Почему для успеха в бизнесе вредно читать Джобса и Бренсона

Филипп Македонский: «Если я вступлю в Пелопоннес, Спарта будет полностью уничтожена. Если я захвачу ваши города, я убью всех жителей. Если я разобью ваше войско, я казню всех пленных. Спартанский посланник: «Если!»

История Спарты

Когда мы вступаем в игру под названием «бизнес», мы попадаем в реальность, которая разительно отличается от всех остальных сфер нашей жизни. И успех в ней возможен только в том случае, когда мы в состоянии адекватно оценить эту новую реальность, и осознать ту важную мысль, которую тысячелетия назад выразил гордый спартанец, отвечая македонскому царю, сказав только одно слово. Смысл его гениально прост: не нужно верить в то, чего нет, не нужно верить в химеры, созданные словами других людей. Верить нужно в себя, в Бога и в здравый смысл.

К сожалению, эта истина остается непонятой значительным числом деловых людей, которые ориентированы на успех, и одновременно верят в те химеры, которые существуют в мире реального бизнеса. Современные деловые люди в своей гордыне часто считают своих далеких предков, невежественными, необразованными, а иногда и глупыми. Им кажется, что они настоящий «венец творения», потому что у них есть компьютеры, айфоны, автомобили, силиконовые груди, кредитные карты, самолеты, инъекции гормона роста, лекарства от венерических болезней, несмывающаяся тушь для ресниц и прочие достижения НТП.

И это убеждение играет с ними злую шутку. Ослепнув от своей гордыни, они не видят, что с позиции здравого смысла они откатились на 2,5 тысячи лет назад, на уровень тех алчных и беснующихся перед «Золотым тельцом» людей, которым египетский жрец Моисей принес новую заповедь: «Не сотвори себе кумира».

Сегодня сознание многих деловых людей порабощено опасными химерами, которые полностью блокирую возможность добиваться реального успеха, и делать реальный level up своей жизни. Эта статья написана для того, чтобы помочь тем, кто имеет здравый смысл и способен смотреть «правде в глаза», избавиться от тех химер, которые стоят на пути их реального успеха. К сожалению, на эту тему практически никто ничего не пишет, поэтому очень важно восполнить в нашей картине мира этот пробел.

Химера «Гуру бизнеса»

Самой абсурдной химерой, которая владеет разумом и волей огромного числа деловых людей, является химера «Гуру бизнеса». Многие тысячелетия русский мир, славил Бога Сварога, и его детей: Перуна, Велеса и Хорса. Затем, с принятием христианства, люди молились Богу Отцу, Сыну и Святому Духу и святым апостолам. В советский период верили в коммунизм», и его пророков Маркса, Энгельса и Ленина.

Сегодня в российском бизнес-сообществе процветает массовое поклонение «Бизнесу», и его пророкам, или как модно их называть, «гуру»: Гейтсу, Джобсу, Бренсону, Баффету, Кийосаки, Цукербергу и прочим, включая доморощенных Ходорковских, Абрамовичей, Тиньковых и Чичваркиных. Сам по себе бизнес, как сфера деятельности, считается абсолютной ценностью, а люди добившиеся успеха в какой-либо сфере бизнеса, считаются гуру, т. е. теми, кто знает, как делать бизнес, и может научить всех остальных.

Разумеется, поклонение это образное выражение, точнее сказать это вера в то, что об этих людях написано, и в то, что они сами о себе говорят в своих интервью. Как говорится, «верят на слово», и стремятся применить в своем бизнесе, их «стратегии», «лучшие практики» и «истории успеха».

А вы верите, что пишут о себе, или позволяют писать своим «сидящим на абонентской плате» карманным «борзописцам», все эти Гейтсы, Цукенберги, Джобсы, Бренсоны, Баффеты, Кийосаки, Ходорковские и Тиньковы? Если да, то это очень легкомысленно с вашей стороны? Я глубоко убежден, что вся открытая информация об этих «Гуру бизнеса», – просто химера. Мифы Древней Греции гораздо ближе в реальной истории, чем легендарные истории жизни и успеха этих «Гуру бизнеса».

У меня нет сомнений, что перечисленные мной люди, выдающиеся бизнесмены и лидеры. Однако, меня есть уверенность, что никто из них никогда не раскрывал и ни раскроет секреты своего успеха, т. к. это «тайна за семью печатями». То, что говориться и пишется на публику, это как правило, либо дезинформация, либо фрагменты правды, использовать которые, не понимая контекста и системы, в которую они встроены, невозможно.

Приведу лишь один пример. Удивительно, но люди, вопреки здравому смыслу, верят Ричарду Бренсону, который написал, что управлял своим бизнесом с собственного острова, по телефону, тратя на это 15 минут в день. И вы верите? Дедушка Ленин, согласно советским газетам, был лучшим другом советских детей и освободитель рабочих и крестьян. Однако, это не мешало ему посылать Тухачевскому, расстреливающему из картечи и травящему боевыми газами восставших пензенских и тамбовских крестьян, сообщения типа: «Почему так мало расстреливаете?»

На моих глазах, некоторые продвинутые молодые отечественные бизнесмены пробовали повторять этот легендарный прием. Естественно с прямо противоположными результатами. Возможно, Бренсон и управлял своим бизнесом с острова, делая один звонок по телефону в день, продолжительностью 15 минут. Но вероятно забыл написать, что он делал еще.

Нужно просто понять, что такие звонки имели определенный положительный эффект лишь потому, что у него на местах сидят профессиональные управленцы высокого класса, внедрена система жесткого регулярного менеджмента, и трудятся годами отобранные команды высокооплачиваемых профессионалов. О чем Бренсон, разумеется, ничего не написал. Если эти звонки и были, то с их помощью Бренсон мог выполнять, лишь чисто формальную лидерскую функцию, находясь, как говорит Владимир Тарасов, «сбоку своей пирамиды». Не более того. Невозможно «быть глубоко в теме», уделяя ей внимание, по 15 минут в день.

Более того, это вряд ли это получится у нас в России, если среднестатистический бизнесмен попытается управлять своим бизнесом по телефону, по 15 минут в день, находясь на двухнедельной рыбалке на острове посреди Волги. Потому что в 99% случаев, у него нет на местах профессиональных управленцев высокого класса, не выстроена система жесткого регулярного менеджмента, и нет годами отобранной команды высокооплачиваемых профессионалов. Поэтому, пока он ловит рыбу, в его компании полный бардак. А его дистанционный метод управления доставляет его подчиненным массу возможностей для шуток и анекдотов.

Химера честных историй успеха

Серьезный успех каждого человека, это уникальное стечение различных обстоятельств и факторов. Каких обстоятельств и факторов? Это всегда тайна, которую он публично никогда не раскроет. Потому что часто, сам не понимает, как у него это получилось. В любом случае, правду вам публично не расскажет никто и никогда, понимаете? Расскажут только ту часть правды, вернее, ее отдельные, вырванные из контекста куски, которые будут облагораживать человека и выставлять его в лучшем свете.

Он будет говорить или писать: «Я всегда адски работал, по 15-20 часов в сутки семь дней в неделю. Не спал ночами на протяжении многих лет. Применял лучший опыт великих гуру бизнеса. Никто за мной не стоял, не поддерживал и не помогал! Ничью чужую волю не исполнял! Никакими спецслужбами не завербован! До всего дошел своим умом!» В общем, будет вешать стандартную лапшу, которую можно слышать сплошь и рядом, причем во всех сферах жизни.

Работал я с такими «гениальными» бизнесменами. И все прекрасно видел: врут и не моргают, да так, что Геббельс отдыхает лежа на спине. Спят они очень даже хорошо, работают умеренно, но считают себя «на работе» все время, пока бодрствуют. Авральная работа случается, но редко, в случае форс-мажора, запуска или окончания проекта.

Да, они умны, трудоспособны, целеустремленны. Все имеют мощную поддержку и крышу от родственников и соплеменников (личные связи, деньги, информация, административный ресурс), входят в сговоры с различными «структурами», часто вербуются» ими. В результате такой поддержки борзеют от безнаказанности и чувствуют себя сверхчеловеками. Но у самих, как говориться, «рыльце в пушку», по полной программе.

Это человеческая натура, что с ней поделать. Редко кто может говорить правду, причем публично. Когда Германа Стерлигова, одного из первых наших миллиардеров, спросили, как он заработал свой первый миллион долларов в 1990-х годах, он ответил следующее: «Я его украл. Потому что невозможно заработать «с ноля» миллион долларов. Нигде и никак. Его можно только украсть…»

Разумеется «украл» в данном случае образное выражение, отражающее суть современного бизнеса. «Работать, работать и еще раз работать», – этого мало. «Применять лучшие стратегии и практики», – тоже. Нужно еще понимать «закрытую» строну успеха человека или компании, кто в них вкладывался, у кого были «позаимствованы» революционные идеи, кто их сейчас контролирует или курирует, в каких реальных условиях (уникальная конъюнктура рынка) они «выстрелили». И как выглядит реальная, а не «показушная» система их бизнеса.

Я пишу эти строки не для того, чтобы кого-то обличить или унизить. Я пишу их для того, чтобы предостеречь тех молодых и обладающих здравым смыслом российских предпринимателей и наемных сотрудников, которые хотят добиться реального профессионального успеха. Предостеречь от ошибок, которые когда-то совершал сам, и от пустой потери времени и энергии.

Что происходит с теми, которые начинают использовать «лучшие стратегии и практики» всяких разных «Гуру бизнеса»? Ничего хорошего! Когда саратовский или пензенский предприниматель начинает использовать «лучшие практики» Бренсона, с его личным рекламным слоганом, «К черту все, берись и делай», то его однозначно ждет полный абзац.

Бренсону, который по происхождению принадлежит к британской элите, можно послать «к черту все», потому что это «все» у него есть от рождения, и никуда не денется. С таким стартом и поддержкой нужно быть дебилом, чтобы у тебя что-то не получилось. А какой старт у саратовского или пензенского предпринимателя? Съемная квартира, деньги занятые под залог автомобиля, и картошка с яйцами, которые привозят родители из деревни Ивантеевки, экономическая депрессия всего региона, плюс «перлы» Бренсона в голове?

И такой расклад характерен не только для бизнеса. В профессиональном спорте та же самая картина. Чемпион с удовольствием вам расскажет, как тяжело он тренировался, какие упражнения он делал, какие тренировочные методики и упражнения он использовал, какой у него прекрасный тренер, и какие у него талант и генетика.

Если вы начнете перенимать у него «лучшие стратегии и практики», и идти тем же путем, то кроме травм и разочарований, не получите ничего. Потому, что он не раскрыл вам вторую, тайную половину своего успеха. Какую фармакологию (запрещенную) он принимал, и как он это делал? Кто его финансировал и в каких размерах? Какие реальные тренировочные методики и упражнения он использовал? Какова была стратегия конкретного соревновательного сезона? Каков был состав участников, которых он победил? Какие связи он использовал и для чего, и на каких этапах подготовки? Такой ценной и важной информацией никто и никогда не делится. Поверьте, как бывший горнолыжник и сын спортивного тренера, я знаю это не понаслышке.

Еще раз подчеркну, я не сторонник умалять достоинства тех людей, которые добились большого успеха. Нужно всегда воздавать им должное. В тоже время важно грамотно анализировать их опыт с позиции здравого смысла и логики. Отличать бизнес-мифологию от реальных инструментов и методов, которые могут принести успех, с учетом наших реальных возможностей, нашего опыта и внешней конъюнктуры в конкретный момент времени.

Особенно критически стоит относиться к перениманию опыта тех, кто позиционирует себя, или позволяет это делать другим, в качестве гуру какого-то дела, в нашем случае, бизнеса. «Гуру» в переводе с санскрита, «Тот, кто просветляет», т. е. духовный наставник, учитель. Что в сфере бизнеса можно просветлять в духовном плане? Да ничего! Вообще ничего! Здесь другие законы и правила игры. Здесь правит «Золотой телец». Более того, многие не понимают, что использование самого термина «гуру» в русском языке и культуре, попахивает идиотизмом.

Хотите добиться реального успеха, избавьтесь от химер бизнес-мифологии. Как говорит народная мудрость, изучайте матчасть! Почитайте или послушайте, например, Владимира Тарасова и Александра Фридмана, и вы поймете, как сильно отличается реальное управление людьми, от того, что говорят и пишут легендарно-мифологические гуру бизнеса, типа Бренсона и Джобса.

Смотрите на ситуацию с позиции здравого смысла, опирайтесь на логику, а не на вырванные из контекста изречения классиков мирового бизнеса, которые по своей сути, ничем не отличаются от изречений классиков марксизма и ленинизма. У меня есть глубокое подозрение, что многие стратегии и технологии, которыми нас усиленно снабжают западные «партнеры», являются специально сконструированной дезинформацией.

При этом сами они используют совсем другие системы, методы и инструменты. Запад никогда и никому не раскрывает по-настоящему эффективные стратегии и технологии, а уж нам тем более. Ничего личного, просто им это невыгодно, кому нужна лишняя конкуренция. Запад всегда пользуется двойными стандартами, у него всегда есть что-то «для себя», и что-то «для всех остальных».

Очень точно об этом выразился Денис Соколов: «Они выпускают сотни книг, проводят «тренинги», в которых даются лишь осколочные знания, замешанные на массе дезинформации. Эти знания в принципе не могут и не должны вывести на положительный результат. Но мы покупаем эти «знания» и впихиваем в себя тоннами, как тот генно-модифицированный суррогат из полуфабрикатов, вместо здоровой пищи».

Подводя итог, хочу выразить свою главную мысль. Сегодня в массовой сознании деловых людей, бизнес как сфера деятельности, оброс мощной религиозной мифологией, со своим Богом, пророками, догматами и ритуалами. Я верующий человек, но глубоко убежден, что в случае с бизнесом, лучше быть не верующим, а думающим и критически мыслящим. Особенно если вы интеллектуально развитый человек.

К сожалению, сегодня я вижу, что какой-нибудь хозяин ларька, имеет более адекватное представление о бизнесе, чем молодой сотрудник корпорации или начинающий предприниматель. Он не читает Бренсона и Баффета, он думает головой и полагается на здравый смысл. И верит только тому, что видит своими глазами, и понимает своим умом. Что очень рекомендую и вам.

Executive.ru открыл канал в мессенджере Telegram. Хотите быть в курсе самых главных событий российского менеджмента? Присоединяйтесь!
Комментарии
Партнер, Красноярск

А при чем тут Россия? Это везде так. Правду будут говорить только ту, что украсть не получится. Ну или из серии "попробовали, фигня, пусть другие теперь шишки набивают" ))) Стерлигов скорее прав, ибо первые деньги - самые трудные, они приходят вместе с опытом. Иногда опыт приходит один ))) Вот про "здравый смысл" поддерживаю полностью, но все-таки учиться надо, управлять с рождения никто не умеет, тут главное правильно выбирать "методички"...

Исполнительный директор, Москва

Автору – респект! Статья хорошая. У нас в стране еще и доморощенные «гурята» имеются, книги пишут, мастер-классы проводят, только людям головы морочат.

Менеджер, Москва

Не согласен только с тем, что "серьезный успех каждого человека, это уникальное стечение различных обстоятельств и факторов."

Да, довольно часто, возможно даже в большинстве случаев, это именно стечение обстоятельств, а не результат целенаправленного достижения поставленной цели.

Но при таком подходе довольно удобно любые неуспехи списывать на отсутствие удачно сложившихся обстоятельств. И еще человек всё-таки способен и сам формировать обстоятельства в своей жизни. Хотя бы по принципу "всё начинается с малого".

И еще довольно много случаев, когда неспособному и неготовому к бизнесу человеку на голову сваливаются "удачно сложившиеся обстоятельства" (например, ему переходит бизнес по наследству от отца) - и он в виду своей неспособности бизнес проваливает.

Очень часто владельцы бизнеса являются лишь номинальными владельцами, пиар-фигурами (тот же Билл Гейтс), которые поставлены на эту должность для того, чтобы делать нужные реальным хозяевам "заявления для прессы" (как раз ту самую дезинформацию, которую многие потом воспринимают как руководство к нужным реальным хозяевам бизнеса действиям). Никакого реального участия в управлении они не принимают, и реальных способностей к управлению бизнесом не имеют.

Поэтому правильнее сказать - "личные качества в сочетании с удачно сложившимися (либо самостоятельно сформированными) обстоятельствами".

Студент, Екатеринбург

Статья супер! Все по полочкам.

Генеральный директор, Калининград

С чем тут согласиться то? То что думать надо своей головой - это и так понятно!

При чем тут Джобс и подобные? Учиться у вышеупомянутых владельцев ларьков из Пензы? Или учиться не надо, каждый раз "изобретать велосипед"?

Хорошо что сейчас есть возможность знакомиться с множеством различных трудов. Иметь возможность сравнивать. И далее уже самостоятельно строить свою жизнь.

Да, понятно что много дополнительных факторов бывает в жизни, кому-то помогают взлететь, кому-то наоборот. Понятно, что много просто мотивирующей литературы. Не инструкции.

В чём цель статьи? Не получилось у меня, советую и другим не делать так? На кого в обиде автор

Партнер

Ну если пытаться читать книги состоявшихся в условиях совершенно другой бизнес экосистемы предпринимателей, как пошаговое руководство к действию, то и вправду не стоит.

Но читать подобные статьи ещё вреднее, поскольку сеют разруху в головах граждан и без того убеждённых, что “трудом праведным не наживешь палат каменных“, т.е. поддерживают в их головах странную мысль, что все, кто не сидит в офисе за зарплату - это аналог Стерлигова. И настрой этот не лучшим образом сказывается на качестве человеческого капитала, его мотивации и управляемости и, соответственно, на результах его деятельности.

Неожиданно для E-xecutive...

Консультант, Москва

Речь о том, чтобы не читать автобиографии крупных иностранных предпринимателей или не заниматься бизнес-образованием вообще?

Ведение бизнеса, это тоже профессия, есть стандартные приемы и ошибки, тупиковые пути, модели управления и пр. Владелец киоска может знать всё об управлении киоском в своём район, но эти знания, без дополнительного образования, не помогут ему управлять заводом.

Вывод: не верить, не учиться, не пытаться? Всех, у кого что-то получилось, считать обманщиками и ворами?

Председатель совета директоров, Москва

Читать не вредно, вредно тупо повторять!

P.S.Деловую литературу (даже если бестселлер) не читают, с ней работают и делают выводы, т.е. идут своим путем с учетом полученных знаний.

Председатель совета директоров, Москва

Консалтеры изгаляются;-(

Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

Похоже на реакцию автора на http://www.e-xecutive.ru/education/glavy-iz-knig/1...

И реакция такая именно потому, что активно навязываются все эти бизнес-мифы, изготовленные профессиональными мифотворцами как вдохновляющие примеры для доверчивых некритично мыслящих начинающих предпринимателей/карьеристов.

Понятно, зачем и почему пишутся эти сказочки. Глупо не заработать на наивных простоках, навешав лапши на уши и любуясь собой, таким молодцом.

А вот в чем интерес медиа-канала при тиражировании этих бизнес-легенд...

Исчерпаны живые темы? Не о чем писать?

Учиться надо, конечно. И хозяину ларька не помешает расширить горизонт за пределы своего ларька.

И здравые идеи и подходы есть в общеизвестной бизнес-литературе. Читать нужно. Но еще и уметь интерпретировать прочитанное правильно.

Как ученые при исследовании проблемы разносторонне и бесстрастно изучают большой об'ем данных, преобразуя их в ценные гипотезы.

Так и в море бизнес-литературы и за ее пределами нужно уметь отличать полезные идеи от болтовни.

О чем автор статьи и пишет.

Еще б грамматические ошибки в своем тексте бы исправил, совсем было б хорошо )




Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Мероприятия (2754)
Все мероприятия
Цифры и факты
Сирийские курды прорвались к нефти

Тренд дня: «Сирийские демократические силы», ядро которых составляют курдские отряды, вышли к нефтяному полю Омар.

Facebook развивает платные игры

Сервис дня: Facebook начинает тестирование инструментов монетизации игр для приложения Messenge.

Орешкин озвучил план ускорения ВВП

План дня: Орешкин озвучил предложения для плана правительства по ускорению ВВП.

​Twitter борется с насилием

Факт дня: Twitter опубликовал календарь обновлений соцсети, направленных на повышение безопасности.