Импакт-бизнес: 18 способов изменить мир к лучшему

Импакт-бизнес – этим понятием обозначают компании, для которых решение важных социальных и экологических проблем не уступает по важности получению прибыли. 

Сертификация ценностей

B-Corporation (или просто B-Corp) – это сертификация, которую может получить коммерческая организация, деятельность которой соответствует определенным стандартам социальных и экологических показателей. Получение B-Corp – дело абсолютно добровольное, но в последнее время сертификация приобретает все большую статусность. Поэтому, несмотря на то что комиссией предъявляются очень строгие требования, все больше компаний подают заявки на оценку.

При сертификации проходит оценка компании по пяти направлениям:

  • управление
  • сотрудники
  • сообщество
  • экологичность
  • потребители

Но организация сама решает, на каком из направлений сделать акцент – вести активную деятельность сразу по всем пунктам необязательно.

Можно выделить несколько бизнес-моделей, которые уже показали свою эффективность при прохождении компанией сертификации B-Corp. Но даже если компания не планирует получать сертификацию, любая из этих бизнес-моделей поможет привести бизнес в соответствие со своими ценностями и уверенно следовать по выбранному пути.

Управление

Фокус делается на том, как проходит управление бизнесом. Сюда входят, в том числе, миссии и ценности организации.

1. Фокус на миссии

Данная бизнес-модель подразумевает, что компания вносит в корпоративную структуру и документацию изменения, которые позволяют при принятии решений учитывать интересы более широкого круга стейкхолдеров. Например, вместо того чтобы совершать действия, ориентированные исключительно на увеличение прибыли акционеров, бизнес может официально сделать такие миссии, как улучшение экологии или борьба с голодом, обязательной частью принятия решений. 

Сотрудники

В этом направлении речь идет о том, как компания обращается со своими сотрудниками. Сюда входят такие аспекты, как справедливая оплата труда, антидискриминационная политика найма, безопасность, защита о здоровье, гибкий график и многое другое.

2. Собственность сотрудников

Это бизнес-модель, при которой бизнес принадлежит сотрудникам, как, например, в случае с рабочими кооперативами или программой ESOP, которая подразумевает приобретение работниками акций своей организации. По некоторым данным, компании с такой бизнес-моделью растут быстрее конкурентов.

Самый показательный пример такой организации – американский Publix Super Market, который предлагает всем своим сотрудникам, независимо от должности, после 12 месяцев работы приобрести акции компании. Из результатов – В 2019 году выручка от продаж составила $44,9 миллиардов, что почти на 18% больше, чем в 2018 году.

3. Развитие рабочих мест

Бизнес также может сфокусироваться на том, чтобы предоставлять возможности для работы и обучения населению с низким уровнем занятости. Например, кофейня Second Shot в Лондоне берет на работу бездомных людей и предлагает им обучение в сфере гостеприимства. Основатель кофейни признается, что ему хотелось изменить отношение людей к проблеме бездомности, и его целью стало дать людям, живущим на улице, «второй шанс» (second shot).

Сообщество 

Здесь рассматривается то, как компания взаимодействует с сообществом и, в особенности, то, как влияет на его развитие. 

4. Искоренение бедности по цепочке поставок

Стратегия поставок бизнеса может быть направлена на искоренение бедности за счет выгодных условий продажи, обеспечения хороших условий труда и предоставления поддержки поставщикам, которые могут относиться к малообеспеченным сообществам. К примеру, компания Hint Water получила B-Corp сертификацию в результате сотрудничества с Whole Planet Foundation, направленного на борьбу с бедностью в мире. Hint Water поддержали Whole Planet Foundation в попытке помочь предпринимателям в развивающихся странах за счет предоставления микрокредитов. 

5. Искоренение бедности через микропредприятия

Эта бизнес-модель подразумевает, что компания предоставляет микропредпринимателям из малообеспеченных сообществ возможности для развития посредством франчайзинга и дистрибуции продукции. Обычно компания предоставляет финансовую и техническую поддержку покупателям франшизы и помогает им начать свой бизнес.

Пример такого микрофранчайзинга – Supply Hope в Никарагуа. Компания помогает формировать возможности для устойчивого, масштабируемого дохода людям, живущим менее чем на $1-3 в день. Модель микрофинансирования позволяет Supply Hope обеспечивать работой людей, которые в противном случае не смогли бы найти источник стабильного дохода.

6. Развитие местной экономики (только для развитых стран)

Сюда входят стратегии, которые способны укрепить местную экономику. Например, многие австралийские компании, планирующие получение сертификации B-Corp, выбирают (или переходят в) Bank Australia или Beyond Bank, оба из которых сами успешно прошли сертификацию благодаря своим усилиям по поддержке местного сообщества.

Компания также может сделать акцент на том, как организован процесс поставок, сформирована структура собственности, или на том, как бизнес укрепляет связь с сообществом через потребителей и/или благотворительную деятельность.

К примеру, компания Local Ventures Legal предоставляет дешевые или pro bono юридические услуги небольшим бизнесам, которые не могут позволить себе оплату по рыночным ценам. Таким образом она способствует развитию местной системы предпринимательства.

7. Производственный кооператив

Это модель, при которой группа людей, производящих схожую продукцию или предоставляющих схожие услуги, объединяются, чтобы обсудить ценообразование и получить доступ к большим рынкам. Такая структура помогает участникам кооператива открыть для себя новые возможности, организовать производство и распределить прибыль.

Пример производственного кооператива – компания Ocean Spray, объединившая 700 семей, занятых выращиванием и продажей клюквы. Если бы не кооператив, у них не было бы постоянного источника дохода, и они не могли бы продавать клюкву по фиксированным ценам. Каждая семья в Ocean Spray является владельцем бизнеса и участвует как в развитии компании, так и в делении дохода. 

8. Благотворительные пожертвования

Относится к организациям, которые отдают значительную часть выручки, доходов, акционерного капитала или времени на нужды благотворительности. Например, австралийская компания Who Gives A Crap продает бамбуковую туалетную бумагу, которая производится без использования пластика, и жертвует 50% своих доходов на строительство туалетов в странах третьего мира. Таким образом организация стремится к выполнению своей миссии: «сделать так, чтобы у каждого в этой жизни был доступ к чистой воде и туалету». Компания недавно собрала $41,5 миллионов на помощь в развитии бизнеса и распространении его благотворительной деятельности.

Экология

Имеется в виду то, как компания взаимодействует с окружающей средой. Сюда входит углеродный след организации, использование токсичных химикатов, природных ресурсов и не только. 

9. Возобновляемые или более «чистые» источники энергия

Модель, при которой бизнес через свои продукты или услуги сокращает выбросы парниковых газов в атмосферу. Один из самых понятных примеров – компании, которые выступают поставщиками продукции, связанной с возобновляемой энергией. Так, американская Encore Renewable Energy является поставщиком солнечных панелей.

10. Сохранение ресурсов

Эта модель импакт-бизнеса – для продуктов и услуг, которые напрямую сокращают использование природных ресурсов или объем отходов. Так, KeepCup производит многоразовые стаканы для кофе. Если верить их сайту, ежегодно используется 600 миллиардов кофейных стаканов, которые затем отправляются на свалки. При изготовлении большинства из этих стаканов используется пластик, поэтому они продолжать усиливать загрязнение на многие годы вперед. Продавая многоразовые стаканы, KeepCup помогает потребителям сократить отходы и уменьшить количество ресурсов, необходимых для производства.  

11. Сохранение земли / дикой природы

Бизнес-модели, сфокусированные на сохранении земли и дикой природы, подходят для продуктов и услуг, которые помогают защищать, восстанавливать и сохранять природу и животных. К примеру, миссия организации Animal Experience International (AEI) – способствовать защите и помощи животным посредством приобщения путешественников к волонтерским программам в заповедниках, больницах дикой природы, ветклиниках и природоохранных проектах.

12. Сокращение/компенсация токсинов

Здесь подразумевается, что продукты и/или услуги компании способствуют сокращению токсинов и загрязнения или позволяют компенсировать их негативный эффект. Примером такого бизнеса является компания Dignity, которая занимается производством и продажей средств личной гигиены для девушек, а также их распространением в малообеспеченных сообществах. Они также реализуют «органическую инициативу», которая подразумевает исключение пластика, синтетических веществ и токсинов из человеческого организма и окружающей среды.    

13. Просвещение в вопросах экологии

Некоторые компании фокусируются на том, чтобы через свои продукты или услуги повышать осведомленность населения в вопросах защиты окружающей среды. Например, компания Mud Environmental занимается очищением локаций от вредных веществ, а также просвещением местных сообществ.

14. Экологические инновации

Модель импакт-бизнеса, основанная на экологических инновациях, подразумевает, что организация трансформирует традиционные процессы так, чтобы сохранять природные ресурсы посредством новых практик.

Примером того, как это может работать, является китайская компания Daai Technology, разработавшая технологию переработки пластиковых бутылок в одежду, постельное белье, ковры, сумки и другую повседневную текстильную продукцию. Этот метод позволяет им сократить первичное использование пластика и добычу ресурсов, а также сохранить энергию.

Потребители

Здесь речь идет о том, как компания напрямую улучшает жизни своих потребителей – будь то вся аудитория или определенная группа людей, например, представители малообеспеченных сообществ или другие категории потребителей, которые по какой-то причине не могут получить доступ к продукции и услугам компании.

15. Базовые услуги для неблагополучного населения

Бизнес может сделать обязательной частью своей деятельности помощь или доступ к фундаментальным базовым услугам тем, у кого его раньше не было.  К примеру, компания Southern Bancorp, расположенная в Америке, помогает малоимущим семьям и необеспеченным сообществам «укрепить финансовое положение», предлагая традиционные банковские услуги и кредитование, а также инструменты для финансового развития, возможности для образования и консультации. Кроме того, компания принимает активное участие в политической жизни, продвигая идею расширения финансовых возможностей для людей, у которых их традиционно не так много.  

16. Расширение экономических возможностей для малообеспеченного населения

Такая модель импакт-бизнеса может использоваться компаниями, продукты или услуги которых помогают получать доход малообеспеченному населению. Так, Raizes занимается продвижением туризма, социальными инвестициями и образовательными инициативами, которые способствуют формированию дохода в бедных регионах.

17. Здоровье и благополучие

Подойдет компаниям, которые производят продукцию для здоровья и благополучия потребителей. Например, Genuine Health предлагает качественные пищевые добавки и удостоилась сертификации B-Corp.

18. Образование

Эта бизнес-модель подразумевает, что продукция или услуги компании улучшают навыки или знания потребителей. К примеру, миссия школы World Leadership School – вдохновлять юных лидеров искать инновационные решения серьезных мировых проблем и помогать им в поиске этих решений.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель группы, Москва

Очень хорошо обобщена информация для тех, кому может быть интересно такое позиционирование бизнеса. Безотносительно того, верить в это или нет. Очень полезно, как мне кажется 

Консультант, Новосибирск

Получение B-Corp – дело абсолютно добровольное, но в последнее время сертификация приобретает все большую статусность.

Сомнительно. Эта фраза могла "звучать" два-три года назад. Сейчас требует подтверждения. И статистика желательна - с разбивкой по странам...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Хайп и пиар. Эти ребята штукатурят разваливающийся дом и на фоне этого делают сеофи. Всё равно как спикеры о необходимости сохранения чистой эренгии, которые затем садятся в бизнес джет и улетают на нём а не в эконом классе.

 

Исключение микрокредиты (был пример бангладеш лень искатитб) но их дают по моему под 50% годовых. Это уже не пиар а бизнес

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.