Чьи рабочие места захватят роботы? Кто и когда потеряет работу?

Зарубежные эксперты активнее всего обсуждают грядущую роботизацию в двух сферах – логистические услуги и ритейл. Над беспилотными автомобилями работают не только IT-гиганты типа Google и Apple, но и крупнейшие мировые автоконцерны – Toyota, Mercedes-Benz, Chevrolet. А исполнительный директор компании Uber Тревис Каланик регулярно высказывается в духе «стоимость услуги станет намного меньше, если не придется платить еще и тому парню в машине».

В случае с продавцами наиболее реальной угрозой принято считать еще не открытый магазин Amazon – первый в истории человечества полностью автоматизированный супермаркет без продавцов и офлайн-касс. Хотя подобные форматы встречаются уже давно, взять те же терминалы McDonalds, которые вошли в обиход и воспринимаются как обыденность. А в дискаунтерах цифровой техники типа TechnoPoint роль людей уже давно сводится к выдаче товара, там они не оказывают никаких консультационных услуг.

При этом две самые массовые профессии в России: водитель и торговец. Об этом в апреле 2017 года рассказал проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Сергей Рощин в рамках прошедшего в ТАСС круглого стола «100 вопросов по профессии». По его словам сейчас на водителей приходится 7% занятых и еще столько же – на специалистов в сфере торговли. По данным Росстата за март 2017 года, численность рабочей силы в стране составляет 76 млн человек, из которых 71,9 млн заняты в экономике. Таким образом, если верить статистике и прогнозам футурологов, в ближайшие годы в России освободятся около 10 млн рабочих мест. Так ли это?

Ритейлеры готовы, покупатели – нет

ритейл

Торговые автоматы стали массовым явлением в Японии

«Российские ритейлеры готовы использовать новые технологии, – говорит руководитель практики Retail рекрутинговой компании Antal Russia Екатерина Синицина. – Они открыты к новому, стараются собирать лучшие практики по всему миру и по возможности применять, готовы идти на эксперименты и инвестировать в новые технологии». Однако происходит этот процесс медленно. И не только потому, что внедрение технологий – процесс долгосрочный и затратный для бизнеса, но и потому, что покупатели не всегда готовы сразу же принять прогресс.

Возьмем для примера магазины сети «Перекресток», где начали устанавливать автоматические кассы самообслуживания, которые работают без продавца: покупатели могут сами сканировать товары и оплачивать их. Однако все равно там стоит человек, который контролирует процесс и помогает покупателям. Многие люди не сразу понимают, как пользоваться новой системой, а некоторые с недоверием относятся к новым технологиям. Замени ритейлеры в одночасье кассы с кассирами на новые технологии, клиенты были бы недовольны таким подходом.

В сегменте люкс-ритейла ставка делается на клиентский сервис и личное взаимодействие с клиентом. Там перспективы отказа от людей-продавцов и вовсе выглядят туманными. Так генеральный директор и совладелец косметической компании Lush Russia Дмитрий Азаров признается, что он морально готов поставить за прилавок робота, но оговаривается – есть продукты, которые не требуют консультации или тестирования и которые легче поручить роботам и вендинговым машинам, такие как вода, конфеты или чай. «В случае косметики Lush мне сложно представить себе такую обезличенную торговлю, потому что общение с покупателем, персональная консультация, возможность потрогать, понюхать товар, изготовленный вручную, нанести его на кожу, массаж рук – все это формирует ту атмосферу, за которой к нам приходят покупатели», – говорит ритейлер.

Косвенно его слова подтверждает консультант департамента «Розничные сети и e-commerce» компании «Агентство Контакт» Анна Иванова, которая уверяет, что единственное направление, готовое к роботизации уже сейчас, – это продуктовая розница. Безналичный способ оплаты и внедрение электронных касс быстрого самообслуживания существенно сокращает количество кассиров в крупных торговых сетях. «Что касается сегментов DIY или fashion-ритейла, роботизированный аналог современного работника магазина вряд ли сможет полностью заменить его, – добавила ее коллега Юлия Алексеева. – Повышение экспертности консультантов, улучшение клиентского сервиса и сугубо индивидуальный подход к каждому клиенту делают здесь человеческий фактор первостепенным».

При этом автоматизация уже влияет на ритейл-бизнес немного с другой стороны. Магазины уходят в интернет и функцию продаж все чаще выполняют не роботы как таковые, а веб-сайт магазина. Если говорить о малом и среднем бизнесе, то есть ряд компаний, у которых никогда не было и не будет классического магазина с продавцами. И логичнее говорить о том, что продавцов и кассиров заменят не их автоматические версии, а интернет-магазины.

Резюмируя, отметим, что пока автоматизация происходит плавно, массовых увольнений не будет в ближайшие несколько лет ни в мире, ни в России. «На международном рынке роботизация начнет влиять на рынок труда чуть раньше, чем эта тенденция наберет обороты в нашей стране, но это определенно будет длительный процесс, на который потребуется не год и не два, а скорее десятилетие, – прогнозирует Екатерина Синицина. – А массовая замена большинства продавцов роботами произойдет в еще более отдаленной перспективе».

Справятся ли беспилотники с российскими дорогами?

беспилотный автомобиль

Автомобилю, созданному Google, водитель не нужен

Инвестор и партнер венчурного фонда Andreessen Horowitz Бенедикт Эванс опубликовал в декабре 2016 года подробный отчет о состоянии дел в автоиндустрии. По его словам, производители обещают полностью автономные автомобили к 2021 году. Это значит, что автомобильные компании превращаются в транспортные, автомобили станут дата-центрами, а их производители – дата-компаниями, наподобие Google и Facebook. Беспилотные авто будут создавать общий «коллективный разум», обмениваясь полезными данными между собой, с инфраструктурой и с приложениями.

В докладе аналитик рассуждает о том, что переход на электрический и автономный транспорт как минимум повлияет на цены на нефть и уровень смертности (90% аварий случается по вине водителя). Отсутствие аварий в свою очередь отразится на страховщиках, больницах, юристах и загрузке дорог. Доставка товаров подешевеет, а такси заменит личный и общественный транспорт, стимул к развитию получит электроснабжение. Однако он не отвечает на вопрос, чем займутся водители, ставшие пассажирами?

Сейчас водитель грузовика в регионах может получать зарплату среднего уровня, при этом имея только среднее образование и не обладая особыми навыками. Уже становится очевидным, что в будущем весь автотранспорт будет беспилотным. Особенно если речь идет о такси или перевозке грузов, автоматизация в этой отрасли – лишь вопрос времени. Следовательно, массовое сокращение в этом сегменте может привести к взрывному росту безработицы, что в свою очередь запустит очевидные политические механизмы (протесты, митинги). Но, как отмечают футурологи, пока поводов для волнений нет – большинство людей морально не готовы к беспилотным авто, поэтому переход к автономности будет постепенным. Сначала машины будут перенимать на себя отдельные функции – тормозить, парковаться, перестраиваться, наблюдать за этим все равно должен человек. Соответственно и рынок труда будет меняться плавно.

«В ближайшие 5-10 лет мы скорее всего не увидим беспилотные фуры на наших дорогах, – уверен гендиректор сервиса видеоинтервью VCV.ru Арик Ахвердян. – Водители, которым сейчас 45-65 лет, успеют спокойно уйти на пенсию. Более юным придется адаптироваться и менять профессию или, по крайней мере, вектор». Он отметил, что государство, скорее всего, запустит в случае необходимости программы переобучения и поддержки.

Кстати, правительства европейских стран уже готовятся к изменениям на рынке труда. Например, в Германии приняли закон, который гласит, что беспилотные автомобили могут находиться на общественных дорогах при условии того, что за рулем будет водитель, готовый в любой момент взять управление транспортным средством в свои руки. Через два года закон обещают пересмотреть с учетом развития технологий и информации, полученной во время испытаний. Таким образом, в стране на ближайшее время защитили водителей от роста безработицы и одновременно разрешили тестировать беспилотники.

«Я считаю надуманными опасения насчет резкого роста безработицы из-за роботов, – приводит другие, более очевидные причины Арик Ахвердян. – Во-первых, пока что беспилотники обходятся дороже дальнобойщиков. Во-вторых, российская инфраструктура, к сожалению, еще не готова к массовому использованию беспилотных автомобилей».

Мы можем видеть, как роботами постепенно заменяют бухгалтеров и сотрудников колл-центров, но при этом нет резкого увеличения безработицы, поэтому вряд ли отечественной (да и мировой) экономике грозит коллапс из-за автоматизации ритейла и логистики. Это предположение верно и для представителей других профессий: повторим вслед за основателем корпорации кадровых агентств Business Connection Ильгизом Валинуровым, главная угроза вашей карьере – это не роботы или чат-боты. Это другие специалисты из вашей сферы, которые уделяют больше времени развитию навыков. Угроза вашей трудоустроенности – это люди, которые больше вкладывают в себя.

Фото: pixabay.com, en.wikipedia.org, altassets.net

Вы готовы стать пассажиром беспилотного авто?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Executive.ru открыл канал в мессенджере Telegram. Хотите быть в курсе самых главных событий российского менеджмента? Присоединяйтесь!
Комментарии
Партнер, Новосибирск

Ну у нас как всегда.

Перепрыгнуть и сделать гиперскачок, это хорошая тенденция! Но людей к нему надо с детства готовить!

Школьная программа на уровне "ниже плинтуса". Классику надо чередовать с фантастикой в обязательном порядке. Церковное образование исключить и не в коем случае не применять ни при каких обстоятельствах. Учить грамотности и кодам с детства на компьютере. Математику + финансы + экономика. Алгебра кому нибудь пригодилась в жизни? Ну кроме инженеров.

Получается, что мы бежим впереди паровоза, превращая сами себя в зомби технологического процесса. С одной стороны это верное решение в маркетинге крупных корпораций и явно не российских.

Даже в Гугле признались, что у них нет электронного юриста в компании, а у нас уже в СБРФ - есть!!

Вот электронную Думу сделать, это прогресс!! Электронного чиновника и т.д. Но не для клиентов которые приносят тебе денег в банк на хранение, сбережение и приумножения!

Все, через опу в стране!

Директор по продажам, Санкт-Петербург

Автопилоты в авиации и судовождении давным давно, Буран САДИЛСЯ!!!!! на автопилоте. И что? Где в авиации автоматические взлет/посадка, где в судовождении автопилот в сложных условиях?

А почему? Механизмы уж больно дорогие, а ответственность - еще дороже.

Пусть человек управляет, а автопилот на подхвате, что полностью оправдывается практикой.

Но автомашины-беспилотники - это наше ближайшее будущее.

Безаварийные, надежные и вообще, лучше человека.

Правда самолетами пусть управляют люди.

Менеджер по обучению персонала, Сочи

магазин без людей? а воровство? работаю в сетевом магазине, одна из главнейших задач директора - охрана. воруют и покупатели, и персонал.

машины вполне могут управляться роботами. в любой комп.игре боты ездят лучше игрока.

а рабочие места таксистов... Пусть идут дороги строить, одна беда другую

Адм. директор, Кемерово

Чтобы автомобиль стали беспилотными, необходимо реконструировать всю сеть автодорог.... сейчас государство с ремонтом то не справляется...

В сетевых магазинах и сейчас очень мало продавцов, почти везде самообслуживание. Сейчас продавец в магазине сети Магнит, Пятерочка (и т.п.) не продает, а просто выкладывает товар по готовой матрице. Не могу пока представить, чтобы это делал робот. Для этого тоже надо реконструировать все магазины.

Руководитель управления, Москва

Спасибо за интересный материал. Управление авто и другими средствами передвижения по дорогам, бездорожью, воздуху, воде - это в первую очередь полезный навык, а бывает и удовольствие и спорт. Уменьшение количества навыков снижает возможности самого же человека. Вот где нюанс. Так же, идёт дискуссия об ответственности за "управление" данным автомобилем. Как быть с ней?

Редактор, Москва
Евгений Родин пишет:
Спасибо за интересный материал. Управление авто и другими средствами передвижения по дорогам, бездорожью, воздуху, воде - это в первую очередь полезный навык, а бывает и удовольствие и спорт. Уменьшение количества навыков снижает возможности самого же человека. Вот где нюанс. Так же, идёт дискуссия об ответственности за "управление" данным автомобилем. Как быть с ней?

Евгений, вы верно заметили. В материале я не описал так называемую "проблему вагонетки", которая с развитием технологий стала только актуальнее. Если перед беспилотной машиной на дорогу выйдет семья с ребенком и будет выбор: убить семью или водителя, то как должен поступить автопилот? А кто будет покупать машины, которые будут в таких случаях запрограммированы на риск для водителя? Сейчас роботизация переходит из сугубо технической плоскости в область этики и морали, и ставит перед нами немало сложных вопросов. Рассмотреть их все в рамках одного текста на нашем портале, как мне кажется, невозможно)

Менеджер, Санкт-Петербург
Андрей Велесюк пишет: Если перед беспилотной машиной на дорогу выйдет семья с ребенком и будет выбор: убить семью или водителя, то как должен поступить автопилот?

Думаю это проблема личного восприятия наблюдателя-человека. Вы пытаетесь "очеловечить"программу, это приводит к заблуждению о якобы принятии решения "кого убить?". Программа принимает решение о предотвращении ДТП, при этом по аналогии с водителем-человеком главным (и пока единственным) правильным маневром является предписанное ПДД - "снижение скорости вплоть до полной остановки". Иллюзорным является принятие решения в стиле "вселенная марвел" - просчитать все возможные варианты и принять решение о минимальном ущербе, после чего совершить головокружительный кульбит и всех спасти.

К сожалению ни водитель, ни управляющая программа не обладают возможностью предвидения, т.е. расчета ВСЕХ возможных последствий. Поэтому Вопрос безопасности решается несколькими вполне математическими методами, в том числе:

- соблюдение безопасного скоростного режима,

- соблюдение безопасной дистанции,

- соблюдение безопасного интервала,

- разработка безопасной конструкции и т.п.

Инженер, Москва
Виктор Шкурин пишет:
Автопилоты в авиации и судовождении давным давно, Буран САДИЛСЯ!!!!! на автопилоте. И что? Где в авиации автоматические взлет/посадка, где в судовождении автопилот в сложных условиях?
А почему? Механизмы уж больно дорогие, а ответственность - еще дороже.
Пусть человек управляет, а автопилот на подхвате, что полностью оправдывается практикой.
Но автомашины-беспилотники - это наше ближайшее будущее.
Безаварийные, надежные и вообще, лучше человека.
Правда самолетами пусть управляют люди.

Так взлет/посадка в большинстве случаев происходит в автоматическом режиме. И эти дурацкие аплодисменты пассажиров оттого смешнее. Пилоты сейчас как раз больше занимаются контролем работы автоматики. Не всегда и только в штатных ситуациях.

Нет никаких технических проблем с заменой человека цифровым алгоритмом и роботизированными системами и работать они будут априори лучше. И будь у меня выбор - я бы полетел на самолете, в котором человеческий фактор заменен на компьютер и кучу соленоидов. Человек уж очень ненадежная штука, это легко доказать любым применимым тестом. Конечно, это утрировано и с кучей оговорок, не предусмотренных нештатных ситуаций, несовершенства некоторых технологий может быть, но все это возвращается опять же к человеку, который "не допилил" как следует, не предусмотрел, не додумал, не учел.

Но, как и упомянуто в статье, зачастую на сегодняшний день это банально дороже, чем человек, вот и все.

По автомобильным автопилотам. Я не смогу быстро найти пруф-ссылки, но в США проводился (а может и продолжается) эксперимент, в котором создали огромный полигон, имитирующий дорожное движение в масштабах города и автомобили все роботизированы. Так вот, автомобили в течение неограниченного времени передвигались без проблем и аварий, но как только туда запускали автомобиль, управляемый человеком, начинались проблемы, ДТП и "разбаланс" системы. Слабое звено всегда именно человек. Поэтому будущее, когда автомобили станут абсолютно безопасными, еще очень и очень далеко. Потому что наступит оно только тогда, когда вся система перейдет на управление автоматикой. Полное и только с запретом управления человеком.

Но что-то мы больше увлеклись технической стороной темы статьи. Оно и понятно - инновации, интересно и любопытно. Но ведь "песня совсем не о том", а о потере работы людьми. Хотя почему же не о том. Вот мы и пришли к тому, что пока волноваться рано, армии роботов не готовы выгнать нас с рабочих мест.

Но мне больше интересно другое - а что дальше? Вот в статье упомянули о риске возникновения социальных проблем (почему-то названных "политическими") - безработица и вытекающие из нее недовольства. Но в итоге ведь человечество наверняка достигнет того уровня, когда безработица не будет проблемой. Когда ВСЮ работу за людей будут выполнять те технологии и алгоритмы, которое это самое человечество так долго создавало. Интересно, когда же это случится? Согласен, такие размышления на самом деле уж чересчур фантастические, поэтому вопрос скорее риторический. И более глубокий.

Генеральный директор, Хабаровск

Автор статьи Андрей Веселок ставит вопрос так: «Футурологи считают, что в зоне риска – 10 млн представителей массовых профессий. Отраслевые эксперты с прогнозами не согласны. А вы как считаете?».

Отвечая именно на этот вопрос, я бы отметил, что только в 23 странах Азиатско-Тихоокеанского региона работу потеряют 53 миллиона человек и даже больше.Технологический прогресс никого не ждет и будет ждать, он не учитывает наши желания, понимаем ли мы их или нет. К примеру, кто-то из нас против мобильных телефонов, против интернета, против социальных сетей, против роботов, против использования искусственного интеллекта и пр.. Не важно, прогресс будет идти свои путем, а страны и люди к нему будут подстраиваться.

Аналитик, Краснодар

Всё, что может быть автоматизировано - обязательно будет автоматизировано. Это вопрос времени. Но те, кто думает, что роботы и программы позволят людям не работать или работать меньше - ошибаются. Роботы будут заменять живых людей, которые останутся без работы и средств к существованию. Капиталисты, владельцы роботов, будут становится еще богаче, а население еще беднее.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Цифры и факты
Компании вкладываются в 3D-принтеры

Инвестиции дня: Фонд Rusnano Sistema Sicar инвестирует в российского производителя строительных 3D принтеров.

Михаил Прохоров продал «Сноб»

Продажа дня: Группа «Онэксим» завершила сделку по продаже ООО «Сноб медиа».

Пенсионеры стали брать ипотеку

Факт дня: Объединенное Кредитное Бюро выявило главные кредитные предпочтения россиян.

Где самый грязный воздух?

Доклад дня: Минприроды назвало города России с самым опасным воздухом,