте Executive.ru.

Отставки и назначения за неделю. Версия Executive.ru

Сменились руководители в компаниях Coca-Cola HBC, «Сбербанк» и «Северсталь». Подробности о ключевых перестановках за прошедшую неделю – в кадровом дайджесте Executive.ru.

Отставки и назначения за неделю. Версия Executive.ru

Сменились руководители в компаниях Uber, ABBYY, «Акадо» и «СТС Медиа». Подробности о ключевых перестановках за прошедшую неделю – в кадровом дайджесте Executive.ru.