Почему процветает тирания в офисах

Несколько лет назад генеральный директор Yahoo Марисса Майер попала в заголовки новостей после того, как разослала своим сотрудникам письмо о полном запрете работы на дому. «С этого дня все должны присутствовать в офисе и отмечаться у своих менеджеров», — строго требовала она. Это письмо, казалось, шло вразрез с тем, что мы знаем о хай-тек, и о том, как работает постиндустриальная экономика.

Письмо было тщательно составлено. Со всеми речевыми оборотами, подчеркивающими корпоративную солидарность и заботу о развитии сотрудников. Но все понимали, о чем идет речь на самом деле: если мы вас не видим в офисе, мы не доверяем вам.

Сотрудники Yahoo были раздражены, тем более что в течение нескольких предыдущих лет Yahoo демонстрировала более высокую продуктивность по сравнению с компаниями отрасли, так как сотрудники использовали свободу, которую дают мобильные технологии. Для некоторых специальностей пребывание в офисе может быть контрпродуктивным.

У сотрудников ограничены возможности противостоять давлению менеджмента, и вот теперь мы видим распространение авторитарности.

Тогда казалось, что Yahoo идет против течения, однако сегодня появляется все больше разоблачений корпоративной политики. Например, сотрудники Amazon подвергались настоящим преследованиям. В компании контролировалось все, вплоть до времени ответа на электронную почту. Страх и запугивание стали распространенной практикой и даже обзор производительности стал не ежегодным событием, а ежедневной рутиной.

Это еще не самое худшее. Например, сотрудники Telegraph обнаружили датчики тепла и движения, которые отслеживали, находятся ли они на своих рабочих местах. Это случилось без предупреждения, сотрудники просто нашли эти девайсы в понедельник утром. Впоследствии менеджмент объяснил, что новая политика связана с необходимостью убедиться, что «мы наилучшим образом используем помещения в нашем здании».

Еще недавно казалось, что авторитарным микроменеджерам нет места ни в одной из индустрий будущего, когда сотрудники могут проявлять инициативу, обмениваться идеями, творить и преуспевать в управлении. Будущее за плоской структурой управления и автономией, предсказывали бизнес-гуру, а Том Питерс провозгласил конец управления. Что же произошло?

В чем причина новой волны авторитарности?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к происхождению идеи управления. Менеджеры помогают координировать работу сотрудников — большие организации нуждаются в администраторах. Современные менеджеры появились на заре сталелитейной промышленности. Один из теоретиков управления – Фредерик Уинслоу Тейлор – доказывал, что сотрудникам нельзя доверять и их необходимо контролировать.

Тейлор рекомендовал, чтобы все знания о работе были сконцентрированы в руках промежуточного звена, менеджеров, которые смотрели бы на рабочих как ястребы и надзирали за их действиями с секундомером в руках. Это было сто лет назад, а теперь контроль снова проникает в постиндустриальные профессии.

Считается, что сотрудники становятся счастливее, когда работают по гибкому графику или на условиях самозанятости. Исследования показывают, что разница в оплате и условиях провоцирует недовольство и разъединение. Сегодня, когда все больше распространяется убероподобная организация деятельности и контракты с нулевым временем (трудовой договор, по которому работодатель не гарантирует работнику ежедневную занятость и оплачивает только фактически отработанные часы), потребность в менеджерах снова растет. Теперь их роль — сдерживать недовольство сотрудников.

Вторая причина – это неравенство. Чем больше разрыв между высшими и низшими позициями в корпоративной иерархии, тем больше контроля и ограничений мы увидим. Чувство несправедливости часто ведет к конфликту и провоцирует различные нарушения со стороны недовольных сотрудников.

Вот несколько цифр. В 1998 году средняя зарплата 100 директоров компаний, находящихся в топе рейтинга Британской фондовой биржи, была в 47 раз выше средней зарплаты рядового сотрудника. В 2013 году разрыв составил 174 раза. В США с 1978 по 2014 годы доходы топ-менеджеров увеличились на 937%, а наемных сотрудников — на 10,9%. В таких условиях корпорации все чаще используют карательные методы, даже если это мешает сотрудникам выполнять их работу.

Третья причина корпоративной тирании в том, что сегодня как никогда большое значение придается количественным показателям. Акционеры требуют отчеты. Высшие руководители ругают подчиненных из-за них. Чей вклад самый весомый? Проблема в том, что вклад отдельного сотрудника в конечный продукт крайне сложно измерить. Чаще всего это результат коллективных усилий. И как измерить качество труда в большинстве постиндустриальных предприятий сегодня?

В ситуации неопределенности работодатели или усложняют инструменты контроля производительности, прибегая к Big Data, как Amazon, или усиливают непосредственное наблюдение, как Yahoo.

Наконец, есть простой социологический закон, который объясняет существование боссов в иерархии. Чем больше организация, тем больше ей необходимо контролеров, которые, в том числе, контролируют нижестоящих контролеров. Организации кишат администраторами, которым необходимо оправдывать свое существование, поэтому они создают дополнительную работу подчиненным.

Проблема, однако, не в менеджерах как таковых: они находятся под еще большим давлением, чем все остальные. Они одновременно обладают несоразмерно высоким статусом, но при этом почти не обладают реальной властью. Их полномочия самые ничтожные за последние 15 лет, особенно в секторе занятости. Разрыв между недосягаемой технократической верхушкой и всеми остальными огромен. Это ведет к конфликтам и требует усиления контроля.

Сторонники экономики знаний обещали, что любой человек получит свою долю общественного пирога (крайняя форма капитализма) и сможет его съесть (крайняя степень личной свободы). Сегодня мы видим, что сотрудники не получают ни того, ни другого.

Есть ли решение? Да. Необходимо радикально сократить пропасть между правителями и управляемыми. Другими словами, добиться полной настоящей демократии в компаниях.

Источник: theguardian.com

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Источник: theguardian.com

Не понял - что это? Кто автор? С кем обсуждать тему?

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва


Владимир Токарев пишет:
Источник: theguardian.com
Не понял - что это? Кто автор? С кем обсуждать тему?

Перевод статьи по-видимому. Я тоже слышал про это нововведение Yahoo, но вот интересно знать, чем оно закончилось. Оно довольно странное, учитывая как все ранее развивалось.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
*Другими словами, добиться полной настоящей демократии в компаниях.*

Какая-то несусветная глупость. В компаниях надо добиваться максимальных экономических успехов. А любителям демократии милости просим в политику. Там им самое место.


Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Владимир Токарев пишет:
Кто автор?

Большевичок-с! :)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

И всем жертвам офисных тиранов маленький совет: берите лист бумаги и пишите заявление об уходе. И - "оковы тяжкие падут, темницы рухнут и свобода вас встретит радостно у входа".

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Мне понравились отклики М.К. Бисенгалиева. Действительно, иерархия ответственности в экономике исключает демократию в оной.

Кстати, а какая муха укусила Yahoo?

Что касается решения: надо бы сравнить производственный процесс Yahoo с базовыми структурами по-Минцбергу.

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Если отношения в офисе злые, то и с клиентами сотрудники будут рычать и кусаться. Вряд ли это может помочь в зарабатывании прибыли.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

автор прав, что с ростом компании нарастает контроль. Только раз за 10 лет удалось работать в компании с минимальным контролем, она была маленькой, но мы показывали хорошие результаты. Товарищам директорам в РФ надо задуматься о сокращении персонала ввиду роста налогов и сборов. А значит в первую очередь увольнять администратора, не приносящего прямого дохода. Зачем этот детский сад с контролем? Дайте человеку заработать и он будет держаться за рабочее место. А если руководство принимает недальновидные решения, наносящие фирме убыток, не надо перекладывать вину на рядовых сотрудников и начинать репрессии.

Менеджер по персоналу, Москва

"Необходимо радикально сократить пропасть между правителями и управляемыми. Другими словами, добиться полной настоящей демократии в компаниях".

О какой пропасти идет речь??? Пропасть одна - бескультурье, невежество человеческое и управленческое. Изменится ли это? - Изменится, но после ухода поколения нынешних "хозяев и их директоров". К сожалению, иначе будут лишь мимикрии...

Управляющий директор, Москва
Виктор Москалев пишет:
Если отношения в офисе злые, то и с клиентами сотрудники будут рычать и кусаться. Вряд ли это может помочь в зарабатывании прибыли.

Поддерживаю Виктора... при тиране начальнике или директоре, орущем с бешенством в глазах на подчиненных, вот уж точно никто из менеджеров не будет "делать все для клиента", потому что когда сотруднику дебил-начальник злостью дает понять, что менеджер - это животное, не ждите от менеджера истиной мотивации и шикарных результатов.... а эффективный контроль можно осуществлять и без тирании..

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.