Что делать, если умные советы по нетворкингу не работают

Когда я начинал свою деятельность в роли топ-менеджера крупного строительного холдинга, прочитав массу литературы по теме нетворкинга, твердо решил включить это умение в свой список сверхзадач по саморазвитию. Понадобилось много лет, чтобы по-настоящему разобраться и понять лично для себя, что нетворкинг может быть как весомой помощью в создании успешной компании, так и значительным препятствием для развития. Расскажу свою историю освоения навыка и поделюсь рекомендациями.

Полная записная книжка, а контрактов ноль

Итак, я решил максимально развить в себе эти совершенно неприсущие мне навыки. Далее на протяжении многих лет я принимал участие в бизнес-сообществах, торгово-промышленных палатах, различных ассоциациях. Посещая бесконечные форумы, семинары, заседания и выступления я накапливал багаж знаний – как себя правильно позиционировать, интересно и ярко выступать, уметь слушать и многое другое.

Через какое-то время, привыкая к подобному общению, я уже мог подойти к незнакомому человеку и свободно заговорить на любые темы, тем более по бизнесу. Со временем подобное времяпрепровождение стало приносить удовольствие: чувство теплого единения с участниками, собственной значимости, умение правильно и красиво излагать свои мысли. В какое-то время даже стало заменять основную деятельность.

Что в результате? Полная записная книжка «полезных» контактов, знакомств, а фактического результата никакого. Я задумался – почему? Все делал по книгам, по правилам, но за год активного нетворкинга ни одного контракта! И с чувством полнейшего разочарования в себе и в «умных» советах совершенно перестал этим заниматься. Решил для себя: «Видимо, что-то делал не так или просто не понял, как это должно работать».

С чего начинается успешный нетворкинг?

Через две недели в поисках нужного телефонного контакта совершенно случайно наткнулся на фамилию давно забытого знакомого. Быстро, в течение секунды, промелькнуло чувство удовольствия от короткой встречи с ним. Какой-то легкий разговор про текущие дела в бизнесе, короткий обмен полуулыбками, означающие единодушие в жизненных позициях. Кнопка вызова нажалась естественно и легко. С этим малознакомым контактом мы теперь совместно участвуем в крупном проекте на партнерских условиях.

Затертая фраза «успешный нетворкинг начинается с себя» воспринимается многими как сверхзадача себя переделать и перевоплотиться в этакого порхающего и лучезарного нетворкера, к которому будут, как бабочки на лампу, слетаться все бизнесмены и инвесторы только с одним желанием – погреться в тепле и лучах остроумно-интересного общения. И тогда уж точно гарантирован успешный проект, приносящий баснословную прибыль. Такая суперэффективная коммуникация просто не может быть провальной! На самом деле, это наивные фантазии.

Приведу в пример известную книгу «Никогда не ешьте в одиночку». Следуя советам авторов, любой руководитель просто обязан для успешного нетворкинга постоянно хотеть и желать бесконечных встреч, совместных обедов и ужинов. Связи и знакомства важны в любом торговом деле, но что если руководитель глубокий интроверт? Представьте, какое напряжение он будет испытывать во время «делового обеда» с малознакомой фигурой, с которой надо построить во время трапезы партнерские отношения, успевать заниматься самопрезентацией, думать и подбирать слова, прилично при этом выглядеть, быть легким, остроумным, выдерживать линию разговора и многое другое. Тут уже не до удовольствия от еды и встречи. Кусок бы изо рта не выпал при разговоре, что, кстати, при таком напряжении часто и очень комично «как назло» и происходит.

Другая сторона это напряжение чувствует, разговор и энергия взаимодействия спазмирована. Захотят ли потом эти люди с удовольствием еще встретиться, тем более, иметь совместное дело? Конечно, нет. Бессознательно будут этого избегать. И зачем нужен такой обед? Это касается любых форм общения, которые происходят вынужденно и вымученно, только потому, что есть такая придуманная обязанность успешного нетворкинга.

Как налаживать деловые связи: 5 советов, проверенных на личном опыте

1. Всегда прислушивайтесь к себе

Изучайте и пробуйте различные инструменты нетворкинга, если считаете, что эти компетенции будут полезными для развития бизнеса. Но учтите: если в попытках наладить новые контакты вы каждый раз испытываете дискомфорт, если по каким-то внутренним причинам вам не нравится «просто общаться на отвлеченные темы» в модных ресторанах, бросайте все это к чертовой бабушке. Люди интуитивно почувствуют ваше напряжение от нежелания общаться.

Не стоит создавать себе выдуманные препятствия, которые необходимо героически преодолевать. Заходить в «область дискомфорта» – это не чудесное личностное развитие, а фантазийная чушь. Любое развитие возможно только при свободном течении энергии. Необходимо просто расслабиться и отнестись с уважением к своему складу личности. Вы такой, какой есть, и другим, в основе своей, уже не будете. Испытайте удовольствие от самого себя. Тихое и незаметное спокойное удовольствие. И не беспокойтесь о том, как окружающие люди это воспримут. Гармоничный человек, принимающий с благодарностью свое внутреннее устройство, притягивает своей умиротворенностью.

2. Будьте избирательны в контактах

Если чувствуете, что спустя 5 минут разговора общение «не зашло», единой волны или химии не появилось, заканчивайте беседу, не обременяя себя правилами «правильного выхода из контакта». Не мучайте ни себя ни собеседника, отыгрывая традиционные вежливо-слащавые социальные роли. Все равно друг друга не обманете.

Люди с первых секунд интуитивно понимают – принесет ли общение удовольствие. Ведь удовольствие – это эволюционная потребность, все остальное (успешный совместный бизнес, проекты) только следствие. Если этого не произошло естественно и легко, не тратьте свою энергию на вымучивание «будущего успеха». Его не будет. При этом чувство глубинного уважения к себе, к собеседнику и к сложившейся ситуации позволит разойтись по своим делам без ощущения внутренней опустошенности.

3. Привлеките эксперта, если чувствуете, что активный нетворкинг – это не ваше

Существуют люди, для которых социальное взаимодействие как воздух. Вся их жизнь соткана из многочисленных контактов, встреч, знакомств, звонков, обмена информации. Они умело и практически на «автомате» собирают нужную и не нужную информацию о текущих событиях, о том, что происходит с другими людьми в области бизнеса. Такие личности просто поражают своей осведомленностью и знакомствами с известными фигурами.

Соревноваться и пытаться за ними «угнаться» точно не стоит – это их «работа» в том, чтобы служить так называемой «склейкой» социального взаимодействия. Такие личности в какой-то момент бывают крайне необходимы. Если есть финансовая возможность, найдите и наймите такого. Только не вздумайте регламентировать его деятельность – не получится.

Если финансовой возможности нет, а такая фигура необходима для развития, предложите партнерство. Его задача – устанавливать деловые контакты от имени вашей компании. Ваша задача после успешного нетворкинга – держать слово и делать дело. Если его слова и обещания останутся только словами и обещаниями, и за ними не последуют реальные действия и результаты, ваша репутация, как владельца бизнеса, будет под угрозой.

4. Не ныряйте в нетворкинг с головой

Когда удастся развить в себе этот навык, будет непросто возвращаться к нудному и тяжелому труду руководителя. Представьте два разных сценария:

  • Заседание Торгово-Промышленной палаты. Все нарядные и важные. Кофе-брейки и деловые разговоры о развитии экономики или отрасли. Со знанием дела обсуждаются проблемы, кризисы и пути выхода из них. Вы докладчик, научились выступать легко и с юмором, удерживать внимание аудитории. В перерыве, конечно же, многие подходят к вам с целью познакомиться и вам приятен этот интерес. Здесь и признание, и собственная значимость и важность, и ощущение победы над собой, и симпатии окружающих. В общем, полное удовлетворение всех эволюционно зашитых механизмов выживания. Тревогу от существующих проблем снижает в разы.
  • Вы приезжаете в офис, секретарь с порога сообщает, что внезапно и непонятно почему пришел вызов в Налоговую для дачи пояснений. Подходит кадровик и сообщает, что 35 человек на стройке попросту не вышли на работу и вообще «куда-то исчезли». Главный инженер напоминает, что завтра, как назло, именно на этом объекте текущее совещание с заказчиком по динамике строительства. Какая тут, нахрен, динамика, когда некому работать? А от этого совещания зависят последующие платежи за выполненные работы и вся жизнедеятельность компании. Я уж помалкиваю об ответственности за срывы сроков... Далее продолжать не стоит.

Думаю, разница внутреннего состояния и настроя очевидна.

Когда-то, будучи наемным управленцем, я лично наблюдал, как наш собственник компании убегал от проблем бизнеса в теплый и приятный нетворкинг. Горестно было наблюдать и осознавать свое бессилие, когда рушилось то, что создавалось годами. В то время как владелец, от решения которого зависело дальнейшее существование организации, пусть даже эти решения были очень тяжелые и сложные, находился на бесконечных выставках и форумах, рассказывая всем, как выстроить успешный бизнес. Результат – полный развал компании, личное банкротство владельца и его окончательное забытье как успешной фигуры в мире бизнеса.

Не уходите в эту приятную деятельность с «головой». Помните, что есть основная работа, иногда сложная и трудная, но ваша. Нетворкинг – всего лишь один из инструментов, который помогает в работе, но не более того.

5. Собирайте информацию о своей репутации

Получайте обратную связь, желательно через «вторые руки», как вы воспринимаетесь в деловых кругах. Прямые вопросы и попытки это прояснить ни к чему не приведут. Даже наоборот: могут дать иллюзию, что в целом все хорошо. Важно знать, что говорят «за спиной», даже если говорят не в позитивных окрасах – в этом и есть зерно репутации.

Я слышал разные мнения об управленцах и владельцах крупных компаний, и о себе в том числе. Для меня самый большой комплимент в разговорах за «спиной» был следующий: «тяжелый товарищ, сложный в общении, но если уж сказал, что сделает, значит, сделает». Звучит так себе, но суть неплоха. Ведь в бизнесе главное – слово и дело. Остальное может этому способствовать или помогать, в том числе и нетворкинг.

Фото в анонсе: freepik.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Специалист, Пермь

Спасибо за статью.

1. Тот же подход может быть применен и в наращивании бизнес-контактов в профильных соцсетях.

Первая 1000 - это необходимая критическая масса.

Далее уже необходимо более разборчиво подходить к подбору. 

2. Одним из фильтров - общения - может стать вопрос - чем мы можем быть полезны друг другу? Если ответ не находится, то стоит ли тратить усилия. 

3. Как верно отметил автор, не стоит подменять результат (достижение целей) процессом (нетворк).

Обычно уходом в PR-деятельность с пренебрежением к основным задачам грешат личности с истероидно-нарциссичным радикалом.

4. Как понять что уже хватит? рефлексия потраченных усилий и осознание полученных результатов.

Если походы по журфиксам ничего не принесли. то стоит ли их продолжать, несмотря на поглаживание собственного эго.

Соглашусь с ранее высказанной точкой зрения - в иных статьях - что достаточно в качестве публичного Докладчика присутствовать не чаще 1 раза в квартал.

Также интересно на подобных ивентах уже иметь пару "тузов в рукаве" - и предлагать их целевым людям - определенным задолго до прихода.

Т.е. важна предварительная подготовка - с чем вы приходите на подобный ивент.

А иначе высок риск проведения времени вхолостую с "пустышками" - любителями бесплатных обедов, словоблудия и премий журнала GQ.

 

Управляющий директор, Москва

Спасибо, всё по-делу. Думаю тему репутации стоит раскрыть пошире, т.к. куда без нее а нетворкинг играться? 

Особенно интровертам. И экстравертам, которые ненадолго остановились, взглянули на себя со стороны и тоже всё поняли. :)

Это же не только отызывы бывших коллег и партнеров, которые могут быть не совпадать с собствеными представлениями об опыте общения и работы. Не говоря об умении верно доносить мысли. Есть один друг и коллега, умный и с репутацией  достойного человека, который по каким-то своим причинам не дает ни о ком рекомендаций. Интеллигент. Так и отвечает на вопрос о ком-либо - "Не рекомендую". :)))  

А все эти публичные пляски, тяжелы тем, что в 95% случаев спикеры перетирают в общем-то очевидные профильной аудитории, банальные вещи. А на "деоовой части" - сплошные "диалоги двух продавцов". Или двух людей "у которых всё есть". Мало кого интересуют потребности других. 

 

Аналитик, Москва

Хорошо написана статья. 
Но вот заголовок "Что делать, если умные советы по нетворкингу не работают". Значит это советы не были умными. Да и не стоит хвататься сразу за все советы, за все книги, за все чужие идеи. 

Но позволю себе дать ещё один "умный совет". Надо забыть про дурацкое слово "нетворкинг". Надо опробовать сказать по-русски "инструменты нетворкинга". Давайте избавляться от гнусавых слов с этим "нг".

Странное слово "Нет творкинга". Нет творчеству. Всему "нет". Разве оно может кого-то вдохновить? Так и будешь всю жизнь невторкингичать, нетворкинговать и уйдёшь на пенсию молодым нетворкингистом.

Говорят, что нетворкингисты нетворкингировали, нетворкингировали, да не нетворкингировали.

Президент, председатель правления, Екатеринбург

Спасибо. Статья понравилась. Согласна с основными посылами. 

Возник некоторый диссонанс. Стиль статьи я бы назвала "изящным", а автор пишет, что он "тяжелый товарищ, сложный в общении". 

Думаю, что он хороший коммуникатор.

С уважением, Елена

 

Менеджер интернет-проекта, Москва

Я думаю, проблема не в умных советах, а в нетворкинге ради нетворкинга. В этом основная ошибка применения этого инструмента и как следствие разочарование в нем. А так, если советы действительно умные, то в них всегда подчеркивается идея, что к мероприятиям нужно готовиться, список потенциально полезных знакомств составлять и всегда осознавать, зачем тебе идти на то или иное мероприятие и зачем знакомиться и общаться вот с этим конкретным человеком (в том числе, и с точки зрения, чем ты можешь быть полезен ему, а не только он тебе). И потом эти контакты нужно поддерживать и развивать, а не просто "складиваровать" в записной книжке

Генеральный директор, Санкт-Петербург

учитесь у первой сотни самых богатых бизнесменов России.... они знают "как и с кем".

Менеджер по закупкам, Москва

Да, это правда - в долгосрочной перспективе все сводится к личным отношениям и симпатиям-антипатиям.

Консультант, Москва
Екатерина Романова пишет:
в том числе, и с точки зрения, чем ты можешь быть полезен ему, а не только он тебе).

 

В этом суть дела. Люди решают серьезные вопросы, ИИ - может только фильтровать "массу". А вот подобраться к нужному человеку - это вам не "лобио кушать"! Но это мало кто может правду рассказать. Тут придется и потрудиться и для себя решить - получится или нет. Может быть только одна попытка...и результат - в разные стороны.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.