Что делать, если украли вашу идею?

Новые идеи играют важную роль в развитии бизнеса и экономики, поэтому крайне актуален вопрос защиты интеллектуальной собственности и предотвращения кражи идей.

Как обезопасить себя от неправомерного использования и присвоения ваших идей и концепций? Как правильно зафиксировать права на идею? Сколько стоит зарегистрировать товарный знак и патент? Есть ли смысл бороться за авторство концепций? 

Редакция Executive.ru задала эти вопросы юристам и экспертам, которые занимаются созданием креативных продуктов. Публикуем их комментарии.

Что говорится о краже идей в законе

Антон ПаюлинАнтон Палюлин, владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры», судебный эксперт

В большинстве случаев закон не защищает идеи, которые были озвучены кому-то еще. Идеи бесконечны и нематериальны. Это означает, что если вашу идею использовали и воплотили в жизнь раньше вас, то никакой ответственности за это законом не предусмотрено.

Однако в некоторых случаях можно получить денежную компенсацию от того, кто использовал вашу бизнес-идею, ранее получившую материальное воплощение. Так, если вы придумали и описали концепцию, выразившуюся в брендбуке, описанной методике или технологии, фото- и видеоматериалах и они были зафиксированы где-то еще: путем пересылки на электронную почту, передаче вам от исполнителя по акту, то такая идея может быть защищена в суде.

В этом случае вы можете потребовать денежную компенсацию за использование ваших уникальных материалов. Например, если кто-то использовал ваши фотографии без разрешения, вы можете отсудить компенсацию. Хотя закон не защищает саму идею, он защищает ваши уникальные материалы. Если у вас есть доказательства авторства, вы можете получить компенсацию за их использование без вашего разрешения. За каждый факт незаконного использования объекта авторских прав возможно получить компенсацию в размере от 10 тыс. руб. Растиражированная на сотне сайтов фотография может принести ее автору как минимум миллион, если не считать судебные издержки.

Сами по себе идеи редко копируются. Чаще всего люди пытаются повторить уже успешные бизнес-идеи. В любом случае рекомендую защищать товарные знаки, ноу-хау, изобретения и иные объекты интеллектуальной собственности в Роспатенте. Это повысит шанс защитить свои права практически до ста процентов.

Как зафиксировать свои права на идею

Татьяна КархалеваТатьяна Кархалева, адвокат

Если украли именно идею, то, увы, сделать ничего нельзя. Идея сама по себе не защищается правом, какая бы гениальная она ни была. Защищается ее выражение вовне. Если она написана на бумаге или нарисована – защищаются авторское право и исключительные права на текст или изображение. Эти права возникают непосредственно после создания. Но можно их дополнительно зафиксировать:

  • Задепонировать в специальном сервисе.
  • Если это придуманное слово, уникальное сочетание слов – это может быть словесный товарный знак. Им же можно защитить и изображение или комбинацию картинки и слов.
  • Если это уникальный дизайн применимой в промышленности и быту вещи – можно получить патент на промышленный образец.
  • А если вы создали нечто, что является новым словом в науке и технике, то вперед, за получением патента на изобретение. Да, и для программ для ЭВМ это тоже работает, примеры есть. Например, антивирус Касперского был зарегистрирован в качестве изобретения.
  • На начальном этапе разработки и воплощения идеи в нечто материальное можно посоветовать заключение NDA – соглашений о неразглашении со всеми, кто участвует в процессе, с указанием конкретики идеи и ответственности. Это работает.

Владимир КурановВладимир Куранов, советник директора Пермской художественной галереи по правовым вопросам

Самый простой способ зафиксировать авторство идеи, доведенной до концепции в текстовом виде – отправить этот документ самому себе на почту (обычным или электронным письмом). Можно произведение, содержащее идею, задепонировать, то есть передать текст на хранение в соответствующую организацию и получить свидетельство об этом. На сегодняшний день широко используется депонирование в электронном виде с применением технологии блокчейна (например, n'RIS - Национальный реестр интеллектуальной собственности). Но важно подчеркнуть, что авторство, указанное в свидетельстве о депонировании, может быть оспорено.

Если идея касается названия, лозунга, слогана, то целесообразно оформить свидетельство на товарный знак. Он может быть словесным (только слова), графическим (картинка) или комбинированным (и слова, и рисунок). Товарный знак регистрируется Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) и может применяться в заранее оговоренных областях деятельности.

В последние десятилетия в литературе активно обсуждается вопрос возможной правовой охраны комплекса идей, содержащихся в научных исследованиях (например, в диссертационных положениях, выносимых на защиту). Даже предлагается ввести отдельное понятие – диссертационное право.

Как зарегистрировать авторское свидетельство

Екатерина КурбатоваЕкатерина Курбатова, эксперт портала ТРТС24

Для регистрации авторского свидетельства необходимо подготовить следующие документы:

  1.  Заявление о регистрации авторского права на произведение. Оно должно быть надлежащим образом заполненным и подписанным.
  2. Экземпляр произведения. Это может быть любой объект, в котором выражена ваша идея, например, текст, музыкальное произведение, фотография, видео и т.д.
  3. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя. Это может быть паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
  4. Оригинал документа, подтверждающего оплату государственной пошлины: государственная пошлина взимается за регистрацию авторского свидетельства.
  5. Другие документы. В зависимости от характера произведения, может потребоваться подготовка дополнительных документов, таких как описание произведения, черновики, эскизы, драфты и другие материалы, содержащие объекты авторского права.

Если у вас украли идею, необходимо принять следующие меры:

  1. Сохраните все доказательства принадлежности идеи вам, такие как черновики, эскизы, драфты и другие материалы, содержащие объекты авторского права.
  2. Обратитесь к юристу для получения консультации и разработки дальнейших действий в случае украденной идеи.

Важно помнить, что идея, как она есть, то есть только в виде творческого замысла автора, правовой охране не подлежит. Поэтому, чтобы получить возможность защитить свои права на идею, ее необходимо выразить в какой-либо объективной форме, признаваемой государством в качестве объекта интеллектуальной собственности.

Украл идею, заплати!

Мария ВылегжанинаМария Вылегжанина, генеральный директор рекламного агентства MDK Creative

В нашем медиахолдинге произошел случай, когда клиент забрал себе созданный нами контетный продукт и разместил на своих площадках. Мы – креативное рекламное агентство, в том числе специализируемся на продвижении брендов с помощью мемов на наших площадках в социальных сетях. Когда клиент заказывает такой контент, мы всегда готовим 2-3 варианта картинок с текстом, чтобы у него был выбор.

Так было и в этот раз. Клиент выбрал один из вариантов, мы его разместили на нашей площадке. Но позже обнаружили, что неподошедший вариант клиент опубликовал в своих соцсетях. При этом в договоре, который мы с ним заключали, совершенно четко указано, что все идеи являются собственностью агентства и могут перейти к клиенту только после оплаты. Если оплачено одно размещение, значит, клиент становится обладателем только одной контентной единицы. Клиент сделал вид, что не знал. Но мы заставили его оплатить и второе размещение.

Бывают также случаи, когда компании просят разработать им контент бесплатно в тестовом режиме, без дальнейшего использования на своих площадках. Тогда мы даем хорошую скидку, но бесплатно не делаем, потому что это рабочее время наших сотрудников.

Иногда происходят якобы совпадения, когда сотруднику компании из числа наших клиентов, приходит та же самая идея, которую им предлагал наш сотрудник. Такое действительно может случаться. Но отличить реальное совпадение от намеренного плагиата достаточно просто.

Совпадение может произойти в разных временных промежутках, когда прошло уже несколько месяцев, а то и лет, или когда в той компании сменилась команда. А если это произошло с шагом в несколько недель, то с большей долей вероятности идею просто украли. В подобных случаях я рекомендую не расстраиваться, а переводить вопрос в бизнес-категорию. Предлагать некую разумную оплату за то, что клиент использовал ваш продукт фактически без вашего ведома.

Чтобы обезопасить себя от кражи, презентуйте свою идею заранее широкой аудитории. Это могут быть даже просто коллеги. Чем больше людей будут знать, что вы автор, тем проще будет доказать свою правоту, если позже возникнет спор. Но надо иметь в виду, что вполне вероятна и следующая ситуация.

Изначально в вашей идее могло быть здравое зерно, но с точки зрения реализации она могла быть неработающей. Другой человек может увидеть вашу идею, взять это «зерно», положить совершенно в другую историю и получить хороший результат. Тут надо признать, что это уже другая идея, но хорошим тоном будет признать ваше «зерно» в новой идее. А также дать обратную связь, почему идея целиком не подошла.

Когда защищать свою идею выйдет дороже

Вадим Демьянович, руководитель проекта «Наша Футболка», эксперт Executive.ru

Впервые я с этим столкнулся, когда мы создали принт для футболки «Катюша». Девушка в военной форме с ромашками в руках. Как бы та самая из песни. Она понравилась множеству печатников, и некоторые из них стали создавать свои похожие картинки. Нам пришлось смириться с этим, потому что продажи этой футболки были малы, и регистрация этой идеи в виде товарного знака была просто невыгодна. Несколько лет назад это стоило 50 тыс. руб. и год времени.

Футболка с принтом Катюша

Во второй раз повсеместным успехом стал пользоваться принт со Сталиным. Белый рисунок на темной футболке с подписью вождя. Эта идея стала гораздо более популярной у покупателей. Картинка несложная, сделанная с фото, поэтому конкуренты или украли сам принт в минимальном формате, или сами сделали такой же – не суть. Но он в топах по этой теме на всех маркетплейсах и других ресурсах.

Патентоведы предложили оформить принт как патент на промышленный образец. Это гораздо дешевле ТЗ, стоит в пределах 11-15 тыс. руб. Но оказалось, что патент можно оформить только в течение одного года с момента публикации. Наша картинка «живет» в сети гораздо дольше. Так что момент упущен. Остается только вариант оформления авторского права как товарный знак, но это дороже, как я уже писал выше. Через Торгово-промышленную палату можно уложиться в немного меньшую сумму, но там только пошлины составят порядка 35 тыс. руб. плюс услуги. Поэтому будем еще «семь раз» считать, сколько мы теряем в сравнении с конкурентами, и как долго такие затраты будут отбиваться.

Так что следите еще и за сроками реализации своих идей, чтобы успеть оформить права в случае их успешности.

Обезопасить себя сложно и дорого. Сейчас на маркетплейсах большой кипиш. Некто зарегистрировал на себя ТЗ на самые популярные слоганы на футболках, хотя сам их и не придумывал. И теперь предъявляет права на эксклюзивность. Зато вложился. А прав он или неправ, уже никто не узнает.

Когда можно воровать идею

Евгений Пугачев, инженер, Томский политехнический университет, эксперт Executive.ru

Если вашу идею легко украсть, то это плохая идея, скажите спасибо тому кто украл и подумайте над новой идеей, которую будет украсть трудно или невозможно. Дело в том, что сама по себе идея почти ничего не стоит. В бизнесе ценится ее реализация. И вот тут начинается самое вкусное. Дело в том, что два разных человека реализовывать идею будут по-разному. И у каждого будет свой потребитель, который проголосует рублем.

Приведу пример. Один крупный бизнес на услугах вырос настолько, что некоторые менеджеры решили скопировать его и открыть собственное дело. Поскольку бизнес крупный и сложный, то копировать взялись не весь бизнес целиком, а по отдельным услугам.

В итоге у потребителя появился выбор поставщика, поставщики между собой имеют давние связи и спокойно сегментировали рынок, у персонала появился выбор где работать, здоровая конкуренция подтолкнула качество услуг, у сервиса появилась возможность отдать конкурентам тех клиентов, с которыми не хочется работать.

Денег хватает всем, структура рынка улучшилась. Нужно ли чтобы не воровали идеи? Нет не нужно. Пусть воруют.

Когда лучше отпустить хорошую идею

Игорь ЛогиновИгорь Логинов, руководитель группы компании Clever bros

Если вы свою идею защищали с помощью патента, то возвращайте украденное, оно ваше по закону. И даже если нет юридического основания, а вы можете что-то предпринять, обязательно попытайтесь. Но если идея становится всеобщим достоянием, ей лучше в других руках, и она там развивается – отпускайте. Вы способны придумать и другие идеи и оберегать в следующий раз их лучше.

Известная история кражи идеи показана в фильме «Основатель». Братья Ричард и Морис Макдональды проделали огромную работу и построили ресторан своей мечты, но они не верили в франшизу в отличие от Рэя Крока. То есть идея была рождена правильными людьми, но не доведена до необходимого масштаба. Рэй увидел потенциал бренда, пожертвовал своей энергией ради нее. Я не берусь судить, насколько он честно поступил. Но сегодня McDonald’s – это мировой бренд. Рей безошибочно угадал, что это имя захватит не только США, а очереди будут стоять не за бургерами, а в McDonald’s. С точки зрения развития и увековечивания идеи – ее надо было украсть. Потому что выиграть в казино нетрудно, трудно уйти с выигрышем и правильно им распорядиться.

В истории нашей компании были случаи краж и заимствования. Многие идеи, придуманные нами, прижились в отрасли и разошлись по всей России – восстановление картриджей, покопийная печать, бесперебойная печать. Все, что мы могли защитить – защищали, что не могли – отпускали и не мешали идеям быть общедоступными. Но мы знаем наверняка – никто не предоставляет придуманные нами услуги лучше, чем мы сами. Наша компания не только была у истоков, но и продолжает оставаться одним из локомотивов отрасли IT.

В рекламе банка «Империал» царь Александр II справедливо замечает, что не крылья нужно было подрезать лебедям, чтобы они не улетели, а кормить их лучше. Когда рождается идея, ее нужно кормить, растить, защищать. И если нет сил и возможностей для ее полной реализации, то останься у истоков, отпусти идею или отдай в другие руки. И тогда получается, что идею не крадут, ей приделывают крылья!


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Иногда ценность заключается в том, что кто-то придумал и реализовал идею, и тем самым показал возможность этого.

После этого эту идею стали реализовать может по разному разные лица, получая от этого выгоду. Но если бы не было начальной реализации, то это они этого делать бы не стали.

Ну а реализовав идею, они создали конкуренцию инициатору этой идеи и затруднили для него возврата своих вложений и получения прибыли.

Начальник участка, Москва

Идея в зависимости от глубины проработки составляет от 0,02 до 2% стоимости проекта. Я как-то ходил на сборища изобретателей, так у них наоборот тотальая переоценка своих гениальных идей. Там типа за их гениальную идею (а большая часть идей была ерундой) их должны бесконечно финансить и половину прибыли в придачу. 

Адм. директор, Санкт-Петербург

Украли идею, которой вы сами не воспользовались и не материализовали её? Придумайте новую и не теряйте времени, возясь с пропажей!

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Если есть действительно интересная мысль, идея, видение, то целесообразно еë описать и закинуть на обсуждение в проф. сообщество. Так, еë можно застолбить за собой, получить проф. обратную связь и привлечь внимание инвестора. И, это лучше, если бы у тебя еë всего лишь позаимствовали (украли), как угодно. Кому-то, когда-то разболтаешь и,... Глядишь через пару лет твоя идея на полке  магазина. Кого винить? Чьи идеи, кто придумал колесо, мыло и т. д. Фамилии изобретателей! А, если бы застолбили, то их потомки до сих пор были бы мультитрилиардерами. В головах людей постоянно столько идей.. Вроде, придумал, осенило. Ходишь с ней. Самовосторгаешься от своей уникальности. А, глядь, на экране телевизора она уже в рекламе. 

Консультант, Москва

"Голую идею" воровать глупо, в её разработку необходимо вкладываться, создать на основе этой  идеи продукт или услугу, которые могут  приносить пользу разработчику, то есть нужны средства и  сотрудники которые будут создавать конечный продукт под началом разработчика любой  идеи, нужны инвесторы, которым нужно убедительно доказать, что "продукт" созданный на основе идеи окупит вложенные в него средства, что, к сожалению,  не всегда сбывается. 

Валерий Андреев пишет:
Чьи идеи, кто придумал колесо, мыло и т. д. Фамилии изобретателей! А, если бы застолбили, то их потомки до сих пор были бы мультитрилиардерами.

"Засторбить" необходимо не идею, а разработку этой идеи, то есть технологию созданния  продукта или услуги, которая принесет прибыль.

В отношении того, что необходимо "застолбить" технологию, которую использовал разработчие есть очень показательные исторический пример. Супруги Кюри  разработали собственными усилиями технологию добычи радия из руды. Когда они ценой нечеловеческих усилий, в ветхом, холодном сарая выделили чистый радий, перед ними встал вопрос об оформлении патента, и они решили, что учение не должжны скрывать свое открытия от мирового сообщества и опубликовали в открытом доступе  свою технологию.

И что из этого получилось?   Когда после трагической гибели Пьера, Мария Складовсая  - Кюри  добилась открытия лаборатории и ей понадобился для исследований свойств  радия  один грамм этого элемента, то  его негде было взять, хотя  добыча радия  велась многими  предпринимателями в промышленных масштабах, но никто из них не захотел отдать  этот в прямом смысле драгоценный грамм просто так. Выручила американская журналистка, она организовала тур выступлений  академику Марии Кюри, которая в течении месяца ездила по городам США и читали лекции, и ей американские промышленники подарили этот грамм драгоценного радия. А если бы учение оформили патент, им не пришлось бы "клянчить" деньги  на открытие  лабораторий для исследования свойств радия, на оплату труда сотрудников лаборатории. Они могли бы открыть свой Институт Радия.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Для идеи очень важно знание о том, можно ее реализовать или нет. Без этого может не иметь смысла вкладывать средства и усилия в ее реализацию.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Валентина Путилина пишет:
Они могли бы

Всë верно. Но, речь именно об идее. Конечно же технологию нужно патентовать. И, это понятно и правильно. Но, от идеи до технологии, сколько времени? 

Консультант, Москва
Валерий Андреев пишет:
Валентина Путилина пишет:Они могли бы
Всë верно. Но, речь именно об идее. Конечно же технологию нужно патентовать. И, это понятно и правильно. Но, от идеи до технологии, сколько времени? 

Вы правы, очень часто бывает так, что индивид "родивший" идею не имеет возможности её реализовать. Основная причина - у него нет на это средств, а инвесторы не интересуются долгосрочными  проектами и не хотят рисковать. В таких случаях  даже если есть заинтересованные  в подобном проекте  предприниматели,  они занимают выжидательную позицию - предлагают носителю идеи реализовать её за свой счет, опробовать её и предоставить им гарантии, что эта идея даст достаточно хорошую прибыль в  желательно в короткий срок.

А когда наивный  автор идеи   осилит это пожелание и докажет, что его идея жизнеспособна и дает необходимый результат, вот тут -  то его можно и обмануть! Пока он реализует, пробует и доказывает  его разработку можно украсть!  Не зря вы отметили в своем комментарии, что " наследники тех, кто придумал колесо, мыло и т.д. не становятся миллиордерами". Очень часто  "первопроходцы" не пользуются плодами своих идей, на этих идеях богатеют идущие следом, наглые, имеющие власть и не способные сами предложить никах оригинальных  идей.

И конечно же,  пока  носитель идеи  ищет возможности её реализовать, найдутся заинтересованные, которые смогут воплотить эту идею в жизнь, только это будет совершенно другая трактовка идеи, такая, которая может понравиться инвесторам. Идея может быть одна, но вариаций на её основе может быть великое множество! Сколько умов, сколько интересов у разных индивидов, столько и вариаций любой идеи.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Валентина Путилина пишет:
И конечно же,  пока  носитель идеи  ищет возможности её реализовать, найдутся заинтересованные, которые смогут воплотить эту идею в жизнь, только это будет совершенно другая трактовка идеи, такая, которая может понравиться инвесторам. Идея может быть одна, но вариаций на её основе может быть великое множество! Сколько умов, сколько интересов у разных индивидов, столько и вариаций любой идеи.

Обычные сотрясения воздуха, без конкретного рецепта. Изначально, опубликовав свои идеи, автор, предварительно, немного, но застрахован. Чем? Тем, что публично объявил себя автором неких уникальных технологий, выраженных в описание своей идеи. Да, его можно бортануть. Но, начав разбирательства, суд примет во внимание именно те уникальные технологии, их описание, которые заявил автор. Так же, как сама заявка на патент, пусть и отклонëнная, по причине не уникальности, уже некое обоснование на авторство. Бывает такое, что патентный поиск выдал похожие вещи. И, заявку на патент отклонили. Отклонили, кто? Некие привлечëнные эксперты. Но, вряд ли эти эксперты в действительности, могут полностью обладать всеми необходимыми знаниями именно в области подаваемой заявки. Для этого и целесообразнее предварительно закинуть свои публикации именно в проф. сообщества. 

Researcher, Москва
Валерий Андреев пишет:
Изначально, опубликовав свои идеи, автор, предварительно, немного, но застрахован.

Кто первый встал -- того и тапки. Все, кто это видел -- свидетели.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.