Как проектную работу сделать центром самообновления в компании

Стартовые вопросы в компании звучали аналогично другим производственным компаниям, которые строят преимущество на инновациях, с помощью которых создается барьер входа на отраслевой рынок покрывной упаковки. В компании возникало много идей на стадиях разработок, но работа с ними велась хаотично: не хватало управления по целевым параметрам проектов, и сцепки функций отделов в единый процесс. Поэтому первой задачей было:

  • Создать центр, куда будут стекаться предложения по развитию.
  • Расставить проекты в приоритетном порядке.
  • Организовать доступ к ресурсам менеджеру по проекту.

Проектный менеджер (ПМ) ограничен в полномочиях управления командой, эта зона влияния остается за непосредственными руководителями участников команды. ПМ выступает в роли координатора, который отвечает за ресурсы и результат проекта при ограниченных правах. Таким образом возникает несоответствие уровня ответственности и полномочий, которое влечет за собой уязвимость в самой проектной работе.

Поэтому вторая задача – найти баланс между полномочиями и целями проекта, увеличить привлекательность должности. Чтобы получать высокие результаты по окончанию проектов необходимо создать конкурентную среду из сильных функциональных экспертов, у которых будет стимул расти в карьере. 

Как создать сообщество экспертов по проектному управлению внутри компании

Главная идея превратить проектное управление в средство управления инвестициями и внедрить его в ежедневную оперативную работу на уровне культуры компании. Когда появится четкий алгоритм для реализации проектов, начнет формироваться привычка аргументировать предложения, критику и предвидеть результаты действий.

Чтобы запустить проектную работу, в компании обозначили внутренние правила:

  • Инвестиционная политика с ключевыми параметрами окупаемости. Важно, чтобы они были признаны в компании как целевые.
  • Определение рисков.
  • Бюджетная политика с определением ЦФО.
  • Определение полномочий и ролей в проектном управлении и другие документы, которые определяют приоритетность проекта и его право на ресурсы.

На основе этих правил формируется матрица проектного управления со статусом приоритетности:

  • соответствие стратегическим целям;
  • сроки окупаемости;
  • создание прямых преимуществ, которые защищают бизнес и сложно копируются;
  • важные процессы для операционной работы, которые растят стоимость активов.

В зависимости от сложности и объема инвестиций матрица выстраивается от А1 (высокая сложность, важность и сложная организационная модель проекта) до С2 (операционный уровень, требующий проектную модель для реализации).

В процессе ведения целевых проектов постоянно анализируются данные в формате даш-борда. Динамика и детали по лучшим проектам показывают сильные навыки сотрудников, которыми они делятся с коллегами. Анализируем статистику по невыполнению проектных целей. Матрица показателей становится не только параметрами управления проектами, но и материалом для обмена опытом между менеджерами проектов во внутреннем сообществе по проектному управлению.

В сообщество входят функциональные эксперты компании и руководители среднего звена. Несмотря на название должностей, они являются функциональными менеджерами проектов в своих отделах. Работа в кросс-функциональном сообществе увеличивает интеграцию между отделами. На встречах участники разбирают статистику проектов, учатся и наращивают навыки в работе с людьми и информацией.

Роль управляющего комитета

Сообществом и проектами в компании руководит управляющий комитет (УК).  Он ставит цели, наделяет ресурсами и полномочиями, контролирует движение проектов по стадиям. УК состоит из топ-менеджмента компании, поэтому успешные проекты продвигают своих менеджеров на более высокие позиции, превращаясь в карьерный лифт.

Таким образом решается сразу несколько задач:

  • Карьерный лифт показывает привлекательность работы с проектами и наращивает авторитет менеджеров по проекту.
  • Повышение авторитета менеджера по проекту увеличивает ответственность членов проектной команды за результат своего участия, что в свою очередь улучшает эффективность работы, прогнозируемость рисков и ROI.
  • Доверие руководства помогает менеджеру выстроить серьезное отношение к проекту. Если этого нет, проектная работа в компании похожа на факультатив.

Какие внутренние проблемы компании мешают внедрить проектное управление

Если в компании есть проблема делегирования, получение данных от функционального руководителя или его отсутствие на собраниях увеличивает сроки проектов. Менеджеру по проектам приходится отлавливать руководителей в индивидуальном порядке. Это «лечится» тем, что сроки предоставления данных для проекта четко регламентируются в положении о проектном управлении компании. Можно пойти другим путем – согласовать с УК список команды проекта с более продуктивными участниками. Но, по ряду причин, это не всегда возможно.

В любом серьезном изменении важна интеграция, потому что накопленная экспертиза разных отделов – источник идейного драйва внутри компании. Если интеграции нет, то нужно найти связующие людей пространства: внутренний PR, в котором поясняется функционал отделов как единого целого, посев культуры сопричастности – стержень должен держать компанию вместе. Внутренняя дезинтеграция компании сразу увеличит бюджет проектов в несколько раз, потому что придется компенсировать сопротивление персонала новым процессам.

В компаниях, где люди не слышат друг друга и привыкли прятаться от задач других отделов, собрания превращаются в разбор причин невыполнения. И тогда есть только один путь переделки вече в конструктивное обсуждение – четко определять ответственность члена команды, сроки и рассматривать только конкретные вопросы от сотрудника.

Если в компании есть вопросы с исполнительской дисциплиной, это почти всегда про возможность уходить от личной ответственности за результат. В этом случае, как и в ситуации выше, нужно делать прозрачным участие сотрудников в проекте. Например, в формате задач в любых специальных проектных программах.

Колесо развития компании

Если в компании хорошо настроена аналитика рыночных возможностей, потенциальные идеи входят в проектную систему, увеличивают активы, как ноу-хау, так и навыки сотрудников. Высокая конкурентность внутри сообщества проектных менеджеров создает преимущества как для компании на рынке, так и для карьеры сотрудников, которые заслуженно получают доступ к ресурсам. Постепенно начинает вращаться цикличная система ориентации на рыночные изменения. Для лидерства на многих рынках нужен навык предвидения и управления отраслевыми трендами.  Эта опция делает компанию еще более мобильной и интегрированной.

Колесо развития будет крутиться до тех пор, пока в компании будет инновационная атмосфера, а проектная работа оставаться привлекательной деятельностью для сотрудников. Точкой опоры для изменений в компании станет проектное управление.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Автор говорит о продуктах? О проектах? Об инвестициях и сроках окупаемости? Стратегии и инновациях?

Как пример непонятного. Ниже - часть текста,  которую прочитал дважды, и дважды удивился, как бюджет проекта может сам собой увеличится в несколько раз.

Если интеграции нет, то нужно найти связующие людей пространства: внутренний PR, в котором поясняется функционал отделов как единого целого, посев культуры сопричастности – стержень должен держать компанию вместе. Внутренняя дезинтеграция компании сразу увеличит бюджет проектов в несколько раз,

Как никогда не слышал и о внутреннем PR и внутренней дезинтеграции.

Кто мог бы пояснить?

Knowledge manager, Пермь

Если рассматривать описанный подход с точки зрения улучшения взаимной согласованности по выполнению задач, при условии что в компании слабо развиты коммуникации, то это плюс.

Напрягает фраза - Высокая конкурентность внутри сообщества проектных менеджеров создает преимущества!

Конкурентность внутри такого сообщества может создавать проблемы, а не преимущества, потому что вместо совместного движения к единой цели, создаются условия конкуренции "кто кого лучше".

Так что может возникнуть классическая ситуация: "Хотели как лучше, а получилось как всегда"(с)!:)

Менеджер, Краснодар

Статья описывает гипотезу обновления компании, через проектное управление, основываясь на том, что конкуренция (плюрализм мнений) проектных менеджеров, будет служить драйвером развития компании, и принесет больше пользы, чем проблем.

Осталось проверить гипотезу в натуре. 

Мне нравится.

Директор по развитию, Санкт-Петербург
Евгений Равич пишет:

Автор говорит о продуктах? О проектах? Об инвестициях и сроках окупаемости? Стратегии и инновациях?

Как пример непонятного. Ниже - часть текста,  которую прочитал дважды, и дважды удивился, как бюджет проекта может сам собой увеличится в несколько раз.

Если интеграции нет, то нужно найти связующие людей пространства: внутренний PR, в котором поясняется функционал отделов как единого целого, посев культуры сопричастности – стержень должен держать компанию вместе. Внутренняя дезинтеграция компании сразу увеличит бюджет проектов в несколько раз,

Как никогда не слышал и о внутреннем PR и внутренней дезинтеграции.

Кто мог бы пояснить?

Спасибо за комментарий. 

Внутрення дезинтеграция и связь с бюдежтом.

Дезинтеграция: функции (отделы) не взаимодействуют между собой по причине противоположных целей (пример, маркетинг - про сегментирвание, размножение ассортимента, производство - про моно-продукты для высокого КПД линии). Могут просто иметь разные уврони авторитета, культуры и тд. И вот они начинают работать в одном проекте или участвовать в изменениях. Если такое есть, то компания будет активно "доплачивать" за дистанцию между ними. А на самом деле, за неумение выстраивать баланс целей и средств в компании. Но это отдельная большая тема. 

Руководство может платить в виде доп мотиваций "срастание" между функциями. А может начать выравнивать цели, показатели (OKR), настраивать их на культуру единой миссии, вовлекать естественное желание людей к самореализации в свои глобальные задачи и делать человека ценным. Чем и является управление командой (проекта, компании, страны).    

Для этого и служит внутренний PR. Он показывает с помощью своих инструментов взаимодополняемость функций, открывает опыт конкретных живых людей другим сотрудникам, делает их ближе.  Делает образ компании (миссии) понятным, целостным. Чтобы людям хотелось быть частью этого. А потом "собирает" компанию вокруг этого образа, - интегрирует.  Тогда любые процессы развития (в формате проектов или оперативной работы) начинают работать лучше.  

Директор по развитию, Санкт-Петербург
Борис Кондрабаев пишет:

Если рассматривать описанный подход с точки зрения улучшения взаимной согласованности по выполнению задач, при условии что в компании слабо развиты коммуникации, то это плюс.

Напрягает фраза - Высокая конкурентность внутри сообщества проектных менеджеров создает преимущества!

Конкурентность внутри такого сообщества может создавать проблемы, а не преимущества, потому что вместо совместного движения к единой цели, создаются условия конкуренции "кто кого лучше".

Так что может возникнуть классическая ситуация: "Хотели как лучше, а получилось как всегда"(с)!:)

Спасибо за коммент. Получилось как всегда :) 

Я думаю, что дух соперничества, особенно в мужчинах, движет их развитие. И вместе с ним, - развитие компании. Конкукренцией можно управлять. Попробуйте на этапе зрелости отрасли не стимулировать конкуренцию в отделе продаж. После привычки, что мёд сам льётся в рот, продажи атрофируются. 

Если брать конкрентую фразу в тексте, преимущество перед Управляющим комитетом в виде результатов по своим проектам, отвественности за свои слова служат лучшими рекомендациями для карьеры на уровень ТОПов. 

Здоровая конкуренция драйвит развитие. 

Генеральный директор, Москва
Марина Омельченко пишет:
Евгений Равич пишет:

Автор говорит о продуктах? О проектах? Об инвестициях и сроках окупаемости? Стратегии и инновациях?

Как пример непонятного. Ниже - часть текста,  которую прочитал дважды, и дважды удивился, как бюджет проекта может сам собой увеличится в несколько раз.

Если интеграции нет, то нужно найти связующие людей пространства: внутренний PR, в котором поясняется функционал отделов как единого целого, посев культуры сопричастности – стержень должен держать компанию вместе. Внутренняя дезинтеграция компании сразу увеличит бюджет проектов в несколько раз,

Как никогда не слышал и о внутреннем PR и внутренней дезинтеграции.

Кто мог бы пояснить?

Спасибо за комментарий. 

Внутрення дезинтеграция и связь с бюдежтом.

Дезинтеграция: функции (отделы) не взаимодействуют между собой по причине противоположных целей (пример, маркетинг - про сегментирвание, размножение ассортимента, производство - про моно-продукты для высокого КПД линии).

Жаль, если так. Но в этом случае придётся начать с анализа системы управления в организации и как можно быстрее решить более общие вопросы. Кто-то же сформулировал противоположные цели для перечисленных отделов. Вряд ли они появились сами собой.

Руководство может платить в виде доп мотиваций "срастание" между функциями. А может начать выравнивать цели, показатели (OKR), настраивать их на культуру единой миссии, вовлекать естественное желание людей к самореализации в свои глобальные задачи и делать человека ценным. Чем и является управление командой (проекта, компании, страны).

Управление командой страны? Не слышал о таком. Поясните, что Вы называете командой.

Принципы управление проектом неплохо описаны в стандартах и руководствах на эту тему. Но о выравнивании целей там ничего нет. Как и о культуре единой миссии.

Для этого и служит внутренний PR. Он показывает с помощью своих инструментов взаимодополняемость функций, открывает опыт конкретных живых людей другим сотрудникам, делает их ближе.  Делает образ компании (миссии) понятным, целостным. Чтобы людям хотелось быть частью этого. А потом "собирает" компанию вокруг этого образа, - интегрирует.  Тогда любые процессы развития (в формате проектов или оперативной работы) начинают работать лучше.  

С учётом описанной выше дезинтеграции и противоречивых целях подразделений вряд ли можно говорить о целостном образе компании и прочем.

Knowledge manager, Пермь
Марина Омельченко пишет:
Если брать конкрентую фразу в тексте, преимущество перед Управляющим комитетом в виде результатов по своим проектам, отвественности за свои слова служат лучшими рекомендациями для карьеры на уровень ТОПов.  Здоровая конкуренция драйвит развитие.

Мне понравилась в статье идея инноваций и стартапов!

В случае если проекты делаются в виде презентаций, то может возникнуть мнение что соревновательность и конкуренция полезны.

А в случае реализации проектов на практике нужна не соревновательность, а налаживании коммуникаций и понимания почему одно подразделение(ПМ) может сделать что то только своим уникальным образом.

Сейчас к сожалению можно чаще наблюдать картину, когда драйв получают от виртуальной деятельности в виде красивой отчетности, а не реальной деятельности по созданию благ для пользователей внешних или внутренних.

Главный редактор, Севастополь

Спасибо за информацию, себе зафиксировал

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.