Подарки для зарубежных партнеров: что и как дарить

Подарок вносит определенный личностный компонент в развитие деловых отношений. Хотя он предназначен для получателя, может многое сказать и о дарителе: о его собственных предпочтениях, о том, как он понимает своего партнера и как видит развитие совместного бизнеса или проекта. Обмен подарками является одной из старейших и очень прочных традиций в деловой сфере как внутри страны, так и в международном сотрудничестве.

Итак, что же важно иметь в виду, выбирая подарок зарубежному партнеру?

Что дарить?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам надо немного больше знать о культурной и религиозной принадлежности вашего партнера.  

Подарки китайским партнерам

Подарки в Китае – давний способ построения отношений, который со временем превратился в своеобразную жизненную философию, имеющую свое название – гуанси. Презенты часто преподносятся с целью выразить желание установить длительные отношения, с расчетом на построение гуанси (gūanxi – власть, основанная на отношениях).

При получении подарка может возникнуть ожидание ответного подарка или услуги. Это чувство взаимности китайцы усваивают с детства, и они очень чувствительны к ценности услуг и подарков. В этой культуре обычно используют подарки, чтобы выразить свою признательность за оказанную услугу.

Самое лучшее решение – посоветоваться с кем-то, кого вы знаете в Китае, чтобы избежать подарка, который может быть воспринят как слишком дешевый или слишком дорогой. Вопрос стоимости очень важен, поскольку ценный подарок может быть воспринят получателем как обязательство, которое должно быть погашено. Дорогие подарки часто, но не всегда, дарят с расчетом на ответную услугу или эквивалентный подарок.

Категории подарков, которые можно рассматривать как возможные варианты:

  • Книги, особенно те, которые содержат фотографии своей страны.
  • Предметы, произведенные в вашей стране. Помните эпизод, когда президент подарил российское мороженое председателю Си?
  • Ручки, настольные наборы, пресс-папье и блокноты с логотипом вашей организации.
  • Футболки, поло или кепки с логотипом организации, но, в идеале, не зеленого цвета.
  • Вина или виски. Их следует дарить в частном порядке и только в случае близких отношений.
  • Престижные вещи известных брендов. Например, элегантный портфель или кожаный органайзер.

Подарки индийским партнерам

В этой культуре обмен подарками – не такое уж частое явление в рамках чисто делового контекста. А вот если вас пригласили домой, здесь без подарка не обойтись. Список уместных подарков в этом случае может включать:

  • Сладости, шоколадные наборы.
  • Красиво упакованные фруктовые наборы.
  • Предметы, произведенные в вашей стране или как-то с ней связанные.
  • Цветы, за исключением красного жасмина (франжипани), который обычно приносят на похороны.
  • Игрушки для детей, здесь важно знать возраст.
  • Качественное вино, виски либо другие алкогольные напитки. Однако вы должны быть уверены в том, что ваш партнер пьет спиртное.

Схожая практика наблюдается и в Иране, где в качестве подарков в случае приглашения домой следует отдать предпочтение сладостям и цветам.

Что не дарить?

К зоне «табу» относятся прежде всего дорогие и очень дорогие подарки. Например, ваш деловой партнер в Турции будет чувствовать себя обязанным подарить и вам нечто соразмерное. То же самое будет испытывать и ваш китайский партнер, который, в соответствии с официальной линией, должен передать подобный подарок властям. Эта рекомендация порой игнорируется, но все же лучше не ставить партнера в затруднительное положение.

«Плохими» подарками являются также вещи или предметы, связанные с неприятными или специфическими ассоциациями в культуре партнера:

  • В Китае – наборы ножей, в том числе ножи для открывания писем, ножницы и другие острые предметы, символизирующие прерывание или остановку деловых отношений. Не стоит дарить партнеру часы (кстати, очень распространенный подарок в бизнесе), поскольку этот иероглиф близок по звучанию к слову «смерть».
  • В Индии – вещи, вызывающие специфические ассоциации, например, изделия из кожи или других частей тела животных. 

Подарки для арабских партнеров

Особенно «плохим» будет ваш подарок, если он не учитывает религиозную принадлежность партнера. Это относится прежде всего к тем странам, в которых сильными являются мусульманские традиции. Здесь следует назвать уже упомянутые ранее спиртные напитки либо другие изделия, содержащие алкоголь, а также продуктовые наборы, в составе которых находятся продукты из свинины. Это относится, например, к Саудовской Аравии, где сложилось несколько иное отношение к подаркам. Они рассматриваются скорее как жест доброй воли и, как правило, не вручаются во время первой встречи.

Подарок для вашего арабского партнера является своего рода символом вашего вклада в развитие деловых контактов и в той или иной степени должен отражать его хобби и интересы. Однако лишь с течением времени арабский партнер будет готов поделиться с вами подобными вещами. Если же это произошло, значит, ваши отношения вышли на более доверительный уровень, что чрезвычайно важно в этой культуре.

Как дарить?

В разных культурах сложились определенные ритуалы обмена подарками. В турецкой деловой практике это выглядит как довольно официальная процедура, во время которой подарки передаются или получаются двумя руками и при этом не открываются после вручения. Богатая упаковка не играет большой роли.

Чего не скажешь о китайских традициях, особенно ярко развивающихся в последние десятилетия. Упаковка не только является непременной частью подарка, но также должна быть выбрана в цветовой гамме, соответствующей событию или мероприятию. В любом случае эксперты советуют избегать сочетания таких цветов при выборе упаковки, как черный и белый или черный и желтый.

Интересно, что в соседней Индии сочетание таких цветов, как желтый, зеленый и красный является предпочтительным, поскольку эти цвета символизируют удачу, а например, черную или белую бумагу лучше для упаковки не выбирать. А в Иране упаковка должна просто хорошо выглядеть.

Передавайте подарок получателю, держа его двумя руками (и уж ни в коем случае не левой рукой) и делайте то же самое, принимая подарок – такую рекомендацию можно увидеть в целом ряде публикаций. Кому-то это, возможно, покажется странным или мало значимым, однако ваш зарубежный партнер оценит знание вами его традиций и привычек. Такой ритуал передачи – получения подарка можно наблюдать в Индии, Китае, Иране, Турции и многих других странах.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.