Бизнес процессы

У кого в компании сейчас стоит вопрос написания бизнес процессов? Как грамотно его описать если нету в штате бизнес технолога?

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Не очень понятен вопрос. "Описание бизнес-процессов" задача скорее масштабная, нежели технически сложная. Повторюсь, описание, не создание. Анализ всегда проще синтеза.

"Бизнес-процесс (процесс) — это совокупная последовательность действий по преобразованию ресурсов, полученных на входе, в конечный продукт, имеющий ценность для потребителя, на выходе".

Я к тому, что, не понятно, что вам не понятно. Если бизнес-процессы уже существуют, а компания не крупная, то достаточно просто взять и нарисовать их в виде блок-схем. Затем позвать группу интеллектуалов-сотрудников чтобы они эти схемы обсудили, доработать ... И перед вами всё на картинке.

Затем спуститься ниже и описать процессы внутри процессов настолько, насколько вам нужно для понимания. А затем уже думать, что с этими картинками делать. Что смущает?

Консультант по корп. финансам

Бизнес-технолог - это в первую очередь генеральный директор/собственник.
Нужно просто найти время и внимательно проанализировать свой бизнес.
Схему можно подготовить можно и с помощью бесплатных редакторов, можно использовать стандартные платные пакеты (графические, текстовые редакторы). Если не получается оформить это лаконично, можно найти в штате человека с более ли менее неплохим вкусом для помощи.

Слушатель MBA, EMBA, Москва

Иван, в каком виде Вам нужен конечный результат?

Менеджер группы продуктов

Мало входящей информации. Необходимо понимать масштаб компании, отраслевую принадлежность, наличие-отсутствие производства, географическую распределенность, структуру организации.

Генеральный директор, Украина

1. Вначале определите ЦЕЛИ описания бизнес - процессов (например, регламентация или оптимизация),

2. Затем определите РУКОВОДИТЕЛЯ проекта,

3. Затем выберите НОТАЦИЮ описания процессов (которая соответствует целям),

4. Затем проведите ОБУЧЕНИЕ нотации описания процессов руководителя проекта (можно на курсах, а можно и по книгам - есть толковые), займет недели 2 времени.

5.Затем выберете ПРОГРАММУ для автоматизации рутинной работы ( стоит несколько сотен долларов - в принципе не обязательно, если объем работы небольшой),

6. Затем УПРАВЛЯЙТЕ работой как проектом.

7. И не забывайте, что эта работа не разовая, а СИСТЕМНАЯ - сегодня без постоянной работы по оптимизации бизнес процессов "нормальную" прибыль уже нельзя заработать (в нормальном бизнесе).

Примечание: Если в организации сложные процессы и работает более 150 -200 человек, то стоит подумать о штатном аналитике бизнес - процессов.

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Юрий Петров пишет:
6. Затем УПРАВЛЯЙТЕ работой как проектом.

Судя по вопросу, автор хочет узнать в результате каких элементарных операций будет выполнена работа (Ваш п.6) и будет получен описанный бизнес процесс.

Генеральный директор, Украина
Сергей Левицкий пишет:
Юрий Петров пишет:
6. Затем УПРАВЛЯЙТЕ работой как проектом.
Судя по вопросу, автор хочет узнать в результате каких элементарных операций будет выполнена работа (Ваш п.6) и будет получен описанный бизнес процесс.

1. Сергей, Вы неверно трактуете мой комментарий. Пункт 6 касается вопросов УПРАВЛЕНИЯ проектом, а не ОПИСАНИЯ процессов.

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Юрий Петров пишет:
Сергей Левицкий пишет:
Юрий Петров пишет:
6. Затем УПРАВЛЯЙТЕ работой как проектом.
Судя по вопросу, автор хочет узнать в результате каких элементарных операций будет выполнена работа (Ваш п.6) и будет получен описанный бизнес процесс.
1. Сергей, Вы неверно трактуете мой комментарий. Пункт 6 касается вопросов УПРАВЛЕНИЯ проектом, а не ОПИСАНИЯ процессов.

Теперь ясно....

Консультант, Москва

Здравствуйте, Иван,

Формализация рабочих процессов состоит из 3 этапов:

  1. Определение границ
  2. Сбор информации
  3. Описание (документирование) процессов

Более подробно:

Определение границ обычно начинается с описания общей структуры бизнеса, так называемые, процессы верхнего уровня. Например структура делится на основные процессы и вспомогательные. Основные - те, что делают деньги: производство, доставка, продажа. Вспомогательные, те что способствуют работе основных: управление персоналом, фин.подразделения, маркетинг и пр. Определив укрупнённые процессные блоки, начинаем углубляться в каждый из них уже более обстоятельно, и здесь мы переходим ко второму этапу.

Сбор информации включает в себя исследование процессов двумя основными способами: проведение интервью и изучение рабочей документации.

Интервью проводится на, как минимум, двух уровнях иерархии - руководитель и непосредственные сотрудники, выполняющие операции в процессе. Причины для этого очевидны: сотрудники владеют более точной информацией о выполняемой работе (мы пока не судим, правильно выполняемой или нет), а руководитель владеет информацией о всём процессе в целом. Зачастую бывает, что рабочий цикл сильно разделён на операции, а те в свою очередь привязаны к конкретному сотруднику, который знает только свою зону ответственности - это применимо не везде, но встречалось мне часто, особенно в банковском и страховом секторе. Желательно все беседы кратко документировать, так как с увеличением объёма информации некоторые детали могут начать путаться.

Анализ документов включает в себя изучение инструкций, регламентов, приказов и пр. оргбумаги - если таковая имеется. Чаще всего что-то есть точно.

Всё собранное систематизируем, обычно к этому времени по каждому процессному блоку уже есть понимание о выполняемых процессах и выдвигаемся к 3 и крайнему этапу.

Описание процессов или, как ещё это называют - документирование - ничто иное как закрепление конкретного процесса "на бумаге". Это может реально быть на бумаге или же в спецпрограммах - репозиториях. Кому как нравится или кто-где умеет. Неплохой инструмент Business Studio, но он дорогой.

Описание чаще бывает 3 видов:

  • Полностью графическое - блок-схемы в разных нотациях с разными уровнями детализации
  • Текстовое или табличное - простое описание процесса, типа нумерованных списков или кратких алгоритмов
  • Смешанное - первые два пункта воссоединяются. Это считается самым эффективным вариантом

Форма описание исходит от Ваших потребностей и умений. Инструменты также: есть довольно сложные, например, Business Architect(весь на английском и довольно дорогой); есть простые - Визио (стандартный инструмент в MS Office) или ручка и листок.

Частная рекомендация - выбирайте всё попроще, если у вас нет специалиста. По опыту знаю, компании, которые не практикуют графику в процессах, очень сложно понимают вычурные модели в нотациях, типа BPMN или даже старенький IDEF. А вот простые блок-схемы с понятными определителями уясняются легче.

Это, так сказать, вкратце. Если есть ещё вопросы, нужно более развёрнутое описание или живые примеры, обращайтесь, помогу по мере сил. Наработок есть много и в разных сферах.

Ну а дальше: оптимизация, развитие или ре-инжиниринг. Ведь описывать Вы их хотите конкретно для чего-то?...

Успехов!


Researcher, Москва
Данил Каримов пишет:
Формализация рабочих процессов состоит из 3 этапов:
1. Определение границ
2. Сбор информации
3. Описание (документирование) процессов

Вообще то, как правильно написал Юрий нужно начинать с ЦЕЛИ


Юрий Петров пишет:
Вначале определите ЦЕЛИ описания бизнес - процессов (например, регламентация или оптимизация),

Далее не забывать, что "написать бизнес процессы" означает создать МОДЕЛЬ.
А модель в свою очередь, создается для "получения ответов" на некоторую совокупность вопросов.

"Совокупность вопросов" и "цель" взаимоопределяющие и концентрировано отражают чью то ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.

Мое мнение, что начинать нужно с:
1. Определения ЦЕЛИ (читай формулирования совокупности вопросов к модели)
2. Определения ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. (у модели может быть только одна точка зрения)

И вот только теперь можно/нужно "определить границы" (Д.Каримов) т.е какие процессы (подпроцессы) с ТОЧКИ ЗРЕНИЯ будут считаться внутренними а какие внешними.


Генеральный директор, Москва
Валерий Овсий пишет:
Вообще то, как правильно написал Юрий нужно начинать с ЦЕЛИ


Ура! Свершилось чудо. Уважаемый Валерий наконец осознал важность ЦЕЛИ.

А ведь еще совсем недавно, отчаянно доказывал:

На моем уровне нет задач! Есть тренды, вИдение, направления …

Получился хороший пример полезности дискуссий на нашем форуме!

Researcher, Москва
Олег Шурин пишет:
Ура! Свершилось чудо. Уважаемый Валерий наконец осознал важность ЦЕЛИ.

Вы, к сожалению, не очень точно понимаете мои тексты. Конечно, в этом виноват я сам. К Вам претензий нет.
В дальнейшем буду стараться ориентироваться на Ваш уровень понимания.


Олег Шурин пишет:
На моем уровне нет задач! Есть тренды, вИдение, направления …

Вы, опять к сожалению, упустили слова, которые имеют ВАЖНОЕ значения. Это "на моем уровне". Я, не своем уровне, делаю одно, а мои сотрудники делают другое.

Они формулируют!! и конкретизируют!! под моим контролем (методологическом и идеологическом) ЦЕЛИ, которые после моего утверждения становятся планами (разного уровня) для исполнения...

Надеюсь, что Вам удалось понять мои слова, их значения и смысл, который я в них вложил!! И Вы не будите их пересказывать с искажением.

Генеральный директор, Москва
Валерий Овсий пишет:
Олег Шурин пишет:
Ура! Свершилось чудо. Уважаемый Валерий наконец осознал важность ЦЕЛИ.
Вы, к сожалению, не очень точно понимаете мои тексты. Конечно, в этом виноват я сам. К Вам претензий нет.
В дальнейшем буду стараться ориентироваться на Ваш уровень понимания.

Олег Шурин пишет:
На моем уровне нет задач! Есть тренды, вИдение, направления …
Вы, опять к сожалению, упустили слова, которые имеют ВАЖНОЕ значения. Это "на моем уровне". Я, не своем уровне, делаю одно, а мои сотрудники делают другое.
Они формулируют!! и конкретизируют!! под моим контролем (методологическом и идеологическом) ЦЕЛИ, которые после моего утверждения становятся планами (разного уровня) для исполнения...
Надеюсь, что Вам удалось понять мои слова, их значения и смысл, который я в них вложил!! И Вы не будите их пересказывать с искажением.

Т.е. Вы себя не считаете частью бизнес-процесса?

Researcher, Москва
Олег Шурин пишет:
Т.е. Вы себя не считаете частью бизнес-процесса

Не столь важно кем я СЕБЯ считаю.
Важно как устроена система управления компанией. Так вот в компании, где я директор и соучредитель НИ В ОДНОМ бизнес процессе НЕТ исполнителя-директора.

П.С. Следует уточнить одинаково ли я и Вы понимаем сам термин "бизнес процесс". Боюсь, что Вы опять, извращенно истолкуете мое утверждение.

Генеральный директор, Москва
Валерий Овсий пишет:
Олег Шурин пишет:
Т.е. Вы себя не считаете частью бизнес-процесса
Не столь важно кем я СЕБЯ считаю.
Важно как устроена система управления компанией. Так вот в компании, где я директор и соучредитель НИ В ОДНОМ бизнес процессе НЕТ исполнителя-директора.
П.С. Следует уточнить одинаково ли я и Вы понимаем сам термин "бизнес процесс". Боюсь, что Вы опять, извращенно истолкуете мое утверждение.

Разве? У Вас даже должность так звучит: Исполнительный директор.:)

А если серьезно. Разве у Ваших основных собственников нет цели - подержание компании, генерирующей им постоянный доход, в работоспособном состоянии?

Для этой задачи ими был выбран достойный исполнитель - Вы.

Собственниками Вам были озвучены задачи: постоянный операционный контроль за текущей деятельностью компании, достижение компанией определенных финансовых результатов, модернизация и запуск новых продуктов.

Ну не за красивые же глаза собственники Вам платят немалую зарплату?

Вы в свою очередь, через подчиненных Вам лиц, используя их в качестве исполнителей решаете поставленные перед Вами задачи.

Могу конечно ошибаться, но любой человек в бизнес процессе в какой-то момент играет роль исполнителя. Даже самый главный собственник, может быть исполнителем у самого себя. Например - финансируя какой-то Ваш проект, собственник в бизнес-процессе является исполнителем в решении задачи по поиску финансирования этого проекта.

И если он не выполнит эту задачу - то всему вашему проекту придет конец.

Думаю, среди Ваших собственников давно уже распределены какие-то обязанности: кто-то отвечает за связи с банками, кто-то за связи с госструктурами и т.д.

А обязанности, априори предусматривают исполнение обязанностей.

Да можно это называть как-то по-другому, но суть то не меняется.

Можно говорить себе - я не исполнитель, я - отдающий приказы, но это при внимательном рассмотрении - самообман.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.